Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»
учебно-методический материал по теме
Данным материалом могут воспользоваться педагоги дополнительного образования, методисты системы ДОД. В данной статье отражены аспекты работы с талантливыми и одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 39.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание индивидуальных маршрутов развития детей в рамках творческих объединений МБОУДОД «ДДТ №2»
Трепп М.Г., методист
Государственные документы последних лет – Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ (05.11.2008), Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», материалы заседания президиумов Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию (22.04.2010), – один из основных акцентов делают на то, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. В нашем учреждении реализация данного подхода осуществляется посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в МБОУ ДОД «ДДТ №2».
Создать индивидуальный маршрут для ребенка можно только при условии ведения мониторинга, отслеживании результатов, выявлении специфики одаренности. Этому предшествовала огромная напряженная работа. Перед педагогическим коллективом была поставлена цель – разработать индивидуальный маршрут развития ребенка, профиля его интересов. Поскольку каждое творческое объединение имеют свою специфику, педагогами были разработаны различные параметры успешности детей. В течение периода обучения по образовательной программе заполняется индивидуальная карта на каждого ребенка.
Индивидуальная карта освоения образовательной программы
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Возраст_____________________________
Вид и название детского объединения «Мастер»
Ф.И.О. педагога Фраш Нелла Михайловна
Дата начала наблюдения___________________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Октябрь г. | Май г. | Октябрь г. | Май г. | Октябрь г. | Май г. | |
1.Теоретическая компетентность: 1.1. Знания в области техники безопасности 1.2. Знание специальной терминологии. 1.3. Знание различных видов декоративного творчества. | ||||||
2.Практическая компетентность 2.1. Владение основами цветоведения. 2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции. 2.3. Владение навыками художественной росписи. 2.4. Владение навыками работы с бумагой. 2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением | ||||||
3. Личностное развитие 1. Коммуникативность 2. Толерантность 3. Трудолюбие 4. Креативность | ||||||
4. Личностные достижения обучающихся
|
Таблица отслеживания образовательных результатов
Т.о. «Мастер»
1. Теоретические знания ребенка | ||||||||||
Параметры оценки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1.1. Знания в области техники безопасности | ||||||||||
- самостоятельно формулирует правила техники безопасности, противопожарной защиты и личной гигиены при работе в творческом объединении. | ||||||||||
1.2. Знания специальной терминологии | ||||||||||
- знает основные цвета, основы цветоведения; - знает основные понятия: пейзаж, натюрморт, эскиз, симметрия, силуэт, объем, композиция и т.д.; - знает правила перспективы; - знает правила рисования фигуры человека, животного; - знает различные изобразительные технологии; - знает виды работы с бумагой. | ||||||||||
1.3. Знание различных видов декоративного творчества | ||||||||||
- знает виды орнаментов; - знают особенности различных видов художественной росписи. | ||||||||||
2. Практическая подготовка ребенка | ||||||||||
2.1. Владение основами цветоведения. | ||||||||||
- владеет основными навыками использования красного, синего, желтого цветов, их смешивания; - умеет подбирать краски в соответствии с настроением, замыслом рисунка; - умеет работать в определенной цветовой гамме. | ||||||||||
2.2. Владение основами перспективы при составлении композиции. | ||||||||||
- умеем составлять композицию пейзажа, натюрморта применяя правила линейной и воздушной перспективы; - умеет рисовать портрет человека, фигуру человека; - умеет рисовать животных. | ||||||||||
2.3. Владение навыками художественной росписи. | ||||||||||
- умеет выполнять орнамент в полосе, квадрате, круге; - умеет изображать русский народный костюм, отдельные его элементы; - выполнять элементы различных видов художественной росписи и составлять композиции из них. | ||||||||||
2.4. Владение навыками работы с бумагой | ||||||||||
- умеет выполнять разные виды аппликаций; - умеет выполнять плетение из полосок бумаги; - умеет складывать фигурки в технике оригами; - умеет склеивать и конструировать геометрические тела. | ||||||||||
2.5. Владение специальным оборудованием и оснащением | ||||||||||
- свободно владеет приспособлениями и инструментами для росписи, выжигания, рисования, работы с бумагой и картоном; - свободно владеет художественными материалами: гуашь, акварель, карандаш, кисть. | ||||||||||
3. Личностное развитие ребенка | ||||||||||
3.1. Коммуникативность | ||||||||||
- ребенок при затруднениях обращается за помощью к другим детям и педагогу; - выражает готовность к коллективной деятельности; - проявляет организаторские способности; | ||||||||||
3.2 Толерантность | ||||||||||
- легко разрешает конфликты; - способен к сопереживанию и взаимопомощи; - демонстрирует уступчивый, доброжелательный стиль поведения. | ||||||||||
3.3. Трудолюбие | ||||||||||
- умеет организовывать рабочее место и соблюдать культуру труда; - ребенок регулярно и охотно посещает занятия; - стремится самостоятельно исправлять ошибки, достигать результатов; - стремится к совершенству и законченности в работе; - выполняет работу качественно и аккуратно. | ||||||||||
3.4. Креативность | ||||||||||
- проявляет фантазию и творческий подход, художественный вкус при создании своей работы; - демонстрирует творческие способности при создании коллективной работы. |
Способы проверки результатов
В таблице помещены основные измеряемые параметры и оценочная шкала (от 1 до 10 баллов) Педагогу напротив каждого уровня необходимо поставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества ( например: минимальному уровню (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой) может соответствовать 1 - 4 баллов, среднему (Объем усвоенных знаний составляет более ½) – 5- 6 баллов, максимальному (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
7-10 – баллов.
Из данной карты видно степень освоения образовательной программы ребенком
Все достижения обучающегося заносятся в следующую таблицу:
Личностные достижения ребенка
№ | Название мероприятия | Уровень | Результат | Сроки |
После этого создается «Портфолио обучающихся».
На основании данных мониторинга переход обучающихся на обучение по индивидуальному образовательному маршруту осуществляется по правилам, которые предусматривают:
- оценку педагогическим коллективом готовности ребенка к переходу и целесообразности такого перехода,
- желание самого ребенка перейти на индивидуальное обучение и осознание им ответственности принимаемого решения;
- согласие родителей.
Выбор индивидуального образовательного маршрута осуществляется после проведения следующих мероприятий
Мероприятие | Периодичность | |
Информация для обучающихся и родителей о возможности выбора образовательных маршрутов и необходимых для этого основаниях | в начале учебного года | |
Анализ жизненных планов обучающихся | 1 раз в полугодие | |
Педагогическая диагностика уровня образованности ребенка (результаты констатирующей диагностики, наличие учебных достижений | 1 раз в полугодие | |
Анализ творческих и социальных достижений обучающегося | 1 раз в полугодие | |
Собрания для обучающихся и родителей по процедуре окончания учебного года | в конце учебного года |
Работа педагогов по индивидуальным образовательным маршрутам строится с учетом индивидуальных способностей обучающихся и использованием различных форм и методов с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
По индивидуальным образовательным маршрутам в нашем учреждении работают ТО «Мастер» (декоративо-прикладное творчество), танцевальная студия «Ритм», ТО «Шахматы-шашки», ТО «Юный гитарист».
Индивидуальный образовательный маршрут обучающихся (как документ) в детском объединении дополнительного образования включает следующие составляющие:
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И.О. ___________________
Дата рождения____________
Год поступления______
Творческое объединение_________
Ф.И.О. родителей___________
Адрес___________телефон______________
Самоанализ обучающегося
- Мои сильные стороны (что меня отличает от других людей)
- Что я умею делать хорошо____________
- Мои увлечения
- Мои перспективные цели__________________
- Что мне нужно сделать по достижению собственных перспектив (чему научиться, что посетить, в чем принять участие).
- Лист
индивидуального маршрута обучения
на ___________учебный год
Ф.И. обучающегося _________________________________________________________________
Ф.И.О. педагога___________________________________________________
Тема направления занятия | Кол-во часов | Сроки выполнения | Форма отчета, Результат |
1 |
Обучение по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет обучающимся добиваться хороших результатов. Подъезжева Кристина победитель районного конкурса «Минута славы» в номинации «Цирковое искусство», победитель областного конкурса хореографических коллективов. Черепанова Анна победитель районного проекта «Танцы без границ», Поморцев Евгений и Понкратенко Игорь призеры районных соревнований по шахматам и шашкам, Малышкина Аделина и Попова Дарья занимают призовые места в конкурсах декоративно-прикладного творчества районного и всероссийского уровня. Обучающиеся – выпускники поступают учиться по своим профилям.
Выпускники
Год выпуска | Фамилия, имя выпускника | Наименование учебного заведения | специальность |
2009 | Петрова Яна | Мариинский педагогический колледж | педагог дополнительного образования |
2012 | Черепанова Анна | Кемеровское областное училище культуры | хореография |
2012 | Доцук Анна | Кемеровское областное училище культуры | хореография |
Обучающиеся достойно представляют Дом детского творчества на районных, областных и Всероссийских конкурсах.
Уровень мероприятий | Количество кол-во конкурсов/победителей, призеров, лауреатов | |||
2009-2010 уч.год | 2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год | Итого | |
Районный | 13/12 | 16/29 | 15/21 | 44/63 |
Областной | 3/2 | 4/2 | 7/7 | 14/11 |
Всероссийский | 12/10 | 13/7 | 12/15 | 37/32 |
Анализ деятельности Дома детского творчества показал, что условиями успешной и результативной работы являются:
- организация учебного процесса, направленного на развитие личности и формирующего механизм самовоспитания и самообучения;
- взаимодействие педагога и ребенка на учебных занятиях, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества;
- соответствие целевых установок содержанию образовательной модели учреждения.
Библиографический список
- Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.
- Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm
- Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.
- Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.
- Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.
- Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.
- Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.
- Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.
- Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.
- Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.
- Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.
- Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.
- Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.
Индивидуальная траектория обучения
- Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.
- Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.
- Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.
- Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.
- Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.
- Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.
- Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.
В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка в МКОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» Искитимского района Новосибирской области
Рекомендации по составлению индивидуального маршрута одаренного ребенка....
Планы индивидуальных маршрутов развития детей среднего, старшего дошкольного возраста
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...
Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»
Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...
Индивидуальный маршрут развития для детей дошкольного возраста
Индивидуальный подход к развитию личности ребенка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребенка исследователи обозначили формулой &la...
Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии
Разработка и реализация индивидуальных «маршрутов» обучения детей, имеющих затруднения в обучении и развитии...