Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока и презентация24.11 КБ
Файл Презентация 2.08 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА № 18
«Небесное» и земное в звуках и красках»

Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Задачи:

  • - личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

Тип урока: « открытия» нового знания

Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа

Необходимое техническое оборудование:

                        компьютер, презентация PowerPoint

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя 

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Самоопределение к учебной деятельности.

На фоне главной темы Концерта № 3 С. Рахманинова, учитель приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют.

Настраиваются на урок

2

2

Активизация внимания

Актуализация знаний

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

На фоне старинного русского распева демонстрирует иллюстрации (слайд № 1)

И. Остроухов «Сиверко»;

Внутренний вид Храма Христа спасителя;

Богоматерь Владимирская. Икона;

Богоматерь Великая Панагея. Икона;

Слушание отрывка из рассказа Д. Лихачева.

Вслушайся в музыкальность иллюстраций, размышления Д. Лихачева. Что их роднит с мелодией древнего песнопения?

Смотрят слайды презентации, слушают музыкальный и литературный фрагменты. "Знаменный распев"

Отвечают на вопрос учителя: 

анализируют

Ответы: 

Образ

Песенность; 

2

3

Введение в тему урока

Мы только, что убедились, что образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы и души человека..

Активизируют

свои знания

2

4

Постановка проблемного вопроса.

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Ищут ответ в течение урока, в конце должны ответь на вопрос

5

Совместное открытие новых знаний

Разбор картины (композиции) «Покров Пресвятой Богородице» 

Послушайте обращения к Богодице П. Чайковкого и С. Рахманинова.

Какие схожие черты можно определить всматриваясь в икону и слушая эти произведения?

Вокализация отрывка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся»

Как исполнялось музыкальное произведение?

Работа с учебником

Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?»

 «От какого слова происходило это название?»

Вывод: Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Искуса Христа – Марии.

Участвуют в фронтальной беседе по разбору иконы

Размышляют, анализируют.

ответы: 

образ, расспевность

Интонируют вместе с учителем.

Работа над фразой

(пение a cappella)

Хором

Прием: a cappella,

унисон

Работают с учебником

Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение 

Обобщают при помощи учителя

10

6

Основная часть 

Восприятие музыки, исполнение. 

Творческое задание

Работа в группах

Слушание Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта

Какие чувства передает эта музыка? 

В тетради записать по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости.

Творческое задание. «Лестница эмоциональных впечатлений»

Вокализация 

Ave Maria И. С. Дж. Каччини, Ф. Шуберта

Просмотр Картины Рафаэль. Сикстинская мадонна.

Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?

В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, а в чем различие?

Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений?

Слушание  песни «Ангел»

1 куплет – интонирование и закрытом ртом на «М», 2 куплет - вокализом «А»;

2 куплета со словами (работа над контиленным исполнением,  над дыханием по фразам, дикцией). 

Слушают

Отвечают на вопрос

Работают в парах по карточкам: ранжируют по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму.

Интонируют главную тему (по большой секунде вверх) 

Сравнивают, размышляют.

Ответы: образ, настроение, эмоциональное состояние, плавность мелодии и линии.

Анализируют

Ответы: Схожие черты: образ Матери Иисуса Христа, чувства: нежности, искренности, трепетной любви, исполнение на распев.

Отличие: особенность исполнения: в первом случае – вокально-инструментальное, во втором - a cappella

В первом случае – произведения зарубежных композиторов, во втором - русских

Выразительно исполняют

17

7

Закрепление изученного.

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Размышляют, дают ответы опираясь на пройденные произведения на уроке

5

9

Итог урока.

Рефлексия. 

Учитель показывает 4 иллюстрации-эскиза «Символа урока»

Как вы думаете, какой из этих Символов подходит к нашему уроку? И почему

Изобразите свой Символ чистоты, нежности, материнства

Классифицируют, выбирают для себя верный ответ

Рефлектируют, 

создают символ урока

5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСТРОУХОВ Илья – Сиверко картина была написана для Третьяковской галереи (1858—1929) русский художник

Слайд 2

Тема урока « НЕБЕСНОЕ И ЗЕМНОЕ» Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства Выполнила учитель музыки Шавырова С. Н.

Слайд 4

Золотая осень

Слайд 5

Внутренний вид Храма Христа спасителя

Слайд 11

Богоматерь Владимирская

Слайд 12

икона Богородицы , одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви ; считается чудотворной . По церковному преданию, икону написал евангелист Лука . На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года ) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга . Доставлена икона была греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г.

Слайд 13

Богоматерь Великая Панагия ( Оранта ) В Древней Руси такое изображение называлось «Богородица Воплощение».

Слайд 14

«Одна из величайших основ, на которых зиждется культура, — память. В созидании культуры участвуют многие поколения людей. Культура человечества — это не гении, рождающие все из себя. Гении создаются на определенной почве культуры. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей. История культуры — это история человеческой памяти, история развития памяти, ее углубления и совершенствования. Удивительное свойство памяти! В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе — активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание». Прокомментируйте эти высказывания Д.С. Лихачева

Слайд 15

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского? 12 [23] июля 1792 , Москва — 10 [22] ноября 1878 , Баден-Баден (Германия)

Слайд 16

«Покров Пресвятой Богородице»

Слайд 17

Рафаэль-Сикстинская Мадонна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5 классе на тему "Звуки и краски зимы"

Цель данного урока заключается в следующем: представить взаимосвязь двух видов искусства: музыки и живописи посредством воплощения ими одного...

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

Открытый урок музыки во 2- классе «Мир музыкальных звуков».

Открытый урок музыки во 2- классе «Мир музыкальных звуков»....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Урок музыки в 8-м классе "Бессмертные звуки «Лунной» сонаты."

На уроке раскрывается содержание сонаты № 14 Л. Бетховена....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"

Педагог знакомит учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....