Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального и изобразительного искусства как отражение жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Любовь к матери живёт в сердце каждого человека во все времена | 96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки
автор Русина Татьяна Николаевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением музыки и ИЗО»
города Бийска Алтайского края
Класс: 5
Тема: «Небесное и земное в звуках и красках»
Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»
Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка»
Цели:
1. Создание условий для восприятия и осознания произведений музыкального и изобразительного искусства, в которых отображён образ женщины - матери.
2. Развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального и изобразительного искусства как отражение жизни человека.
3. Создание условий для пробуждения и воспитания у учащихся чувства восхищения, уважения и любви к женщине - матери средствами музыкального и изобразительного искусства.
Художественно - педагогическая идея: «Любовь к матери живёт в сердце каждого человека во все времена»
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Методы:
- метод синектики;
- метод художественного исполнения;
- метод создания эстетического пространства;
- метод наблюдения и сравнения;
- метод написания синквейна
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный комплекс, фортепиано (синтезатор, цифровое пианино), репродукции картин - С. Рафаэль "Сикстинская мадонна", иконы – Покров Пресвятой Богородицы, Богоматерь Владимирская и Казанская.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт "Аве Мария" (в исп. Р. Лоретти); С. Рахманинов "Богородице Дево, Радуйся"; песня "Наши мамы самые красивые " на слова С. Богословского и музыку Э. Колмановского.
ТСО:
- муз. центр
- фортепиано
- мультимедиа
1.Организационный момент Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству; создание интонационного пространства. Задачи: -настроить учащихся на художественно-эстетическую деятельность; | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |
Здравствуйте, учитель! Улыбаются, отвечают на приветствие учителя, поют. | -Здравствуйте, ребята! Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие. | Учащиеся настраиваются на продуктивную работу | |
2. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока Цель: создание условий для формирования мотивации к учению Задачи: - подготовить учащихся к восприятию нового материала; - вовлечь в определение темы урока; - способствовать пробуждению интереса к постижению произведений искусства через призму своего жизненного опыта. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |
Предполагаемые ответы учащихся: - Добро и зло, жизнь и смерть, свет и тьма. -Образ мамы. | -Как вы знаете, изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов также, как музыка будит фантазию художников и скульпторов. В результате получаются великолепные произведения искусства. В искусстве есть великие, вечные темы. Какие это темы? - Вспоминая темы добра, света и жизни, чей образ занимает особое место? - Да, согласна. Тема материнства одна из них, поскольку от века к веку волновала творцов всех народов. Эта тема близка каждому человеку. | Учащиеся размышляют, определяют тему урока. | |
3. Целеполагание Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |
Отвечают на вопросы учителя: -Можно узнать, как творцы разных искусств отображали образ матери в своих произведениях. -Познакомиться с произведениями искусства, обращенными к образу матери и учиться понимать их. | -Как вы думаете, что нового можно узнать сегодня на уроке? -Какие учебные задачи вы поставите на сегодняшний урок? | Учатся формулировать и удерживать учебную задачу | |
4. Открытие новых знаний Цель: создание условий для знакомства с новым материалом Задачи: -способствовать формированию ассоциативного мышления; -развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального и изобразительного искусства как отражение жизни человека; -создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |
Учащиеся заполняют индивидуально кластеры: Называют каждый одно слово из составленного кластера (доброта, свет, радость, любовь и т.п.). Один учащийся на доске вписывает называемые слова в общий кластер. Рассматривают репродукцию картины «Сикстинская мадонна». Отвечают на вопросы учителя: - Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и покоя. -Художник использовал пастельные цвета красок, выражение лица Марии отображает ее душевное состояние. Все герои картины передают такое же душевное состояние. -Покой, тихую радость, умиротворение. Слушают музыку, анализируют свое душевное состояние. Отвечают на вопросы учителя: - Теплота, светлая грусть, радость. - Созвучна, так как музыка создает такое же душевное состояние, как и картина. - Изображение святых. Учащиеся делают сообщения по теме «Икона». Отвечают на вопросы учителя: - Спокойные, мягкие линии, золотистый тон иконы. Слушают музыку, анализируют свое душевное состояние. Отвечают на вопросы учителя: - Чувство благодати, умиротворения, покоя, возвышенности. -Музыка звучала неторопливо, тихо, душевно. -Созвучна, потому что, как и иконы, она имеет отношение к духовной жизни человека. | -Образ матери – великая тема искусства. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «мама»? Пожалуйста, ответьте на этот вопрос, заполнив кластер. В центре напишите слово «мама». -Назовите свои ассоциации к слову «мама», объясните, почему вы выбрали именно эту ассоциацию. -Как прекрасно, что со словом «мама» у вас связаны самые теплые, нежные впечатления. -Предлагаю вашему вниманию картину Рафаэля. Созданная великим итальянским художником картина «Сикстинская мадонна» - одна из самых прекрасных картин на земле. Рассмотрите внимательно картину. - Как вы думаете, какие чувства испытывает мадонна? - Как вы это поняли? - Спасибо, вы ответили правильно. Имя младенца Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна») - А какое душевное состояние испытываете вы, рассматривая эту картину? Учитель организует слушательскую деятельность: - Предлагаю вам послушать музыкальное произведение австрийского композитора Франца Шуберта «Ave Maria» в исполнении Робентино Лоретти и понаблюдать за тем, какие чувства вызовет эта музыка у нас в душе (звучит музыка). - Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытали, слушая музыкальное произведение? - Спасибо. Ребята, ответьте, созвучна ли музыка «Ave Maria» с картиной «Сикстинская мадонна»? -Объясните, почему у вас сложилось такое мнение? - Все верно, вы молодцы! - Знаете ли вы, что такое икона? - Правильно. Когда художник-иконописец пишет Деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона, то есть образ, не лицо конкретного человека. Я просила вас самостоятельно подготовить информацию о том, по каким правилам создают иконы. Кто готов сделать сообщение на эту тему? -Спасибо. -Давайте обратим свой взгляд на иконы Покров Пресвятой Богородицы, Богоматерь Владимирская и Казанская. Посмотрите, как младенец Христос своей щекой нежно прижался к щеке матери. Мать и дитя слиты в неразрывное целое очертание силуэта. Скажите, что придает иконам звучание вечности и покоя? -Спасибо. Это действительно так. Эти иконы – величайшие святыни Руси. Недаром Россию называют домом Богородицы. В русской православной церкви есть молитва, обращенная к матери «Богородице, Дево, радуйся». Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои произведения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице есть и обращение Всепетая. Учитель организует слушательскую деятельность: - Сейчас прозвучит музыкальное произведение выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова «Богородице, Дево, радуйся». Внимательно вслушайтесь в музыку, впустите ее в душу, почувствуйте. Определите, какое душевное состояние вызвала у вас эта музыка (звучит музыка). - Я повторю вопрос. Какое душевное состояние вызвала у вас эта музыка? - Почему? - Ребята, как вы думаете, музыка Сергея Рахманинова созвучна православным иконам? -Почему у вас сложилось такое мнение? | Составление кластера способствует развитию у учащихся ассоциативного мышления. Проявляют творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость Учатся различать особенности художественных средств выразительности, музыкального языка. Делают художественный анализ, который способствует развитию художественно образного, ассоциативного мышления. Формируется способность погружаться в музыку, развивается художественное восприятие, направленное на возникновение ассоциаций и чувств. Формируется мышление на примере аналогий (метод синектики) Учащиеся подводят полученную информацию под понятие икона, выводят следствия Формируется способность погружаться в музыку, развивается художественное восприятие, направленное на возникновение ассоциаций и чувств. | |
5. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение) Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя. | Примечание. Результат деятельности | |
-Отличается. - Музыка Шуберта светлая и добрая, простая. Музыка Рахманинова глубокая и богатая по звучанию. - Сергея Рахманинова, так как именно она близка мне по духу. Учащиеся поют предложенные мелодические фразы и сравнивают их интонации Делают разминку. | -Музыка Сергея Рахманинова отличается от музыки Франца Шуберта? - Чем? - Какая музыка вам ближе? - Почему? - Спасибо. - Предлагаю вам пропеть одну музыкальную фразу из каждого произведения и сравнить их интонации. Что у них общего? В чем различия? -Хорошо. Вы молодцы! -А сейчас давайте отдохнем и сделаем разминку «Делай, как я» | Учатся обобщать, сравнивать и анализировать полученную информацию; способность погружаться в музыку, развивается | |
6. Первичное осмысление и применение изученного материала Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения, уважения и любви к маме, к женщине через художественное исполнение песни. Задачи: -формировать навыки художественного исполнения вокального произведения; -развивать образное, творческое мышление учащихся; -способствовать духовно-нравственному развитию учащихся. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |
Учащиеся слушают учителя. Закрывают глаза, представляют глаза своей мамы. Учащиеся слушают песню, раскрывают те специфические средства выражения содержания, характерные для песни.
Разучивают песню и затем поют хором. Благодарят друг друга аплодисментами. | -Самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Земля, природа, родина, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнская. -Теперь представьте себе лицо своей мамы. Загляните в ее глаза прямо сейчас в своем воображении. Хорошо ли вы помните их? Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, не причиняйте ей боли своими словами и поступками. Учитель организует слушательскую деятельность: -Послушайте песню Юрия Чичкова на слова Михаила Пляцковского «Наши мамы самые красивые» -Давайте разучим мелодию и споем песню вместе. -Молодцы! Вы душевно спели. . | Учатся удерживать учебную задачу. Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости. Исполнение песни «Наши мамы самые красивые» способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения. | |
7. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. | |||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание. Результат деятельности | |
Отвечают на вопросы учителя - Да, мы знакомились с произведениями искусства, обращенными к образу матери и учились понимать их и анализировать. Пишут синквейн. Демонстрируют свои творческие работы. | -Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала? Скажите, вы решили эту задачу? -На этом уроке вы смогли увидеть произведения изобразительного искусства и услышать музыкальные произведения, в которых настоящие творцы умело и правдиво создали образ женщины-матери. Я вас попрошу составить «синквейн», отобразив в нем отношение к женщине-матери. Перед вами правила написания синквейна. Пожалуйста, начинайте писать. - Кто желает прочитать вслух свои стихотворения? - Спасибо, я очень рада, что вы так хорошо написали синквейн. Это очень трогательно, осознавать, что мои ученики любят своих мам, уважают женщин-матерей. - Нежная любовь к матери живет в душе каждого человека всю жизнь во все времена, поэтому художники и музыканты создавали и будут создавать их образы в произведениях искусства. Домашнее задание: -В качестве домашнего задания я прошу вас подобрать или сочинить стихотворение о женщине-матери. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознают качество и уровень усвоения. Прием синквейна стимулирует творческую активность учащихся. Учатся выступать публично. Формируется способность планировать свою деятельность. Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии видов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...
открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл
Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....
Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....
Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"
Педагог знакомит учащихся с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....
план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках
план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...
«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20
Целью занятия научить обучающихся понимать интонационно-образную природу духовной музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....