Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Педагог знакомит учащихся с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_5_klass.docx | 24.79 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План конспект урока музыки 5 класс, 22.01.2018
Тема урока: «Небесное и земное в звуках и красках»
Цель урока:
- сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства;
- научить детей чувствовать музыкальность и живописность художественных образов;
- развитие эмоций, фантазии, воображения при сравнительном восприятии музыкальных и художественных произведений;
- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, действие которого проявляется в намеренном соединении произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей,
- развивать певческие (вокальные) навыки в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков.
Развивающие:
- научить понимать различия в музыке и изобразительном искусстве, которые входили в состав культа православных и католических храмов,
- раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся внимание к слову, его смыслу и интонационному раскрытию музыкальной речи в духовных произведениях;
- на основе эмоционального восприятия образцов классических произведений искусства воспитывать чувство любви к природе, искусству.
Ход урока
1.Орг. момент (вокальный) | - Здравствуйте ребята! - Здравствуйте! |
2. Актуализация знаний. | - На предыдущих уроках мы выясняли: можем ли мы увидеть музыку? Можем ли мы услышать живопись? Да, у человека есть способность мысленно, внутри себя, при помощи внутреннего слуха услышать то, что в данный момент не звучит, и с помощью внутреннего зрения увидеть то, что в данный момент не видно – это творческое воображение. Но давайте сначала вспомним, что мы называем музыкальной живописью и живописной музыкой? - Как и с помощью чего художники и композиторы создают такие произведения? Художники с помощью палитры, линий, штрихов, чередования каких либо элементов, а композиторы с помощью музыкальных красок. -Что входит в понятие музыкальные краски? Ладовое построение – цвет, тембр – красота голоса, динамика – сила звука, ритм – движение, интонация – выразительность, мелодикодвижение или линия мелодии: взлетающие - радость, свет, энергия, устремлённость; нисходящее – успокоение, грусть, печаль. |
3.Введение нового материала 4.Постановка проблемы | Слайд 2. Сегодняшний урок начну со строк поэта И. Козлова Молю творца… Чтобы молитва, чтоб любовь Всегда мне были утешеньем… Чтоб сердцем я не остывал, Чтоб думал, чувствовал, мечтал… К какой мы музыке сегодня обратимся? (духовной). Слайд 3,4. Посмотрите на слайды и скажите, какая картина у нас относится к небесному и земному? на фоне концерта №3 для фо-но с оркестром С. Рахманинова (портрет композитора на доске) - В каком жанре написана картина? Пейзаж. - Почему для русских художников жанр пейзажа имеет большое значение? В пейзаже человек находит отклик на своё безотчётное стремление вдаль, на тоску по счастью, на влечение к вольной жизни. Осознанную и непреходящую любовь русских людей к родной земле, одухотворённость искусства. «В картине ни один мотив не занимает её центра, ничто не преобладает над другим. Но из взаимодействия её элементов возникает ощущение целостности природы…» - А ощущения и образы от мелодии 1 части Концерта №3 Рахманинова совпадают с образом картин. Мелодия «Стелется, как тропа в полях». Убегает вперёд, в бесконечность… - Какой характер у музыки? Песенный, текучий, непрерывный. - Какой инструмент солирует? Фортепиано. - Кто аккомпанирует? Симфонический оркестр. - Какие средства выразительности создают настроение, неповторимую «интонацию». Послушайте пожалуйста вступление и скажите, вам знакомо это произведение? - Какие качества воспитываются исполняя и разучивая такие песни? Вокально-хоровая работа над песней «Кадетские погоны». (исполнение с маршировкой). Физминутка Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я. А теперь сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте меня. - Звучит «Аве, Мария» без слов. Слайды 5, 6, 7, 8,9 Мы сегодня с вами попали в эпоху средневековья, когда не было городов, а были монастыри, в которых звучала духовная музыка, обращенная к Богу. Представьте себе дерево, корни которого питаются земными благами, а крона устремлена в небеса, на которых живут боги и святые, в силу которых люди верили и обращались с благодарностями и просьбами о помощи, спасении, защите. Имя ему духовная музыка. И вот на дереве стали созревать плоды. Сначала плоды появились на Европейской части дерева (слева)- называются они Григорианский хорал (появились они в первом веке до нашей эры), и лишь через 9 веков дерево заплодоносило с другой стороны плоды имели тот же вкус и вес только назывались они Знаменный распев. Сейчас зарисуйте свое духовное дерево. Как вы его представили. Звучит музыка. Рисуют. Показ своего рисунка. Поставьте на своих рисунках знаки Григорианского и Знаменного распевов. Слушание Григорианского распева (зрительный ряд «внутреннее убранство католического храма») и Знаменного распевов христианская молитва (зрительный ряд внутреннего убранства проваславной церкви). Итог урока: выставка работ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...
открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл
Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....
Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....
Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]] Р...
план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках
план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...
«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20
Целью занятия научить обучающихся понимать интонационно-образную природу духовной музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....