Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Полищук Светлана Вячеславовна

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekt.tehnologicheskaya_karta.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Небесное» и земное в звуках и красках»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Полищук Светлана Вячеславовна

Место работы

МБОУ «СОШ № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Должность

Учитель музыки

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Раздел II. Музыка и изобразительное искусство.

 Тема 19 урок/2 урок раздела:  

«Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»»

Базовый учебник

Г. П. Сергеева Е. Д. Критская, музыка 5 класс

Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;

9. Задачи:

  1. - личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;
  2. -метапредметные: формирование духовно – нравственных ценностей, через произведения: Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта № 3 С. Рахманинова.
  3. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);
  4. осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;

-предметные:

- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, при вокализации главных тем произведений Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта

- закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная музыка

  1. Тип урока: « открытия» нового знания
  2. Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа
  3. Необходимое техническое оборудование:

                        Проигрыватель СD, презентация PowerPoint

  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Самоопределение к учебной деятельности.

На фоне главной темы Концерта № 3 С. Рахманинова, учитель приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют.

Настраиваются на урок

2

2

Активизация внимания

Актуализация знаний

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

На фоне старинного русского распева демонстрирует иллюстрации (слайд № 1)

И. Остроухов «Сиверко»;

Внутренний вид Храма Христа спасителя;

Богоматерь Владимирская. Икона;

Богоматерь Великая Панагея. Икона;

Слушание отрывка из рассказа Д. Лихачева.


Вслушайся в музыкальность иллюстраций, размышления Д. Лихачева. Что их роднит с мелодией древнего песнопения?


Смотрят слайды презентации, слушают музыкальный и литературный фрагменты.






Отвечают на вопрос учителя:

анализируют


Ответы:

Образ

Песенность;


2

3

Введение в тему урока

Мы только, что убедились, что образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы и души человека..

Активизируют

свои знания

2

4

Постановка проблемного вопроса.

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Ищут ответ в течение урока, в конце должны ответь на вопрос

5

Совместное открытие новых знаний

Разбор картины (композиции) «Покров Пресвятой Богородице»

Послушайте обращения к Богодице П. Чайковкого и С. Рахманинова.

Какие схожие черты можно определить всматриваясь в икону и слушая эти произведения?


Вокализация отрывка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся»



Как исполнялось музыкальное произведение?



Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?»

 «От какого слова происходило это название?»

Вывод: Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Искуса Христа – Марии.

Участвуют в фронтальной беседе по разбору иконы



Размышляют, анализируют.

ответы:

образ, расспевность


Интонируют вместе с учителем.

Работа над фразой

(пение a cappella)



Хором

Прием: a cappella,

унисон


Работают с учебником


Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение


Обобщают при помощи учителя

10

6

Основная часть

Восприятие музыки, исполнение.







Творческое задание

Работа в группах


Слушание Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта


Какие чувства передает эта музыка?



Учитель раздает учащимся карточки, они должны вписать в каждую карточку по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости.

Творческое задание. «Лестница эмоциональных впечатлений»





Вокализация

Ave Maria И. С. Дж. Каччини, Ф. Шуберта


Просмотр Картины Рафаэль. Сикстинская мадонна.


Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля?



В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, а в чем различие?

Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений?



Пение песни «Ангел»

1 куплет – интонирование и закрытом ртом на «М», 2 куплет - вокализом «А»;

2 куплета со словами (работа над контиленным исполнением,  над дыханием по фразам, дикцией).

Слушают




Отвечают на вопрос




Работают в парах по карточкам: ранжируют по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму.


Интонируют главную тему (по большой секунде вверх)





Сравнивают, размышляют.

Ответы: образ, настроение, эмоциональное состояние, плавность мелодии и линии.


Анализируют

Ответы: Схожие черты: образ Матери Иисуса Христа, чувства: нежности, искренности, трепетной любви, исполнение на распев.

Отличие: особенность исполнения: в первом случае – вокально-инструментальное, во втором - a cappella

В первом случае – произведения зарубежных композиторов, во втором - русских


Выразительно исполняют

17

7

Закрепление изученного.


Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Размышляют, дают ответы опираясь на пройденные произведения на уроке

5

8

Самооценка, самоанализ деятельности

Совместно подводит итоги практической деятельности

Анализируют свою деятельность на уроке

2

9

Итог урока.

Рефлексия.

Учитель показывает 4 иллюстрации-эскиза «Символа урока»


Как вы думаете, какой из этих Символов подходит к нашему уроку? И почему


Изобразите свой Символ чистоты, нежности, материнства






Классифицируют, выбирают для себя верный ответ


Рефлектируют,

создают символ урока

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"

Педагог знакомит учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....

план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках

план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...

«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20

Целью занятия научить обучающихся понимать   интонационно-образную природу духовной  музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....