Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме
Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt.tehnologicheskaya_karta.doc | 64.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Небесное» и земное в звуках и красках»
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Полищук Светлана Вячеславовна | |
Место работы | МБОУ «СОШ № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области | |
Должность | Учитель музыки | |
Предмет | Музыка | |
Класс | 5 | |
Тема и номер урока в теме | Раздел II. Музыка и изобразительное искусство. Тема 19 урок/2 урок раздела: «Небесное и земное в звуках и красках «Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»» | |
Базовый учебник | Г. П. Сергеева Е. Д. Критская, музыка 5 класс |
Цель урока: Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;
9. Задачи:
- - личностные: осмысление взаимодействия искусств (музыки, изобразительного искусства и литературы) как средства расширения представлений о содержании образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- -метапредметные: формирование духовно – нравственных ценностей, через произведения: Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта № 3 С. Рахманинова.
- Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (учебника, презентации);
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
-предметные:
- развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа, при вокализации главных тем произведений Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта. «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, концерта
- закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная музыка
- Тип урока: « открытия» нового знания
- Формы работы учащихся: беседа, дискуссия, работа с учебником, создание художественного контекста, слушание и анализ, вокализация, работа в парах, вокально-хоровая работа
- Необходимое техническое оборудование:
Проигрыватель СD, презентация PowerPoint
- Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Самоопределение к учебной деятельности. | На фоне главной темы Концерта № 3 С. Рахманинова, учитель приветствует учащихся, проверяет насколько комфортно они себя чувствуют. | Настраиваются на урок | 2 |
2 | Активизация внимания Актуализация знаний | Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок; На фоне старинного русского распева демонстрирует иллюстрации (слайд № 1) И. Остроухов «Сиверко»; Внутренний вид Храма Христа спасителя; Богоматерь Владимирская. Икона; Богоматерь Великая Панагея. Икона; Слушание отрывка из рассказа Д. Лихачева. Вслушайся в музыкальность иллюстраций, размышления Д. Лихачева. Что их роднит с мелодией древнего песнопения? | Смотрят слайды презентации, слушают музыкальный и литературный фрагменты. Отвечают на вопрос учителя: анализируют Ответы: Образ Песенность; | 2 |
3 | Введение в тему урока | Мы только, что убедились, что образы разных искусств – живописи, архитектуры, музыки, литературы – предстают перед нами как сердечная песнь о неповторимой красоте родной природы и души человека.. | Активизируют свои знания | 2 |
4 | Постановка проблемного вопроса. | Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье? | Ищут ответ в течение урока, в конце должны ответь на вопрос | |
5 | Совместное открытие новых знаний | Разбор картины (композиции) «Покров Пресвятой Богородице» Послушайте обращения к Богодице П. Чайковкого и С. Рахманинова. Какие схожие черты можно определить всматриваясь в икону и слушая эти произведения? Вокализация отрывка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся» Как исполнялось музыкальное произведение? Откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» «От какого слова происходило это название?» Вывод: Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси. В произведениях русских и зарубежных композиторов, поэтов, художников разных времен и народов создан вечный, чистый и благородный образ Матери Искуса Христа – Марии. | Участвуют в фронтальной беседе по разбору иконы Размышляют, анализируют. ответы: образ, расспевность Интонируют вместе с учителем. Работа над фразой (пение a cappella) Хором Прием: a cappella, унисон Работают с учебником Формулируют понятия: знаменный распев, песнопение Обобщают при помощи учителя | 10 |
6 | Основная часть Восприятие музыки, исполнение. Творческое задание Работа в группах | Слушание Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта Какие чувства передает эта музыка? Учитель раздает учащимся карточки, они должны вписать в каждую карточку по одному эмоциональному впечатлению от прослушанных произведений, закрасить в цвет и выстроить по значимости. Творческое задание. «Лестница эмоциональных впечатлений» Вокализация Ave Maria И. С. Дж. Каччини, Ф. Шуберта Просмотр Картины Рафаэль. Сикстинская мадонна. Что сближает художественные образы этих музыкальных произведений с алтарной картиной итальянского художника Рафаэля? В чем сходство Ave Maria И. С. Баха, Дж. Каччини, Ф. Шуберта с музыкой «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковского, а в чем различие? Что ты можешь сказать об особенностях исполнения этих сочинений? Пение песни «Ангел» 1 куплет – интонирование и закрытом ртом на «М», 2 куплет - вокализом «А»; 2 куплета со словами (работа над контиленным исполнением, над дыханием по фразам, дикцией). | Слушают Отвечают на вопрос Работают в парах по карточкам: ранжируют по порядку, закрашивают в определённую цветовую гамму. Интонируют главную тему (по большой секунде вверх) Сравнивают, размышляют. Ответы: образ, настроение, эмоциональное состояние, плавность мелодии и линии. Анализируют Ответы: Схожие черты: образ Матери Иисуса Христа, чувства: нежности, искренности, трепетной любви, исполнение на распев. Отличие: особенность исполнения: в первом случае – вокально-инструментальное, во втором - a cappella В первом случае – произведения зарубежных композиторов, во втором - русских Выразительно исполняют | 17 |
7 | Закрепление изученного. | Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье? | Размышляют, дают ответы опираясь на пройденные произведения на уроке | 5 |
8 | Самооценка, самоанализ деятельности | Совместно подводит итоги практической деятельности | Анализируют свою деятельность на уроке | 2 |
9 | Итог урока. Рефлексия. | Учитель показывает 4 иллюстрации-эскиза «Символа урока» Как вы думаете, какой из этих Символов подходит к нашему уроку? И почему Изобразите свой Символ чистоты, нежности, материнства | Классифицируют, выбирают для себя верный ответ Рефлектируют, создают символ урока | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл
Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....
Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация
К учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....
урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....
Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]] Р...
Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"
Педагог знакомит учащихся с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....
план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках
план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...
«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20
Целью занятия научить обучающихся понимать интонационно-образную природу духовной музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....