урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Попова Юлия Олеговна

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_muzyki_5_klass.docx24.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 Проект урока музыки

                                                                                 УМК Т.С.Критская, Е.С.Сергеева, 5 класс, 3 четверть, 3 урок.

                                                                  Попова Юлия Олеговна, учитель музыки МБОУ «Гимназия№69» г.Барнаула;

Тема: «Небесное и земное в звуках и красках»

ХПИ: Пробуждение и возвышение души человека.

Цель: Создать условия для постижения красоты души, любви, света через художественное восприятие музыкального произведения Ф.Шуберта «Аве, Мария», С.Аверьянова «Ангел летит по небу», репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Задачи:

1.Создать условия для восприятия музыки и живописи, как образного искусства, рожденного жизнью и неразрывно с жизнью связанного;

2.Расширить представления учащихся о взаимосвязи, синтезе музыки и живописи;

3.Воспитывать интерес, любовь, уважение к духовной культуре через синтез двух искусств – музыки и изобразительного искусства;

4.Развивать творческое воображение учащихся, художественное мышление;

5.Создать условия для коллективного воплощения художественного образа «Аве, Мария» Ф.Шуберта в процессе восприятия и исполнения.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности: погружение в художественный образ Ф.Шуберта «Аве, Мария», С.Аверьянова «Ангел летит понебу», Рафаэль «Сикстинская Мадонна;

Восприятие музыкальных образов Ф.Шуберта «Аве, Мария», С.Аверьянова «Ангел летит по небу»;

Художественное изображение музыкального образа произведения С.Аверьянова «Ангел летит по небу»;

Вокальное исполнение, анализ Ф.Шуберт «аве, Мария», «Моя мама».

Методы: наглядно-слуховой, моделирование художественно-творческого процесса, эмоциональной драматургии, музыкального обобщения.

Учебный материал:

● Ф.Шуберт «Аве, Мария»

● С.Аверьянов «Ангел летит по небу»

● «Моя мама»

●Презентация (репродукция картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна», фотографии с изображением мамы).

Этапы, цели,задачи

Художественно-педагогическая деятельность учителя

Художественно-эстетическая деятельность учащихся

Ожидаемый результат

1.Настрой.

Цель: войти в эмоциональное пространство урока.

Подготовить учащихся для исполнения песни «Моя мама».

2.Исполнение.

Цель: создать условия для выразительного исполнения и проживания песни «Моя мама».

Под звучание музыки учитель читает четверостишие:

             Я верю, что женщина – чудо такое,

             Какого на млечном пути не сыскать

             И если «любимая» - слово святое,

             То трижды священное – «женщина – мать»

Вопросы: Кому посвящены эти строки?

-Что Вы чувствуете, когда произносите слово мама?

-На уроке музыки как мы можем передать свои чувства к маме, через что?

-Какую песню о маме вы бы сейчас хотели исполнить?

(Исполнение песни).

- Получилось у вас через исполнение песни передать чувства любви, нежности, теплоты к маме?

-Услышали вы «себя», была гармония?

-Как правильно нужно исполнять песню?

-Послушайте тишину, прислушайтесь к своему сердцу.

(Повторное исполнение)

-Что в душе у вас осталось после исполнения песни?

Свободное высказывание.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональное исполнение песни «Моя мама»

Эмоциональный отклик учащихся.

Развитие навыка размышлять, рассуждать.

Эмоциональный отклик учащихся, передача через исполнение чувства любви, нежности, теплоты к маме.

3.Восприятие.

Цель: утончение и возвышение души через восприятие произведения С.Аверьянова «Ангел летит по небу».

-В этом произведении есть свет, легкость, трепет, любовь?

Постарайтесь услышать «себя» в музыке.

Звучит произведение С.Аверьянова «Ангел летит по небу».

- Что вы почувствовали? Какая музыка?

Художественное восприятие через слушание музыки.

Ответы детей, рассуждения.

Принятие душой каждого ребенка возвышающей любви.

4.Творчество.

Цель: создать условия для понимания художественного образа заложенного в произведении «Ангел летит по небу» С.Аверьянова.

Через краски передать тайну музыки.

-Можно свои чувства выразить в цвете?

Задание: попытайтесь красками передать то, что вы сейчас услышали, свое состояние души.

(Под музыку дети выполняют задание).

Анализ детских работ.

-Что объединяет ваши рисунки?

-Что вы передали через цвет?

Свободное художественное творчество.

Ответы детей. Рассуждение.

Эмоциональное и осмысленное восприятие музыкального произведения.

5.Восприятие.

Цель: создать условия для восприятия музыки и живописи, как образного искусства, рожденного жизнью и неразрывно с жизнью связанного.

6. Исполнение.

Цель: создать условия для выразительного исполнения и проживания произведения Ф.Шуберта «Аве, Мария».

-Давайте посмотрим, как художник передал свою духовную любовь, какие краски он использует?

(показ слайда-репродукции картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»)

Анализ картины:

-Кто изображен на картине?

-Какие средства художественной изобразительности использует художник?

-Почему именно такие цвета использует?

-Что они символизируют?

-Какими чувствами проникнута картина?

         Рафаэль соединил черты высшей религиозной идеальности с высшей человечностью, представив царицу небесную с печальным сыном на руках – гордую, недосягаемую, скорбную – спускающуюся навстречу людям.

                                                        (В.Н.Гращенков)

-Подумайте, какую музыку можно услышать, глядя на картину?

-Это произведение созвучно с картиной Рафаэля?

(Звучит «Аве, Мария» Ф.Шуберта)

Какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа?

-Что объединяет эти два произведения?

-Какая основная идея?

-Я предлагаю вам исполнить произведение Ф.Шуберта «Аве, Мария», как вы думаете, для чего?

 Ощутить себя в гармонии со всем миром, прислушайтесь к своему сердцу, к друг-другу.

Свободное высказывание учащихся.

Эмоциональный отклик.

Развитие навыка размышлять, рассуждать, делать сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений.

Эмоциональное исполнение песни Ф.Шуберта «Аве, Мария».

Почувствовать красоту гармонии, чистого и благозвучного обращения к образу Богородицы.

Эмоциональный отклик, передача через исполнение любви, благородство, величие, красоты души.

7.Рефлексия.

-Кто услышал «себя» в этом произведении?

-Что зажглось в ваших сердцах?

-Что нового вы для себя узнали на уроке?

-Почему образ Богоматери воспевали и воспевают в своих произведениях композиторы, поэты, художники?

-Что несет для нас духовная культура?

Осознание любви, гармонии души, стремление к свету, желание творить добро.

Преображение и возвышение собственной души.

Ответы детей.

Домашнее задание:

На выбор: сочинить стихотворение, написать сочинение, нарисовать рисунок на сюжет понравившегося музыкального произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 5-ом классе «Небесное и земное в звуках и красках»

Урок разработан по программе Г. П. Сергеевой , Е. Д. Критской, является 2 урокос в разделе II "Музыка и изобразительное искусство"...

открытый урок Небесное и земное в звуках и красках 5 кл

Вокруг нас издается множество звуков. Этих звуков мы разделяем на две группы. Звуки бывают музыкальные и шумовые....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»

           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]]  Р...

Открытый урок по музыке "Небесное и земное в звуках и красках"

Педагог знакомит учащихся  с историей возникновения нотной записи, с записью старинных русских знаменных распевов- крюков....

план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках

план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках...

«Небесное и земное в звуках и красках» урок 20

Целью занятия научить обучающихся понимать   интонационно-образную природу духовной  музыки; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности....