Урок музыки в 8-м классе "Бессмертные звуки «Лунной» сонаты."
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему
На уроке раскрывается содержание сонаты № 14 Л. Бетховена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_bessmertnye_zvuki_lunnoy_sonaty.docx | 34.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
8 класс. Музыка.
Тема урока: Бессмертные звуки «Лунной» сонаты.
Художественно-педагогическая идея урока «Тайна сия велика есть…».
Цели:
- Раскрыть содержание сонаты № 14 Л. Бетховена. Через художественный анализ произведения показать «переинтонирование» чувств композитора в музыку.
- Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия образа Любви, воплощенного в произведениях искусства.
Художественный материал:
Музыка
- Фантазия на тему песни С. Баневича «Дорога».
- Л. Бетховен. Соната №14.
- С. Баневич «Дорога».
Литература
- Взгляд на нотное письмо О. Мандельштама из книги «Верьте музыке»
Я. Платека.
Поэзия
- М. Саленко. «Лунная соната»
- П. Михни. «Бетховен».
- «Ода Бетховену» О. Мандельштам.
Ход урока.
- При входе звучит «Фантазия на тему песни «Дорога» С. Баневича. Дети
проходят на свои места. Учитель исполняет начало песни без фразы «Только любовь», (т.е. вопросы остаются без ответа):
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?..
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..» Слайд № 2
Дети уже знакомы с этой песней, но первая часть песни звучит для них впервые, так как им предстоит ответить на вопросы песни, а ответ один – «только любовь». Я преднамеренно разбила работу над этой песней на два этапа в соответствии с темой урока.
У.: «Тайна сия велика есть…» Что означают эти слова? Что движет солнце и светила? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ в музыке великого композитора… (выход на композитора через стихи или музыку, которая звучала на уроках раньше). Слайд №3
2. Работа с текстом. Вариант 1.
Учитель читает стихотворение Пауля Михни «Бетховен». Слайд №4
Вариант 2.
Ученики построчно, с выражением читают стихотворение, предварительно прочитав его про себя.
Ты – Прометей, сгорающий в огне,
Перед богами, как и он, греховен.
Гореть в огне не пламенем жаровен,
А факелом, с тобою наравне!
Судьба стучится в дверь! Но в дали дальней
Уже манят свирели Пасторальной,
И у себя в плену ты – сладкий плен!
Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен.
У.: Образ, какого композитора представлен в этих строках?
Д.: Композитор Л. Бетховен, так как в стихотворении говорится о его симфониях «Пасторальной», пятой.
У.: Значит, музыка какого композитора будет звучать на уроке?
Кто будет нашим собеседником?
Д.: Сегодня на уроке Бетховен будет нашим собеседником, его музыка поможет нам ответить на волнующие нас вопросы.
У.: С какими произведениями Бетховена вы знакомы?
Ученики вспоминают музыку, которую они слушали раньше.
У.: Прежде чем послушать музыку Бетховена, посмотрите нотную запись его произведения.
Показ нотной записи I части сонаты №14 без названия. Слайд №5
У.: Какое движение наблюдается в музыке?
Д.: Плавное, скользящее, без резких скачков и т.д.
У.: Каков характер музыки на ваш взгляд?
Д.: Спокойный, сдержанный, легкая взволнованность пронизывает музыку, но всего о нем сказать нельзя по нотным знакам – музыку нужно слушать!
У.: Правильно. Но прежде обратимся к творчеству русского поэта Осипа Мандельштама. У него свой взгляд на нотное письмо. Давайте послушаем!
Учитель читает высказывание поэта по альбому. (Материал в книге
Я. Платека «Верьте музыке» стр. 127) В своих метафорах вот как он говорит об этом. Слайд № 7
«Нотное письмо ласкает глаз не меньше чем сама музыка слух. Черныши фортепианной гаммы, как фонарщики, лезут вверх и вниз. Каждый такт - это лодочка, груженная изюмом и черным виноградом.
Громадные концертные спуски шопеновских мазурок, широкие лестницы с колокольчиками листовских этюдов, висячие парки с куртинами Моцарта, дрожащие на пяти проволоках, - ничего не имеют общего с низкорослым кустарником бетховенских сонат…
Когда сотни фонарщиков с лесенками мечутся по улицам, подвешивая бемоли к ржавым крюкам, укрепляя флюгера диезов, снимая целые вывески поджарых тактов – это конечно, Бетховен, но когда кавалерия восьмых и шестнадцатых в бумажных султанах с конскими значками и штандартиками рвется в атаку – это тоже Бетховен».
У.: Что же хранят в себе эти таинственные звуки?
Далее, учитель играет начало мелодии (интонацию вздоха). Слайд №8
У.: Что выражает интонация этой мелодии? Всего одна нота - соль диез!
Д.: Вздох, стон, как выражение безысходности переживания.
Вокализация первого предложения.
У.: Знакома ли вам музыка?
Этот вопрос возникает неслучайно, дети слушали эту музыку в седьмом классе в рамках рассмотрения темы «В чем состоит сущность музыкального содержания».
Настрой на слушание. Звучит I часть сонаты №14.Учащиеся вспоминают, что соната посвящена его ученице. «Вроде фантазии» - так назвал свое сочинение композитор. «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди». Соната №14 открывает собой XIX век, романтический век. А немецкий поэт Рельштаб назвал ее «Лунной». Слайд № 9
У.: Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Почему?
О чем поведал нам композитор?
Прошел год, после первой встречи с сонатой. Дети иначе воспринимают музыку.
Д.: Грусть, печаль…Чувствуется волнение, но сдержанное. Боль, страдания от неразделенной любви. Скорбь, мужественная скорбь – образ I части.
У.: Значит, I часть сонаты раскрывает нам душевные переживания композитора. Adagio - медленная, скорбная. По выражению Александра Серова, эта часть выражает "смертельное уныние". Вот как выражает свои чувства о музыке Маргарита Саленко. Слайд № 10
У.: Но мы с вами знаем, что соната состоит из трех частей.
О чем пойдет речь дальше? О чем расскажет Бетховен во второй, третьей части?
Далее размышления детей, какой возможно будет музыка. Контрастной по отношению к 1 части, изменится содержание. Может быть, три части соответствуют прошлому, настоящему и будущему? Ученики высказывают свои предположения, отмечая, какими будут средства музыкальной выразительности.
Настрой на слушание II-ой части. Размышления о прослушанной музыке.
Д.: Музыка сменила краски! Стала светлой, радостной. Как солнца луч, прорезался сквозь тучи. Возможно, это приятные воспоминания.
У.: Да, ваши предположения оказались верными. Какой из образов соответствует музыке II части?
Тайна любимого лица, романтический луч счастья, мелодия, счастливый сон средь мрачной действительности.
Если в I-ой части – ночь, тишина, одиночество, мужественная скорбь, то во II-ой - «цветок между двумя безднами» (Ф. Лист), женственный образ юной Джульетты, портрет любимого лица. Вторая часть - Allegretto - маленькая лирическая часть сонаты.
У.: Вновь обратимся к стихам Маргариты Саленко. Слайд № 11
Можно предложить групповую форму работы со стихотворением М. Саленко. Каждая группа (3-4 гр.) получает карточки со стихами. В процессе слушания музыки и анализа, учащиеся выбирают соответствующий фрагмент, зачитывают и объясняют , почему они так думают. Чтобы работа не затянулась, надо использовать прием мозгового штурма. На решение задачи 2-3 минуты.
У.: Вы прослушали две части сонаты. Попытались угадать замысел композитора. О чем расскажет третья часть, это тема следующего урока. А сейчас вернемся к началу нашего урока, ответим на вопросы:
«Кто подсказал эту музыку твоей душе?.. Слайд №12
Кто повенчал в этом мире песню и певца?..»
Д.: Только любовь!
У.: Правильно. Эти строчки из песни, с которой мы уже знакомы.
Учитель играет фрагмент песни.
У.: О чем эта песня?
Д.: О трудной жизненной дороге композитора.
У.: Жизнь Бетховена была трудной: незнатного происхождения, страдающий от денежной нужды да ещё оглохнувший, одинокий…Тяжелая жизнь, сложная судьба…
Настрой на вокально-хоровую работу. Учитель исполняет начало песни, ученики продолжают.
У.: Вернемся к началу урока, эпиграф на экране «Тайна сия велика есть…». Так в чем же тайна сия?
Д.: В любви!
Рефлексия.
Сегодня для меня было открытием…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
У.: Свою сонату Бетховен посвятил возлюбленной. Попробуем иначе взглянуть на музыку сонаты. У Владимира Набокова есть цитата «…трехсложная формула человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность». Как вы понимаете эти слова? Слайд № 17
Д.: Невозвратимость. То, что уже никогда не вернется: детство, молодость и т.д. Несбыточность. Мечты, которым не суждено было сбыться.
Неизбежность. Рано или поздно жизнь закончится.
У.: Давайте подумаем, применима ли эта формула к трем частям сонаты по содержанию музыки?
Домашнее задание: Еще раз прослушайте дома 1 и 2 части сонаты, попробуйте соотнести музыку каждой части с «тройной формулой человеческой жизни: невозвратимость, несбыточность, неизбежность» (цитата В. Набокова). Запишите свои размышления в тетради, обоснуйте свое мнение. Подумайте, о чем нам расскажет Бетховен в третьей части своего удивительного произведения?
Выход из класса под музыку Фантазии на тему песни «Дорога» С. Баневича.
Урок № 2.
1.При входе звучит Фантазия С. Баневича.
«Мы вновь идем по трудному, тернистому пути великого композитора, чья жизнь – образец мужества, сильного духа, жизнелюбия, ибо только человек любящий жизнь способен противостоять превратностям судьбы …»
Опрос домашнего задания. Выход на тему предыдущего урока. Вспоминаем содержание первой и второй частей сонаты № 14 Бетховена, пользуясь словами В. Набокова «тройная формула человеческой жизни» соотносим: невозвратимость – тема I-ой части; несбыточность – тема второй части.
У.: Что ожидает нас в третьей части? (дети высказывают свои мнения).
Настрой на слушание. Звучит III часть сонаты.
После прослушивания – выход на образ.
Буря, стихия негодования, бурное кипение страстей и т.д.; борьба разума и сердца; мы часто живем сердцем, а не разумом. В музыке слышится крик отчаяния, негодование, возмущение. Разум Бетховена готов смириться с безнадежностью любви, а сердце кричит от боли. В музыке эта внутренняя борьба ярко ощутима; вновь и вновь одна тема следует за другой.
У.: Вновь обратимся к стихам М. Савенко. Слад № 18
2.Слушание сонаты целиком.
I-я часть – «невозвратимость», своеобразная оглядка на прошлое.
II-я часть – «несбыточность», романтическая идея иллюзорности счастья, ускользающая мечта.
III-я часть – «неизбежность», страсти, бушующие внутри человека.
Обобщение.
«Нет музыки более заигранной, знакомой, чем «Лунная соната». Но загадка классики в том, что она все-таки не превращается в бестселлер, в «кич». При всей самоочевидности красоты, в ней что-то ускользающее, странность какая-то, которая сразу не дается слуху, заставляет вдумываться и вслушиваться…»
У.: Почему эта музыка так значима для нас? В чем её современность?
Д.: Рано или поздно человека настигает Любовь. Каждый может испытать это чувство. Какой она будет?
3. У.: Какие впечатления от музыки Бетховена выразил О. Мандельштам «в тех строках «Оды Бетховену», где интуиция готова проникнуть за покров тайны…»
И я не мог твоей, мучитель,
Чрезмерной радости понять.
Уже бросает исполнитель
Испепеленную тетрадь.
И в промежутке воспаленном,
Где мы не видим ничего,
Ты указал в чертоге тронном
На белой славы торжество!
Размышления учащихся.
Домашнее задание: написать эссе о сонате №14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе: "Волшебные звуки флейты"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3616212","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]]...
Вечные темы в искусстве. Л.В. Бетховен "Лунная соната"
Конспект урока музыки с использованием ИКТ....
Бессмертные звуки "Лунной сонаты"
Инструментальной жанр музыки(от итальянского - «звучать») ,появившийся в XVI веке, состоящий из 3 частей...
Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...
Открытый урок по музыке "Бессмертные звуки "Лунной сонаты""
Материал содержит разработку урока, рабочие материалы, видеоматериалы, презентацию, аудиозаписи...
Разработка урока музыки «Небесное и земное в звуках и красках»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15324450","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"173","width":"231"}}]] Р...
Бессмертные звуки Лунной сонаты
Интересные факты о жизни и творчестве Л. Бетховена...