Конспект итогового урока по музыке в 7 классе
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Интеллектуально-познавательная игра "Клуб веселых и находчивых"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_itog-7_klass.doc | 83.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
урока по музыке в 7 «а», «б» классах
Тема. Интеллектуально-познавательная игра "Клуб веселых и находчивых"
Тип урока: комбинированный
Место урока в рабочей программе: обобщающий в конце учебного года.
Цели деятельности учителя:
обобщить представления учащихся о многообразии музыкальной культуры, её музыкальных жанрах, стилях и направлениях (сценической, камерной, инструментальной, симфонической, народной, профессиональной, религиозной, духовной и современной музыки), специфики выразительных средств и музыкального языка; основные виды и принципы развития музыкальной драматургии оперы, балета, сценической, камерной и симфонической музыки;
закрепить понимание жизненно-образного содержания музыкальных произведений разных жанров, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях, а также интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
способствовать овладению художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике;
научить умению определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы, выражать и отстаивать свою точку зрения, умению воспроизвести полученные знания в активной деятельности (личностно-оценочные суждения о музыке, творческая интерпретация содержания музыки, коллективно-исполнительская деятельность и т.д.);
воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира, потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию;
способствовать формированию слушательской и исполнительской культуры, музыкального вкуса, культуры мышления и речи школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
сформировать потребность к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; к слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Планируемые результаты: будут иметь представление о жанровом и стилевом многообразии музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях, различать музыкальные образы;
знать и различать основные жанры сценической, камерной, инструментальной, симфонической, народной, профессиональной, религиозной, духовной и современной музыки, основные музыкальные определения, термины и понятия, средства музыкальной выразительности, основные дирижёрские жесты;
иметь представление о приемах взаимодействия и развития музыкальных образов в драматургии различных произведений;
определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности; знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
научаться ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности,
организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения; мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления, воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства,
видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
самостоятельно использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр., уметь общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных музыкальных образов;
научаться осваивать диалоговую форму общения для получения необходимой информации, пользоваться справочной литературой, исполнять музыкальные сочинения различных форм и жанров, оценивать результаты деятельности,
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных произведений, выполнять творческие задания,
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в различных видах деятельности.
Оборудование: фортепиано, компьютер, звукозаписи, тексты песен, листы, ручки, карандаши для конкурсов иллюстрации, портреты русских и зарубежных композиторов, выставка сборников муз. произведений, дидактический материал «Музыкальная культура», инвентарь для практической работы, современная энциклопедия Аванта + «Музыка наших дней», Краткий музыкальный словарь, музыкальный материал, оформление на доске: таблица «Музыкальные жанры», таблица критерий оценивания, таблички и оценочные листы для жюри.
Ход урока:
До начала в зале звучат записи детских песен.
В назначенное время звучат позывные телевизионной игры КВН и на сцену выходит ведущий. Он приветствует гостей и приглашает команды (3) занять свои места.
Далее ведущий представляет жюри и объясняет, что музыкальный КВН состоит из нескольких этапов: разминки, конкурса капитанов и состязания команд. Победит та команда, которая по итогам конкурса наберёт наибольшее количество баллов.
Примечание.
Итоги объявляются по окончании каждого этапа. Для членов жюри разработаны критерии оценивания команд по балльной системе.
ЭТАП - 1 «РАЗМИНКА КОМАНД»
Задание №1 Вопросы : «Правда ли, что...».
Условие:
Ведущий начинает свой вопрос со слов «Правда ли, что...»
(Команды отвечают на вопросы по очереди. Правильный ответ оценивается в 1 балл. ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Вопросы участникам игры.
- Музыкальная культура развивалась во взаимодействиии двух основных направлений – светская и духовная (да).
- Светская музыка связана с религиозными текстами и предназначена для исполнения в храмах (нет).
- Рок-опера – это сплав двух музыкальных стилей: классического и современного (да).
- Оперу «Иван Сусанин» написал русский композитор Александр Порфирьевич Бородин (да).
- Польский композитор Фридерик Шопен был оперным композитором (нет).
- Музыкальная драматургия – это отражение музыкальных образов в движении, развитиии, взаимодействии и борьбе противоположностей (да).
- Музыкальная драматургия применяется только к сценической музыке (нет).
- К жанрам сценической музыки относятся духовные концерты, гимны, мессы, реквиемы, всенощная (нет).
- Духовную музыку сочиняли С.Рахманинов, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт, И.С.Бах, М.Березовский (да).
- «Всенощную» С.Рахманинова называют замечательным созданием музыкального зодчества России (да).
- Камерная музыка – это инструментальная и вокальная музыка, предназначеннная для исполнения в большом помещениии (нет).
- «Высокая месса» И.С.Баха написана для солистов, смешанного хора, симфонического оркестра и органа и состоит из 24 номеров (да).
- Жанрами духовной музыки являются романсы, песни, баллады, этюды, концерты, сюиты, сонаты (нет).
- Музыка Д.Б. Кабалевского для симфонического оркестра написана к трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» (да).
- Сонатная форма строится следующим образом: разработка – реприза – экспозиция - кода (нет).
- Светская музыка возникла в 16 веке (да).
- «Патетическую» сонату № 8 создал немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (да).
Учитель: На протяжении учебного года Вы познакомились с творчеством русских и зарубежных композиторов, сочиняющих духовную и светскую музыку, с музыкальными образами, которые они воплотили в своих произведениях.
Насколько точно Вы сможете определить духовные и светские произведения посмотрим во 2-м задании.
Задание №2 «Кто есть кто?»
Условие:
На листах представлены портреты композиторов. Каждый портрет имеет свой номер. Необходимо подписать Ф.И.О. композитора. Время на выполнение задания - 5 минут.
(Команды работают одновременно. Участники на листочках пишут правильную фамилию композитора. Каждая правильная запись оценивается в 1 балл. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Листы с ответами сдаются жюри. Ведущий предлагает всем познакомиться с правильными ответами.
Правильные ответы:
1. С.Рахманинов. |
2. Л.Уэббер. |
3. И.С.Бах. |
4. П.Чайковский. |
5. Л.в.Бетховен. 6. А.Бородин. 7. М.Глинка. 8. Ф.Шопен. 9. Д.Кабалевский. |
Подведение итогов 1 этапа.
ЭТАП - 2 «КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Задание №3 "Музыкальная задача"
Условие:
Капитанам необходимо решить музыкальную задачу.
Правильный ответ оценивается в 2 балла.
(Ведущий предлагает капитанам задачи по очереди. ПРИЛОЖЕНИЕ №3).
Вопросы капитанам:
- Как называют группу певцов, состоящую из 4 человек? (квартет)
- Как называется вокальный коллектив из 14-ти и более человек? (хор)
- Как называют певца, поющего в сопровождении хора или оркестра? (солист)
- Сколько сонат сочинил Л.В.Бетховен – 17,24, или 32? (32)
- Сколько симфоний создал П.И.Чайковский – 6, 9 или 11? (6)
- Сколько опер написал Н.А.Римский-Корсаков – 11, 15 или 19? (15)
- Как называется большой инструментальный ансамбль, в котором инструменты соединены в родственные группы? (оркестр).
- Как называют ансамбль из трех музыкантов-инструменталистов? (трио).
- Как называют ансамбль из пяти музыкантов-инструменталистов? (квинтет).
Задание №4 «Угадай, кто это?»
Условие:
Прослушать фрагмент произведения и назвать какому герою принадлежат эти слова.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
(Для прослушивания предлагаются следующие фрагменты. ПРИЛОЖЕНИЕ №4).
- «Блаженны нищие духом…» (Л.Уэббер рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Ария Иисуса Христа).
- «У любви как у пташки крылья…» (Ж.Бизе опера «Кармен» Хабанера Кармен).
- «Ты взойдёшь, моя заря...» (М.Глинка опера «Иван Сусанин» Ария Сусанинина).
Подведение итогов 2 этапа.
ЭТАП - 3 «СОСТЯЗАНИЕ КОМАНД»
Задание №5 «Музыкальная шкатулка».
Условие:
Определите произведения и авторов прозвучавших в записи музыкальных фрагментов.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
(Фрагменты предлагаются командам по очереди. Если команда не отвечает или даёт неправильный ответ, то команда соперников может предложить свой вариант. ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)
Для прослушивания предлагаются следующие фрагменты:
- И.С.Бах. «Высокая месса».
- С.В.Рахманинов «Всенощная».
- М.Березовский «Духовный концерт».
- Л.в.Бетховен Соната № 8 «Патетическая».
- Ф.Шопен Этюд № 12 «Революционный».
- Ф.Лист Этюд «Метель».
Задание №6 "Кто быстрее".
Условие:
Какая команда быстрее впишет авторов сценической музыки - опер, балетов, музыки к драматическим спектаклям, названия которых представлены на титульных листах.
Правильный ответ оценивается в 1 балл.
На титульных листах представлены следующие произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6:
- Опера «Кармен» (Ж.Бизе)
- Опера «Иван Сусанин» (М.И.Глинка)
- Опера «Князь Игорь» (А.П.Бородин)
- «Ромео и Джульетта» музыка к трагедии У.Шекспира (Д.Б.Кабалевский)
Подведение итогов 3 этапа.
Подведение итогов всей игры.
(ПРИЛОЖЕНИЕ № 7,8)
Ресурсы:
- Балашша И., Галл Д. Путеводитель по операм: В 4т. М., 1993.
- Бугаева З. Весёлые уроки музыки в школе и дома. Донецк, 2002.
- Великович Э. Великие музыкальные имена. СПб., 2002.
- Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. М., 1991.
- Грум-Гржимайло Т. Музыкальное исполнительство. М., 1984.
- Ильичёва А., Иосиф Б. Европейская музыка XX века. М., 1988.
- Книга о музыке / Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988.
- Столова Е., Кельх Э. Музыкальный детектив. СПб., 2006.
- Шедевры мирового оперного искусства / Сост. М.С. Друскин. Киев, 1991.
- Экерт Я. 500 музыкальных загадок. М., 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека
5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...
Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....