План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что роднит музыку с изобразительным искусством? | 108 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
1. ФИО Зуева Наталья Владимировна
2. Место работы МОУ «СОШ № 106» Заводского района г. Саратов
3. Должность учитель изобразительного искусства
4. Предмет музыка
5. Класс 5-й класс
6. Тема и номер урокав теме четверти № 17. «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
7. Базовый учебник «Музыка» 5 кл. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.
8. Цель урока: выявить общие и отличительные черты музыки и изобразительного искусства.
9. Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
формировать умение сопоставлять музыкальные и художественные образы;
Развивающая: развивать детское воображение, эмоциональную отзывчивость на произведения живописи и музыки; творческое мышление; вокально - хоровые навыки учащихся;
Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся и любовь к искусству. Побуждать интерес к историческому прошлому нашей страны.
Планируемые результаты для ученика:
Личностные: у учащихся будет сформирована и повышена мотивация к собственным знаниям и изучению музыки, умение в процессе рефлексии проводить самооценку;
Ученик получит возможность для формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Предметные: ученик научится осознанно воспринимать, слушать, анализировать и исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам; разбираться в музыкальных жанрах и жанрах изобразительного искусства; находить общее и различное; определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки и живописи как видов искусства.
Ученик получит возможность научиться устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством;
Метапредметные.
Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное;
Получит возможность научиться владеть определёнными музыкальными терминами жанр, инструментарий, вид искусства, язык искусства, образ, интонация, художественные и музыкальные средства.
Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественно-образный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока;
Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе;
Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе.
10. Тип урока урок «открытия» нового знания
11. Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные.
учащихся
12. Необходимое техническое мультимедийное оборудование, компьютер, раздаточный материал,
оборудование доска
13. Виды деятельности
1. Слушание музыкального материала: русская народная песня «Эй, ухнем!» («Дубинушка»),
П.И.Чайковский «Баба Яга»,В.Синенко, М. Пляцковский «Птица-Музыка»
2. Дыхательная, артикуляционная, вокальная разминка.
3. Исполнительская деятельность. Хоровое пение, пластическое интонирование
4. анализ музыкального произведения.
.
Технологическая карта урока
Предмет: Музыка
Класс: 5-й
Тема урока: «Что роднит музыку с изобразительным искусством?»
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
1 | Организационный момент. Эмоциональный настрой. | Приветствует обучающихся, просит провести рассадку, организовывая при этом рабочие группы . Настрой на урок. | Обучающиеся здороваются, как заведено на уроке музыки в виде музыкального приветствия. Эмоционально настраиваются на урок. Учащиеся рассаживаются по своим местам, организовывая рабочие группы. | Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость Коммуникативные: научится организовывать работу в паре, группе; | 2 мин. |
2 3 4 | .Мотивация. Актуализация знаний Пробное учебное действие | Мотивация учебной деятельности – введение в тему посредством просмотра картины Репина «Бурлаки на Волге», прослушивания фрагмента русской народной песни «Эй, ухнем!» Вспомните, какие термины вы используете для характеристики музыкального и живописного произведения. Всмотритесь в картину. Что изображено? Какое настроение? Вы слышали песню. О чём она? Связана ли эта песня с картиной? С каким же видом искусства связана музыка? Посовещайтесь в группах и подумайте - какое сходство и различие вы нашли? | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, взаимодействие с одноклассниками. Прослушивание музыкального произведения Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, взаимодействие с одноклассниками: жанр произведений, выразительные средства, темп, ритм, колорит и т.д. Песня вызывает в воображении те же образы и настроение, что и на картине. Различие: Разные выразительные средства. Песня - музыка и слова, вокальное исполнение; картина - наглядные образы, кисти, краски, полотно. | Личностные: формирование нравственно- эстетических чувств, понимания и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное; Коммуникативные: Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия | 3 мин. 2 мин 2 мин |
5 | Постановка цели и задач урока. | Подвести обучающихся к определению темы урока. Постановка проблемы: Мы будем говорить о взаимоотношениях этих двух видов искусства всю четверть. Но тема нашего урока звучит с вопросом. Давайте определим главный вопрос нашего урока. (Учитель предлагает рабочим группам подумать и назвать свой главный вопрос урока). Просит обучающихся сформулировать цели урока, выслушав ответы, выводит цели на экран: 1. выявить различия между музыкой и ИЗО 2. выявить сходство между музыкой и ИЗО. | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, взаимодействие с одноклассниками. Формулируют первоначальный вариант темы урока самостоятельно. «Музыка и изобразительное искусство». Учащиеся записывают свою тему урока в тетрадь. Группы вносят свои предложения, и после корректировки учащиеся записывают главный вопрос урока (проблему урока): Что роднит музыку с изобразительным искусством? Конкретизируя задачу, ученики формулируют цели урока. | Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки и живописи; Коммуникативные: Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное; Регулятивные: получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; | 3 мин. |
6 7 | Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания Организация совместной исполнительской деятельности. | Обратимся к учебнику: в изобразительном искусстве часто употребляют выражение - цветовая гамма, а рассуждая о произведениях музыкального искусства - звуковая палитра. Чтобы определить, существует ли переложение цвета в звуки, я предлагаю выполнить задание. Для этого возьмём листы с радугой. Под радугой пишем цвета, а напротив каждого, подбираем слова-эмоции и подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу и составляем таблицу «Цвет-эмоция». Работать будем со стихотворением Е.Новичихиной «Цвета радуги», которое изображено на экране (работа в парах). Учитель: работая над «волшебной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? Какого цвета получились ваши ноты? Учитель предлагает сравнить результаты работы учеников со «Стихотворением о нотах» и сделать вывод: существует ли переложение цвета в звуки? Слушание фрагмента песни: «Птица-музыка» В. Синенко. Как бы вы назвали песню? О чём эта песня? Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему, музыка становится живописной, словно рисует картину, образ или портрет, а выразительное исполнение усиливает образное впечатление. Давайте убедимся в этом: Пение: разучивание 1 куплета песни с пластическим интонированием. В процессе разучивания используются разные формы исполнения: индивидуально, по группам, всем классом, с дирижёром. | После ознакомления с информационным материалом, работают с раздаточным материалом. Выполняют задание в парах, выявляют сходство двух видов искусства (7 основных цветов (радуга) и 7 нот в музыке), составляют таблицу. Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, взаимодействие с одноклассниками, озвучивают и анализируют результаты своей работы с таблицей . Звучит песня: «Птица-музыка» В. Синенко. После прослушивания учащиеся предлагают своё название песни. Затем записывают правильное название в тетрадь. Ученики озвучивают образы вызванные музыкой (птицы, солнечных ромашек, радуги). . | Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки и живописи; Коммуникативные: Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное; Регулятивные: постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию. Понимание и оценка исполнения упражнения. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Коммуникативные: Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное; Регулятивные: постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию. Понимание и оценка исполнения упражнения. Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки. Регулятивные: научится исполнять музыку, передавая художественно-образный смысл; получит возможность научиться определять и формулировать тему и проблему урока; | 6 мин. 3 мин 4 мин 8 мин |
8 | Первичное закрепление знаний Коррекция | Мы познакомились сегодня с произведениями музыки и изобразительного искусства. Что же объединяет и отличает эти два разных видов искусства? Выслушивание мнений. Самоконтроль учащихся во время работы в группах. выводится на экран. Общее между музыкой и ИЗО: образ, композиция, интонация, ритм, игра звука и цвета. | Обсуждают роль поэтического текста с последующим формированием вывода. Различия двух видов искусств: песня - вокальное произведение, музыкальный жанр, а живописная картина- изобразительное искусство. Музыка-это звуки, а картина-это краски. Общее: Музыку и картины объединяют зрительные образы, сила звука, темп, тембр перекликаются с насыщенностью цвета. Выявленное сходство записывают в тетрадь. | Личностные: ученик научится проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки и живописи; Коммуникативные: Получит возможность научиться работать в коллективе со сверстниками в процессе исполнения песни и работы в группе. Познавательные: научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения с живописью и находить общее и различное; | 5 мин . |
9 10 | Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. | Какой главный вопрос звучал на уроке? Достигли вы поставленных целей? С какими произведениями вы сегодня познакомились? Что можете сказать о выполнении заданий? В чем вы испытывали затруднения ? После высказывания учащихся на экране появляются ответы на первые 3 вопроса. Голосование. Кто доволен своей работой? Почему? | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем, взаимодействие с одноклассниками, озвучивают и проверяют записи в тетради. Участие в обсуждении критериев само оценивания их работы на уроке. Самооценка своей работы на уроке. Выставление оценок в дневник. Вступают в диалог, сотрудничество с учителем | Личностные: углубление понимания социальных функций искусства в жизни современных людей. Познавательные.: использование знаний о музыке, полученных на уроке. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию. | 3 мин. 2 мин |
11 | Обсуждение домашнего задания | Предлагается на выбор изобразить в рисунке впечатления от урока. | Обучающиеся обсуждают и предлагают варианты своих изображений. | Личностные.: формирование уважительного отношения к истории и культуре; формирование нравственно- эстетических чувств. Регулятивные.: постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию. Понимание исполнения домашнего задания. Планирование собственных действий в процессе выполнения д/з. Познавательные.: использование знаний о музыке, полученных на уроке. Поиск и выделение необходимой информации. | 2 мин. |
Используемые материалы:
П.И.Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома»
Песня «Эй, ухнем!» или «Дубинушка»
http://poiskm.com/?q=%D1%8D%D0%B9+%D1%83%D1%85%D0%BD%D0%B5%D0%BC&c=search
Википедия - история создания песни «Эй, ухнем!»
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0
Википедия - история создания картины И.Репина « Бурлаки на Волге»
картина И.Репина «Бурлаки на Волге»
картина В.Васнецова « Баба Яга»
http://sunny-art.ru/viktor-vasnecov-kartina-baba-yaga/
стихотворение Е.Новичихиной «Цвета радуги»
http://deti.okis.ru/raduga.html
В.Синенко М. Пляцковского песня «Птица-Музыка»
Приложение 1.
«Стихотворение о нотах»
Какого цвета нота ДО?
Ей больше всех идёт бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.
У нотки РЕ наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеёк,
То низок тон, а то высок.
У ноты МИ вуаль полей,
Зелёный цвет сверкает в ней.
МИ, как волшебная волна,
Несёт всем людям мир она.
ФА обожает фиолет,
Заката солнечного цвет,
Жаль только, ФА слегка грустна,
Но любит погрустить она.
СОЛЬ, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде жёлто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая ЛЯ,
Как разноцветная Земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.
СИ-неба синего краса,
В её наряде небеса,
В её созвучии полёт,
Ввысь нотка эта нас зовёт.
Все нотки - жители стран
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Музыка осени" в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе "Музыка осени"....
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект к уроку музыки на тему: "Мифы и сказки о музыке"
План-конспект к уроку музыки в 5 классе на тему: "Мифы и сказки о музыке"...
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»
Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...
План - конспект интегрированного урока развития речи, ИЗО, музыки на тему: "Музыкальный пейзаж"
Данный урок развития речи, изобразительного искусства и музыки представляет собой интегрированный урок русского языка. В ходе урока учащиеся совершенствуют свои речевые умения выра...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...