КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_chem_sila_muzyki_motsarta.docx | 22.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«В чём сила музыки В.А.Моцарта?»
Урок №7 по теме 3 четверти «В чём сила музыки?»
Учителя музыки Давыдовой Людмилы Викторовны МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
ЦЕЛИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
1.Определение особенностей творчества В.А.Моцарта;
2.Помочь учащимся понять, что музыка Моцарта «очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства» (И.Тургенев), «даёт утешение и опору в жизни» (П.И.Чайковский);
3.Закрепление умений различать особенности вокальной и инструментальной музыки;
4.Закрепление понятий: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Организация творческой деятельности,
6.Создание проблемной ситуации для формулировки темы урока;
7.Организация процесса анализа новой музыки;
8.Органозация процесса передачи музыкальных образов и интонаций в интерпретациях детей;
9.Закрепление представлений о взаимосвязи музыки и жизни.
2.РАЗВИВАЮЩИЕ:
1.Развитие навыков музыкального восприятия путем обогащения разнохарактерными интонациями;
2.Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
3.Развитие умения следить за развитием музыкального образа, устанавливать взаимосвязи;
4.Развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-творческих способностей, внимания, памяти, воображения и мышления;
5.Развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся.
3.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
1.Воспитание любви к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки В.А.Моцарта;
2.Воспитание доброжелательных отношений среди учащихся;
3.Обогащение духовного мира учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Портрет и фото В.А.Моцарта;
2.Кроссворд «Великаны музыки»;
3.Эпиграф: слова Д.Д.Шостаковича, А.Рубинштейна, И.Тургенева;
4.Словарь: симфония, серенада, песня, сюита, рондо, реквием, лакримоза;
5.Музыкальные произведения:
Попевки-упражнения:
«Здравствуйте», «Ми-я», «Певческая установка»;
«Весенняя песенка» Г.Струве, К.Ибряев;
«Симфония №40» (1 часть) В.А.Моцарт;
«Маленькая ночная серенада» (рондо) В.А.Моцарт;
«Весенняя песня» В.А.Моцарт;
«Лакримоза» из «Реквиема» В.А.Моцарт;
«Где музыка берёт начало?» Е.Крылатов, Ю.Энтин.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ/ЗАКРЕПЛЕНИЕ/ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Исполнение музыкальных попевок с целью создания благоприятной атмосферы на уроке и подготовки голосового аппарата к пению.
Исполнение песни Г.Струве, К.Ибряева «Весенняя песенка».
- Ребята, какие чувства и настроения вызвало у вас данное произведение? Почему?
Радость, бодрость, прилив сил, веселье, торжественность. Мелодия песни живая, быстрая, энергичная, стремительная, она передает радость от прихода весны, рисует её весёлый нрав, игривость и задор.
- Как называется такое воздействие, влияние на нас музыки?
Преобразующая сила музыки.
- Почему музыка может воздействовать на человека? В чем её сила?
Музыка рассказывает о жизни, о её событиях, поступках людей. Она обогащает и украшает жизнь и человека, является верным другом и помощником.
- Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас?
Правда и красота – основные качества музыки, в этом её сила.
Музыка только тогда воспринимается как красивое и талантливое искусство, когда выражает правду жизни, её богатство и красоту. Только тогда она может преобразовывать самого человека и всю его жизнь.
- От чего ещё зависит воздействие музыки на слушателя?
От музыкальных средств выразительности, которые используют композиторы для точности о достоверности, правдивости содержания.
- Сейчас вспомним композиторов, с музыкой которых знакомились на наших уроках. Поможет нам в этом КРОССВОРД. (На фоне «Симфонии №40» (1 часть) В.А.Моцарта)
1.Русский композитор, мечтавший, чтобы его музыка приносила людям утешение и опору. Юрист, чуткий психолог души человеческой. (П.И.Чайковский)
2. Основатель польской классической музыки (Ф.Шопен).
3. Основатель русской классической музыки (М.И.Глинка).
4. Русский композитор, пианист-виртуоз, основная тема которого – любовь к природе, переживание за судьбу Родины. (С.В.Рахманинов).
5.Русский композитор-сказочник, морской офицер (Н.А.Римский-Корсаков).
6.Основатель немецкой классической музыки, человеколюбивой музыки (И.С.Бах).
7. Русский композитор, ученик Н.А.Римского-Корсакова, основа творчества – фольклор. ( И.Ф.Стравинский).
8. Искусство звуков – МУЗЫКА.
1.Ч А Й К О В С К И Й
2. Ш О П Е Н
3. Г Л И Н К А
4. Р А Х М А Н И Н О В
5. Р И М С К И Й-К О Р С А К О В
6. Б А Х
7.С Т Р А В И Н С К И Й
8.М У З Ы К И
- МОЛОДЦЫ! Какое слово получилось в центре? Почему?
Это великие композиторы, музыку которых будут слушать во все времена, т.к. она всегда поможет и поддержит любого человека.
2. НОВАЯ ТЕМА (Звучит «Симфония № 40» (1 часть) В.А.Моцарта).
ЦЕЛЬ: помочь учащимся сформулировать тему урока «Сила музыки В.А.Моцарта».
На уроках мы учимся воспринимать жизненное содержание, правдивость и красоту вокальных, инструментальных и симфонических произведений, соотнося их с правдой и красотой чувств, мыслей и поступков человека. Сегодня мы убедимся, что музыка может очищать душу, передавать радость и боль многих людей, самого композитора.
- Творение какого великого композитора мы сейчас слушали? Какое это произведение?
ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ «СИМФОНИЯ №40».
- Что вы знаете о творчестве австрийского композитора В.А.Моцарта?
Ответы детей, выступление 3 учеников.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
ЭПИГРАФ: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
Д.Д.Шостакович.
«Вечно солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт».
А.Рубинштейн.
-Как вы понимаете слова этих композиторов о творчестве В.А.Моцарта?
Сердцевиной его творчества является человек, его счастье и стремление к нему, уважение к человеку, широта взглядов на жизнь, как и у многих выдающихся композиторов. Жизнеутверждающая и жизнерадостная музыку – это протест против несправедливости, которая исходила от его противников и завистников.
Основные черты творчества: чистота, солнечность, ясность и прозрачность интонаций, игривость мелодий.
Но его музыка вызывает не только радость и улыбку, но и горькую печаль, слезу. Сегодня мы с вами в этом убедимся, услышав фрагменты из разных его сочинений. Для этого нам необходимо вспомнить некоторые музыкальные термины.
На фоне звучания «Симфонии№40»
-Что такое симфония?
Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.
«Симфония№40» - передает весь творческий путь В.А.Моцарта от телантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.
На фоне звучания «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».
В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась СЕРЕНАДОЙ.
Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада) – музыкальное произведение, песня, исполняемая в вечернее или ночное время перед домом возлюбленной в знак любви и почитания. В 17-18 веках инструментальная серенада – сюита для небольшого оркестра.
- Что такое сюита?
Сюита – это инструментальное произведение из 4 и более контрастных частей, звучащих последовательно друг за другом, на одну общую тему.
К таким произведениям относится «Маленькая ночная сюита». Мы слушаем заключительную часть – финал «РОНДО».
- Что такое рондо?
Это музыкальная форма, где главная тема = рефрен чередуется с эпизодами, второстепенными темами различного содержания. Круговая форма. Рондо – хоровод.
Сейчас мы послушаем «Рондо», определим его форму, характер, смену частей покажем руками:
- поднять правую руку;
- поднять обе руки;
- сложить руки на парту;
- поднять руки над головой.
Слушание, показ смены частей, определение характера.
Преобладает легкий, танцевальный характер, ощущаем настроение ночного праздника, карнавала, выражается мечта и улыбка героев, музыка яркая, пестрая, словно бабочка.
В.А.Моцарт создавал прекрасные песни. С интонацией «Маленькой ночной серенады» перекликается «Весенняя песня». Исполним её по группам, передав радость и восторг жизни. Подвижность и изящество сочетаются с мягкостью, нежностью, т.к. здесь нарисовано утро года
Исполнение «Весенней песни» В.А.Моцарта.
- МОЛОДЦЫ!
На фоне звучания «Лакримозы» из «Реквиема» рассказ ученика истории создания «Реквиема» В.А.Моцарта.
РЕКВИЕМ – это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших, погибших, имеет скорбный возвышенный характер; сочинение для солистов, хора, симфонического оркестра и органа. Первоначально – поминальная католическая месса, церковное произведение. Реквием от латинского – покой.
ЛАКРИМОЗА от латинского – слёзная, печальная.
Повторное слушание «Лакримозы».
«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски.
«Лакримоза» или «День слёз» имеет печальные, скорбные интонации; хоровая мелодия сочетается со стонущими плачущими интонациями оркестра. Мелодия поднимается вверх и резко падает вниз, передавая тяжесть утраты, возвышенную глубокую печаль.
3. ИТОГ УРОКА/ОЦЕНКИ.
- Творчеству какого композитора посвящён наш урок?
Какие произведения слушали? О чем они рассказывают?
- Назовите основные особенности музыки Моцарта?
- В чём бессмертие Моцарта?
Обращение к словам И.Тургенева: «Мелодия Моцарта льется для меня совершенно естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или источник…Моцарт подобен Рафаэлю – красота его мелодий очищает душу и поднимает её до идеалов совершенства».
Музыка не только радуется вместе с человеком, но и разделяет его горе, берет часть его на себя.
Исполнение песни «Где музыка берет начало?» Е.Крылатова, Ю Энтина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"
Урок музыки в 6-м классе по теме "В чем сила музыки М.И. Глинки"...
Конкурсный урок музыки в 5 классе по теме: "В чём сила музыки" и анализ урока
Данный урок проводился на районном конкурсе "Учитель года". Урок проводился по методу художественно-педагогической драматургии. В анализе чётко и подробно описано строение урока, а также все при...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
План-конспект открытого урока в 7 классе по теме "Монологические высказывания по теме "Meine Heimat."
Привлечение внимания к понятию «Родина» в широком смысле этого слова, а также к понятию «малая Родина». ...
конспект урока музыки 7 класс по теме: основные жанры светской музыки (соната и симфония)
Одной из главных исторических заслуг Классицизма является формирование жанра сонаты и симфонии в их законченном варианте....