Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».
Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».
Тип урока: углубление и обобщение темы.
Форма: урок-концерт.
Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_5_klasse.doc | 75.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан
Тукаевский муниципальный район
МБОУ «Комсомольская СОШ»
Открытый обобщающий урок по музыке в 5 классе по темам:
«Программная музыка»
«Вторая жизнь песни»
Учитель музыки и искусства 1 квалификационной категории Наталья Николаевна Зиннурова
п. Комсомолец
2014 год
Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».
Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».
Тип урока: углубление и обобщение темы.
Форма: урок-концерт.
Цель: углубить представление учащихся о программной музыке, познакомить с обработкой, интерпретацией классических произведений.
Задачи:
- Обучающие. Закрепить и расширить ранее полученные представления о программной музыке, об инструментальной музыке, основанные на использовании композиторами мелодий народных песен, или песен других композиторов.
Познакомить с современной интерпретацией (трактовкой) классической современной музыки.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности.
- Развивающие. Продолжить развитие навыков интонационно-образного анализа музыкального произведения (контраст лада, темпа, тембра, жанровой основы мелодии, формы музыкального произведения).
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать музыкальные произведения.
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством.
Продолжить развитие вокально-хоровых навыков.
Развитие игровых навыков, выразительности исполнения произведений на музыкальных инструментах.
Развивать внимание, память, творческое воображение.
- Воспитывающие. Воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других народов мира, воспитание слушательской и исполнительской культуры.
Воспитывать инициативу и самостоятельность детей.
Оборудование:
Фортепиано, синтезатор, кларнет, саксофон, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, проигрыватель DVD.
УМК: хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия, учебник, творческая тетрадь.
Портреты композиторов Глинки, Балакирева, Грига.
Художественный материал:
Афанасьев, Шаферан «Гляжу в озера синие».
Глинка, Кукольник «Жаворонок».
Фрагменты симфонической программной музыки Лядов «Кикимора», Римский-Корсаков «Шехеразада».
Фортепианные программные пьесы: Конконе «Горное эхо», Вольф «Летний ветерок», Гурлитт «Ночной шторм», Черни «Таинственный незнакомец».
Балакирев-Глинка «Жаворонок».
Григ «Песня Сольвейг».
Берлин «Блюз».
Струве, Исакова «Музыка».
Стихи: Кукольник «Жаворонок», Тютчев «Утро в горах», Пришелец «Ветерок», Фет «Буря», «Облаком волнистым...».
Репродукции картин Васильева «Ожидание», Саврасова «Рожь».
Фрагмент мультфильма «Пер Гюнт».
Рисунки детей.
Технологии, используемые на уроке:
- Личностно-ориентированная.
- Технология развивающего обучения.
- Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
- Технология ассоциативно-образного мышления.
- Технология детского музицирования.
- Технология использования УМК.
- Технология ИКТ.
Методы:
- Метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.).
- Метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
- Метод «забегания» вперед и возвращение к пройденному (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.).
- Метод пластического интонирования.
- Метод инструментального музицирования.
- Метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений.
- Прием вокального интонирования.
- Способ ориентации на нотную запись.
- Метод использования ассоциаций.
Ход урока:
Вход детей под музыку «Гляжу в озера синие».
Музыкальное приветствие.
- Сегодня на уроке мы вспомним жанры вокально-инструментальной музыки, которые не могут существовать без литературы, познакомимся с обработками, интерпретациями классической музыки.
- Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы? (Песня, романс).
-Какая музыка вас встретила? О чем эта песня? (О Родине).
- Исполняем песню «Гляжу в озера синие».
-Многие композиторы, писатели, поэты, художники воспевали в своих произведениях образ Родины, родной природы.
- Приглашаю ученика прочитать стихи Кукольника «Жаворонок».
Вопросы учителя:
Какой образ в стихах? (Образ русской природы).
В каком настроении прозвучали стихи? (В лирическом, мечтательном).
Какая мелодия соответствует этим стихам? (Плавная, напевная).
Какой композитор написал такую мелодию? (Михаил Иванович Глинка).
Назовите жанр музыкального произведения. (Романс).
- Обратить внимание на рисунок ученицы Кузнецовой Луизы.
Слайд «Рожь» Саврасова.
- Исполнение романса «Жаворонок».
-Какая инструментальная музыка не может существовать без литературы? (Программная).
-Какую музыку называем программной? (Инструментальная музыка, имеющая программу, которая отражается либо в литературном комментарии, либо в названии произведения).
-Сейчас мы прослушаем музыкальные фрагменты, вам нужно определить:
Слайд.
- Определить по интонациям музыкальную тему.
- Назвать музыкальное произведение.
- Композитора.
- Вспомнить, какое литературное произведение в основе.
- Звучат фрагменты из симфонической сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», тема Шахриара.
- Из симфонической миниатюры Лядова «Кикимора», тема Кикиморы.
-А сейчас давайте представим, что мы в концертном зале. Но концерт не совсем обычный.
-К этому уроку некоторым ученикам было дано домашнее задание — выучить программную пьесу и подобрать к ней стихи, созвучные по настроению. Вам нужно внимательно послушать стихи, музыку, определить музыкальный образ, дать название пьесе.
Слайд. Определить:
- Образ стихотворения.
- Средства музыкальной выразительности в пьесе (лад, темп, голосоведение мелодии).
- Музыкальный образ или дать название пьесе.
- а) Приглашаю ученика. Читает стихи Тютчева «Утро в горах».
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
Лишь выше гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
- Звучит пьеса Конконе «Горное эхо».
- б) Ученица читает стихи Пришельца «Летний ветерок».
Ветерок колосья осторожно тронет,
Будто вдруг погладит ласковой ладонью.
Ветерку приятно колосков касаться,
Тихо-тихо шепчет: «Хороши, красавцы!».
- Исполнение пьесы Вольфа «Летний ветерок».
- в) Ученик читает стихи Фета.
Облаком волнистым
Пыль встает в дали;
Конный или пеший -
Не видать в пыли!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
- Исполнение пьесы Черни «Таинственный незнакомец».
- г) Ученица читает стихи Фета «Буря».
Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит,
То прянет, то отхлынет прочь.
- Исполнение пьесы Гурлитт «Ночной шторм».
-А сейчас обратимся к заданию на странице 29. Вспомните музыкальные сочинения композиторов, в основу которых положены интонации народных песен и напевов. Привести примеры. (Чайковский, в 4 симфонии звучит мелодия песни «Во поле береза»; Чайковский, в 1 концерте для фортепиано с оркестром звучит украинская народная песня «Веснянка»; Римский-Корсаков, в опере «Снегурочка» в сцене «Проводы масленицы» используются народные мелодии).
-Сейчас послушайте фрагмент музыкального произведения. Обратите внимание на знакомые интонации.
- Звучит фрагмент пьесы Балакирева-Глинки «Жаворонок».
-Интонации какой мелодии вы узнали? (Мелодия романса Глинки «Жаворонок»).
-А какой композитор написал эту пьесу? (Милий Балакирев).
Слайд. Портреты Балакирева и Глинки.
-Какой прием развития музыки использовал композитор? (Вариационный).
-Как изменилась музыка? (Появились фортепианные пассажи, обилие украшений, трелей. Характер музыки стал более взволнованным, темп быстрее, но в конце замедление. Минорный лад в конце меняется на мажор).
-Балакирев сделал обработку романса «Жаворонок». Что такое обработка? (Обработка — всякое изменение оригинального текста).
-Что такое интерпретация? (Толкование музыкального произведения исполнителем).
-А теперь мы обратимся к репродукции картины художника К. Васильева на странице 29.
Слайд.
-Какой образ вы видите?
-Какое чувство преобладает во взгляде? (Напряженность, тревога, волнение, надежда).
-Какой контраст мы видим в картине? (Теплые краски образа и холодный иней на стекле, свет свечи и темнота пространства вокруг образа).
-Какие интонации, песенные или танцевальные, звучат в этой картине? Как бы вы назвали эту картину? (Ожидание).
-Какое музыкальное сочинение созвучно этой картине? («Песня Сольвейг», музыка Э. Грига).
Слайд. Портрет Грига.
-Какие интонации звучат в мелодии? (Напевные, печальные).
-Какой мы видим Сольвейг в этой песне? (Нежной, доброй, сердечной).
-В каком спектакле звучит «Песня Сольвейг»? (В пьесе Ибсена «Пер Гюнт»).
Вспоминаем коротко сюжет.
-Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба. Но свет далекой родины притягивает Пера.
-А чем закончилась история Пера Гюнта мы узнаем из фрагмента мультфильма.
-Обратите внимание, в каком исполнении звучит «Песня Сольвейг».
ДИАЛОГ:
-Кто спас Пера Гюнта?
-Какие чувства помогли ему? (Вера, надежда, любовь Сольвейг).
-В каком исполнении звучит песня? (В исполнении струнно-смычковых инструментов).
-Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины. Одна из них — «Песня Сольвейг».
- Слушание в исполнении симфонического оркестра.
-Сколько частей в музыке?
-Как изменилась вторая часть? (Мажорный лад, темп быстрее, ритм танцевальный, размер ¾).
-С чем связан контраст в этой музыке? (С надеждой Сольвейг на встречу с любимым).
-Как и в картине Васильева, так и в музыке Грига имеет большое значение для раскрытия образа роль контраста.
-А теперь услышим иную трактовку этого произведения.
-Что изменилось в музыке? (Звучит в джазовой обработке).
-Какой инструмент солировал? (Саксофон).
-Использование сурдины придает музыки интонации жалобы, плача.
Слайд с изображением джаз-оркестра.
Спросить учеников, какое исполнение им больше понравилось.
- Дополнительная информация:
Блюз – народная музыка афроамериканцев США и одна из основных форм музыкальной культуры XX века. Блюз стал основой таких направлений, как джаз и рок-н-ролл.
Блюз – это сольно-песенный жанр.
Родиной блюза были южные штаты, в которых проживало большинство черного населения США.
В основном, блюзы – грустные, драматичные. Но бывают и такие, в которых есть и ирония, и юмор, и сатира.
Блюз появился как вокальный жанр, затем нашел свое продолжение в инструментальной музыке.
- Распевка «Карамель» (под фортепианное сопровождение учителя)
- Пение песни «Осенний блюз»
Итог урока:
-Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.
-Что их объединяет? (Связь с литературой).
-Кто дает «вторую жизнь» песням? (Композиторы — они делают обработки музыкальных произведений. Исполнители — от них зависят интерпретации музыкальных произведений).
-Где музыка берет свое начало? (Вокруг нас, в звуках природы).
Поблагодарить детей за выступления. Оценки.
Домашнее задание: творческая тетрадь, страница 20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...
Конспект открытого урока биологии в 10 классе по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"
Муниципальное общеобразовательное учреждениеКаменно-Бродская средняя общеобразовательная школа муниципального района Челно-Вершинский Самарской области Конспект открытого у...
План-конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Спорт в нашей жизни".
Урк ориентирован на новые образовательные стандарты: использование современных технологий, ИКТ (экран, проектор, показ слайдов, аудиозапись, учебная компьютерная программа).Применялся проблемно-поиско...
Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта, прописаны деятельность учителя, ученика, универсальные учебные действия...
Открытый урок по теме: « В детском музыкальном театре. Опера» Музыка 2 класс по программе Е.С.Критской
Открытый урок во 2 классе по теме: "В детском музыкальном театре. Опера". На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием "музыкальный театр, послушают оперу М.Коваля "Волк и семе...
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»
Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...