Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Есипова Елена Анатольевна

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

 

Музыкальный материал: Варламов «Красный сара­фан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле берёза стояла» (или любые на­родные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).

 

Изобразительный ряд: (мультимедийное оборудование) видеофрагмент хоровода, вы­резанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана - в конце урока каждую фи­гурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

 

Дополнительный материал: костюмы скоморохов, русский сарафан (Царевна-лягушка).

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_prepodavateley_muzyki_i_izo.docx25.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок с применением

информационных технологий

«Русский сарафан в музыке и живописи»

для учащихся 5 класса

                                   Подготовили: учитель музыки

                                                        МКОУ «Быковская ООШ»

                                    Есипова Е.А.,

                                    учитель ИЗО

                                                       МКОУ «Быковская ООШ»

                                      Пантелеева Н.А.

2014г.

Интегрированный урок преподавателей музыки и ИЗО «РУССКИЙ САРАФАН В МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ»

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.

Музыкальный материал: Варламов «Красный сарафан»; р.н.п. «Во кузнице», «Ах, вы, сени», «Вдоль по улице метелица», «Барыня», «Во поле берёза стояла» (или любые народные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).

         Изобразительный ряд: (мультимедийное оборудование) видеофрагмент хоровода, вырезанные силуэты сарафана (по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана - в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.

Дополнительный материал: костюмы скоморохов, русский сарафан (Царевна-лягушка).

Ход урока

(Фонограмма «Во поле берёза стояла».)

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и всё на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя - музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждём с минуты на минуту. Да вот и они!

 (Выход скоморохов под фонограмму «Ах, вы, сени».)

   1 -й скоморох: Представление начинается, Сюда, сюда все приглашаются. Билетик купите, к нам заходите.

   2-й скоморох: Кто к нам зайдёт, тот в рай попадёт. А кто не зайдёт, со скуки пропадёт.

   1-й скоморох: Давай, давай, налетай. Места занимай!

   2-й скоморох: Такое узрите, что в Америку не захотите.

   1-й скоморох: У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму ещё не бывало. А посему пора урок начинать...

   2-й скоморох: А кто ж будет начинать?

  1-й скоморох: Надо выбрать хозяйку, самую красивую!

  2-й скоморох: Да вот же она.

(Выводит девочку в костюме Царевны-лягушки. Голова накрыта шубой наизнанку.)

   1-й скоморох: Ой, что за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?

   Царевна-лягушка: Я!

(Сбрасывает шубу.)

Нам не время скучать, пора урок начинать.

   2-й скоморох: Ой, царевна, какая ты красивая, видно и правда на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась. Только я забыл, как твоя одежда называется?

(Показывает на сарафан.)

   1-й скоморох: Верно. А что представляет собой сарафан?      (Длинное, прямое платье без рукавов.)

    Царевна-лягушка: Правильно. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут-величают красавиц? (Василиса Прекрасная, Марья Моревна.)

Царевна-лягушка: А ещё лебёдушка, утушка-голубушка - так ласково называют в народе русских женщин.

Учитель: Давайте посмотрим фрагмент хоровода, где девушки одеты в сарафаны. Обратите внимание, как плавно и неторопливо движутся они в танце.

(Видеофрагмент хоровода.)

Учитель: Не зря А. С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:

А сама-то величава, Выступает, словно пава.

Учитель: Вы, наверное, заметили, что и музыка у хоровода особенная. Попробуйте описать эти особенности. (Плавность, непрерывность мелодической линии, чёткие границы фраз, многократные повторы.)

Правильно. Мелодия напоминает орнамент, который вьётся по подолу сарафана и по рукавам рубашки. Давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.

(Под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями.)

Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? (На праздничные и повседневные.)

  • Найдите общие черты для обеих групп. (Одинаковый
    покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов.)
  • Теперь отличия. (Цвет, материал, количество и богатство украшений.)
  • Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? (Одеждой для крестьян!)

-        Нет. Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить
эти наряды из дорогих заморских тканей - шёлка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой,
драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца
и так называемые орнаменты - обереги.

В конце XVII века сарафан всё ещё не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижёт боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шёлковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» - они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?

«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России - кроме дворян! - носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.

Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? (Красный.)

  • Действительно, «красна девица», «красно солнышко»
    - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что
    цвета нарядов - это своеобразный язык, который был понятен
    всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды дога
    даться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты?
    (Красный.)
  • Верно. А о каком событии речь, если первая строчка
    песни звучит так:

- Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан.

-        Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и
убедимся в этом.

(Звучит фрагмент песни «Красный сарафан».)

-        Вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям
нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц.

(На доске написаны в столбик: Царевна-лягушка, Снегурочка, старикова дочь из сказки «Морозко».)

  1. «Под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около - короб с
    богатыми подарками».
  2. «Как снежинка белая, глазки - что голубые бусины;
    русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах
    ни кровиночки».
  3. «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди».

- А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки которых вы выполнили на предыдущем уроке. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки.

(Под музыку дети выполняют задание.)

О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнеце».

(Во время разучивания песни, раскрашенные сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе.)

     - Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? (У неё задорная мелодия, быстрый темп и смешные слова}

  • Вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан?

(Из лопуха.)

-        Молодцы, вы очень внимательны.

Итак, сарафан мы сшили. Теперь скажите, что вас вдохновляло на работу? (Картины, музыка и загадки.)

-        А что было центром, что объединяло и музыку, и
картины, и ваши работы?
(Сарафан.)

Тогда можно смело сказать о том, что русский сарафан оставил значительный след в душе русского народа, а чтобы вы иногда вспоминали о нашем уроке, я предлагаю разместить нашу картину в классе, и пусть она поднимает вам настроение своими яркими красками.

Урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Интегрированный урок. ИЗО-Музыка. Тема: "Героическое прошлое нашего народа в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Данный урок позволяет на примере произведений музыки, живописи раскрыть нравственные понятия, связанные с любовью к Родине....

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"

Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...

«Смутное время (интегрированный урок истории, литературы музыки, изобразительного искусства)

P { margin-bottom: 0.21cm; } «Смутное время(интегрированный урок истории, литературымузыки, изобразительного искусства)...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....