Паспорт программы.
рабочая программа ( класс) по теме
Краткое описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Развитие моторики рук на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_programmy.docx | 12.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Развитие моторики рук на начальном этапе обучения в классе специального фортепиано". |
Разработчик программы | Бушарова Елена Анатольевна |
Образовательное учреждение | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "Школа № 883" Хоровая школа "Дебют" |
Год утверждения программы | 2016 |
Тип программы | авторская |
Срок реализации программы | 2 года |
Возраст детей | от 6 до 8 лет |
Образовательная направленность программы | социально-педагогическая |
Цель программы | Развитие у учащихся мелкой моторики рук, беглости пальцев. Обучение их основным начальным умениям и навыкам игры на фортепиано. Воспитание у детей любви и интереса к музыке, музыкальным занятиям. |
Задачи программы | задачи в обучении: 1. сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами; 2. правильная посадка за инструментом, постановка рук; 3. обучение нотной грамоте и ритмическим схемам; 4. освоение основным приёмам звукоизвлечения; 5. освоение навыков чтения с листа; 6. задействовать в процессе обучения компьютерные технологии. задачи в развитии: 1. развитие мелкой и крупной моторики рук; 2. развитие музыкального слуха, ритма, памяти и образного мышления учащегося; 3. расширение общекультурного кругозора; 4. формирование и развитие творческих способностей учащихся; 5. развивать пианистические навыки и слуховой контроль в звукоизвлечении и ритмической организации. задачи в воспитании: 1. формирование интереса к музыкальному искусству; 2. воспитание потребности к музицированию в дальнейшей жизни; 3. воспитание музыкального и художественного вкуса; 4. воспитание культуры звука; 5. воспитание культуры поведения на занятиях; 6. воспитание культуры общения с педагогом; 7. воспитание активности на занятиях; 8. настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса; 9. ответственность за результат; 10. воспитание сценической культуры. |
Структура программы |
|
Основное содержание программы | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО 1 ГОДУ ОБУЧЕНИЯ: 1 раздел. Вводное занятие. Теория: Знакомство. Вводное занятие. Беседа по технике безопасности и правилах поведения. Практика: Выявление музыкальных способностей и общего развития обучающегося. 2 раздел. Знакомство с инструментом. Тема 2.1. История инструмента, предшественники фортепиано. Теория: а) Знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд, орган. б) История создания фортепиано. в) Пианино и рояль - сходство и различия. Практика: Знакомство с внутренним устройством фортепиано: дека, струны, молоточки, демпферы, педали и принципы их работы. Тема 2.2. Изучение регистров и октав. Теория: Изучение клавиатуры. Практика: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность, понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар. 3 раздел. Донотный период. Тема 3.1. Музыкальные пальчиковые игры (организация двигательно-пианистических движений рук). Теория: Подготовительные упражнения для развития пианистического аппарата: а) ежедневные гимнастические упражнения для организации и подготовки рук (без инструмента). б) работа над посадкой за инструментом. в) работа над упражнениями: «Радуга», «Маятник», «Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная работа с локтями, запястьем, пальцами. Практика: Непосредственная работа над постановкой рук: положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом, карандашом, пластилином, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру. Тема 3.2. Музыкальные пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук, координации движений. Теория: Игры-упражнения для развития пианистического аппарата и мелкой моторики рук. Практика: Исполнение небольших по объему песенок с запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону с определенными движениями под музыку, что способствует развитию мелкой моторики рук и музыкальному развитию вцелом. Тема 3.3. Музыкальные пальчиковые игры на развитие крупной моторики рук, координации движений. Теория: Игры-упражнения для развития пианистического аппарата и крупной моторики рук. Практика: Исполнение небольших по объему песенок с запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону с определенными движениями под музыку, что способствует развитию крупной моторики рук и музыкальному развитию вцелом. 4 раздел. Изучение нотной грамоты. Тема 4.1. Название нот и их написание. Теория: Работа над развитием навыка графического восприятия нотной записи: упражнение «бусы». Практика:
Тема 4.2. Простые размеры. Теория: Размер - временное понятие музыки. Навыки по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на музыкальных примерах (танец, марш). Практика: Знакомство с понятиями: темп, размер, такт, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок. Шаг под музыку. Тема 4.3. Длительности нот и пауз. Теория: Графическое изучение длительностей нот и пауз. Практика:
5 раздел. Постановка рук. Тема 5.1. Формирование пианистических навыков (игра приемом non legato). Практика: 1. Овладение начальными навыками игры: non legato. 2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания. 3. Постановка четких задач в игре упражнений. 4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей. Тема 5.2.Формирование пианистических навыков (игра приемом legato). Практика: 1. Овладение начальными навыками игры: legato. 2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания. 3. Постановка четких задач в игре упражнений. 4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей. Тема 5.3. Формирование пианистических навыков (игра приемом staccato). Практика: 1. Овладение начальными навыками игры: staccato. 2. Создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания. 3. Постановка четких задач в игре упражнений. 4. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей. Тема 5.4. Закрепление навыков. Обьединение разных приемов игры (non legato, legato, staccato). Теория: Выполнение ряда упражнений вне инструмента и на инструменте. Практика: Работа над воспитанием навыка самостоятельности рук – основы координации: а) Игра упражнений non legato в одной руке и одновременно legato в другой и т.д. б) Работа над фиксацией внимания на взаимосвязи и чередовании во времени обеих рук, моментов «дыхания» кисти. 6 раздел. Работа над эмоционально-художественным развитием. Тема 6.1. Музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение). Теория: Понятие фразы,особенности ее исполнения. Практика: Ощущение целосности фразы с помощью пения (придумать соответствующие слова для разучиваемой фразы). Тема 6.2. Нюансы, кульминация, темп. Теория: Нюансировка, кульминация, темп - как средства достижения авторского замысла. Исполнение педагогом, разбор характера, образа, содержания произведения. Практика: Работа над произведениями различного музыкально-художественного содержания. 7 раздел. Чтение с листа. Теория: Общий разбор произведения: а) Скрупулезное изучение нотного материала, анализ произведения на уроке (определение тональности, размера, ритма). б) Преодоление в работе ученика неточности в отношении ритма, нот, аппликатуры. Практика: Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала: а) Работа над развитием навыков чтения нотного текста с листа должна осуществляться на более легком материале с обязательным контролем домашнего задания на уроке. б) Работа над формированием навыка схватывать главное в тексте, неразрывно вести мелодию без поправок и остановок. 8 раздел. Игра в ансамбле с педагогом. Теория: Синхронные движения игры в ансамбле. Практика: Особый слуховой контроль - слушать, исполнять вместе. Формирование навыка игры в ансамбле. 9 раздел. Подбор по слуху. Теория: Анализ движения и построения мелодиической линии, воспроизведение заданной мелодии. Практика: а) игра "Найди ноту"; б) игра по слуху. 10 раздел. Зачеты и выстепления. Практика: 1. Зачеты. 2. Концерты (конкурсы, фестивали). 11 раздел. Итоговое занятие. Теория: Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе. Практика: Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой исполнения (контрольный урок). ПО 2 ГОДУ ОБУЧЕНИЯ: 1 раздел. Вводное занятие. Теория: Беседа по технике безопасности и правилах поведения. Практика: Подбор музыкального репертуара на учебный год. 2 раздел. Работа над развитием навыков чтения с листа. Тема 2.1. Разбор репертуара. Теория: Определение цель и задачей в выборе репертуара. Практика: Разучивание текста. Тема 2.2. Игра в ансамбле. Теория: Особенности игры в ансамбле. Практика: Работа над точностью ансамблевого исполнения, чувствовать и творить вместе. 3 раздел. Развитие технических навыков. Тема 3.1. Работа над гаммами. Теория: Аппликатурные схемы, прийомы исполнения аккордов, арпеджио и гамм. Практика: Изучение гаммы. Тема 3.2. Работа над этюдами. Теория: Особенности исполнения технических формул. Практика: Изучение текста, работа над техническими трудностями и темпом. 4 раздел. Этапы работы над музыкальным произведением. Тема 4.1. Разбор, знакомство с автором и формой. Теория: Знакомство с биографией композитора и его стилевыми особенностями. Практика: Разбор и анализ текста данного произведения. Тема 4.2. Работа над деталями. Теория: Изучение гармонического плана. Практика: Разучивание текста наизусть, интонирование, метроритмическая точность, педализация. Тема 4.3. Воплощение композиторского замысла. Теория: Определение характера произведения, кульминации. Практика: Работа над драматургией. Тема 4.4. Исполнительский этап. Теория: определение цель и задач в данном произведении. Практика: Зачетное или концертное выступление. 5 раздел. Работа над звуком. Тема 5.1. Технические приемы звукоизвлечения в произведениях кантиленного характера. Теория: Основные приемы звукоизвлечения. Практика: Работа над гибкостью рук и мягкостью косания. Тема 5.2. Технические приемы звукоизвлечения в произведениях виртуозного характера. Теория: Основные приемы звукоизвлечения. Практика: Работа над активностью и беглостью пальцев. 6 раздел. Зачеты и выступления. Практика: 1. Зачеты. 2. Концерты (конкурсы, фестивали). 7 раздел. Итоговое занятие. Теория: Обсуждение с обучающимися достижений и недостатков в работе. Практика: Проигрывание репертуара учащимся с анализом и самооценкой исполнения (контрольный урок). |
Формы работы | – очная (сочетание аудиторных и выездных занятий). – индивидуальная. |
Прогнозируемые результаты программы | Программные требования к уровню развития:
Программные требования к уровню воспитанности:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт примерной программы учебной дисциплины «Искусство трудоустройства».
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии:-оператор швейного оборудования....
Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методико...
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»
Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...
Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.
Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формировани...
Паспорт программы «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»
Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности...
Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...
Паспорт программы "Путь к успеху"
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Выявление одаренных детей должно начинат...