Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.
рабочая программа (5 класс)

Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формирования исторического самосознания учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola-muzey-muzeevedenie.docx94.06 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»

Игнатова О.Ю.

Наименование программы

«ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»

Автор-составитель

Игнатова О.Ю. педагог высшей квалификационной категории, учитель истории и обществознания, руководитель Школьного музея

Сроки реализации программы

2016-2021 гг.

Учебное учреждение

МБОУ «СОШ №40»

Юридический адрес

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Дзержинского 29а

Руководитель программы

Игнатова О.Ю.

Рецензент

Святченко И.В.

Учредитель программы

МБОУ «СШ №40»

Вид программы

Комплексная целевая программа

Цели программы

1.Совершенствовать  обучение  и  воспитание  подрастающего  поколения
изучением краеведения;

2. Воспитание    у   школьников    патриотизма,    бережного    отношения    к
культурному наследию родного края;

3. Приобщение учащихся к краеведческой   и поисково-исследовательской
деятельности;

4.Сохранение исторической памяти; 5.Совершенствование нравственного воспитания учащихся.

6. Самореализация обучающихся через организацию развивающей музейной среды в школьном пространстве.

Задачи программы

  1. Создание условий для расширения базы дополнительного образования;
  2. Организация живого творческого процесса взаимодействия педагогов с детьми и родителями;
  3. Формирование музейной культуры;
  4. Включение общечеловеческих ценностей во внутренний мир и сознание ребенка;
  5. Духовно-нравственное воспитание школьников;
  6. Способствование самоопределению и самореализации школьников в общественной, культурной и проффесиальной жизни;
  7. Развитие исследовательской компетенции.

Основание разработки

1.ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

№ 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.

О деятельности музеев образовательных учреждений

2.Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений

  1. 3.Приложение к письму                                                                              Минобразования России

от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16

Примерное положение

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

4.О музейном фонде Российской Федерации

и музеях в Российской Федерации

Федеральный закон

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года (Извлечения)

Наличие школьной  документации

устав музея, паспорта музея, программы работы,  в том числе и на перспективу. Учетная книга с  количеством  подлинников 113, книга отзывов и предложений, книга учета общественно-массовой и культурно-просветительской деятельности, инструкция по правилам безопасности в музее, перспективный план  и отчеты работы музея.

Краткая характеристика деятельности музея

Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формирования исторического самосознания учащихся.

Методы реализации программы

  1. Практическое манипулирование с экспозиционными предметами в музее.
  2. Поисково-исследовательская работа
  3. Ведение документации музейного дела.

Целевые группы

1.педагоги

2.обучающиеся школы и детского сада

3.родители

4.общественность города

Направления деятельности школьного музея

  1. охрана и пропаганда подлинных памятников истории путем выявления, изучения, сбора и хранения музейных предметов;
  2. осуществление воспитательной и образовательной деятельности: содействие в реализации школьной программы гражданско-патриотического воспитания, углубление знаний учащихся по истории России, ХМАО и города Нижневартовска, профессиональная ориентация выпускников;
  3. организация культурно-методической деятельности музейными средствами: проведение экскурсий для учащихся школы и ее гостей, жителей микрорайона школы, учащихся других школ города, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны – жителями микрорайона школы, уроков по истории ХХ века. Прилагаются методические разработки внеклассных мероприятий, проведенных на базе музея, учебная программа кружка «Музейное дело», статьи из школьной газеты и иных газет.
  4. История города Нижневартовска
  5. Быт и этнография Ханты и Манси

Массовые мероприятия 

Проведение экскурсий, форумов, акций, торжественных мероприятий, встреч с ветеранами ВОВ, интересными людьми города и округа, сотрудниками музеев.

Задачи ознакомления учащихся с экспонатами

  1. С понятиями.
  2. С этническим составом Западной Сибири, с основными элементами традиционной культуры.
  3. С этнокультурной ситуацией в разных регионах Западной Сибири в зависимости от естественно-географической специфики, исторической динамики.
  4. Со специфическими особенностями и общекультурными закономерностями восточнославянской культуры и коренных народов Западной Сибири.

Формы работы

  1. Экскурсии (обзорные и тематические);
  2. Уроки - экскурсии;
  3. Классные часы;
  4. «Круглый стол» с приглашением ветеранов Великой Отечественной
    войны,   ветеранов труда;

5.   Выставки;

6.  Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях по истории населённых пунктов или отдельных памятников;

7.   Публикация исследований в СМИ;

8.   Пропаганда   краеведческих   знаний   путём   организации   выставок,
оформления тематических стендов;

9.   Подготовка экскурсоводов музея.

10. Поисковая работа.

11. Научно-исследовательская.

12. Сбор информации для написания сочинений.

13. Учебные занятия.

14. Книжные тематические выставки.

15. Встречи с интересными людьми.

Показатели, результаты деятельности музея

Участие в городских конкурсах - смотрах музеев и уголков Боевой и Трудовой славы, участники городского конкурса «Лучший музейный работник».

Содержание работы

  1. Тема экскурсии.
  2. Постановка задач, целей беседы.
  3. Рассказ учителя.
  4. Дополнительное выступление учащихся.
  5. Закрепление информации. Анализ проделанной работы.
  6. Пожелания, отзывы посетителей выставки.
  7. Домашнее задание к следующей экспозиции.

Структура занятия в музее

  1. Домашняя подготовка экскурсовода.
  2. Настрой детей к восприятию новой информации.
  3. Экскурсии, беседы.
  4. Итоги работы.
  5. Домашнее задание к следующей теме.

Аспекты музейной деятельности

  1. Музей истории ХМАО и города Нижневартовска
  2. Становление и развитие этнографии края
  3. Музей истории школы

Формы деятельности

  1. поисковая;
  2. фондовая;
  3. научная;
  4. экспозиционная;
  5. познавательная

Структура управления музеем

Структура управления музеем

Тематика теоретических семинаров кружка музейного дела

1. История происхождения и развития музеев (из истории происхождения музеев, развития музейного дела в Новое  и Новейшее время, современные музеи мира, музеи в России, музеи в ХМАО, музеи Нижневартовска, экскурсия в краеведческий музей Нижневартовска).
2.Социальные функции музеев.
3. Что такое фонды музеев.
4. Методы построения музейных экспозиций.
5. Виды музейных экспозиций.
6. Формы работы музея.
7. Роль краеведческих музеев.
8. Исследовательская работа в музее.
9. Методика сбора материала.
10. Приемы сбора и фиксации музейных предметов.
11. Правила оформления и учет исторических источников.
12. Формы научного описания музейных предметов.
13. Словесная реконструкция прошлого.
14. Документация в школьном музее.
15. Словарь музейных терминов.
16. Анализ вещественных источников.
17. Анализ письменных источников.
18. Как составить экспозицию музея.
19. Проектная деятельность по созданию экспозиций музея истории школы.
20. Защита проектов.
21. Этнография как наука.
22. Этнографические музейные предметы.
23. Из истории музеев ХМАО.
24. Из истории музеев России.
25. Защита рефератов.
26. Круглый стол. Есть ли будущее у музеев? 27.Виртуальные музеи.

Разделы экспозиции

  1. Изучение истории Югры.
  2. Традиционное хозяйство, быт народов Сибири.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Занятия народов Западной Сибири.
  5. Оленеводство.
  6. Поселения и жилище.
  7. Одежда и украшения.

8. Средства передвижения.

9.Пища коренных народов.

10.Традиционная картина мира коренных народов Югры.

11.Религиозные представления.

12.Представление о душе.

13.Обряды и обычаи обских народов.

14.Спецпереселенцы.

15.Освоение Земли Сибирской в начале ХХ века.

16.История Самотлора.

17.Первооткрыватели, быт и нравы.

18.Культура современного Нижневартовска.

19.История моего города.

Ключевые проблемы

  1. Изучение истории Югры.
  2. Традиционное хозяйство, быт народов Сибири.
  3. Обычаи и обряды.
  4. Занятия народов Западной Сибири.
  5. Оленеводство.
  6. Поселения и жилище.
  7. Одежда и украшения.
  8. Средства передвижения.
  9. Пища коренных народов.
  10. Традиционная картина мира коренных народов Югры.
  11. Религиозные представления.
  12. Представление о душе.
  13. Обряды и обычаи обских народов.
  14. Спецпереселенцы.
  15. Освоение Земли Сибирской в начале ХХ века.
  16. История Самотлора.
  17. Первооткрыватели, быт и нравы.
  18. Культура современного Нижневартовска.
  19. История моего города.
  20. О чем рассказывают улицы города.

Маршрут работы в выставочном зале

  1. Родина моя – ЮГРА.
  2. История ХХ века – геологи-первопроходцы.
  3. Работы, сделанные руками учащихся по теме «Быт народов Ханты и       Манси».
  4. Обряды народов Западной Сибири.
  5. Шаманизм.
  6. Охота и рыболовство.
  7. Повседневная жизнь коренных народов.
  8. Жилище Ханты и Манси.
  9. Украшения и одежда.
  10. С чего начинается история Югры? (Первобытный строй).

Структура музейного самоуправления

  1. Выборный совет музея.
  2. Поисковая работа.
  3. Исследовательская лаборатория.
  4. Проведение экскурсий по залу.
  5. Сценарная работа.
  6. Журналистика.

Формы работы актива совета музея

  1. экскурсии;
  2. уроки в музее;
  3. занятия с активом;
  4. тематические вечера;
  5. классные часы;
  6. конкурсы, игры, викторины;
  7. семинары по народной культуре;
  8. разработка заданий классным коллективом для пополнения фондов
    музея;
  9. проведение семейных, классных и школьных праздников.

Девиз  поиска актива совета музея

 «Искать. Найти, Сохранить»

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе учреждения образования

Экспонаты, материалы, документы школьного Этнографического музея используются при проведении уроков истории, обществознания и  МХК, народов Западной Сибири, изобразительного искусства, внеклассной и кружковой работы. Тематические экскурсии, учебные факультативные занятия в музее проводятся в форме бесед, игр, дискуссии, путешествии, утренников. Каждый вновь поступивший музейный экспонат выставляется на всеобщее обозрение. Есть в музее рубрика «Экспонаты рассказывают». Ученик или педагог, принёсший в музей новый экспонат, защищает его: рассказывает о нём всё, что ему известно о предмете, вещи, материале, фотографии.

Экскурсионная, просветительская, методическая работа музея

Тематические экскурсии, учебные, факультативные занятия в музее проводятся в форме бесед, игр, дискуссий, путешествий, творческих мастерских, утренников, вечеров с использованием следующих приёмов: распределение социальных ролей, создание игровых ситуаций, практическое манипулирование предметами, использование ассоциативных связей, театрализация и др. На базе музея проходят творческие встречи с интересными людьми: писателями, поэтами, художниками, историками, краеведами, фольклористами, народными мастерами, ветеранами войны, пограничниками и т.д. Расширяется география связей школьного этнографического музея: сотрудничество со всеми учреждениями дополнительного образования, где занимаются наши учащиеся; налажены контакты с другими школьными музеями, с учебными заведениями, например НВГУ. Кроме постоянных экспозиций, в музее организуются выставки частных коллекций работы народных умельцев, детского творчества.

Прогнозируемые результаты

  1. Возрождение гражданственного патриотизма.
  2. Повышения престижности обучения в данной школе за счет индивидуального стиля

Пояснительная записка к программе

Сегодня для образования и воспитания особое значение имеет среда, в которой наиболее успешно формируются чувства и интеллект ребенка, позитивное отношение к миру, культуре.

Школьный музей - центр культурно-образовательного пространства школы и 10А микрорайона города, этнографической культуры, военно-патриотического воспитания, воспитания молодого поколения.        Современные школы – это самоопределяющиеся организации собственной концепции и потенциалом развития. Интересный индивидуальный стиль школы позволяет увеличить интерес к ней учеников и их родителей. Поэтому повышается практичность обучения в данной школе, развиваются патриотические чувства у учеников. В этой связи очень важно найти и создать в школе тот стержень, который по многим показателям определяет направления воспитательной работы. Общее дело помогает задумать и претворить в жизнь специальные учебно-воспитательные мероприятия. Наша школа весьма успешно решает эту проблему, используя музейную среду для создания собственного стиля. В обучении и воспитании музейная среда является и объединяющим средством. Над проблемой разработки музейного стиля сообща работают ученики, учителя, родители.  Все компоненты индивидуального стиля имеют взаимосвязь с учебными предметами, с дополнительными программами, с планом воспитательной работы, с другими механизмами учебного процесса. Работа ведется в комплексе. Имеется в виду внесение преобразований во все сферы школьной жизни: учебно-воспитательную, административную, учебно-методическую, научно-экспериментальную, учебно-производственную, хозяйственную и др., а также соответствующее оформление школьных залов, холлов, кабинетов, рекреаций. Музейное окружение несет неоценимый развивающий потенциал для обучающихся, педагогов и родителей. Взаимодействие с развивающей средой музея приводит в действие активные психологические функции, которые способствуют продвижению ребенка по пути познания мира и собственной личности. Музейная среда формирует навыки системного восприятия окружающего мира, развитию креативного мышления. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия себя и Вселенной.         

Понятие «Музейная педагогика» появилось в начале 80-х х гг и было заимствованно из немецкой терминологии. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику. Несмотря на всю сложность социально-экономического развития морового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.

XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Обобщая большой опыт работы в нашей школе в данном направлении, мы хотим помочь другим образовательным  учреждениям в формировании музееведческих навыков, необходимых для педагогов, организующих работу школьного музея.

Содержание программы:

План реализации программы:

1 этап

Разработка концепции и модели будущей работы в музее

2 этап

Организация музейной развивающие среды в школьном пространстве с привлечением обучающихся их родителей, педагогов  

3 этап

Расширение базы дополнительного образования за счет музейной педагогики

4 этап

Разработка учебно-тематического плана, мероприятий

5 этап

Работа по структуре программы

Тематический план реализации программы:

  1. Этот загадочный мир.

Занятие №1

Мироустройство. Мифы и реальность.

Занятие №2

Как зарождалась культура, роль религии в этом процессе.

Занятие №3

Как зарождалось искусство.

Занятие №4

Двуликий Янус. Источник изучения времени. Лента времени

Занятие №5

Источник изучения времени. Работа с книгой.

Занятие №6

Источник изучения времени. Работа с картиной.

Занятие №7

Источник изучения времени. Обычаи.

Занятие №8

Народный праздник. Театрализация. Подготовительная работа.

Занятие №9

Народный праздник. Театрализованное действо.

  1. Вещь как портрет эпохи.

Занятие №1(10)

Культурное наследие. Что утрачено современным человеком.

Занятие №(11)

Предметный мир. От глины к пластмассе.

Занятие №3(12)

Как вещи попадают в музей.

Занятие №4(13)

Музей – машина времени. Виды музеев.

Занятие №5(14)

Крупнейшие музеи мира.

Занятие №6(15)

Крупнейшие музеи России.

Занятие №7(16)

Музейный комплекс в нашем городе. Что такое Экскурсия.

  1. Музейные профессии.

Занятие №1(17)

Экскурсия в школьный музей. Экспозиции временные и постоянные. Я – экспозиционер.

Занятие №2(18)

Организация временной экспозиции (частная коллекция).

Занятие №3(19)

Я – реставратор. Раскрытие сути профессии. Практическая работа.

Занятие №4(20)

Я – экскурсовод. Как составить экскурсию – секреты экскурсионного дела.

Занятие №5(21)

Составление мини-экскурсии. Работа с источником информации.

Занятие №6(22)

Музейный практикум.

Занятие №7(23)

Научная работа в музее. Мы историки.

Занятие №8(24)

Научная работа в музее. Мы искусствоведы.

Занятие №9(25)

Научная работа в музее. Мы психологи.

Занятие №10(26)

Обработка данных. Репликация как метод сотворческого восприятия.

  1. Способы организации музейного хозяйства.

Занятие №1(27)

Фонды. Уникальные предметы. Типовые предметы.

Занятие №2(28)

Картотека. Как составить картотеку.

Занятие №3(29)

Составление мини-карточек.

Занятие №4(30)

Приемы и методы ведения диалога и монолога в процессе экскурсии. Составление текста для экскурсии.

Занятие №5(31)

Пропаганда народного искусства. Составление викторины.

Занятие №6(32)

Репетиция. Проведение экскурсии.

Занятие №7(33)

Виды групповых форм работы в музее.

Занятие №8(34)

Приглашаем в музей гостей.

Занятие №9(35)

Подведение итогов работы в музее.

Таким образом, цель педагогического опыта реализуется через:

1.включение в учебный процесс культуротворческих предметов,
вхождение в эксперимент «Культуротворческая школа – школа 21 века», использование музейного материала на уроках истории, родной и русской литературы, географии, истории,  Культура народов Ханты и Манси и др.;

2.внеклассную работу;

3 внешкольную работу.

Наблюдения показывают, что у учащихся возрастёт  интерес к изучению национальной культуры, к музейному делу: увеличится количество учащихся, выбирающих темы для рефератов по данному направлению, а также больше обучающихся изъявляют желание сдавать экзамен по МХК и истории.

Повысится качественный уровень исследовательской деятельности школьников: они занимают призовые места в городских, окружных  и всероссийских олимпиадах и конкурсах. Результаты исследовательской деятельности учащиеся данного учебного заведения  представляют на различных конференциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии торжественного вручения паспортов в сельском музее

Представлены две разработки коллективно-творческих праздников "Я-гражданин России", проведенных в сельском музее.Мероприятия направлены на формирование патриотических ценностей через  воспитание ...

Сценарий "Вручение паспортов" в школе

В жизни каждого человека есть важные моменты в жизни. Одним из таких моментов для подростка я считаю  получение   главного документа -  Паспорта...

Презентация к сценарию "Вручение паспортов" в школе

Эта презентация в виде кроссворда на патриотическую тему. Можно предложить  зрителям мероприятия,   или  провести небольшой экзамен зрелости для тех кому вручают паспорт....

Программа кружка "Основы музееведения"

Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт вос...

Программа внеурочной деятельности "Музееведение"

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, гражданско-патриотического направления....

Программа дополнительного образования "Музееведение"

Программа дополнительного образования "Музееведение" направлена на изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков с целью расширения кругозора учащихся и раскрытия их творч...

Программа внеурочной деятельности "Музееведение"

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммун...