Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» Игнатова О.Ю.
рабочая программа (5 класс)
Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формирования исторического самосознания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola-muzey-muzeevedenie.docx | 94.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»
Игнатова О.Ю.
Наименование программы | «ШКОЛА – МУЗЕЙ – МУЗЕЕВЕДЕНИЕ» |
Автор-составитель | Игнатова О.Ю. педагог высшей квалификационной категории, учитель истории и обществознания, руководитель Школьного музея |
Сроки реализации программы | 2016-2021 гг. |
Учебное учреждение | МБОУ «СОШ №40» |
Юридический адрес | Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск, улица Дзержинского 29а |
Руководитель программы | Игнатова О.Ю. |
Рецензент | Святченко И.В. |
Учредитель программы | МБОУ «СШ №40» |
Вид программы | Комплексная целевая программа |
Цели программы | 1.Совершенствовать обучение и воспитание подрастающего поколения 2. Воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к 3. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской 4.Сохранение исторической памяти; 5.Совершенствование нравственного воспитания учащихся. 6. Самореализация обучающихся через организацию развивающей музейной среды в школьном пространстве. |
Задачи программы |
|
Основание разработки | 1.ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г. О деятельности музеев образовательных учреждений 2.Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений
от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) 4.О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации Федеральный закон Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года (Извлечения) |
Наличие школьной документации | устав музея, паспорта музея, программы работы, в том числе и на перспективу. Учетная книга с количеством подлинников 113, книга отзывов и предложений, книга учета общественно-массовой и культурно-просветительской деятельности, инструкция по правилам безопасности в музее, перспективный план и отчеты работы музея. |
Краткая характеристика деятельности музея | Музей создан для осуществления комплексного подхода к патриотическому и нравственному школьников, становлению гражданственности, развитию познавательных интересов, социализации в обществе, формирования исторического самосознания учащихся. |
Методы реализации программы |
|
Целевые группы | 1.педагоги 2.обучающиеся школы и детского сада 3.родители 4.общественность города |
Направления деятельности школьного музея |
|
Массовые мероприятия | Проведение экскурсий, форумов, акций, торжественных мероприятий, встреч с ветеранами ВОВ, интересными людьми города и округа, сотрудниками музеев. |
Задачи ознакомления учащихся с экспонатами |
|
Формы работы |
5. Выставки; 6. Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях по истории населённых пунктов или отдельных памятников; 7. Публикация исследований в СМИ; 8. Пропаганда краеведческих знаний путём организации выставок, 9. Подготовка экскурсоводов музея. 10. Поисковая работа. 11. Научно-исследовательская. 12. Сбор информации для написания сочинений. 13. Учебные занятия. 14. Книжные тематические выставки. 15. Встречи с интересными людьми. |
Показатели, результаты деятельности музея | Участие в городских конкурсах - смотрах музеев и уголков Боевой и Трудовой славы, участники городского конкурса «Лучший музейный работник». |
Содержание работы |
|
Структура занятия в музее | |
Аспекты музейной деятельности |
|
Формы деятельности |
|
Структура управления музеем | |
Тематика теоретических семинаров кружка музейного дела | 1. История происхождения и развития музеев (из истории происхождения музеев, развития музейного дела в Новое и Новейшее время, современные музеи мира, музеи в России, музеи в ХМАО, музеи Нижневартовска, экскурсия в краеведческий музей Нижневартовска). |
Разделы экспозиции |
8. Средства передвижения. 9.Пища коренных народов. 10.Традиционная картина мира коренных народов Югры. 11.Религиозные представления. 12.Представление о душе. 13.Обряды и обычаи обских народов. 14.Спецпереселенцы. 15.Освоение Земли Сибирской в начале ХХ века. 16.История Самотлора. 17.Первооткрыватели, быт и нравы. 18.Культура современного Нижневартовска. 19.История моего города. |
Ключевые проблемы |
|
Маршрут работы в выставочном зале |
|
Структура музейного самоуправления |
|
Формы работы актива совета музея |
|
Девиз поиска актива совета музея | «Искать. Найти, Сохранить» |
Использование музея в образовательно-воспитательном процессе учреждения образования | Экспонаты, материалы, документы школьного Этнографического музея используются при проведении уроков истории, обществознания и МХК, народов Западной Сибири, изобразительного искусства, внеклассной и кружковой работы. Тематические экскурсии, учебные факультативные занятия в музее проводятся в форме бесед, игр, дискуссии, путешествии, утренников. Каждый вновь поступивший музейный экспонат выставляется на всеобщее обозрение. Есть в музее рубрика «Экспонаты рассказывают». Ученик или педагог, принёсший в музей новый экспонат, защищает его: рассказывает о нём всё, что ему известно о предмете, вещи, материале, фотографии. |
Экскурсионная, просветительская, методическая работа музея | Тематические экскурсии, учебные, факультативные занятия в музее проводятся в форме бесед, игр, дискуссий, путешествий, творческих мастерских, утренников, вечеров с использованием следующих приёмов: распределение социальных ролей, создание игровых ситуаций, практическое манипулирование предметами, использование ассоциативных связей, театрализация и др. На базе музея проходят творческие встречи с интересными людьми: писателями, поэтами, художниками, историками, краеведами, фольклористами, народными мастерами, ветеранами войны, пограничниками и т.д. Расширяется география связей школьного этнографического музея: сотрудничество со всеми учреждениями дополнительного образования, где занимаются наши учащиеся; налажены контакты с другими школьными музеями, с учебными заведениями, например НВГУ. Кроме постоянных экспозиций, в музее организуются выставки частных коллекций работы народных умельцев, детского творчества. |
Прогнозируемые результаты |
|
Пояснительная записка к программе
Сегодня для образования и воспитания особое значение имеет среда, в которой наиболее успешно формируются чувства и интеллект ребенка, позитивное отношение к миру, культуре.
Школьный музей - центр культурно-образовательного пространства школы и 10А микрорайона города, этнографической культуры, военно-патриотического воспитания, воспитания молодого поколения. Современные школы – это самоопределяющиеся организации собственной концепции и потенциалом развития. Интересный индивидуальный стиль школы позволяет увеличить интерес к ней учеников и их родителей. Поэтому повышается практичность обучения в данной школе, развиваются патриотические чувства у учеников. В этой связи очень важно найти и создать в школе тот стержень, который по многим показателям определяет направления воспитательной работы. Общее дело помогает задумать и претворить в жизнь специальные учебно-воспитательные мероприятия. Наша школа весьма успешно решает эту проблему, используя музейную среду для создания собственного стиля. В обучении и воспитании музейная среда является и объединяющим средством. Над проблемой разработки музейного стиля сообща работают ученики, учителя, родители. Все компоненты индивидуального стиля имеют взаимосвязь с учебными предметами, с дополнительными программами, с планом воспитательной работы, с другими механизмами учебного процесса. Работа ведется в комплексе. Имеется в виду внесение преобразований во все сферы школьной жизни: учебно-воспитательную, административную, учебно-методическую, научно-экспериментальную, учебно-производственную, хозяйственную и др., а также соответствующее оформление школьных залов, холлов, кабинетов, рекреаций. Музейное окружение несет неоценимый развивающий потенциал для обучающихся, педагогов и родителей. Взаимодействие с развивающей средой музея приводит в действие активные психологические функции, которые способствуют продвижению ребенка по пути познания мира и собственной личности. Музейная среда формирует навыки системного восприятия окружающего мира, развитию креативного мышления. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия себя и Вселенной.
Понятие «Музейная педагогика» появилось в начале 80-х х гг и было заимствованно из немецкой терминологии. За это время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в нашу отечественную педагогическую практику. Несмотря на всю сложность социально-экономического развития морового сообщества, музеи являются самыми жизнестойкими институтами цивилизации.
XXI век обещает быть веком расцвета музейного дела. Уже сегодня трудно представить себе образование или социально-досуговую деятельность без музейного компонента. Обобщая большой опыт работы в нашей школе в данном направлении, мы хотим помочь другим образовательным учреждениям в формировании музееведческих навыков, необходимых для педагогов, организующих работу школьного музея.
Содержание программы:
План реализации программы:
1 этап | Разработка концепции и модели будущей работы в музее |
2 этап | Организация музейной развивающие среды в школьном пространстве с привлечением обучающихся их родителей, педагогов |
3 этап | Расширение базы дополнительного образования за счет музейной педагогики |
4 этап | Разработка учебно-тематического плана, мероприятий |
5 этап | Работа по структуре программы |
Тематический план реализации программы:
- Этот загадочный мир.
Занятие №1 | Мироустройство. Мифы и реальность. |
Занятие №2 | Как зарождалась культура, роль религии в этом процессе. |
Занятие №3 | Как зарождалось искусство. |
Занятие №4 | Двуликий Янус. Источник изучения времени. Лента времени |
Занятие №5 | Источник изучения времени. Работа с книгой. |
Занятие №6 | Источник изучения времени. Работа с картиной. |
Занятие №7 | Источник изучения времени. Обычаи. |
Занятие №8 | Народный праздник. Театрализация. Подготовительная работа. |
Занятие №9 | Народный праздник. Театрализованное действо. |
- Вещь как портрет эпохи.
Занятие №1(10) | Культурное наследие. Что утрачено современным человеком. |
Занятие №(11) | Предметный мир. От глины к пластмассе. |
Занятие №3(12) | Как вещи попадают в музей. |
Занятие №4(13) | Музей – машина времени. Виды музеев. |
Занятие №5(14) | Крупнейшие музеи мира. |
Занятие №6(15) | Крупнейшие музеи России. |
Занятие №7(16) | Музейный комплекс в нашем городе. Что такое Экскурсия. |
- Музейные профессии.
Занятие №1(17) | Экскурсия в школьный музей. Экспозиции временные и постоянные. Я – экспозиционер. |
Занятие №2(18) | Организация временной экспозиции (частная коллекция). |
Занятие №3(19) | Я – реставратор. Раскрытие сути профессии. Практическая работа. |
Занятие №4(20) | Я – экскурсовод. Как составить экскурсию – секреты экскурсионного дела. |
Занятие №5(21) | Составление мини-экскурсии. Работа с источником информации. |
Занятие №6(22) | Музейный практикум. |
Занятие №7(23) | Научная работа в музее. Мы историки. |
Занятие №8(24) | Научная работа в музее. Мы искусствоведы. |
Занятие №9(25) | Научная работа в музее. Мы психологи. |
Занятие №10(26) | Обработка данных. Репликация как метод сотворческого восприятия. |
- Способы организации музейного хозяйства.
Занятие №1(27) | Фонды. Уникальные предметы. Типовые предметы. |
Занятие №2(28) | Картотека. Как составить картотеку. |
Занятие №3(29) | Составление мини-карточек. |
Занятие №4(30) | Приемы и методы ведения диалога и монолога в процессе экскурсии. Составление текста для экскурсии. |
Занятие №5(31) | Пропаганда народного искусства. Составление викторины. |
Занятие №6(32) | Репетиция. Проведение экскурсии. |
Занятие №7(33) | Виды групповых форм работы в музее. |
Занятие №8(34) | Приглашаем в музей гостей. |
Занятие №9(35) | Подведение итогов работы в музее. |
Таким образом, цель педагогического опыта реализуется через:
1.включение в учебный процесс культуротворческих предметов,
вхождение в эксперимент «Культуротворческая школа – школа 21 века», использование музейного материала на уроках истории, родной и русской литературы, географии, истории, Культура народов Ханты и Манси и др.;
2.внеклассную работу;
3 внешкольную работу.
Наблюдения показывают, что у учащихся возрастёт интерес к изучению национальной культуры, к музейному делу: увеличится количество учащихся, выбирающих темы для рефератов по данному направлению, а также больше обучающихся изъявляют желание сдавать экзамен по МХК и истории.
Повысится качественный уровень исследовательской деятельности школьников: они занимают призовые места в городских, окружных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. Результаты исследовательской деятельности учащиеся данного учебного заведения представляют на различных конференциях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии торжественного вручения паспортов в сельском музее
Представлены две разработки коллективно-творческих праздников "Я-гражданин России", проведенных в сельском музее.Мероприятия направлены на формирование патриотических ценностей через воспитание ...
Сценарий "Вручение паспортов" в школе
В жизни каждого человека есть важные моменты в жизни. Одним из таких моментов для подростка я считаю получение главного документа - Паспорта...
Презентация к сценарию "Вручение паспортов" в школе
Эта презентация в виде кроссворда на патриотическую тему. Можно предложить зрителям мероприятия, или провести небольшой экзамен зрелости для тех кому вручают паспорт....
Программа кружка "Основы музееведения"
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Музей – это особый мир, особая атмосфера. Деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт вос...
Программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного, гражданско-патриотического направления....
Программа дополнительного образования "Музееведение"
Программа дополнительного образования "Музееведение" направлена на изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков с целью расширения кругозора учащихся и раскрытия их творч...
Программа внеурочной деятельности "Музееведение"
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммун...