Рабочая программа по курсу вариативной части учебного плана "Зеленый паспорт"
рабочая программа (экология, 6 класс) по теме
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zelenyy_pasport_6_klass.rar | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам. директора Директор
учителей естественно- по УВР Токарёвской СОШ № 2
географмческого цикла Приказ №____
Протокол № ______
от «___»сентября 2011г. «___» сентября 2011г. «___» сентября 2011г.
Рабочая программа
по курсу вариативной части учебного плана для введения учебных предметов, направленных на формирование личностных, познавательных, коммуникативных учебных действий, для проведения учебных практик и исследовательской, проектной деятельности «Зеленый паспорт»
для 6 класса на 2012-2013 учебный год
Составил: учитель химии и биологии
Платухина Галина Николаевна
Пояснительная записка
. Цель курса : научить учащихся правильно проводить научное исследование.
Задачи :
* представление учащимся научного исследования как единой системы;
* формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
* пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Нормативные документы
- Базисный учебный план.
- Федеральный компонент государственного стандарта.
- Примерные программы на основе ГОС.
- Требования к оснащению образовательного процесса.
Сведения о программе
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,
Место и роль учебного курса
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Информация о количестве учебных часов
Содержание программы рассчитано на 35 часов1 раз в неделю, для учащихся 6-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.
Формы организации образовательного процесса
Коллективные, групповые, индивидуальные
Технологии обучения
В процессе обучения используются элементы таких современных педагогических технологий как информационно-коммуникационные, технология опорного конспекта, личностно ориентированное обучение, элементы проектной деятельности.
Механизм формирования ключевых компетенций
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены лекционные и практические занятия. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга
Виды и формы контроля
Приобщение детей к занятиям по исследовательской деятельности проводятся через следующие формы и методы:
Теоретические: беседы; лекции; рассказы;
Практические: метод исследования литературы по проблемной теме; поисковый метод; обзорно-аналитический метод; социологический опрос; тестирование; работа на компьютере;
Планируемый уровень подготовки
- овладение учащимися принципами, методами и технологиями организации научно-исследовательской деятельности;
- создание школьниками собственных исследовательских проектов;
- вовлечение учащихся в деятельность научных обществ;
- создание "сквозных" тематических проектов, объединяющих исследования определенной проблемы нескольких предметов;
- участие детей в школьных, районных научно-практических конференциях.
Информация об используемом учебнике.
В преподавание курса «Зеленый паспорт» используются следующие методические пособия:
1. Кузнецов В.Н. Программы: Экология. М.: Просвещение, 2008.
2. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание школьников. М. 2005.
3. Пахомов А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями. М. 2004.
Содержание программы
Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы» 10 часов
Научное исследование. Виды научно – исследовательских работ: реферативные, практические, опытно – экспериментальные, проекты. Выбор темы научного исследования. Гипотеза. Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. Изучение примеров научных работ. Введение: введение в проблему, основные задачи работы, аргументация актуальности выбранной темы. Основная часть НИР: Методы исследование, составление плана исследования, полученные данные и результаты. Стиль изложения материала в основной части. Обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы. исследования. Результаты в научном исследовании и их обработка. Выводы. Требования к оформлению научных работ. Цитирование. Ссылки и правила оформления ссылок. Схемы и иллюстрации, приложения. Библиографический список, Интернет - источники. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Подготовка доклада о научном исследовании. Требования к тезисам и докладу по научной работе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать -структуру исследований;
-требования к написанию исследовательских работ
Уметь –составлять план исследования.
Перечень контрольных мероприятий
Тест №1.
Тема 2. Оформление исследовательской работы 4 часа
Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала
Компьютерное оформление реферата.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать -структуру оформления реферата
Уметь –оформлять текстовый материал реферата на ПК.
Тема 3.Библиографический поиск и работа с литературными источниками 6 часов
Правила работы с литературой. Поиск информации в Интернете. Правила работы в библиографическом отделе. Подбор необходимого материала для доклада или реферата. Поиск информации в Интернете.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать –правила работы с Интернетом на ПК
Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.
Перечень контрольных мероприятий
Тест №2
Тема 4. Экологический мониторинг 11 ч
Изучение органов цветкового растения на примере характерных для края семейств
Строение стебля Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья. Видоизменения надземных побегов растений родного края. Вегетативное размножение растений комнатных растений Весенние явления в жизни растений родного края. Растительное сообщество луга родного края. Влияние человека на природные сообщества родного края.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать –правила мониторинговых исследований
Уметь –находить необходимую информацию в сети Интернет.
Перечень контрольных мероприятий
Экскурсия
Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов 4 ч
Выступление учащихся на школьной научной конференции.
Участие в конференции молодых исследователей, в областных и всероссийских конкурсах «Первые шаги в науку», им. Вернадского
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать –правила написания исследовательских работ
Уметь –преподносить информацию на конкурсах.
Перечень контрольных мероприятий
Защита презентаций исследовательских работ.
Учебно – тематический план
Тема курса | Количество часов | Тестирование | Количество экскурсий |
Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы» | 10 | 1 | |
Тема 2.Оформление исследовательской работы | 4 | ||
Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками | 6 | 1 | |
Тема 4. Экологический мониторинг | 11 | 1 | |
Тема 5.Обработка и защита полученных результатов и выводов | 4 | ||
Итого | 35ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса:
Знать: экологические особенности родного края; понятия, описывающие экосистемы родного края; особенности методов наблюдения, эксперимента, количественного учета, классификации, экологического мониторинга.
Уметь: наблюдать, планировать и проводить опыты, измерять и оформлять результаты, соблюдать правила ТБ, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать проблему, предлагать и проверять способы ее решения, оформлять выводы с помощью графиков, таблиц, диаграмм; использовать знания в ситуациях разработки экопроектов, участия в общественных акциях защиты окружающей среды.
Литература:
1. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? 2000.
2 .Исаева Н.Н. Научить понимать и любить природу. М. 2000.
3. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования школьниковМ. 2001.
4. Электронные образовательные ресурсы
5. Журнал «преподавание биологии в школе» № 5, 6, 7 2003 год, №1, 3, 5 2004 год
6.. Энциклопедический словарь «Юный биолог»
Календарно- тематическое планирование
по курсу «Зеленый паспорт»
6 класс, 35 часов
№ п/п | № п/п темы | Тема урока | Дата | Виды, формы контроля | |
План | фактически | ||||
Тема 1. Организация индивидуальной исследовательской работы»10 часов | |||||
1 | 1 | Научное исследование. Виды исследовательских работ. Выбор темы работы. | Беседа | ||
2 | 2 | «Выбор темы для индивидуальной исследовательской работы. Постановка целей и задач работы. План работы» | Работа с ПК | ||
3-4 | 3-4 | Основная часть исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ | Лекция | ||
5-6 | 5-6 | «Подбор источников информации (справочники, журналы и газеты, научная литература) в библиотеке» | Работа с источниками СМИ | ||
7 | 7 | «Оформление результатов научного исследования» | Текущий контроль знаний | ||
8 | 8 | Требования к тезисам и докладу по исследовательской работе | Лекция | ||
9 | 9 | Составление тезисов к работе. Оформление доклада | Практическое занятие | ||
10 | 10 | Подготовка научно-исследовательской работы к защите на конференции» | Работа с ПК | ||
Тема 2. Оформление исследовательской работы 4 часа | |||||
11-12 | 1-2 | Общее представление об оформлении отдельных видов текстового материала | Лекция | ||
13-14 | 3-4 | Компьютерное оформление работы | Индивидуальная работа с ПК | ||
Тема 3. Библиографический поиск и работа с литературными источниками6 часов | |||||
15-16 | 1-2 | Правила работы с литературой. | Лекция | ||
17-18 | 3-4 | Правила подбора необходимого материала для доклада или реферата | Лекция | ||
19-20 | 5-6 | Поиск информации в Интернет | Работа с ПК | ||
Тема 4. Экологический мониторинг 11 ч | |||||
21 | 1 | Исследование органов цветкового растения на примере характерных для Токаревского района семейств | Работа с ПК | ||
22 | 2 | Исследование передвижения воды и минеральных веществ по стеблю на примере характерных для Токаревского района семейств | Работа с ПК | ||
23 | 3 | Исследование надземных побегов растений родного края. | Работа с ПК | ||
24 | 4 | Исследование видоизменения подземных побегов растений родного края. | Работа с ПК | ||
25 | 5 | Весенние явления в жизни растений родного края | Работа с ПК | ||
26 | 6 | Исследование растительного сообщества луга родного края | Индивидуальная работа | ||
27 | 7 | Исследование природного сообщества водоёма родного края | Индивидуальная работа | ||
28 | 8 | Исследование влияния человека на природные сообщества родного края | Работа с ПК | ||
29 | 9 | Защита природных сообществ родного края | Конференция | ||
30 | 10 | Изучение Памятников природы местного значения | Работа с ПК | ||
31 | 11 | Исследование особо охраняемых территорий Тамбовской области | Работа с ПК | ||
Тема 5. Обработка и защита полученных результатов и выводов 4 ч | |||||
32 33-34 35 | 1 2-3 4 | Обсуждение полученных результатов исследований и вариантов их представления Создание презентаций. Итоговая конференция | Текущий контроль знаний Работа с ПК Презентации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу обществознания в 8 классе на 2011-2012 учебный год.
рабочая программа по обществознанию 8 класс...
Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике для учащихся 9 класса «Решение заданий части 1 ОГЭ»
Данный элективный курс носит обобщающий характер, направлен- на закрепление знаний, умений и навыков, полученных учащимися в 5-9 классах основной школы,- на углубление и расширение знаний по математик...
Рабочая программа элективного курса по математике "Целая и дробная части числа"
Программа предназначена для 10-11 классов...
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Практическая стилистика» (наименование учебного предмета (курса) (10 класс)
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 17 часов....