конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_muzyke.docx | 24.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке
Класс: 7
Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Цель урока: Создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке
Задачи урока:
Образовательная:
- Сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусорского, Р. Шумана
- Научить анализировать музыкальные произведения
Развивающая:
- Развивать мыслительные способности учащихся
- Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение
- Развивать музыкальный слух
Воспитательная:
- Приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусорского, Р. Шумана
- Способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке
Музыкальный материал:
- «Старый замок»- М.П.Мусорского
- Пьеса «Порыв»- Р.Шумана
- «Весна»- в исполнении Оксаны Разумовской
Оборудование:
Мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
Этапы урока | Содержание | Время | Используемые УУД,принципы |
1.Мотивация к учебной деятельности | (музыкальное приветствие на муз. инструменте) - Я скажу слова: «Добрый день..» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, ответят в знак приветствия всем одноклассникам и мне. -Добрый день всем девочкам! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!..Добрый день всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Добрый день всем, кто хочет узнать что-то новое на уроке. | 3мин. | УУД: Коммуникативные; Регулятивные; Принцип психологической комфортности; |
2. Актуализация знаний | -Урок я хочу начать со слов русской поэтессы Новеллы Матвеевой: -Вы объясняли музыку словами. Но, видно, ей не надобны слова, Не то она, соперничая с вами, Словами изъяснялась бы сама. И никогда ( для точности в науке) Не тратила бы времени на звуки. - Как вы понимаете смысл этих строчек? +… -Ребята, вспомним о чем мы говорили на прошлых занятиях? + О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. | 6мин | УУД: Коммуникативные; Личностные; Регулятивные; Принцип вариативности; |
3.Постановка проблемного вопроса | -Сегодня мы с вами будем закреплять материал о связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. -Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы. -С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы? + Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации. - Верно! | 2 мин. | УУД: Коммуникативные; Личностные; Принцип деятельности; Принцип целостного представления о мире; |
4.Открытие детьми новых знаний | - В каких музыкальных произведениях более подробно ,ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме? + В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах. -Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. -Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Пытаемся увидеть разницу в изображениях природы. (Слайд) - Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог? + Первое изображение -А что мы видим на втором изображении? +Мы видим главную тему картины -Река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения - Так бывает и в музыке,то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры. -Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия -Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности. -А сейчас ребята, приняли все позу слушателя. Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.) -Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению. ( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского) - К какому образу в данном произведении обратился композитор? + Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории. -« Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность -Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории! - «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет. -К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню». - Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение? +… - О чём поет трубадур? +.. -Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками. - В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи: -Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи. -Послушайте стихотворение: *** - В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, Я к замкам уходить люблю Средневековым; Мне сердце радует их сумрачная тишь, Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш, Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах, Проемы ниш, куда ьезвестная рука Святых и воинов врубила на века, Капелла с башенкой-подобьем минарета, Аркады гулкие с игрой теней и света; Мне любы их дворы, поросшие травой, Расталкивающей каменья мостовой, И аист, что парит в сиянии лазурном, Описывая круг над флюгером ажурным, И над порталом герб- на нём изображен. Единорог иль лев, орел или грифон; Подъемные мосты, глубоких рвов провалы, Крутые лестницы и сводчатые залы, Где ветер шелестит и стонет в вышине, О битвах и пирах рассказывали мне.. И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья. *** -Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие? +… -Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи. -Ничто не забыто: не только «проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине» -Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном. Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок» - Кто же такие трубадуры? +… - Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов. - А вот в музыке все наоборот -В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности. - В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение; - В мелодии лишь что мы можем услышать? + Услышать грусть, печаль, тоску. -В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы. -В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему. - А что нам может показать музыка? + Движение -Даже изобразить вечность подвластно музыке. - Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает внимание? + На принцип повторности -Сегодня на уроке прозвучит также пьеса, противоположная пьесе по образу, по характеру, по настроению «Старый замок», -Название этой пьесы «Порыв» Р.Шумана (1810г.-1856г.) -Эта пьеса динамичная, импульсивная. Данная пьеса также построена на принципе повторности. ( слушание пьесы « Порыв» р. Шумана) -В какой форме построено произведение? + В форме рондо. - Сколько тем звучит в ней? +Две -Молодцы ребята! Вы были очень внимательны. -Сейчас мы с вами перейдем к вокальной музыке -Приняли все позу слушателя. Прослушайте песню « Весна»- автором и исполнителем является Оксана Разумовская ( слушание муз.произведения) -О чём эта песня? + О весне -Мы с вами сегодня разучим эту песню. Приняли все позу исполнителя. -Поём все дружно, весело, с хорошим весенним настроением. ( разучивание, муз. инструмент) | 25мин | УУД: Коммуникативные; Личностные; Познавательные; Принцип деятельности; Принцип целостного представления о мире; |
5. Итог урока | - Ребята, о какой теме мы сегодня говорили на уроке? + О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии. -Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия? + Связана | 2мин | УУД: Коммуникативные; Регулятивные; Принцип деятельности; Принцип вариативности; |
6. Рефлексия | -Что вы нового узнали сегодня на уроке? -В чём вы затруднялись? -Что давалось легко? -Мне понравилось как вы сегодня работали. Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания. | 2мин | УУД: Коммуникативные; Регулятивные; ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».
На уроке применяются современные образовательные технологии: Технология развивающего обучения (ТРО)....
Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...
Конспект урока по музыке "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."
Интегрированный урок (взаимосвязь урока литературы и музыки).Учащиеся не только получают новые знания, но и учатся самостоятельно находить новое для себя, работать в группе со сверстниками, раскрывать...
Конспект урока по теме: «Опера «Руслан и Людмила» Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2
Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2...
Рабочий лист по музыке по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"
Урок по музыке в 7 класса по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"...
Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"
Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"...
Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание" Эдуарда Артемьева 8 класс
Цель:Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления.Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание».Задачи:Воспитывающая:Прод...