Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание" Эдуарда Артемьева 8 класс
методическая разработка по музыке (8 класс)

Сергеева Юлия Александровна

Цель:

Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления.

Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание».

Задачи:

Воспитывающая:

Продолжить формирование духовно-нравственной культуры через приобщение к высокохудожественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.

Обучающая:

Актуализировать имеющиеся теоретические знания о жанрах «опера» и «рок». Дать представление о новом жанре, на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы «Преступление и наказание», выявить особенности, характерные для данного жанра.

Развивающая:

Продолжить работу по формированию музыкальной культуры учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности. 

Формировать УУД:

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

РегулятивныеУУД:

- принимать учебную задачу;

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

КоммуникативныеУУД:

- контролировать свои действия в коллективной работе,

- умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД:

- осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»-закрепят понятие драматургия оперы, интерпретация идеи романа, -научаться анализировать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, научаться выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач.

Личностные УУД: 

будет сформирована мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД:

- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

- воспринимать на слух музыкальное произведение;

- давать образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные УУД:

- потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Технологии:

Технология сотрудничества;

Информационно – коммуникативная технология;

Технология развивающего обучения;

Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Характеристика деятельности учащихся: беседа, слушание музыки, интонационно- образный и сравнительный анализ.

Оборудование: фортепиано, компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.

Видеоряд: музыкальные фрагменты рок- оперы, презентация.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestuplenie_i_nakazanie.docx25.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 495 Московского района г. Санкт-Петербурга





Открытый урок

«Человек есть тайна». Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и наказание»





Учитель музыки

Сергеева Юлия  Александровна


г. Санкт-Петербург

12 ноября 2023 г.

Цель:

Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления.

Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание».

Задачи:

Воспитывающая:

Продолжить формирование духовно-нравственной культуры через приобщение к высокохудожественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.

Обучающая:

Актуализировать имеющиеся теоретические знания о жанрах «опера» и «рок». Дать представление о новом жанре, на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы «Преступление и наказание», выявить особенности, характерные для данного жанра.

Развивающая:

Продолжить работу по формированию музыкальной культуры учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности. 

Формировать УУД:

Личностные УУД:

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

РегулятивныеУУД:

- принимать учебную задачу;

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

КоммуникативныеУУД:

- контролировать свои действия в коллективной работе,

- умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные УУД:

- осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомятся с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»-закрепят понятие драматургия оперы, интерпретация идеи романа, -научаться анализировать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, научаться выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач.

Личностные УУД: 

будет сформирована мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Регулятивные УУД:

- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:

- воспринимать на слух музыкальное произведение;

- давать образную характеристику прослушанного произведения.

Коммуникативные УУД:

- потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.

Технологии:

Технология сотрудничества;

Информационно – коммуникативная технология;

Технология развивающего обучения;

Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.

Характеристика деятельности учащихся: беседа, слушание музыки, интонационно- образный и сравнительный анализ.

Оборудование: фортепиано, компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.

Видеоряд: музыкальные фрагменты рок- оперы, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Проверка знаний по пройденному материалу.

У.- Мюзикл- это музыкально- сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, а также важную роль играет современный танец. Так что же такое мюзикл?

Д.- Это музыкальный жанр, в котором соединены балет, опера, бытовой танец и изобразительное искусство.

Д. А ещё сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.

Д.- Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают « как часы». Много артистов играют, танцуют и поют.

У.Что такое рок- опера?

Д.- Рок- опера- это разновидность оперы. Она написана в жанре рок- музыки.

У.- Рок- опера появилась в конце 20 века. Основа рок – оперы - это электронные музыкальные инструменты, ударные, световые эффекты.

Расскажите о понятие « третье направление»

Д.- Это сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Д.- Рок- оперы, мюзиклы, саундтреки к популярным фильмам – это и есть третье направление.

У.- Музыка « третьего направления» объединила приёмы, технологию и эстетику музыки серьёзной ( классической и современной) с доступностью музыки развлекательной, лёгкой, точнее говоря, коммерческой.

Иначе говоря - это стилевое направление в современной музыке.

Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению?

Д.- Э. Уэббер « Иисус Христос- суперзвезда», « Кошки»;

Р. Роджерс « Звуки музыки»;

Рыбников « Юнона и Авось»;

Музыка к кинофильму « Шербургские зонтики» и тд.

У.- К какому направлению можно отнести музыку А. Шнитке « Гоголь- сюита»?

Д.- К третьему направлению. Эта музыка как симфонический театр. В концертном зале нет декораций и актёров, а перед слушателями разворачивается симфонический спектакль.

У.- Как композитор высмеивает пошлость и пустоту бессмысленного существования гоголевских героев?

Д.- Композитор использует простоватые интонации и мотивчики.

У.- Назовите известные вам, рок-оперы.

Д.- « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»; « Юнона и Авось»; « Иисус Христос»

У.- Сегодня мы познакомимся ещё с одной рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»

Новая тема.

Э. Артемьев является лидером отечественной электронной музыки. Его музыка звучит в картинах А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.

Прежде чем знакомиться с рок- оперой вам было задано посмотреть фильм Л. Кулиджанова « Преступление и наказание».Расскажите содержание.

Д.- идёт краткий рассказ.

У.- Роман Фёдора Михайловича Достоевского был написан 150 лет назад. Он стал основой мировых экранизаций и театральных постановок. Слова, вынесенные в название разворота, принадлежат Ф. Достоевскому « Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Как вы трактуете эти слова?

Что же совершил Раскольников? Убил старушку или свою душу?

Опера состоит из двух актов. Первый акт- это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признаётся в содеянном.

Спектакль философский и эксцентричный. Время растворяется в придуманном сценическом пространстве. Создателям рок- оперы удалось стереть временные и пространственные границы между столетиями и обнажить проблемы человеческой личности, моральное падение общества, обесценивание нравственных ценностей и отношений, расчётливость, ложь и лицемерие, ханжество и пошлость, и конечно, всепобеждающую любовь и спасительную веру.

От исторической Руси с повозками, лошадьми и телегами до современных интерьеров большого города, баров, площадей, убогой торговли и уличных разборок. Звук вагонов метро, как сердцебиение, резонирующий в самое сердце.

В спектакле используются новейшие инновационные технологии и достижения: как например, 6Д- видеомэппинг, проецирующий изображение на любой предмет.

Ритм рок - оперы быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обострённом внимании, дабы даже на долю секунды не потерять нить развития событий.

Открывает рок- оперу « Баллада Шарманщика».

Слушаем музыкальный фрагмент.

У. Какое впечатление производит эта музыка?

Д.- Музыка звучит монотонно и механически. Шарманщик поёт об отличии человека от животного.

Д.- Мелодия очень простая и лаконичная.

У.- Какие инструменты имитируют звучание шарманки?

Д.- Синтезаторы

У.- Почему композитор назвал этот номер « Баллада Шарманщика»?

Д.- Баллада связана с народными легендами, образ шарманщика озвучивает судьбу артиста.

Слушаем и смотрим музыкальный фрагмент « Толпа и очередь к старухе- процентщице».

У.- Какую картину рисует композитор?

Д.- Это хоровая сцена.

У.- И инструментальный фрагмент, пронизанный ритмом рок- музыки.

Какой инструмент звучит?

Д.- Играет гармошка.

У.- Аккомпанемент какого инструмента вы услышали?

Д.- Шарманка играет в духе « вальсочка».

У.- Следующий номер « Соня у старухи- процентщицы»

Какими средствами композитор передаёт диалог Сони и старухи?

Д.- Духовые инструменты звучат печально и мягко. Перебивают их жёсткие речевые реплики старухи.

У.- В этом контрасте раскрывается напряжённость ситуации, в которой оказывается главная героиня оперы.

Следующий номер Раскольников: « Не все на свете люди – муравьи»

Композитор трактует образ Родиона Раскольникова как образ рок- музыканта с его энергетикой, мятущейся душой и резким характером.

Родион - запутавшийся человек, который решается на убийство, чтобы проверить свою теорию: люди делятся на « тварей дрожащих» или « право имеют». Но в то же время перед ним постоянно возникает вопрос: « Кто я в мире? Я вождь или червь?»

По мере развития и постепенного перерождения Раскольникова в партию главного героя проникают романтически- балладные черты. Это песня – раздумье, осознание своего преступления и свет надежды, которая видится в любви. Очевидно, прослушивается первая часть « Лунной сонаты» Бетховена

Слушаем лирический номер « Что со мной».

Ученик читает подготовленный дома текст « Что со мной? Так хотел для всех добра»

У.- Как развивается музыка?

Д.- Звучит фортепиано, постепенно звучание нарастает за счёт симфонического оркестра, очень выделяются струнные.

У.- Как вы думаете, почему в этом номере вспоминается « Лунная соната» Л. Бетховена?

Д.- Бетховен посвятил сонату своей возлюбленной и для Раскольникова Соня это свет в окошке.

У.- Окончательное преображение героя происходит в эпилоге. Ему предшествует сцена наводнение. Она создаёт картину стихии, вызывающая аналогию с библейским потопом, посланным за нравственное падение человечества. Вот так она описана в либретто: « Порывы ветра всё становятся сильнее, вторгаются в музыку. На сцену летят брызги. Ветер несёт людей по сцене. Они постепенно исчезают с неё. Вода пребывает, Раскольников поднимается по лестнице всё выше, отступая от воды. Мимо него волны проносят гроб с господином, лежащим в какой-то странной - не то мёртвой, не то живой позе. В музыке с трудом пробивается сквозь хаос страшная мелодия вальса, голоса гибнущих людей. На сцене и в музыке апокалипсис, светопреставление».

Музыкальный апокалипсис воссоздаётся Артемьевым благодаря использованию современных электронных систем обработки звука. Хор звучит a cappella. Он возникает из небытия и постепенно обретает силу. Музыкальная основа хора составляет тема любви Сони и Раскольникова. Она проходит через всю оперу. Символически воссоздаётся мысль Достоевского « Сердце одного заключало в себе бесконечные источники для сердца другого».

Домашнее задание:

1. Найти аудиозапись этой оперы в Интернете, познакомится с ней более подробно.

2.Ответить письменно в тетради на вопрос: Что это – современная академическая опера с использованием элементов языка рока, поп- музыки? Или большой мюзикл? Оперетта?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Конспект урока по музыке "Русские народные духовые инструменты" (4 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала.Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами...

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...