Конспект урока по музыке Рок-опера "Преступление и наказание" Эдуарда Артемьева 8 класс
методическая разработка по музыке (8 класс)
Цель:
Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления.
Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание».
Задачи:
Воспитывающая:
Продолжить формирование духовно-нравственной культуры через приобщение к высокохудожественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.
Обучающая:
Актуализировать имеющиеся теоретические знания о жанрах «опера» и «рок». Дать представление о новом жанре, на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы «Преступление и наказание», выявить особенности, характерные для данного жанра.
Развивающая:
Продолжить работу по формированию музыкальной культуры учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
РегулятивныеУУД:
- принимать учебную задачу;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
КоммуникативныеУУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе,
- умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД:
- осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»-закрепят понятие драматургия оперы, интерпретация идеи романа, -научаться анализировать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, научаться выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач.
Личностные УУД:
будет сформирована мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД:
- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух музыкальное произведение;
- давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД:
- потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.
Технологии:
Технология сотрудничества;
Информационно – коммуникативная технология;
Технология развивающего обучения;
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Характеристика деятельности учащихся: беседа, слушание музыки, интонационно- образный и сравнительный анализ.
Оборудование: фортепиано, компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.
Видеоряд: музыкальные фрагменты рок- оперы, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prestuplenie_i_nakazanie.docx | 25.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 495 Московского района г. Санкт-Петербурга
Открытый урок
«Человек есть тайна». Рок-опера Э. Артемьева «Преступление и наказание»
Учитель музыки
Сергеева Юлия Александровна
г. Санкт-Петербург
12 ноября 2023 г.
Цель:
Обобщение знаний учащихся о лёгкой и серьёзной музыке, о музыке третьего направления.
Знакомство с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание».
Задачи:
Воспитывающая:
Продолжить формирование духовно-нравственной культуры через приобщение к высокохудожественным музыкальным произведениям, способствовать расширению музыкального информационного пространства.
Обучающая:
Актуализировать имеющиеся теоретические знания о жанрах «опера» и «рок». Дать представление о новом жанре, на основе элементов содержательного анализа музыкальных фрагментов из рок-оперы «Преступление и наказание», выявить особенности, характерные для данного жанра.
Развивающая:
Продолжить работу по формированию музыкальной культуры учащихся, сформировать способность к оценке произведения искусства с позиций его уникальности.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
РегулятивныеУУД:
- принимать учебную задачу;
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
КоммуникативныеУУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе,
- умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные УУД:
- осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- познакомятся с рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»-закрепят понятие драматургия оперы, интерпретация идеи романа, -научаться анализировать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, научаться выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач.
Личностные УУД:
будет сформирована мотивация к обучению и познанию; адекватная самооценка; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
Регулятивные УУД:
- умение удерживать цель деятельности до получения ее результата; умение видеть ошибку; умение оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, осуществлять самоконтроль процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:
- воспринимать на слух музыкальное произведение;
- давать образную характеристику прослушанного произведения.
Коммуникативные УУД:
- потребность в общении с учителем, умение слушать и вступать в диалог.
Технологии:
Технология сотрудничества;
Информационно – коммуникативная технология;
Технология развивающего обучения;
Технология интонационно-образного анализа музыкального произведения.
Характеристика деятельности учащихся: беседа, слушание музыки, интонационно- образный и сравнительный анализ.
Оборудование: фортепиано, компьютер с мультимедийной установкой, магнитофон.
Видеоряд: музыкальные фрагменты рок- оперы, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Проверка знаний по пройденному материалу.
У.- Мюзикл- это музыкально- сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, а также важную роль играет современный танец. Так что же такое мюзикл?
Д.- Это музыкальный жанр, в котором соединены балет, опера, бытовой танец и изобразительное искусство.
Д. А ещё сотня людей управляет декорациями, светом и звуком.
Д.- Это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают « как часы». Много артистов играют, танцуют и поют.
У.Что такое рок- опера?
Д.- Рок- опера- это разновидность оперы. Она написана в жанре рок- музыки.
У.- Рок- опера появилась в конце 20 века. Основа рок – оперы - это электронные музыкальные инструменты, ударные, световые эффекты.
Расскажите о понятие « третье направление»
Д.- Это сплав джаза и академических музыкальных традиций.
Д.- Рок- оперы, мюзиклы, саундтреки к популярным фильмам – это и есть третье направление.
У.- Музыка « третьего направления» объединила приёмы, технологию и эстетику музыки серьёзной ( классической и современной) с доступностью музыки развлекательной, лёгкой, точнее говоря, коммерческой.
Иначе говоря - это стилевое направление в современной музыке.
Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению?
Д.- Э. Уэббер « Иисус Христос- суперзвезда», « Кошки»;
Р. Роджерс « Звуки музыки»;
Рыбников « Юнона и Авось»;
Музыка к кинофильму « Шербургские зонтики» и тд.
У.- К какому направлению можно отнести музыку А. Шнитке « Гоголь- сюита»?
Д.- К третьему направлению. Эта музыка как симфонический театр. В концертном зале нет декораций и актёров, а перед слушателями разворачивается симфонический спектакль.
У.- Как композитор высмеивает пошлость и пустоту бессмысленного существования гоголевских героев?
Д.- Композитор использует простоватые интонации и мотивчики.
У.- Назовите известные вам, рок-оперы.
Д.- « Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»; « Юнона и Авось»; « Иисус Христос»
У.- Сегодня мы познакомимся ещё с одной рок – оперой Э. Артемьева « Преступление и наказание»
Новая тема.
Э. Артемьев является лидером отечественной электронной музыки. Его музыка звучит в картинах А. Тарковского, А. Кончаловского, Н. Михалкова.
Прежде чем знакомиться с рок- оперой вам было задано посмотреть фильм Л. Кулиджанова « Преступление и наказание».Расскажите содержание.
Д.- идёт краткий рассказ.
У.- Роман Фёдора Михайловича Достоевского был написан 150 лет назад. Он стал основой мировых экранизаций и театральных постановок. Слова, вынесенные в название разворота, принадлежат Ф. Достоевскому « Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Как вы трактуете эти слова?
Что же совершил Раскольников? Убил старушку или свою душу?
Опера состоит из двух актов. Первый акт- это рассказ о том, как Раскольников задумывает и совершает убийство. Во втором акте он признаётся в содеянном.
Спектакль философский и эксцентричный. Время растворяется в придуманном сценическом пространстве. Создателям рок- оперы удалось стереть временные и пространственные границы между столетиями и обнажить проблемы человеческой личности, моральное падение общества, обесценивание нравственных ценностей и отношений, расчётливость, ложь и лицемерие, ханжество и пошлость, и конечно, всепобеждающую любовь и спасительную веру.
От исторической Руси с повозками, лошадьми и телегами до современных интерьеров большого города, баров, площадей, убогой торговли и уличных разборок. Звук вагонов метро, как сердцебиение, резонирующий в самое сердце.
В спектакле используются новейшие инновационные технологии и достижения: как например, 6Д- видеомэппинг, проецирующий изображение на любой предмет.
Ритм рок - оперы быстрый и динамичный, зрители находятся в постоянном напряжении и обострённом внимании, дабы даже на долю секунды не потерять нить развития событий.
Открывает рок- оперу « Баллада Шарманщика».
Слушаем музыкальный фрагмент.
У. Какое впечатление производит эта музыка?
Д.- Музыка звучит монотонно и механически. Шарманщик поёт об отличии человека от животного.
Д.- Мелодия очень простая и лаконичная.
У.- Какие инструменты имитируют звучание шарманки?
Д.- Синтезаторы
У.- Почему композитор назвал этот номер « Баллада Шарманщика»?
Д.- Баллада связана с народными легендами, образ шарманщика озвучивает судьбу артиста.
Слушаем и смотрим музыкальный фрагмент « Толпа и очередь к старухе- процентщице».
У.- Какую картину рисует композитор?
Д.- Это хоровая сцена.
У.- И инструментальный фрагмент, пронизанный ритмом рок- музыки.
Какой инструмент звучит?
Д.- Играет гармошка.
У.- Аккомпанемент какого инструмента вы услышали?
Д.- Шарманка играет в духе « вальсочка».
У.- Следующий номер « Соня у старухи- процентщицы»
Какими средствами композитор передаёт диалог Сони и старухи?
Д.- Духовые инструменты звучат печально и мягко. Перебивают их жёсткие речевые реплики старухи.
У.- В этом контрасте раскрывается напряжённость ситуации, в которой оказывается главная героиня оперы.
Следующий номер Раскольников: « Не все на свете люди – муравьи»
Композитор трактует образ Родиона Раскольникова как образ рок- музыканта с его энергетикой, мятущейся душой и резким характером.
Родион - запутавшийся человек, который решается на убийство, чтобы проверить свою теорию: люди делятся на « тварей дрожащих» или « право имеют». Но в то же время перед ним постоянно возникает вопрос: « Кто я в мире? Я вождь или червь?»
По мере развития и постепенного перерождения Раскольникова в партию главного героя проникают романтически- балладные черты. Это песня – раздумье, осознание своего преступления и свет надежды, которая видится в любви. Очевидно, прослушивается первая часть « Лунной сонаты» Бетховена
Слушаем лирический номер « Что со мной».
Ученик читает подготовленный дома текст « Что со мной? Так хотел для всех добра»
У.- Как развивается музыка?
Д.- Звучит фортепиано, постепенно звучание нарастает за счёт симфонического оркестра, очень выделяются струнные.
У.- Как вы думаете, почему в этом номере вспоминается « Лунная соната» Л. Бетховена?
Д.- Бетховен посвятил сонату своей возлюбленной и для Раскольникова Соня это свет в окошке.
У.- Окончательное преображение героя происходит в эпилоге. Ему предшествует сцена наводнение. Она создаёт картину стихии, вызывающая аналогию с библейским потопом, посланным за нравственное падение человечества. Вот так она описана в либретто: « Порывы ветра всё становятся сильнее, вторгаются в музыку. На сцену летят брызги. Ветер несёт людей по сцене. Они постепенно исчезают с неё. Вода пребывает, Раскольников поднимается по лестнице всё выше, отступая от воды. Мимо него волны проносят гроб с господином, лежащим в какой-то странной - не то мёртвой, не то живой позе. В музыке с трудом пробивается сквозь хаос страшная мелодия вальса, голоса гибнущих людей. На сцене и в музыке апокалипсис, светопреставление».
Музыкальный апокалипсис воссоздаётся Артемьевым благодаря использованию современных электронных систем обработки звука. Хор звучит a cappella. Он возникает из небытия и постепенно обретает силу. Музыкальная основа хора составляет тема любви Сони и Раскольникова. Она проходит через всю оперу. Символически воссоздаётся мысль Достоевского « Сердце одного заключало в себе бесконечные источники для сердца другого».
Домашнее задание:
1. Найти аудиозапись этой оперы в Интернете, познакомится с ней более подробно.
2.Ответить письменно в тетради на вопрос: Что это – современная академическая опера с использованием элементов языка рока, поп- музыки? Или большой мюзикл? Оперетта?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Конспект урока по музыке "Русские народные духовые инструменты" (4 класс)
Тип урока: урок изучения нового материала.Тема: Русские народные духовые инструменты (по программе Е. Д. Критской).Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами...
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"
Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....
Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...