Конспект урока по теме: «Опера «Руслан и Людмила» Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: «Опера «Руслан и Людмила» Раздел: «В музыкальном театре» Класс: 2 | 29.48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Опера «Руслан и Людмила»
Раздел: «В музыкальном театре»
Класс: 2а
Цель: Ввести в музыкальный мир оперы «Руслан и Людмила»
Задачи:
- Выявить взаимосвязь музыки и слова в произведении А. Пушкина и М.Глинки;
- Развивать вокально-хоровые навыки;
- Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- Осознание музыкальной речи с помощью ориентации на нотную запись главных тем оперы;
- Формировать патриотические качества личности.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- Интерес к музыке и музыкальной деятельности;
- Привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальными произведениями.
Познавательные УУД:
- Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке;
- Осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.
Логические УУД:
- Умение проводить сравнение произведений;
- Выявление логики развития музыкальных образов.
Регулятивные УУД:
- Умение ставить задачи при восприятии музыкальных сочинений;
- Прогнозирование результатов музыкальной деятельности;
- Понимание и оценка собственной музыкальной деятельности;
- Совершенствование действий контроля и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний.
Технологии: проблемного обучения, оценивания - (приём «мелодия - загадка»). ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, фортепиано.
Раздаточный материал: карточки красного и синего цвета, нотный стан с «мелодией - загадкой», карточки для ролевой игры «Композитор».
Сценарий урока.
Вначале урока звучит песня «Спор Маши и Вити о сказках»
1.Организация урока.
Слайд 1
Музыкальное приветствие на мотив хора «Слава великим богам».
У: Здравствуйте, рада я вам.
Д: Здравствуйте, рады мы вам.
Вместе: Здравствуйте, рады гостям.
2.Актуализация опорных знаний.
Слайд 2
-Ребята, из какого музыкального произведения прозвучало музыкальное приветствие?
- Кто автор?
-Хотите узнать?
-Я приглашаю вас в музыкальный театр, в удивительный сказочный мир.
Слайд 3
-Послушайте музыкальный фрагмент, определите его название, запишите в тетрадь. (М.И.Глинка – «Марш Черномора»)
Слушание Марша Черномора.
Слайд 4
(сигнальные карточки).
-Сегодня оценивать вы себя будете сами.
(У детей нотный стан с мелодией хора «Слава великим богам». На нём они будут отмечать нотки в определённом цвете. Максимальное количество баллов- 15)
3 балла - красный цвет ( Молодец), 2 балла- зелёный цвет (Будь внимательнее), 1балл- жёлтый цвет (Подтянись)
(отмечают первую нотку на нотном стане)
3.Целеполагание
Слайд 5
-Из какого музыкального произведения эта мелодия?( опера «Руслан и Людмила»)
- Именно с ней мы сегодня встретимся в музыкальном театре?
Слайд 6
-Что вы знаете о ней?
-Что хотели бы узнать? (фрагменты оперы)
3.Открытие новых знаний.
Слайд 7
-Когда А.С.Пушкину было всего 18 лет, он написал поэму «Руслан и Людмила». Нет ни одного человека, который бы не знал знаменитые строки: «У лукоморья дуб зелёный»
Слайд 8
-Многие художники изображали сюжет на своих картинах. Палехский художник Александр Николаевич Клипов, на одной из своих шкатулок изобразил знаменитый «зелёный дуб».
Слайд 9
-М. И. Глинка задумал написать оперу «Руслан и Людмила» ещё при жизни автора. Но, к сожаленью, не успел. Поэтому, либретто писали совершенно другие поэты. Но вместе с композитором они постарались, как можно точнее
передать идею автора. Посмотрите, как И.Репин изобразил Глинку, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила».
Слайд 10
-Открывает первое действие оперы «Первая песня Баяна»
-Кто такой Баян? (рассказчик)
-Послушайте, как звучит первая песня у Пушкина, (отрывок «Дела давно минувших дней» читает учитель)
-Я предлагаю вам представить себя в роли композитора и попробовать смоделировать первую песню Баяна. Предположите.
-Как она будет звучать?
- Как вы представляете героя?
-Перед вами карточки. В паре, посоветовавшись, нужно выбрать нужный вариант ответа и подчеркнуть карандашом.
Слайд 11
Работа с карточками в парах.
1.Исполнитель? (хор, солист)
2.Голос? (мужской голос, женский голос)
3.Инструмент? (арфа, фортепиано, флейта, симфонический оркестр)
4. Характер исполнения? (празднично, энергично, радостно, насмешливо, сказочно, напевно)
Посмотрите видеофрагмент и проверьте.
Слайд 12
ВИДЕОФРАГМЕНТ «Первая песня Баяна»
Слайд 13
(проверка с помощью сигнальных карточек)
Критерии оценки: 3 балла - всё верно
2 балла - есть неточности.
1 балл - много ошибок
(отмечают вторую нотку на нотном стане)
Слайд 14
Работа в творческой тетради с.22-23
-Откройте творческую тетрадь на странице 22.
-Перед вами нотная запись первой песни Баяна.
-Отметьте буквой М- мелодию, буквой А- аккомпанемент.
-Обратите внимание, какой необычный аккомпанемент.
-Какой инструмент может исполнять такие аккорды?
(Гусли. В симфоническом оркестре их изображают арфа, фортепиано.)
Слайд 15
-Выполните самостоятельно задания на странице 22.
-Проверка: гусли, солист, хор, (сигнальные карточки)
Критерии оценки: 3балла, 2 балла, 1 балл
(отмечают третью нотку на нотном стане)
Слайд 16
- Нотный пример на странице 23 тоже из первого действия оперы.
-События в опере связаны с язычеством на Руси. Язычество- это когда люди поклонялись нескольким богам. Лель-бог любви.
Слайд 17
Художники Леля изображают в образе пастушка.
- Вы правильно определили, что исполнять его в опере будет хор.
Слайд 18
- Давайте разучим мелодию хора «Лель таинственный».
РАЗУЧИВАНИЕ МЕЛОДИИ ХОРА «ЛЕЛЬ ТАИНСТВЕННЫЙ»
- Хор «Лель таинственный» исполняется в опере как хороводная или как величальная песня? (величальная)
Слайд 19
Исполнение мелодии хора «Лель таинственный» ( дети «изображают» стоя, под аудиозапись)
Слайд 20
-Вся опера построена на контрастных образах.
- Послушайте музыкальный фрагмент.
Слушание сцены похищения
-Поделитесь впечатлениями. Что услышали, увидели, почувствовали?
-Предположите, что случилось? (появиться колдун)
-В опере этот фрагмент называется - сцена похищения Людмилы.
Слайд 21
-Заканчивается он каноном, (наигрывает учитель на фортепиано)
-Давайте разучим эту мелодию по нотам .
Разучивание канона «Какое чудное мгновенье» без слов.
Слайд 22
-Какой музыкальный фрагмент больше подойдёт для продолжения музыкальной истории?(слушают, в тетради записывают цифру- 1,2,3)
-Послушайте. Запишите ответ в тетради цифрой.
1). М.Мусоргский- «Избушка на курьих ножках»
2) М.Глинка- «Марш Черномора»
3).П.Чайковский – Тема Феи Карабос
Слайд 23
-Проверка, (сигнальные карточки)
(Отмечают четвёртую нотку на нотном стане)
Слайд 24
-Откройте учебник. Рассмотрите иллюстрации.
-Послушайте, как сцена похищения Людмилы звучит в поэме Пушкина.
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане…
Слайд 25
-Посмотрите видеофрагмент из оперы и сравните его с поэмой.
Видеофрагмент «Сцена похищения Людмилы»
Слайд 26
-Наш урок подходит к концу.
- Я предлагаю вам вспомнить музыкальные фрагменты из оперы и их исполнителя.
-Игра «Музыкальная угадайка»
Материал для слушания | исполнитель |
1.Первая песня Баяна | А) Симфонический оркестр |
2.Марш Черномора | Б) хор |
3.Хор «Лель таинственный» | В) солист |
-Проверка. 1в,2а,3б, (сигнальные карточки)
(Отмечают 5 нотку на нотном стане)
Слайд 27
(Учитель наигрывает мелодию с нотного стана)
- Как вы думаете, где может звучать эта мелодия – в начале оперы, или в конце?
-Чтобы ответить на этот вопрос, я жду вас на следующем уроке музыки - на новой встрече с прекрасным.
5.Подведение итогов.
Слайд 28
6.Рефлексия
-Что нового открыли для себя?
-Продолжите фразы:
-Музыкальный спектакль, где герои поют - это ------- (опера)
-Оперу можно встретить в ------- (музыкальный театр)
-Театр- это мир сказок и приключений.
Слайд 29
-Я предлагаю закончить урок песней Маши и Вити о сказках.
Исполнение Песни « Спор Маши и Вити о сказках», (видеофрагмент).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Внешняя политика России в XVII веке". 10-й класс
Цель:1.Показать непосредственную связь улучшения внутриполитической и экономической ситуации в России с её успехами во внешней политикой; познакомить с целями, направлениями, основными событиями и ито...
Конспект урока по теме "Экономическое развитие России в начале 20 века". 9 класс
Сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XXвека, связанных со спецификой российского типа модернизации....
Конспект урока на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы", химия 8 класс
Конспект урока по химии в 8 классе на тему "Основания, их состав, названия. Щелочи. Индикаторы" может быть использован учителем химии, работающим по программе О.С. Габриеляна при изучении соотве...
конспект урока по теме "Опера "Кармен" Ж.Бизе.Самая популярная опера в мире"
Цельурока:Знакомство с образами героев из оперы «Кармен» Жоржа Бизе Задачи урока: Создать условия для формирования целостного представления об оперном спектакле, развитие музыкальны...
презентация для урока музыки на тему : опера " Руслан и Людмила" М. И. Глинки
Презентация для урока музыки, 2 класс. тема : опера " Руслан и Людмила" м. И. Глинка. в презентации рассказывается краткое содержание оперы....
Конспект урока по теме опера "Руслан и Людмила" М.Глинки
Данный материал может быть использован как при непосредственном изучении оперы, так и как часть урока при знакомстве с понятием "опера", творчеством М.И.Глинки...