Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
учебно-методический материал по музыке (6 класс) на тему
На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_6_klasse.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная средняя школа № 18
г. Абакана Республики Хакасия»
Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
подготовила
учитель музыки
Дерябина Ирина Александровна
Абакан
2012
Тема: Музыкальная драматургия
Х.П.И. урока: Урок-обобщение по темам года:
«Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия». На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произведения нуждается в огромном внимании так же, как чтение большой, серьезной книги. «Разве может с тем, что любил до слез человек когда-нибудь расстаться…?»
Музыкальный материал: М. Огиньский полонез «Прощание с Родиной»
Песня «Караваны птиц».
Наглядный материал: Слайды:
- Портрет композитора М. Огиньского;
- Изображения достопримечательностей Польши;
- Слайды-таблички с названием произведения.
Ход урока
Вход: Ф. Шопен Полонез №3 (фрагмент)
На экране слайд с достопримечательностью Польши.
- Что за музыка привела нас сегодня на урок? Знакома она нам?
- Полонез Ф. Шопена.
- с какими зрительными ассоциациями связано у вас слово «полонез»?
Дети высказываются.
Подвести ребят к мысли, что это гордый, торжественный танец-шествие.
- А где родился полонез? Назовите его Родину.
- Польша.
Польский народ безумно любит свою Родину, гордится ею, во все времена боролся за ее свободу и независимость. Все эти качества-чувства мы слышим в полонезе, который по праву считается визитной карточкой Польши.
- Сегодня на уроке мы сделаем остановку в стране, где жил прекрасный и хорошо нам известный композитор Ф. Шопен. Но наш разговор пойдет о другом, не менее известном и в Польше, и во всем мире, композиторе. Это Михаил Клеофас Огиньский.
Слайд с портретом и годами жизни композитора.
- Знакомство с композитором мы начнем с его музыки, которая, как никто другой поможет нам понять, что для него было дорого в жизни, что его волновало, чем он жил, о чем думал, что чувствовал.
- Итак, одно из самых знаменитых произведений М. Огиньского, которое принесло ему всемирную славу- полонез.
Слайд со словом «полонез».
Слушание сначала первой темы.
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Какими чувствами богата эта музыка? (любовь, нежность, тепло, доброта, грусть, волнение, тревога).
- Созвучна ли мелодия, которая сейчас звучала с названием «Полонез».
- Услышали вы здесь интонации танца?
- Нет.
- Вместо торжественной маршевой поступи мы слышим нежную, полную любви, грусти и взволнованности мелодию.
- Что хотел сказать слушателям композитор?
Мнения и высказывания детей.
- С самого начала произведения М. Огиньский говорит нам о главном, о том, что для него очень дорого, о том, что в настоящий момент его волнует и беспокоит.
- А когда в жизни человек одновременно испытывает все эти чувства?
Подвести ребят к мысли: когда человек далеко от чего-то родного и дорогого ему, например, от Родины.
- Мы поняли что же для композитора было дорого в жизни – это Родина, огромная любовь к ней. И через прекрасную, нежную тему Огиньский раскрывает образ Родины, образ огромной, нежной любви к ней.
- Давайте же дальше попробуем прочесть эту музыкальную исповедь композитора М. Огиньского.
Слушаем сначала 1 и 2 тему.
- Сменился ли музыкальный язык?
- Появились ли в вашей душе новые чувства?
Выслушать впечатления ребят.
- Из песенной мелодия превратилась в маршевую, что принесло с собой тревозность, взволнованность и в то же время торжественность и гордость. Появились интонации полонеза: четкий ритм, мажорный лад.
Прохлопать ритм.
- О каких своих чувствах поведал композитор нам слушателям в этой теме?
Высказывания ребят.
Наряду с огромной любовью к Родине, с тоской и грустью по ней М. Огиньский испытывает гордость за Польшу, восхищается ею и надеется на то, что его родная земля будет свободна.
- Сколько тем мы услышали?
- Две.
- Как вы думаете, эти две темы конфликтуют или взаимодействуют друг с другом
- Эти темы являются самостоятельными образами, или это две грани одного единого цельного образа?
- Две грани единого образа Родины.
Ну а теперь настало время поближе познакомиться с композитором М. Огиньским.
Вновь слайд с портретом композитора.
М.К. Огиньский – польский посол в Англии и Голландии (1765-1833).
Сам композитор никогда не считал себя музыкантом – профессионалом. Он говорил о себе так: «Все, что я имею – это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки, если они пару раз взволновали чувствительное сердце, я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».
1794 год. Это были трагические и прекрасные дни. В Кракове вспыхнуло восстание за независимость Польши, которое возглавил Тадеуш Костюшко. Восстание быстро охватило всю страну. В ряды борцов за свободу встал 29-летний граф Михаил Клеофас Огиньский, который в то время был государственным казначеем. Огиньский заявил национальному совету, членом которого вскоре стал, что он приносит «в дар Родине своё имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал одну из воинских частей, и став во главе ее, участвовал в нескольких сражениях. Его документы скреплялись печатью, на которой фамильный герб был заменен девизом: «Свобода, постоянство, независимость».
Свои незаурядные музыкальные способности он посвятил делу свободы. Для воинской части, которой он командовал, Огиньский написал марш, который являлся своеобразным гимном. «Я также писал военные и патриотические песни, которые возбуждали храбрость, энергию и энтузиазм моих товарищей по окружению»- вспоминал впоследствии композитор.
Восстание было подавлено, Костюшко тяжело ранен и взят в плен. М. Огиньский вместе с другими патриотами покинул Родину. Тогда-то и родился скорбный и страстный полонез-исповедь «Прощание с Родиной».
Слайд с названием произведения.
Слушание полонеза.
- Ребята, удалось ли нам с вами сегодня прочесть и понять музыкальную исповедь композитора и человека, патриота своей Родины М.К. Огиньского?
- Что же для него в жизни было дорого?
- Родина. Любовь к ней, гордость за нее, желание видеть Польшу свободной и независимой.
Только человек, в сердце которого горит огонь любви, способен создать столь замечательное музыкальное произведение , которое продолжает волновать сердца слушателей во всем мире.
- Я хочу вам прочесть фрагмент из монолога советского поэта Эдуарда Асадова «К Родине».
Как жаль мне, что гордые наши слова
«Держава», «Родина», «Отчизна»
Порою затерты, звенят едва
В простом словаре повседневной жизни.
Я этой болтливостью не грешил.
Шагая по жизни путем солдата,
Я просто с рожденья тебя любил
Застенчиво, тихо и очень свято.
Какой ты была для меня всегда?
Наверное, в разное время разной.
Да, именно разною, как когда,
Но вечно моей и всегда прекрасной!
- Точку в нашем сегодняшнем разговоре хочется поставить словами из песни «Караваны птиц»:
«Разве может с тем, что любил до слез, человек когда-нибудь расстаться?»
На экране слайд с этими словами.
- Прошу вас всех встать и исполнить эту песню.
- Спасибо за урок. До свидания.
Список использованной литературы:
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Методическое пособие Музыка для 5-8 классов
- Науменко Т. И., Алеев В. В. Методические рекомендации к учебнику «Музыка» для 5-8 классов
- Прохорова И. А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972
- Автор и источник заимствования неизвестен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».
Обобщающий урок обществознания по теме "Общество и человек" проводится с применением обучающих структур сингапурской техно...
Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»
Конспект обобщающего урока геометрии в 9 классе по теме: «Метод координат»Продолжительность урока 45 минут.В классе 23 ученика.Группа А (9ч) – слабый уровень развития устной и письменной р...
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр»
Урок музыки 5 класс по теме: «Третье путешествие в музыкальный театр». Программа Е.Д.Критской....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".
В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони...
Конспект обобщающего урока математики в 6 классе по теме: "Положительные и отрицательные числа"
Данный конспект поможет учителю провести обобщающий урок математики по одной из наиболее важных тем курса математики 6 класса "Положительные и отрицательные числа"....