Рабочий лист по музыке по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Урок по музыке в 7 класса по теме "О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochiy_list_po_muzyke_7_klass_9_aprelya.docx | 23.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предмет Музыка
Учитель Макарова О.В.
Класс: 7
Тема: О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии
Содержание
О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.
С какими музыкальными формами построения вы уже знакомы?
Рондо, период, одночастная, двухчастная, трёхчастная форма построения, вариации.
В каких музыкальных произведениях более подробно, ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?
В муз. произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.
Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли.
Но не менее важно проследить и за процессом её развития.
Так бывает в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река- это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.
Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия
Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
Прослушаем пьесу « Старый замок» М. П. Мусорского (1839г.-1881г.)
Слушаем внимательно, затем я задам вам несколько вопросов по данному произведению.
( слушание- «Старый замок»- М.П. Мусорского) - https://yosounds.ru/?song=%D0%9C.+%D0%9F.+%D0%9C%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%E2%80%93+%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B9+%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BAК какому образу в данном произведении обратился композитор?
Образ Средневековья- давно ушедшего времени, далёкой истории.
« Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность
-Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!
- «Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.
-К названию пьесы композитор сделал примечание: « Старый замок» -Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?
+…
- О чём поет трубадур?
+..
-Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.
- В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
-Старый замок-пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье»- посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
-Послушайте стихотворение:
***
- В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым;
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда ьезвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой-подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб- на нём
изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывали мне..
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск
Средневековья.
***
-Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?
+…
-Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.
-Ничто не забыто: не только
«проемы ниш» и «аркады гулкие»-все то, что образует облик Средневекового замка, и «ветер, шелестящий в вышине»
-Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления. Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательным и поэтичном.
Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе
«Старый замок»
- Кто же такие трубадуры?
+…
- Трубадуры- так называли во Франции в конце 11-начале 13веков, поэтов-певцов.
- А вот в музыке все наоборот
-В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности.
- В « Старом замке» -однообразный ритм, однообразное гармоническое сопровождение;
- В мелодии лишь что мы можем услышать?
+ Услышать грусть, печаль, тоску.
-В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного сострадания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-В этой пьесе несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне -звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое значение развития и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен -ушедшего и устремление к настоящему.
- А что нам может показать музыка?
+ Движение
-Даже изобразить вечность подвластно музыке.
Итог урока
Мы говорили о связи музыкальной формы и музыкальной драматургии.
Связана ли музыкальная форма и музыкальная драматургия?
Связана
Найти
Найдите подходящий для Вас курс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".
Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....
Урок музыки в 3 классе "Музыкальная форма"
Изучение материала по теме "Музыкальная форма". Виды музыкальных форм....
Урок музыки в 3 классе "Музыкальная форма"
Изучение материала по теме "Музыкальная форма". Виды музыкальных форм....
Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыка...
конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля
Рабочий лист по музыке для 5 класса по теме "Образы природы в музыке" на 10 апреля...