Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
На уроке применяются современные образовательные технологии:
Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
· Технология педагогики сотрудничества, обозначено
Технология диалогического обучения (ТПС). применение
· Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
· Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
· Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shevtsova_t.p._muzykalnyy_portret.docx | 38.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Шевцова Т.П. «Музыкальный портрет»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин
Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)
«Музыкальный портрет»
подготовила
учитель музыки
Шевцова Татьяна Петровна.
г. Кропоткин
2014
5 класс. Урок № 5 из раздела «Музыка и изобразительное искусство».
Тема: «Музыкальный портрет».
Тип урока: расширение, углубление темы.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-размышление
Цель урока: сформировать понятие «музыкальный портрет», выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.
Задачи:
- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;
- размышлять о музыкальном и художественном произведениях, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.
- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки; формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, чтение.
Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).
Технологии:
- Технология развивающего обучения (ТРО). В конспекте
- Технология педагогики сотрудничества, обозначено
технология диалогического обучения (ТПС). применение
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). технологий
- Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ). аббревиатурами.
- Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).
Оборудование урока:
- ноутбук, экран, слайдовая презентация, видеоролик;
- музыкальные фонограммы;
- ноты и тексты песен;
Музыкальный материал:
- песня Ю.Чичкова «Эх, зима», песня «Краснодарская зима» Н.Тананко;
- Э.Григ «Песня Сольвейг», К.Сен-Санс «Ослы», С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»;
- видеофрагмент «Фея Зимы» из балета «Золушка»;
Ход урока:
I.Организация урока.
Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.
- Попевка-приветствие.
- Физиологическое воздействие музыкального звука. Пропевание звука «ля». ЗДСТ
- Дыхательная гимнастика по методике А.Н.Стрельниковой.
- Разучивание 3-го куплета песни Ю.Чичков «Эх, зима!». Работа над дикцией. (ИОТ).
2. Проверка пройденного материала.
У.: Давайте рассмотрим ваши пейзажные зарисовки или найденные репродукции, созвучные произведениям Клода Дебюсси, прослушанным на предыдущем уроке. Защита уч-ся своих работ.
II. Основная часть урока.
Задачи: подготовить к восприятию нового материала, выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства, сконцентрировать внимание на изучаемом вопросе.
- Беседа по теме урока.
У.: Сегодня мы продолжим говорить о союзе музыки и живописи. Темой урока будет музыкальный портрет. Мы попробуем разобраться, чем живописный портрет отличается от музыкального.
2.Просмотр презентации. (ИКТ).
У.: Эпиграфом урока я взяла высказывание эстонского поэта и художника Александра Суумана
Слайд 2. «Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию». (ТРО).
Слайд 3. Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим». Так же и с музыкальным произведением, – и это мы с вами тоже знаем – музыку мы можем не только услышать, но и увидеть.
Слайд 4. Так же, как и музыкальный пейзаж, музыкальный портрет - особенный. Для начала давайте определим, какие слова относятся к живописи, а какие – к музыке.
а) Зримое; слышимое; неподвижно, статично; живёт во времени;
б) Обращено к внешнему изображению человека и его чувств, переживаний; устремлено к отображению внутреннего мира человека.
Уч-ся читают слова и определяют принадлежность.
У.: И ещё есть особенности:
Слайд 5. Живописный портрет можно увидеть, он нарисован красками, его можно сравнить с оригиналом, а музыкальный портрет написан с помощью средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, тембр).
У.: Итак, что мы наблюдаем в живописном портрете?
Слайд 6. Демонстрируется портрет.
Уч-ся: Всё можно рассмотреть (зримо, неподвижно), изображена внешность человека. Мы можем понять его чувства и переживания. (ТПС).
У.: Попробуем разобраться и в музыкальном портрете. Но прежде прочитаем стихи о его создании и выделим главную мысль.
Слайд 7.
Музыкальный портрет. Михаил Яворский. | |
1. Много странного в жизни у нас, Например, я мечтал много лет, Даже делал попытки не раз, Написать музыкальный портрет. Для натуры нашёл человека- Эталон благородства и чести, Современник из нашего века, Прожил жизнь без лжи и без лести. И сегодня, "рисую" портрет, Не простая, поверьте работа, Мне пюпитр заменит мольберт Вместо красок, кистей - только ноты. | 2. Нотный стан будет лучше, чем холст, Чтобы мягче смотрелись черты, Партитура не будет простой, |
3. Он не будет висеть на стене, |
Слайд 8. Давайте вспомним про Сольвейг. Кто это?
Уч-ся: Невеста Пера Гюнта. Она всю жизнь ждёт Пера в лесной хижине.
Слайд 9. (с портретом Грига) Послушаем «Песню Сольвейг» (звук вставлен в слайд) и решим, что самое главное в этом образе сумел передать композитор.
3.Слушание музыки. Слушаем «Песню Сольвейг» и отвечаем на вопросы.
Уч-ся: Мы можем понять её настроение. (ИОТ).
У.: А как вы понимает слова «внутренний мир человека»?
Уч-ся: Наверное, это какие-то черты характера.
Слайд 10. Портрет внутреннего мира человека – это выражение его чувств, мыслей, настроений, характера. Его душевной чистоты, силы духа, верности, преданности, способности к глубоким чувствам, вера в добро.
Партитура вопросов для диалога:
-Что из этих слов подходит к характеристике Сольвейг?
- Можем ли мы воссоздать в своём воображении не только внутренний мир Сольвейг. Сможем ли мы представить цвет глаз и волос Сольвейг, вслушиваясь в нежные интонации красивейшей мелодии, обращая внимание на прозрачную фактуру музыки – она сродни акварельным краскам? (ТПС).
- Итак, что же мы можем «увидеть» в музыкальном портрете? (ИОТ)
- А если композитор решил нарисовать портрет животного, что он музыкой изобразит?
У.: Послушайте и определите животное из зоологической фантазии Камила Сен-Санса «Карнавал животных». Слушаем пьесу «Ослы.
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения (то есть, говорят о средствах выразительности).
У.: Давайте пошалим под эту музыку: подражаем крику ослов.
4. Динамическая пауза. Шалим под пьесу «Ослы.
(Такие действия вызывают улыбку и смех. Это помогает школьникам расслабиться и отдохнуть). (ИКТ) и ЗДСТ
У.: А сейчас мы попробуем догадаться, портрет какого сказочного существа перед нами.
Обратимся к балету С.Прокофьева «Золушка». В сюжете балета есть моменты, отличающиеся от сюжета известной вам сказки.
5.Просмотр презентации (продолжение).
Слайд 11. В балете Золушку одевают на бал феи времён года, которые появляются по (ИКТ) приказанию Феи-бабушки. Эта фея появилась в доме Золушки как нищенка, прося подаяния. Все от неё отмахнулись, и только Золушка дала ей кусочек хлеба. За доброту Золушки Фея-бабушка ей помогает, приказывает феям времён года принести для Золушки необыкновенные одежды. Фея Весны принесла ей нежно-розовую ткань. Фея Лета – гирлянды душистых роз. Фея Осени – золотистый плащ. Фея Зимы – бриллианты снежинок.
У.: Послушайте и определите, портрет какой феи рисует музыка?
Слушаем фрагмент «Фея Зимы». (ИОТ).
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.
У.: Для подтверждения вашей правоты посмотрим этот балетный эпизод.
Смотрим фрагмент «Фея Зимы».
III этап: Итог урока.
Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, обсудить домашнее задание, оценить собственную деятельность на уроке.
а). У.: В чём мы на уроке попытались разобраться?
Уч-ся: Чем живописный портрет отличается от музыкального.
У.: Чем же?
Уч-ся: Если это портрет человека, то это портрет внутреннего мира человека.
Если это портрет животного, то изображаются его повадки.
б). Домашнее задание: (ИКТ)
- Желающим посмотреть фильм-балет (раздаю заготовленные записки с адресом сайта).
- Устная характеристика музыкального портрета любой феи «Времена года», (кроме Феи Зимы), после просмотра этого фрагмента балета (раздаю заготовленные записки с адресом сайта).
- Тому, у кого нет дома компьютера (интернета), нарисовать портрет Феи Зимы. (ИОТ).
в). Оценки за работу на уроке.
г) Поём «Краснодарскую зиму» Н.Тананко, обозначая эмоциональную точку урока.
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=7cSTrw5v-70 – танцы фей «Времена года» из балета С.Прокофьева «Золушка».
http://video.mail.ru/mail/kalipson25/4642/24709.html - фильм-балет С.Прокофьева «Золушка». Мосфильм 1960 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературы в 9 классе по теме «Печорин как «портрет поколения»
План-конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека
5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"
План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....
Конспект урока по музыке 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".
Конспект урока музыка 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление". Адресован учителям музыки....
Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"
Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"...