Конспект урока по музыке в 5 классе (не по ФГОС) «Музыкальный портрет».
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

   На уроке применяются современные образовательные технологии:  

           Технология развивающего обучения (ТРО).                                           В конспекте

·         Технология педагогики сотрудничества,                                                 обозначено

          Технология диалогического обучения (ТПС).                                        применение

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                   технологий              

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                            аббревиатурами.

·         Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevtsova_t.p._muzykalnyy_portret.docx38.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шевцова Т.П. «Музыкальный портрет»                

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 5 классе (не по ФГОС)
«Музыкальный портрет»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2014

5 класс. Урок № 5 из раздела «Музыка и изобразительное искусство».

Тема: «Музыкальный портрет».

Тип урока:  расширение, углубление темы.

Жанр урока: тематический.

Вид урока:   урок-размышление

Цель урока: сформировать понятие «музыкальный портрет», выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства.                                                                                               

Задачи:  

- показать связь музыки и изобразительного искусства: музыка и изобразительное искусство не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши переживания;

- размышлять о музыкальном и художественном произведениях, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения в музыке и изобразительном искусстве.

- развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки;  формировать родственное внимание к родной культуре; тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, чтение.

Формы работы учащихся: коллективные, групповые (пение, слушание, анализ, рассуждение).

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                                В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                         обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                                применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).                технологий                
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).                                аббревиатурами.
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация, видеоролик;
  • музыкальные фонограммы;
  • ноты и тексты песен;  

Музыкальный материал:

  • песня Ю.Чичкова «Эх, зима», песня «Краснодарская зима» Н.Тананко;
  • Э.Григ «Песня Сольвейг», К.Сен-Санс «Ослы», С.Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка»;
  • видеофрагмент «Фея Зимы» из балета «Золушка»;

Ход урока:

I.Организация урока.

Задачи: ввести в атмосферу урока, закрепить знания, полученные на предыдущих уроках.  

  • Попевка-приветствие.
  • Физиологическое воздействие  музыкального звука. Пропевание звука «ля».         ЗДСТ
  • Дыхательная  гимнастика  по методике А.Н.Стрельниковой.                        
  • Разучивание 3-го куплета песни Ю.Чичков «Эх, зима!». Работа над дикцией.       (ИОТ).

2. Проверка пройденного материала.

У.: Давайте рассмотрим ваши пейзажные зарисовки  или найденные репродукции, созвучные произведениям Клода Дебюсси, прослушанным на предыдущем уроке. Защита уч-ся своих работ.

II. Основная часть урока.

Задачи: подготовить к восприятию нового материала, выявить возможные связи музыки и изобразительного искусства, сконцентрировать   внимание на изучаемом вопросе.

  1. Беседа по теме урока.        

У.: Сегодня мы продолжим говорить о союзе музыки и живописи. Темой урока будет музыкальный портрет. Мы попробуем разобраться, чем живописный портрет отличается от музыкального.                

2.Просмотр презентации.                                                                            (ИКТ).

У.: Эпиграфом урока я взяла высказывание эстонского поэта и художника Александра Суумана

Слайд 2.    «Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию».                                                                                      (ТРО).

Слайд 3.    Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим». Так же и с музыкальным произведением, – и это мы с вами тоже знаем – музыку мы можем не только услышать, но и увидеть.

Слайд 4.    Так  же, как и музыкальный пейзаж, музыкальный портрет - особенный. Для начала давайте определим, какие слова относятся к живописи, а какие – к музыке.

а) Зримое; слышимое; неподвижно, статично; живёт во времени;

б) Обращено к внешнему изображению человека и его чувств, переживаний; устремлено к отображению внутреннего мира человека.

Уч-ся читают слова и определяют принадлежность.

У.: И ещё есть особенности:

Слайд 5. Живописный портрет можно увидеть, он нарисован красками, его можно сравнить с оригиналом, а музыкальный портрет написан с помощью  средств музыкальной выразительности  (мелодия, лад, темп, тембр).  

У.: Итак, что мы наблюдаем в живописном портрете?

Слайд 6.  Демонстрируется портрет.

Уч-ся: Всё можно рассмотреть (зримо, неподвижно), изображена внешность человека. Мы можем понять  его чувства и переживания.                                                        (ТПС).

У.: Попробуем разобраться  и в музыкальном портрете. Но прежде прочитаем стихи о его создании и выделим главную мысль.

Слайд 7.  

Музыкальный портрет.  Михаил Яворский.

1.

Много странного в жизни у нас,

Например, я мечтал много лет,

Даже делал попытки не раз,

Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-

Эталон благородства и чести,

Современник из нашего века,

Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,

Не простая, поверьте работа,

Мне пюпитр заменит мольберт

Вместо красок, кистей - только ноты.

2.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

3.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Слайд 8.   Давайте вспомним про Сольвейг. Кто это?

Уч-ся: Невеста Пера Гюнта. Она всю жизнь ждёт Пера в лесной хижине.

Слайд 9.   (с портретом Грига) Послушаем «Песню Сольвейг» (звук вставлен в слайд) и решим, что самое главное в этом образе сумел передать композитор. 

3.Слушание музыки.   Слушаем   «Песню Сольвейг» и отвечаем на вопросы.

Уч-ся: Мы можем понять её настроение.                                                        (ИОТ).

У.: А как вы понимает слова «внутренний мир человека»?

Уч-ся: Наверное, это какие-то черты характера.

Слайд 10.  Портрет внутреннего мира человека – это выражение его чувств, мыслей, настроений, характера.  Его душевной чистоты, силы духа, верности, преданности, способности к глубоким чувствам, вера в добро.

Партитура вопросов для диалога:

-Что из этих слов подходит к характеристике Сольвейг?

- Можем ли мы воссоздать в своём воображении не только внутренний мир Сольвейг. Сможем ли мы представить цвет глаз и волос Сольвейг, вслушиваясь в нежные интонации красивейшей мелодии, обращая внимание на прозрачную фактуру музыки –  она сродни акварельным краскам?                                                                                                                 (ТПС).

- Итак, что же мы можем «увидеть» в музыкальном портрете?                                (ИОТ)        

- А если композитор решил нарисовать портрет животного, что он музыкой изобразит?

У.: Послушайте и определите животное из зоологической фантазии Камила Сен-Санса «Карнавал животных».                 Слушаем   пьесу «Ослы.

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения (то есть, говорят о средствах выразительности).

У.: Давайте пошалим под эту музыку: подражаем крику ослов.

4. Динамическая пауза. Шалим под пьесу «Ослы.

(Такие действия вызывают улыбку и смех.  Это помогает школьникам расслабиться и отдохнуть).                                                                                     (ИКТ)   и   ЗДСТ

У.:  А сейчас мы попробуем догадаться, портрет какого сказочного существа перед нами. 

Обратимся к балету С.Прокофьева «Золушка». В сюжете балета есть моменты, отличающиеся от сюжета известной вам сказки.

5.Просмотр презентации (продолжение).

Слайд 11.  В балете Золушку одевают на бал феи времён года, которые появляются по      (ИКТ)   приказанию Феи-бабушки. Эта фея появилась в доме Золушки как нищенка, прося подаяния. Все от неё отмахнулись, и только Золушка дала ей кусочек хлеба. За доброту Золушки Фея-бабушка ей помогает, приказывает феям времён года принести для Золушки необыкновенные одежды. Фея Весны принесла ей нежно-розовую ткань. Фея Лета – гирлянды душистых роз. Фея Осени – золотистый плащ. Фея Зимы – бриллианты снежинок.

У.:  Послушайте и определите, портрет какой феи рисует музыка?

                                                 Слушаем фрагмент «Фея Зимы».                                          (ИОТ).

Ответы учащихся с обоснованием своего мнения.

У.: Для подтверждения вашей правоты посмотрим этот балетный эпизод.

Смотрим фрагмент «Фея Зимы».

III этап: Итог урока.

Задачи: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, обсудить  домашнее задание, оценить собственную деятельность на уроке.    

а). У.: В чём мы на уроке попытались разобраться?

Уч-ся: Чем живописный портрет отличается от музыкального.

У.: Чем же?

Уч-ся: Если это портрет человека, то это портрет внутреннего мира человека.

Если это портрет животного, то изображаются его повадки.

б). Домашнее задание:                                                                                (ИКТ)   

  • Желающим посмотреть фильм-балет (раздаю заготовленные записки с адресом сайта).
  • Устная  характеристика музыкального портрета любой феи «Времена года», (кроме Феи Зимы), после просмотра этого фрагмента балета (раздаю заготовленные записки с адресом сайта).
  • Тому, у кого нет дома компьютера (интернета), нарисовать портрет Феи Зимы.     (ИОТ).

в). Оценки за работу на уроке.            

г) Поём «Краснодарскую зиму» Н.Тананко, обозначая эмоциональную точку урока.

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=7cSTrw5v-70 – танцы фей «Времена года» из балета С.Прокофьева «Золушка».

http://video.mail.ru/mail/kalipson25/4642/24709.html - фильм-балет С.Прокофьева «Золушка». Мосфильм 1960 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Конспект урока по музыке 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".

Конспект урока музыка 2 класс "Картинки с выставки. Музыкальное впечатление".  Адресован учителям музыки....

Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"

Конспект урока по музыке 7 класс "Музыкальная драматургия увертюры"...