Конспект урока "Увертюра в опере. Что такое лейтмотив?" 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
3 четверть тема: «В чём сила музыки?»
Урок №3
Тема: «Увертюра в опере. Что такое лейтмотив?».
Цель: углубление знаний об опере и её особенностях.
Задачи урока:
- Учащиеся должны почувствовать и осознать два важнейших качества, которыми определяется сила воздействия музыки на человека, - её красоту и правду.
- Воспитывать любовь к классической музыке.
- Развивать вокально-хоровые способности, учить петь интонационно выразительно.
Музыкальный материал:
1. «Увертюра» к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка.
2. «Солдат идёт отважно в бой» Л.В. Бетховен.
3. «Праздничная увертюра» Д.Д. Шостакович.
4. «Баллада о солдате» В. Соловьёв-Седой.
Наглядность урока:
Портрет М.И. Глинки. Иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Портрет Л.В. Бетховена. Таблица «Симфонического оркестра». Портрет В. Соловьёва-Седого.
Ход урока:
Вход под «Марш».
Слово учителя: Исполнение: Слушание: Беседа: Запись в тетрадь: Распевание: Разучивание: Слово учителя: Слушание: Итог урока: Домашнее задание: Выход | Сегодня на уроке мы продолжаем говорить с вами об опере. Кто исполняет оперу? (Оркестр, хор, ансамбли, солисты). Что называют речитативом? (Так называется вокальная мелодия полунапевного, полуразговорного характера). Слово «речитатив» означает «Речевая мелодика». Какие вокальные номера исполняют в опере? (Песни, арии). Чем отличается ария от песни? Ария – своеобразный «музыкальный портрет» и характеристика героя. Исполняется только от имени одного героя. Песню поют один исполнитель или хор. Отличается формой построения музыкального произведения. Ария – сольный музыкальный номер в опере характеризующий героя, дающий его своеобразный музыкальный портрет. На какие сюжеты композиторы чаще всего сочиняют оперы? В чём сила музыки М.И. Глинки? Сила музыки Глинки заключается в жизненной правде. Процитировать слова В. Одоевского: «Заря русской музыки занялась. С оперой Глинки «Иван Сусанин» является новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период, период русской музыки. Такой подвиг есть дело не только таланта, но гения». Вспомните, какие события – реальные или сказочные – легли в основу сюжета оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»? Сюжеты опер могут быть историческими или сказочными. Иногда композиторы пишут оперы и на сюжеты литературных произведений. Например П.И. Чайковский написал оперу «Е. Онегин», основой которой стал роман в стихах А.С. Пушкина. Литературный сюжет оперы называется – либретто. Сегодня мы поговорим об увертюре. Увертюра – это инструментальное вступление к опере, балету, оперетте, кинофильму. Увертюра в сжатом виде содержит основные музыкальные характеристики замысла последующего оперного спектакля. Назначение увертюры – подготовить слушателя к восприятию музыки оперы, остановить внимание на ключевых моментах сюжета, главных идеях. Попевка «У лукоморья» Д.Б. Кабалевский. В опере «Руслан и Людмила» увертюра начинается со вступления, где создаётся богатырский образ, слышны «богатырские удары кулаком». Героический, богатырский образ вступления сменяется на нежный, ласковый, потому что в арии на эту музыку Руслан поёт о своей любви к Людмиле. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» словно говорит слушателю: вас ждёт встреча с прекрасной сказкой, где будут и героические события, и опасности, и борьба за любовь, но всё окончится благополучно. Добро победит зло! Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинка. В опере или балете постоянно, повторяющиеся музыкальные характеристики событий или героев называются лейтмотивами. Обычно лейтмотив впервые появляется в увертюре, а потом повторяется неоднократно по ходу оперы. Например, для оперы «Садко» Н.А. Римский-Корсаков сочинил лейтмотив моря. Мелодия этого лейтмотива очень проста, она построена на трёх повторяющихся звуках. Но именно эти повторяющиеся звуки помогают ощутить мерное колыхание волн в безбрежном морском просторе. (ЛЯ-ФА-МИ четвертными, очень медленно). Яркий, хорошо запоминающийся лейтмотив помогает музыкальными средствами создать могучий образ моря. Лейтмотив – повторяющаяся музыкальная характеристика определённого явления или героя; звучит в инструментальном исполнении. Попевка . «Солдат идёт отважно в бой» Л.В. Бетховен. «Баллада о солдате» В. Соловьёв-Седой – доучивание 1-4 куплетов. Работа над выразительным исполнением. Исполнение под фонограмму 3 раза. Увертюра может быть и как самостоятельное произведение. «Праздничная увертюра» Д.Д. Шостакович. Обратить внимание на фанфары, звучащие в начале.
Выучить терминологию: либретто, лейтмотив, увертюра, фанфары. Под «Марш». | Хрестоматия 5 кл. Портрет М.И. Глинки Портрет В. Соловьёва-Седого. Слова песни. Портрет д. Шостаковича. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"
Разработка урока музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"...
Конспект урока "Рок-опера Юнона и Авось" 9 класс
конспект урока по музыке...
Среднее звено. Конспект к уроку "Опера"
5 класс...
Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс
Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс...
План-конспект урока по английскому языку в 8 классе по теме "Наш первый выход в театр оперы"
Интерактивный урок английского языка в 8 классе по теме "Театр" с использованием цифровых технологий. Основной целью является познакомить с творчеством А.Вебера, также приобщение ребят к теа...
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс...