Конспект урока "Рок-опера Юнона и Авось" 9 класс
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Дундукова Наталья Сергеевна

 конспект урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yunona_i_avos.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  музыки в 9  классе по теме  «Рок-опера Юнона и Авось».  Провела учитель музыки МБОУ СОШ №25

 Наталья Сергеевна Дундукова.

Тема раздела  «Традиции и новаторство».

Цель урока  – увидеть взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось».

Задачи:

  • Обобщить знания по структуре классической оперы; познакомиться с новым жанром и на основе элементов содержательного анализа  музыкальных фрагментов из рок-оперы  провести параллель к традиционной структуре классической оперы.
  • Воспитывать патриотические чувства на примере главного героя  рок -оперы.
  • Способствовать расширению информационного пространства.

Тип урока – комбинированный.

Методы – ретроспективы, элементы метода содержательного анализа музыкального произведения, метод эмоциональной драматургии,  (Д.Б. Кабалевский), метод интонационно-стилевого постижения музыки (Е.Д. Критская), метод концентричности организации музыкального материала,  метода моделирование образа музыкального произведения.

Формы работы - групповая, фронтальная, самостоятельная индивидуальная.

Виды музыкальной  деятельности – размышления о музыке анализ музыкальных произведений, самостоятельная индивидуальная деятельность по созданию декораций.

Критерием отбора муз номеров стала их художественная ценность, воспитательная направленность.

Ход урока.

Организационный момент в форме музыкального приветствия.

Учитель:   сегодня у нас необычный урок,  в классе  присутствуют гости, и давайте мы друг другу подарим улыбку как залог нашего хорошего настроения.

Вы считаете себя современными, модными людьми?  У каждого из вас есть приоритетные музыкальные направления.  У вас на столах лежат конверты. Вы умеете работать в группах?  Тогда   выполняем задание в группах.

Учащиеся выбирают конверты,  в которых вложены разрезанные на отдельные слова фразы.  Цель – составить осмысленное высказывание.

«Музыкально-театральное произведение, в котором звучит вокальная музыка»

 «Музыкально-театральный жанр, в основе которого классическая музыка»

 «Музыкально-театральное произведение, написанное на основе либретто»

«Наличие и развитие образов главных героев»

  Учащиеся зачитывают фразы, на доске выкладывается  кластер  основа:  вокальная музыка; классическая музыка, либретто, главные герои, развитие их образов.

 В процессе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь идет о классической опере, возникшей в 16веке в Европе. На доске пишутся слова

       «……………      Юнона и Авось»

Для полного определения темы урока учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и определить стиль музыки (джаз, классика, рок)

Слушаем: фрагмент из рок-оперы А.Рыбникова «Песня моряков»

После прослушивания дети определяют стиль музыки – рок.

Учитель:  может ли звучать этот фрагмент в традиционной классической опере?

- А в современном жанре оперы?  Как его назовем?  (рок-опера)

Ученик на  доске дописывает тему урока: «Рок-опера Юнона и Авось»

Учитель: мы с вами послушали фрагмент из  отечественной рок-оперы  «Юнона и Авось»

Итак: цель нашего урока увидеть взаимосвязь между традициями и новаторством, которые привели к появлению замечательных образцов современной музыки, а именно к появлению такого жанра как рок – опера.

Учитель: Опера и рок,  совместимы или нет?  Почему возник этот союз?

Размышления учащихся на поставленные вопросы.

Учитель совместно с учащимися обобщает ответы:  привлечение слушателей для оперы;   рок музыканты в поисках новых возможностей сами обратились к традициям классической музыки возникли такие направления как симфо-рок,  арт – рок, барокко-рок, рок – опера которая появилась  в 60 – гг в Америке. Одна из первых - «Томми», одна из самых известных – «Иисус Христос – суперзвезда».  В России 70 – гг. « Орфей и Эвридика», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты», «Юнона и Авось». Об этой опере и пойдет сегодня разговор. Автор рок-оперы наш современник А.Рыбников - член совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Обладатель национальных премий «Ника», «Кинотавр», «Золотой Орфей». Либретто написано А. Вознесенским - почетный член десяти академий мира. Награжден двумя орденами «За заслуги перед Отечеством».Один из лидеров «эстрадной поэзии».

В основу оперы положен рассказ о судьбе русского дворянина Николая Резанова.  Граф Резанов  мечтал «Свесть Америку с Россией»,  для чего, построив два корабля «Юнона» и «Авось», отправляется в качестве русского посланника к берегам Калифорнии.

Слушаем романс.

Учитель: ты меня на рассвете разбудишь, проводить необутая выйдешь, ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь….

- Как думаете, с кем прощается граф Резанов? Делайте предположения?  ( с Родиной)

- Каким вы себе  представляете главного героя? Его основные черты характера? (настойчивый  умный образованный, глубоко любящий свою Родину)

- Как думаете,  в каком жанре написано музыкальное произведение? (романс)

- Назовите инструменты, характер мелодии, стиль вокального  исполнения?   (романс звучит в стиле рок – баллады, манера пения близкая к бытовому исполнению, включены электроинструменты)

-  Что необычного вы услышали  в исполнении? (включение разговорных номеров)

- Современные или традиционные приемы использовал композитор?

 (запись в тетрадь – романс «Ты меня на рассвете разбудишь).

Учитель:  Это была несомненно жемчужина Калифорний. Она сразу приковывала к себе внимание всякого, кто имел счастье видеть её. Природа щедро одарила её великолепными чертами и статью.  К тому  же Консепсьон отличалась от других своей яркой живостью и привлекательной жизнерадостностью. Она была подвижна и радостна.

Посланец Его   Императорского Величества, сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу стремительное и неизгладимое впечатление. Резанов был единственным из делегации русских, кто владел испанским языком и мог свободно разделить с Кончиттой любую беседу.   Она полюбила Резанова всем пылким испанским сердцем. Когда он сделал ей предложение, она не на минуту не задумываясь, согласилась.

Родители Кончитты были поражены, узнав о намерении Николая Петровича жениться на их дочери. В ещё больший ужас они пришли, когда поняли, что Кончитта  не откажется от своей любви, несмотря на все уговоры  и аргументы.   Но Резанов  не остановился и добился помолвки.

Слушаем  «Сцена помолвки и прощания»

Учитель:  что представили? Какую  бы  картину нарисовали?

- Как изменились музыкальные образы главных героев? (Трагично, пронзительно, покорно, взволнованно на срыве, крике…)

- А музыка знакома?  Можете назвать стиль этой рок музыки?  Современный?  

- Как думаете, что произошло дальше в судьбе этих героев? Предполагайте…. (вопрос остается открытым на домашнее задание)

Учитель: о том как сложилась дальнейшая судьба главных героев вы мне расскажите на следующем уроке, а сейчас проведите самооценку своих знаний.

Верные и неверные утверждения. Если со мной согласны +, нет -

1 . в традиционной классической опере можно услышать бытовое пение.

2.в  традиционной опере можно услышать музыку в стиле рок-баллады.

3. роли в рок опере должны играть только  профессиональные музыканты

4. рок-опера соединила в себе черты классики и современности.

5. в рок опере играют только на электроинструментах.

Ответы проверяются, учащиеся сами ставят себе оценки в тетради, на основании критериев: 5 ответов – оценка «5»,  4 ответа – оценка «4» и т.д.

Учитель: рок опера  - музыкально-театральный жанр, который соединил в себе традиции классической оперы и новаторство современных композиторов и исполнителей. Вы согласны с этим утверждением?  Почему,  объясните?

                       Высказывания учащихся в форме обобщения и закрепления.

Рефлексия.

На заключительном этапе урока учащимся предлагается попробовать себя в роли художников декораторов, слушая сцену прощания и помолвки. Работа ведется индивидуально в тетрадях, которые сдаются на проверку.

Учитель: наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 2 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 2 класс)

Конспект открытого урока во 2 классе по теме "Coulors" (УМК Биболетова М.З. "Enjoy English").  ПРилагается цветик- семицветик и презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 4 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 4 класс)

Разработка урока по теме "Home, sweet home" в 4 классе. Прилагается презентация к уроку....

Конспект открытого урока в 5 классе (Биболетова М.З. Enjoy English 5-6 класс)

Заключительный урок по теме "Школа": "We are happy at school!". К конспекту прилагаются презентация для урока, примерные вопросы корреспондента, кроссворд на последнем слайде презентации. Используемые...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...