Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс
план-конспект урока по музыке на тему
Конспект урока "М.И.Глинка. Опера Иван Сусанин" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.98 КБ |
stroenie_opery_ivan_susanin.pptx | 930.37 КБ |
simfonicheskiy_orkestr.docx | 538.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»
Цель урока: познакомить учащихся с жанром «Опера» на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Задачи:
- образовательная – знакомство с жанром «Опера»;
- развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся;
- воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;
Оборудование:
- телевизор и DVD проигрыватель,
- проектор и компьютер,
- элементарные музыкальные инструменты.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Введение в тему урока.
Учащиеся входят в кабинет под музыку М.И.Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».
2. Просмотр видео фрагмента оперы «Иван Сусанин», (вступление к опере).
II. Познавательный этап
1. История создания оперы.
Рождение оперы
Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи – Марии.
Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей – композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монте вели.
Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.
Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.
« - Как можно! Так поют только мои крестьяне! – говорили одни…
- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…
- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. – Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии - нараспев. Мы вспомнили, что в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.
Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия – речитатив.
-
И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.
Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания).
Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.
Значение термина «опера».
Что же значит это слово?
«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».
Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось – «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка – «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.
- Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.
2. Предыстория возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
Михаил Иванович Глинка – родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.
Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.
Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди них были и его друзья.
М.И.Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует по Италии, - где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.
В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина
«В то время Москву занимали поляки, они хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля Сигизмунда III…»
У лица села Домнино. Здесь собрались воины народного ополчения и крестьяне, среди которых Иван Сусанин и его дочь Антонида. Антонида мечтает о возвращении жениха, ратника Богдана Собинина и о свадьбе с ним . На что Сусанин сначала отвечает: «Не до свадеб, пока Русь страдает под игом врагов». Но узнав от Собинина, что поляки в Москве уже окружены, он уступает общим уговорам и соглашается.
В избе Сусанина неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Узнав, что Сусанина увели поляки, Собинин решает направиться с отрядом на спасение отца Антониды.
Глухой лес, занесенный снегом. Сюда Сусанин привел поляков. Поляки засыпают, бодрствует один Сусанин. Он размышляет о предстоящей гибели, вспоминает близких и мысленно прощается с ними. Поляки , проснувшись, убеждаются в том, что Сусанин завел их в непроходимую глушь.
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал.
« Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! замучьте! – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли;
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
III. Итог урока
1. Выполнение творческой работы.
Составить по 2 вопроса для теста , с вариантами ответов по:
- создание оперы как жанра
- биография композитора
- опера «Иван Сусанин»
IV. Домашнее задание
- Составить кроссворд по теме «Опера»
- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»
- Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История создания. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у Глинки в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. «…как бы по волшебному действию, —вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей».
Глинка назвал свое творение «отечественной героико-трагической оперой», сделав главным героем произведения, активным участником событий народ, придав опере эпический размах, насытив ее действие массовыми хоровыми сценами. Личные судьбы отдельных героев предстают в неразрывной связи с судьбами родины. Широкие картины жизни народа, быта, русской природы сочетаются в опере с глубоким раскрытием многогранных характеров.
Строение оперы. Увертюра Увертюра начинается величественным вступлением. Взволнованность и динамичность ее основного, быстрого раздела предвосхищает драматические события оперы.
В первом акте значительное место занимают хоры. Интродукция «Родина моя» — величавая народная сцена; основная мелодия хора, словно подсказанная широким раздольем русских просторов, напоминает народную песню . Первый акт Каватина и рондо Антониды «Ах ты, поле, поле», отмеченные то мечтательной грустью, то шаловливой грацией, создают поэтичный образ девушки. Мягким лиризмом проникнут терцет «Не томи, родимый».
Второй акт резко контрастирует с первым. Здесь основное место занимают блестящие бальные танцы. За торжественным полонезом следует энергичный, стремительный краковяк; плавный, легкий вальс сменяется темпераментной мазуркой. Второй акт
Третий акт Первая часть лирическая , интимная по настроению, отличается светлым колоритом, спокойным, медленным течением действия; здесь преобладают сольные номера и ансамблевые сцены. Второй половине акта свойственно стремительное развитие действия, резкие контрасты, драматические столкновения; музыка выражает волнение, печаль, гнев, тревогу. Сцена Сусанина с поляками — центральный и наиболее драматичный эпизод акта. Композитор использует здесь ритмы полонеза и мазурки, в партии же Сусанина звучат широкие напевы хоровой интродукции.
Свадебному хору подруг Антониды « Разгулялися , разливалися » с его мягкими мелодическими оборотами присущ ярко выраженный народно-песенный склад. Полон душевного волнения романс Антониды с хором «Не о том скорблю, подруженьки». Свадьба. Четвёртый акт. Четвертый акт предваряется симфоническим антрактом, рисующим ночной зимний пейзаж.
Вторая и третья картины . Вторую картину составляет большая героическая ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал ». Центральный эпизод третьей картины — ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»; в ней слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество.
Эпилог. Эпилог оперы — грандиозная массовая сцена, среднюю часть которой составляет терцет Антониды , Вани и Собинина, оплакивающих гибель Сусанина. Оперу завершает величественный хор «Славься» — светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Опера «Иван Сусанин.».
Цель :формировать у обучающихся умение раскрывать образы Защитников Родины в опереТип «Урок- закрепление»,Задачи урока:Воспитательные-воспитать любовь к музыке М.И.Глинки,к его творчеству,к опер...
Опера "Иван Сусанин"
Таблицы и формы письменных работ для учащихся для текущей аттетстации по теме М.И.Глинка "Иван Сусанин". Таблицы обучающиеся могут составить дома (с предварительным объяснением преподавателя), а табли...
Разработка урока "Опера Иван Сусанин"
Разработка урока : опера "Иван Сусанин" для 3х классов...
2 класс " М.И. Глинка опера "Иван Сусанин""
Конспект урока...
Тестовая работа для учащихся 7-х классов по теме: Оперы "Иван Сусанин" и "Князь Игорь"
Тестовая работа для проверки усвоения знаний о шедеврах русской оперной музыки М.И.Глинки и А.П.Бородина...
Опера "Иван Сусанин" 7 класс
Опера "Иван Сусанин" 7 класс...
Конспект урока «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»
Данный конспект можно использовать как открытый урок в 4 классе...