Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
план-конспект урока по музыке
Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.33 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 916.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки во 2 классе
Тема: Театр оперы и балета
Цель урока: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.
Задачи урока:
- Повысить компетентность школьников в вопросах музыкального искусства:
- через углубленное представление школьников о театре, как особой форме синтетического искусства и его составляющих: о сущностных характерах, жанрах оперы и балета, симфонического оркестра, дирижёра;
- через вооружение школьников практическими навыками, сравнения музыкального материала, рефлексии собственной деятельности, создание условий для свободного творческого развития ребёнка.
- Пробудить желание у ребёнка к постоянному общению с музыкой, как одной из составляющих духовной культуры человечества.
- Развивать навыки импровизации и творчества.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие в театр оперы и балета.
Новые понятия: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Оборудование урока:
- музыкальный центр;
- иллюстрация Большого театра Москвы;
- иллюстрация дирижёра, дирижёрские жесты;
- иллюстрация симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
- «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;
- Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьев.
- «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.
2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).
Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.
(Звучит фрагмент песни 1 видео «Про волшебников».)
Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путь нужно вспомнить, где мы были на прошлом уроке?
Дети: В музыкальном театре.
Учитель: Что такое музыкальный театр?
Сл. 1. Дети: Музыкальный театр – это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.
Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.
Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?
Сл. 2. Дети: Оперы и балеты.
Учитель: Что такое опера?
Дети: Опера - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?
Дети: Кит песня.
Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?
Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».
Учитель: Что такое балет?
Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.
Учитель: А какой кит привёл нас в балет?
Дети: Кит танец.
Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С персонажами балета «Золушка».
Учитель: Молодцы.
3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов – 10 минут).
Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь – в музыкальный театр, в театр оперы и балета.
Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.
Сл. 3. В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.
Сл. 4. А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, рассказываю немного детям о сказке Гофмана «Щелкунчик»)
На улице – зима, скоро Рождество. Фриц и Мари – брат и сестра, которые все думают о том, что им подарят на праздник Рождества. Им остается только строить догадки. Они также ждут с нетерпением, что же им подарит их крестный, который преотлично чинит часы в их доме, а потому прекрасно разбирается с разными механизмами. Когда настал канун Рождества, детей впустили в большую залу, где горела большая елка, на которой было очень много игрушек и конфет.
Детям понравились игрушки, которые немного надоели. Ведь дети непостоянны. Но одна кукла очень понравилась девочке – это был Щелкунчик, очень некрасивый. Но девочке забрала себе его и стала опекать. Ночью с ней происходят самые необычные происшествия. Мыши под предводительством мышиного короля пытаются отомстить Щелкунчику, а девочка помогает Щелкунчику.
Другие игрушки также оживают и помогают в битве. В этом также участвуют солдатики деревянные ее брата. Они начинали проигрывать, но Мари отважно отбила натиск своей туфелькой, которой кинула в Мышиного короля. Крестный рассказал ей после о легенде про твердый орех и принца, который стал Щелкунчиком. Вскоре он смог победить мышиного короля, и став человеком предлагает свою любовь девушке.
Показ портрета П.И. Чайковского, говорю, что им написан балет «Щелкунчик»
(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» – «Марш» П.И.Чайковского.)
Учитель: А кто исполнил эту музыку?
Дети: Исполнили музыкальные инструменты.
Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?
Дети отвечают.
Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?
Дети: В балете.
Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?
Дети: Это кит марш.
Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?
Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.
Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?
Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.
Учитель: Почему в балете, а не в опере?
Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.
Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?
Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.
Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию:
Сл. 6. (фотография симфонического оркестра появляется на доске).
Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?
Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.
Учитель: Что такое симфонический оркестр?
Дети: Симфонический оркестр – это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.
Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?
Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Дирижёр – это руководитель оркестра.
Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?
Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.
Сл. 7. (На слайде появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)
Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
Сл. 8. (На доске появляется фото дирижера крупным планом.)
Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?
Дети высказывают свое мнение.
Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?
Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.
Учитель: Какие у него движения?
Дети: Осторожные, мягкие...
Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.
(Повторное слушание и пластические движения детей.)
Учитель: Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского – «Марш». А сейчас я вас попрошу послушать ещё один музыкальный фрагмент, и сравнить его с предыдущим.
(Слушание «Марша Тореадора» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.)
Учитель: Ребята, похожа ли музыка этого музыкального фрагмента на предыдущий?
Дети: Музыка не была похожа на музыку предыдущего фрагмента. Она отличается.
Учитель: Чем отличается?
Дети: Мелодия была ... (мнения детей).
Учитель: Какой кит прозвучал?
Дети: Кит песня, потому что мы слышали голос.
Учитель: В каком музыкальном спектакле звучит эта музыка?
Дети: В опере, так как здесь слышали пение.
Учитель: Какое настроение в этой музыке?
Дети: Радостное, весёлое.
Учитель: А слышны ли были музыкальные инструменты? Какие?
Дети: Да. Звучал оркестр музыкальных инструментов – Симфонический оркестр.
Учитель: Ребята, а только ли в этой музыке слышен кит песня. Можно ли услышать ещё какой-либо кит?
(Повторное слушание.)
Дети: Да. Здесь ещё звучит кит марш, так как хочется маршировать. Мелодия отрывистая, чёткая.
Учитель: А теперь мы с вами прослушаем ещё раз этот фрагмент и представим себя в роли дирижёра. Покажем эту музыку с помощью жестов.
(Повторное слушание и пластическое интонирование вместе с детьми.)
Учитель: Похожи ли были наши жесты в этих двух фрагментах?
Дети: Жесты были разными, так как музыка звучала по- разному.
Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?
Дети: С китом марш.
Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?
Дети: В оперу и в балет.
Сл. 9. (На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)
Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?
Дети: Нет. Марши звучат по-разному.
Учитель: Как звучит марш в опере?
Дети: В опере марш звучит песенно.
Учитель: Как звучит марш в балете?
Дети: В балете марш звучит танцевально.
Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Посмотрите и послушайте его – симф. оркестр.
3 видео (Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки – «Марш Черномора».)
Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.
(Повторное слушание «Марша Черномора» и пластическое интонирование с детьми.)
Учитель: Какими жестами вы показали музыку?
Дети отвечают.
Учитель: Почему ваши жесты были разными?
Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.
Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.
Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы – дирижёрской палочки.
4. Обобщение урока (3 минуты).
Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?
Дети: О театре. (О каком ?)
О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)
О дирижёре и его жестах, о роли.
О музыкальных спектаклях. (О каких?)
Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?
Дети: Кит марш.
Учитель: Как звучит марш в опере? (Фрагмент.) Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?
Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя – дирижёра.
Учитель: Молодцы.
5. Итог урока (1 минута).
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера Балет
ДИРИЖЁР → СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ
МАРШ→ОПЕРА , МАРШ→ БАЛЕТ
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки в 3 классе по теме «Интонационно-образное развитие музыки. Опера М.И. Глинки « Руслан и Людмила».
Урок музыки, с использованием технологии системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон. Технологическая карта урока....
План-конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера".
Данный урок предназначен для уч-ся 5 класса по программе Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской. Цель данного урока познакомить уч-ся с особенностями оперного жанра , с разновидностями вокальных и инструмента...
Конспект урока музыки во 2 классе Тема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
Конспект урока музыки во 2 классеТема: Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера....
Конспект урока музыки в 5 классе "Первое путешествие в музыкальный театр. Опера",
Урок музыки в 5 классе...
Конспект урока : "Опера "Садко" Н.А. Римского- Корсакова"
На примере оперы «Садко» Н.А. Римского – Корсакова сформировать представление об опере как о музыкальном жанре. Изучить понятия «опера», «либретто»...