Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"
методическая разработка по музыке по теме
Разработка урока музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок музыки по ФГОС. 3 класс | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Что такое ария
Цель: Научить учащихся отличать арию от песни
Задачи:
Обучающие:
Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях арии
Формирование умения анализировать вокальные произведения.
Развивающие:
Развитие критическое мышления школьников в процессе сравнительного анализа вокальных жанров песни и арии.
Развитие творческой активности учащихся.
Воспитательные:
Формирование нравственных качеств личности.
Воспитание любви и интереса к русской классической музыке.
Цель учеников: Научиться отличать арию от песни
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- Уметь объяснить смысл термина «ария»;
- Уметь находить характерные особенности различных вокальных жанров (на примере песни и арии);
- Овладеть приемами анализа, сравнения;
- Овладеть исследовательскими навыками.
Метапредметные:
- Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
- Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
- Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии
Личностные:
- ориентироваться в нравственном содержании поступков;
- научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач
Ход урока:
I этап. Мотивация к деятельности (РУУД)
1. Цель - Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;
2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.
У: Приветствие. Мы продолжаем путешествие в прекрасный мир оперы. О чем же сегодня мы с вами поговорим? Чтобы это узнать, необходимо выполнить задание (Определение темы урока):
Ответив на вопросы, вы сможете расшифровать слово, относящееся к нашему уроку:
1.Инструментальное сопровождение
песни (аккомпанемент)
2. Высота звучания музыки (регистр)
3. Она - звуковое воплощение музыкальной мысли, носительница
музыкального содержания (интонация)
4. Это и фрукт, и матросский танец (яблочко) (ПУУД)
АРИЯ
У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с номерами в опере. Но сначала необходимо проверить домашнее задание. Какое задание вы получили?
Д/З: Найти в словарях или интернете определение, что такое ария
У: Проверять Д/З вы будете друг у друга. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания (1 м)
У: А теперь посмотрите на слайде правильное решение Д/З (на слайде таблица). Если у вас есть ошибки – исправьте. (1 м. Итого 6 м)
Как подвести детей к определению цели?
Они могут выдвинуть цели: 1. Узнать особенности арии
2. Узнать что такое ария
Можно подвести таким образом: Вы поставили замечательные цели. Но давайте разберёмся, зачем мы получаем знания на уроке, ради самих знаний, чтобы узнать новое, или для того, чтобы уметь применять знания в жизни?
Д: чтобы применять в жизни.
У: тогда в какой ситуации нам должны помочь знания об арии?
Если у Д заминка с ответом или неверные предположения, подвести их к верному решению.
У: Представьте ситуацию – мы пришли на концерт вокальной музыки, конферансье забыл объявлять номера, какие знания помогут нам отличить арию от песни?
Д: Знания «чем отличается ария от песни».
У: так какую цель мы поставим на уроке? Чему должны научиться?
Д: Научится отличать арию от песни.
У: А что мы должны сделать для того, чтобы этому научиться? Т.е. какие поставим перед собой задачи?
Д: 1. Узнать, что такое ария
2. Узнать её особенности
3. Сравнить с песней
У: Итак, цель и задачи определены, будем их решать.
(Итого 10 м) (РУУД)
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть (ПРЛУУД)
Новый материал. Мы уже знаем, что ария – это законченный номер в опере. С каким жанром вокальной музыки схожа ария?
Д: С песней.
У Предлагаю исполнить песню «Мой щенок». Вспомните, как мы поём окончания, как правильно брать дыхание, и не забудьте про динамические оттенки. Ну и конечно нужно передать настроение песни. Готовы? (исполнение песни 3 м)
У.Вспомните, что такое песня?
Д: Песня – это жанр вокальной музыки, который имеет куплетную форму. Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие.
У: О чем рассказала нам песня «Мой щенок»?
Был в ней рассказ, действие? 3 м
У: Из музыкального словаря мы узнали, что термин «ария» с итальянского языка переводится как «песня». Тогда почему, если ария похожа на песню, мы её всё же называем арией? Здесь есть противоречие, проблема. Что нам нужно узнать, какой вопрос мы зададим?
Д: Чем ария отличается от песни?
У: Предлагаю провести исследование и разобраться в этом противоречии.
У: Обратимся к арии. Где можно услышать арию?
=
-Что такое опера?
=
У: А теперь мы послушаем Арию князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь». Но сначала расскажите, кто такой князь Игорь?
=
-Что с ним случилось?
=
-Послушайте, внимательно и определите, о чём рассказывает ария
=
-Тогда о чём поётся в этой арии?
=
-Какие чувства испытывает герой?
=
-Можем ли мы из арии узнать о характере Игоря, представить себе, какой он человек?
=
-Составьте портрет Игоря
-Рассказывает ли он о каких то конкретных событиях
=
-в какой форме написана ария
-Предлагаю сравнить песню и арию. Наша цель: найти отличия. Помогите заполнить таблицу
=
- В чём мы нашли различия?
=
-Так как же можно отличить арию от песни?
=
- Давайте дополним ваше определение арии новыми сведениями. Ария это портрет героя. В арии раскрывается внутренний мир героя, его мысли и чувства.
- А сейчас у нас антракт. Предлагаю всем немного отдохнуть. Под замечательную, весёлую песенку «Динозаврик» мы попляшем. Вы можете повторять движения за мной, а если кто – то придумает свои движения – может поимпровизировать. 3 м
III этап. Контроль и оценка результатов деятельности (КРПУУД)
-Ребята, предлагаю игру, кто сумеет отличить арию от песни.
Закрепление (ОМС). Работа в группах (5 м)
-Итак, ещё раз повторим, как можно отличается ария от песни.
=
-Наступил момент подведения итогов нашему уроку, и я предлагаю вам ответить на вопросы:
Чему мы научились…
Что вызвало затруднение……
Что можно сделать, чтобы улучшить….
Достигли мы цели урока…
-Как вы себя оцениваете, поднимите солнышко, кто считает, что приложил старание на уроке и работал хорошо.
=
-Спасибо, вы замечательно работали на уроке. Особенно хорошо проявили себя командиры групп. Все получают за работу отличную оценку.
Д/З:
1. Либретто оперы «Снегурочка»
Н.А. Римского - Корсакова
2. Творчество Н.А. Римского – Корсакова (интересные факты)
-И в завершении урока предлагаю спеть очень добрую и красивую песню, ведь приближается самый чудесный и светлый праздник наших мам и бабушек. Какую песню мы исполним?
= «Бабушка»
- Все настроились на нужный лад? Тогда поём.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...
Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"
Урок музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...
ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".
Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...
"В концертном зале". Урок музыки по ФГОС . 4 класс
Один из разделов музыкальных тем 4 класса отводится для ознакомления знакомству с концертным залом. Данный урок посвящен Модесту Петровичу Мусоргскому - фортепьянной пьесе "Старый за...
Тематическое планирование уроков музыки по ФГОС 6 класс
Тематическое планировние с прописанными УУД...
КТП к урокам музыки в 5-7 классах в соответствии с ФГОС. 2016-2017.
Календарно-тематическое планирование к урокам музыки в 5-7 классах, в соответствии с ФГОС. На 2016-2017 учебный год. Авторы программы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...