Урок музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"
методическая разработка по музыке по теме

Разработка урока музыки по ФГОС для 3 класса по теме "Опера. Что такое ария"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок музыки по ФГОС. 3 класс58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Что такое ария

Цель: Научить учащихся отличать арию от  песни

Задачи:

Обучающие:

Сформировать у учащихся представление о характерных особенностях арии

Формирование умения анализировать вокальные произведения.

Развивающие:

Развитие критическое мышления школьников в процессе сравнительного анализа вокальных жанров песни и арии.

Развитие творческой активности учащихся.

   Воспитательные:

Формирование нравственных качеств личности.  

Воспитание любви и интереса к  русской классической музыке.

Цель учеников: Научиться отличать арию от песни

Планируемые результаты:

Предметные умения:

  • Уметь объяснить смысл термина «ария»;
  • Уметь находить характерные особенности различных вокальных жанров (на примере песни и арии);
  • Овладеть приемами  анализа, сравнения;
  • Овладеть исследовательскими навыками.

Метапредметные:

  • Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать;
  • Коммуникативные: контролировать свои действия в коллективной работе, выражать свое мнение о музыке;
  • Регулятивные: осуществлять контроль и самооценку своего участия в групповом взаимодействии

                                                              Личностные:

  • ориентироваться в нравственном содержании поступков;
  • научится сотрудничать в ходе решения коллективных творческих задач

Ход урока:

I этап. Мотивация к деятельности (РУУД)

  1. Цель - Актуализировать знания, подвести обучающихся к определению темы урока;

   2. Цель – активизировать познавательный интерес к теме урока, создав проблемную ситуацию.

У: Приветствие. Мы продолжаем путешествие в прекрасный мир оперы. О чем же сегодня  мы с вами поговорим? Чтобы это узнать, необходимо выполнить задание (Определение темы урока):

Ответив на вопросы, вы сможете расшифровать слово, относящееся к нашему уроку:

1.Инструментальное сопровождение

    песни (аккомпанемент)

2. Высота звучания музыки (регистр)

3. Она - звуковое воплощение музыкальной мысли, носительница

   музыкального содержания (интонация)

4. Это и фрукт, и матросский танец (яблочко)   (ПУУД)

АРИЯ

У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с номерами в опере. Но сначала необходимо проверить домашнее задание. Какое задание вы получили?

Д/З: Найти в словарях или интернете определение, что такое ария

У: Проверять Д/З вы будете друг у друга. Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения задания (1 м)

У: А теперь посмотрите на слайде правильное решение Д/З (на слайде таблица). Если у вас есть ошибки – исправьте.  (1 м. Итого 6 м)

Как подвести детей к определению цели?

Они могут выдвинуть цели: 1. Узнать особенности арии

                                                      2. Узнать что такое ария

Можно подвести  таким образом: Вы поставили замечательные цели. Но давайте разберёмся, зачем мы получаем знания на уроке, ради самих знаний, чтобы узнать новое, или для того, чтобы уметь применять знания в жизни?

Д: чтобы применять в жизни.

У: тогда в какой ситуации нам должны помочь  знания об арии?

Если у Д заминка с ответом или неверные предположения, подвести их к верному решению.

У: Представьте ситуацию – мы пришли на концерт вокальной музыки, конферансье забыл объявлять номера, какие знания помогут нам отличить арию от песни?

Д: Знания «чем   отличается ария от песни».

У: так какую цель мы поставим на уроке? Чему должны научиться?

Д: Научится отличать арию от песни.

У: А что мы должны сделать для того, чтобы этому научиться? Т.е. какие поставим перед собой задачи?

Д: 1. Узнать, что такое ария

     2. Узнать её особенности                                

     3. Сравнить с песней

У:   Итак, цель и задачи определены, будем их решать.

(Итого 10 м) (РУУД)

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Основная часть (ПРЛУУД)

Новый материал. Мы уже знаем, что ария – это законченный номер в опере.  С каким жанром вокальной  музыки схожа ария?

Д: С песней.

У Предлагаю исполнить песню «Мой щенок». Вспомните, как мы поём окончания, как правильно брать дыхание, и не забудьте про динамические оттенки. Ну и конечно нужно передать настроение песни. Готовы? (исполнение песни 3 м)

У.Вспомните, что такое песня?

Д: Песня – это жанр вокальной музыки, который имеет куплетную форму. Главная задача куплета – передать информацию, которая подведет слушателя к названию песни. Куплет рассказывает историю и задает эмоциональный настрой. Куплет содержит сюжет, детали и действие. 

У: О чем рассказала нам песня «Мой щенок»?

 Был в ней рассказ, действие? 3 м

У: Из музыкального словаря мы узнали, что термин «ария» с итальянского языка переводится как «песня». Тогда почему, если ария похожа на песню, мы её всё же называем арией? Здесь есть противоречие, проблема. Что нам нужно узнать, какой вопрос мы зададим?

 Д: Чем ария отличается от песни?

У: Предлагаю провести исследование и разобраться в этом противоречии.

У: Обратимся к арии. Где можно услышать арию?

=

-Что такое опера?

=

У: А  теперь мы послушаем Арию князя Игоря из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь».  Но сначала расскажите, кто такой князь Игорь?

=

-Что с ним случилось?

=

-Послушайте, внимательно и определите, о чём рассказывает ария

=

-Тогда о чём поётся в этой арии?

=

-Какие чувства испытывает герой?

=

-Можем ли мы из арии узнать о характере Игоря, представить себе, какой он человек?

=

-Составьте портрет Игоря

-Рассказывает ли он о каких то конкретных событиях

=

 -в какой форме написана ария

 

-Предлагаю сравнить песню и арию. Наша цель: найти отличия. Помогите заполнить  таблицу

=

- В чём мы нашли различия?

=

-Так  как же можно отличить арию от песни?

=

- Давайте дополним ваше определение арии новыми сведениями. Ария это портрет героя. В арии раскрывается внутренний мир героя, его мысли и чувства.

- А сейчас у нас антракт. Предлагаю всем немного отдохнуть. Под замечательную, весёлую песенку «Динозаврик» мы попляшем. Вы можете повторять движения за мной, а если кто – то придумает свои движения – может поимпровизировать. 3 м

III этап. Контроль и оценка результатов деятельности (КРПУУД)

-Ребята, предлагаю игру, кто сумеет отличить арию от песни.

Закрепление  (ОМС). Работа в группах (5 м)

 -Итак, ещё раз повторим, как можно отличается ария от песни.

=

-Наступил момент подведения итогов нашему уроку, и я предлагаю вам ответить на вопросы:

Чему мы научились…

Что вызвало затруднение……

Что можно сделать, чтобы улучшить….

Достигли мы цели урока…

-Как вы себя оцениваете, поднимите солнышко, кто считает, что приложил старание на уроке и работал хорошо.

=

-Спасибо, вы замечательно работали на уроке. Особенно хорошо проявили себя командиры групп. Все получают за работу отличную оценку.

Д/З:

1. Либретто оперы «Снегурочка»

Н.А. Римского - Корсакова

2. Творчество Н.А. Римского – Корсакова (интересные факты)

-И в завершении урока предлагаю спеть очень добрую и красивую песню, ведь приближается самый чудесный и светлый  праздник наших мам и бабушек. Какую песню мы исполним?

= «Бабушка»

- Все настроились на нужный лад? Тогда поём.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

Урок музыки по ФГОС во 2 классе по программе Е.Д.Критской, тема урока "Масленица. Проводы зимы"

Урок   музыки во 2 классе по программе Е.Критской, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло" знакомит учащихся с историей и традициями народного календарного праздника Масленица, с жанром русско...

ФГОС. Элементы театральной педагогики на уроке музыки в 5-ом классе. "Кинолента видения".

Прослушайте музыкальный фрагмент с закрытыми глазами и ваше воображение, под влиянием музыки, создаст своего рода "киноленту видения". Это очень интересные моменты театральной педагогики. Считаю , что...

"В концертном зале". Урок музыки по ФГОС . 4 класс

Один из разделов музыкальных  тем 4 класса  отводится для ознакомления  знакомству с концертным залом. Данный урок посвящен Модесту Петровичу Мусоргскому - фортепьянной пьесе "Старый за...

Тематическое планирование уроков музыки по ФГОС 6 класс

Тематическое планировние с прописанными УУД...

КТП к урокам музыки в 5-7 классах в соответствии с ФГОС. 2016-2017.

Календарно-тематическое планирование к урокам музыки в 5-7 классах, в соответствии с ФГОС. На 2016-2017 учебный год. Авторы программы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)

2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...