№ | Этап урока | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организацион-ный момент. Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
| 5 | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. А давайте теперь с вами поприветствуем друг друга под музыку. Сначала я с вами здороваюсь, а потом вы со мной. | Настроиться на урок. | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Личностные: развитие доброжелательности, проявление эмоциональной отзывчивости.
|
2. | Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее».
| 15 | Ребята, сейчас я вам прочту эпиграф к нашему уроку, а вы попробуйте сказать, о чем мы будем говорить на уроке. Хорошо? (Ответы детей) «Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень - Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льёт - они кипят, Они текут. Они горят». (А. С. Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Ответы детей). Да, действительно, сегодня мы будем говорить об опере, о её рождении в музыке. Итак, опера (итал. opera-действие, сочинение, произведение) - она объединяет в себе несколько видов искусств: музыку (вокальную и инструментальную), литературу, изобразительное искусство, танец. Возникло оперное искусство в Италии в конце XVI века. Считается, что первый музыкальный спектакль на основе древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен во Флоренции в 1594 году. Появление оперы связано ещё и с бельканто - прекрасным пением, пением необыкновенной красоты, которое возникло тоже в Италии. В зависимости от сюжета оперы стала делиться на два вида: опера - буфа - разновидность итальянской комической оперы и опера - сериа (итал. seria- серьёзная) - распространённый в 17-18 вв. жанр итальянской оперы на мифологический и исторический сюжет. Из Италии опера очень быстро распространилась в другие страны Европы. Ребята, чтобы лучше понять, что такое опера нам необходимо познакомиться с её составляющими – основными понятиями оперы без которых невозможно понять, что это такое: Либретто в переводе с итальянского языка значит книжечка. Либретто - основа оперного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история. Либреттист-тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе. Композитор - человек, сочиняющий музыку. Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. В оперном словаре есть ещё слова ариетта - маленькая ария, которая будет характеризовать героиню. Ариозо - в духе, в характере, в манере оперной арии. Именно в итальянской опере возникло бельканто - искусство прекрасного пения. Ансамбль (франц. ensemble- вместе)- группа исполнителей, выступающих вместе. В опере поют все вместе и каждый о своём. Звучит очень красиво. Речитатив - полуречь, полупение. В оперном речитативе герои разговаривают нараспев. Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт. Дирижёр и музыканты оркестра выполняют важную роль в оперном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, подчёркивает индивидуальность солистов - певцов и мастерство хора в исполнении массовых сцен. Балет - в каждом оперном спектакле есть балетные номера, которые украшают действие танцами. Художник создаёт для оперы декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность героев, подчёркивая историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу. | - Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему.
| Регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Регулятивные: учатся слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: учатся работать с текстом. Учатся выделять специальную информацию из текста. Коммуникативные: учатся строить понятные аргументированные высказывания. Регулятивные: развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные: формирование умения излагать свою точку зрения. |
3. | Пение: Трио мультики – культпоход в оперу. | 15 | ВХР: Настало время и для пения. А для того чтобы красиво и душевно спеть нашу песню, нам конечно для начала нужно распеться. Ребята мы с вами умеем прыгать? (Ответы детей). А вы знали о том, что и наш голос тоже умеет прыгать. Послушайте распивание. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». А теперь давайте заставим наши голоса немного размяться, так же как и спортсмены разминаются перед соревнованием. Повторяем вместе со мной. «Прыгнем вверх, прыгнем вниз». Разучивание произведения: Сейчас мы послушаем одну очень забавную песню, которую потом споём, во время слушания обратите внимание на композиторов, о которых поётся в песне, а так же подумайте о чём же сама песня? Трудности | Методы приёмы | Пропевание разных гласные звуков(а,у о, е, ы ). (В таких словах как: рядами, колоннами, в оперу, благороднее) четкое произношение согласных звуков (,р, н, л, т, к). ( В таких словах как: ряд, так, стройными, закинем, послушаем, крайнем) | Собственный показ
Объяснения
Звуковысотностный показ
Дирижёрский жест.
|
| Разучивание произведения. Выполнение упражнений. Исполнение песен. | Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство. Коммуникативные: учатся петь в коллективе. Предметные: получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование). |
| Слушание: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее».
|
| Много людей других профессий участвуют в создании оперного спектакля: режиссёр ставит спектакль, гриммер гримирует артистов, костюмер готовит для каждого исполнителя костюмы, осветитель занимается световым оформлением сцены во время спектакля. Антракт - перерыв между действия спектакля. За это время происходит смена декораций на сцене, артисты отдыхают, зрители обмениваются впечатлениями. Сегодня я расскажу вам о опере «Садко» В основе оперы - былина о Садко, новгородском певце - гусляре, бесстрашном мореплавателе и волшебной силе его искусства . В былине о Садко показ реальных героев сочетается со сказочными образами, фантастика - с настоящими бытовыми сценами Идея оперы - прославление силы народного искусства, которая воплощается в образе Садко. Опера "Садко" написана русским композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым (1844-1908). Работая над оперным либретто, Римский-Корсаков обращался к различным вариантам былины о Садко. В этих вариантах показаны предшествующие события: спор гусляра с новгородскими купцами, чудесное появление в Ильмень - озере золотых рыбок, подаренных Морским царём Садко за его песни. Материалом для образа морской царевны - Волховы композитору послужила народная сказка "Василиса Премудрая и Морской царь". Ряд других сюжетных особенностей был заимствован в песенных и эпических произведениях народной поэзии. В итоге либретто оперы "Садко" имеет народный характер. Садко - гусляр характеризуется народными песнями разных жанров, фантастические образы - особыми средствами выразительности: вокализами, своеобразной ладовой гармонией, меняющимися ладами. Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр? Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями. Опера открывается увертюрой - оркестровым вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее». Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».Какую картину рисует музыка? (музыка рисует грозную стихию бескрайнего моря). С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря? (Звучание низких струнных инструментов, повторении мелодии, появлении деревянно-духовых инструментов) Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать? Вступление " Океан -море синее" рисует картину моря, которая будет происходить через всю оперу и является своеобразным былинным зачином, характерным для жанра былины. Основным приемом развития вступления является повтор(моря), определяющий вариационность построения, где главную тему повтора исполняют низкие струнные инструменты, а в завершении вступления звучат деревянно-духовые инструменты английского рожка и двух кларнетов, придавая оттенка сказочности, намекая на чудеса. | Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные: формирование умения анализировать. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Регулятивные: учатся воспринимать музыку как образное искусство. Познавательные: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства. Формирование умения излагать свою точку зрения. Развитие умения глубже понимать смысл произведения. Учатся понимать особенности музыкального языка. Предметные: учатся слушать и анализировать музыкальное произведение.
|
4. | Рефлексия. | 5 | Сегодня вы очень многое узнали, а я хочу проверить, как много вы смогли запомнить. Так мы с вами узнаем, кто же был самым внимательным. 1. Что такое опера? 2. Какие виды искусств объединены в оперном спектакле? 3. Какие новые музыкальные термины, связанные с оперой, ты запомнил? 4. Назови имя композитора, написавшего оперы "Садко". 5. Есть ли в твоём городе музыкальный театр? 6. Есть ли в репертуаре музыкального театра оперы? Все вы очень хорошо постарались. Ну а я желаю вам удачи! Обязательно сходите в наш оперный театр, поверьте, вам понравится. | Обобщить изученное, ответив на вопросы. | Регулятивные: Осмысляют учебный Материал. |