Рабочая программа по учебному предмету Искусство (музыка) 6 класс ФГОС
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету Искусство (музыка) для 6 класса на основании:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010); Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения); Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. «Музыка 5-8 классы» программа:/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.- Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_6_kl_mohnatkina.docx | 62.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко- Сале Пуровского района
___________ Л.В. Дюшко
Приказ № ______от «_____» _________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Искусство (музыка)
6 класс
Учитель: Мохнаткина Светлана Валерьевна,
первая квалификационная категория
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей ____________________________________________.
образовательному процессу руководитель МО /__________________/
__________ /________________./ Протокол №___ от «_____» ____________ 2015 года
2015 – 2016 учебный год.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету Искусство (музыка) для 6 класса на основании:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010); Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения); Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. «Музыка 5-8 классы» программа:/Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева.- Просвещение, 2011 г. (Стандарты второго поколения); приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020г. МБОУ «СОШ№2» г. Тарко-Сале Пуровского района; Положения о порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ педагогов, реализующих новые ФГОС общего образования, МБОУ «СОШ№2» г. Тарко-Сале Пуровского района. Приказ №55\5 от 08.04.2014 г.; учебного плана МБОУ «СОШ № 2» г. Тарко-Сале на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под редакцией авторов Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.. УМК соответствует требованиям ФГОС ООО по предмету «Музыка». Данный УМК рассмотрен и рекомендован к использованию методическим объединением учителей музыки, ИЗО, технологии и черчения (Протокол заседания МО №7, от 12.04. 2014 г.)
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Современный урок музыки интегрирует традиционный подход к преподаванию музыки (когда школьники осваивают музыкальные произведения как уже сложившиеся явления, которые надо пережить, изучить и запомнить) – с современной методикой, предполагающей погружение школьников в процесс воссоздания того или иного музыкального произведения, что ставит их в позицию творца. В этом процессе ученик получает возможность прикоснуться к тайнам творчества композитора-исполнителя-слушателя.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов:
- - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- - метод эмоциональной драматургии;
- - метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- - метод художественного контекста;
- - метод создания «композиций»;
- - метод междисциплинарных взаимодействий;
- - метод проблемного обучения.
Основные виды практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки,
II – выполнение проблемно-творческих заданий,
III – хоровое пение.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Формы организации учебных занятий:
- изучение нового материала;
- обобщение пройденного материала;
- комбинированный урок;
- урок - концерт;
- урок – путешествие.
Формы активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся
- «Творческая мастерская»
- «Художники-декораторы»
- «Я - сочинитель»
- Импровизация
- Литературно-музыкальная палитра
- Перевод музыки на язык другого вида искусства
- Дирижирование
Педагогические технологии:
- Проблемно-диалогическая.
- Личностно-ориентированная.
- Информационно-коммуникационная.
- Здоровьесберегающие технологии.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Примерные программы основного общего образования по музыке составлены в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Искусство (музыка)» изучается в 6-х классах в объёме 35 часов в год(1 час в неделю).
IV.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
V. Cодержание учебного предмета, курса
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Содержание учебного предмета совпадает с содержанием в авторской программе.
VI. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе (практ, лаб\р, котр.р и т.д) | ||
викторины | Музыкальный турнир | Контрольная работа (тест) | |||
Раздел I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 1 | 0 | 1 | |
Раздел II. II. Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | 1 | 1 | 1 |
Тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
Урок 2. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.
Урок 3.- Урок 4. Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
Урок 5. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
Урок 6. Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
Урок 7. Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Тест. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
Урок 8. Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
Урок 9. Мир старинный песни. Баллада «Лесной царь».
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
Урок 10. Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
Урок 11. Русская духовная музыка. Духовный концерт.
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
Урок 12. «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 13. Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
Урок 14. - Урок 15.
Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
Образы духовной музыки Западной Европы. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
Урок 16. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Урок 17. Авторская песня: прошлое и настоящее. Викторина.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
Тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 часов)
Урок 18. Джаз – искусство ХХ века.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
Урок 19. Вечные темы искусства и жизни.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.
Урок 20. Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.
Урок 21. Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
Урок 22. Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Викторина.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж
Урок 23. «Космический пейзаж». Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Картинная галерея. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента
Уроки 24. - 26. Образы симфонической музыки.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Урок 27. Симфоническое развитие музыкальных образов.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
Урок 28.Программная увертюра Л.Бетховена «Эгмонт». Музыкальный турнир.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Урок 29. Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта».
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
Урок 30. - Урок 33. Мир музыкального театра. Контрольная работа (тест) Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Урок 34. Образы киномузыки. - Урок 35. Обобщающий урок. Защита проектов.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.
Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.
VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Искусство (музыка)» учащиеся должны знать/понимать:
- знать специфику музыки как вида искусства;
- понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
- знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
- знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
- уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
- узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
- различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
VIII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Видеомагнитофон
- Музыкальный центр
- Медиапроектор
- Интерактивная доска
Дидактический материал для технических средств обучения:
- Шедевры музыки. «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.
- Импрессионизм в музыке. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.
Инструменты, принадлежности для урока музыки:
- учебник;
- тетрадь;
- цветные карандаши и ручки.
IX. Список литературы
УМК для учителя:
- Методическое пособие для учителя/ авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.: Просвещение, 2013.
- Музыка. 6 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений / авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, М.: Просвещение, 2013.
- Программа « Музыка» для 5-8 классов. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева 2-е издание Москва. Просвещение 2009 г.
- Рабочая тетрадь по музыке 6 класс/ авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, М.: Просвещение, 2013
- Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка. 6 класс» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. 2 СD, mp 3, Москва « Просвещение», 201 1 г.
УМК для учащихся:
- Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, М.: Просвещение, 2013.
- Музыкальный словарь. Сост.М.А. Давыдова. – М.:ВАКО, 2013. – 96 с. (Школьный словарик)
Дополнительная литература
1. Арсенина Е.Н. Музыка. Музыкальные путешествия, творческие задания, занимательные задачи. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014
2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с., ил.
3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград. Издательство «Учитель», 2014
4. Михеева Л. «Музыкальный словарь в картинках»
5. Программы по музыке 1-8 классы. Под руководством Д.Б.Кабалевского. 3-е издание. Москва. «Просвещение» 5.Семернин В. Музыка всюду живет… Москва «Советский композитор», 1991
6.Скудина Г. Рассказы о И.С. Бахе. Москва. «Музыка», 1985
Использование медиаресурсов
1. Audiophile Classic Collection. Paganini (AUDIO-DISC), 2012
2. Classic Hits. (AUDIO-DISC), 2013
3.Классическая музыка (МР3),2011
4. Лунный свет. РиДерз. (AUDIO-DISC), 2002
5. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004
6. Полная коллекция лучших записей джазовой эпохи. Оркестр Глена Миллера. ИДДК, 2013
7. Русская симфоническая музыка (МР3), 2011
8. Шедевры классической музыки» в эстрадной обработке (AUDIO-DISC), 2005
9.Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002
Интернет-ресурсы
1. Википедия.Свободная энциклопедия- Режим доступа : http://ru.wikipedia/org.wik
2.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Классическая музыка-Режим доступа : http://classic.сhubrik.ru
5. Музыкальный словарь –Режим доступа: http://dic.academic.ru
6.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов
7. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
IX. Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организации учебной деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС ООО) | ||||
план | фактич | проектная деят-ть | предметные результаты | Метапредметные УУД | личностные результаты | ||||
I. Мир образов вокальной и инструментальной музыки | |||||||||
1 | Удивительный мир музыкальных образов | 1 | Урок первичного изучения темы | Знать -что роднит музыку и разговорную речь; -классификацию музыкальных жанров. Уметь приводить примеры различных музыкальных образов | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
| Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки; Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов | |||
2 | Образы романсов и песен русских композиторов | 1 | Урок - концерт | Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов | Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). за развитием музыкальных образов. | ||||
3 | Два музыкальных посвящения | 1 | Урок-концерт | Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. - Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе | Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | |||
4 | Портрет в музыке и живописи | 1 | Комбинированный урок | Проект | Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства. | Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. | |||
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...» | 1 | Комбинированный урок | Совершенствование художественного вкуса. Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. | Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто. Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | |||
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя | 1 | Урок первичного изучения темы | Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; | Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх- драматизациях. | Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; | |||
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | 1 | Комбинированный урок Тест | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности. | Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх- драматизация. | Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. | |||
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | 1 | Комбинированный урок | Проект | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений; | ||
9 | Мир старинной песни Баллада «Лесной царь» | 1 | Комбинированный урок | Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | |||
10 | Образы русской народной и духовной музыки Народное искусство Древней Руси | 1 | Урок первичного изучения темы | Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. | |||||
11 | Русская духовная музыка Духовный концерт | 1 | Комбинированный урок | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества. | Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных). | ||||
12 | «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта. | 1 | Урок-концерт | Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. | Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи; Уметь называть народные музыкальные инструменты. | ||||
13 | Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва | 1 | Комбинированный урок | Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения | |||||
14 | Небесное и земное» в музыке И. С. Баха Фуга. Хорал | 1 | Комбинированный урок | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения; Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки. | |||
15 | Образы скорби и печали | 1 | Комбинированный урок | ||||||
16 | Фортуна правит миром «Кармина Бурана» | 1 | Урок первичного изучения темы | Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира | Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | ||||
17 | Авторская песня: прошлое и настоящее | 1 | Комбинированный урок Викторина | Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире; Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества. | Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. | Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия; Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл; Приводить примеры преобразующего влияния музыки. | |||
18 | Джаз – искусство XX века | 1 | Комбинированный урок | ПроектМузыкальный турнир | Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран. | Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. | |||
II. Мир образов камерной и симфонической музыки | |||||||||
19 | Вечные темы искусства и жизни | 1 | Урок первичного изучения темы | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им. | Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
| Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке; Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке. | |||
20 | Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена | 1 | Урок - концерт | Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого | Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки. | Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений. | |||
21 | Инструментальная баллада Ночной пейзаж | 1 | Комбинированный урок | Знать понятие ноктюрн. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки; -выявлять средства художественной выразительности | Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы. | |||
22 | Инструментальный концерт «Итальянский концерт» | 1 | Комбинированный урок Викторина | Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира; Развитие умений речевого высказывания, | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительно-го искусства | ||||
23 | Космический пейзаж | 1 | Комбинированный урок | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран; Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира. | Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная. | Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор.Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения. | |||
24 | Образы симфонической музыки | 1 | Урок- концерт | Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки; | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. | ||||
25 | Образы симфонической музыки | 1 | Комбинированный урок | Проект | Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов. | ||||
26 | Образы симфонической музыки | 1 | Комбинированный урок | ||||||
27 | Симфоническое развитие музыкальных образов | 1 | Закреп-ление получен-ных знаний | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации | |||||
28 | Программная увертюра Бетховена «Эгмонт» | 1 | Музыкальный турнир | Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор; развитие патриотических чувств учащихся. | Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; | ||||
29 | Увертюра-фантазия П И. Чайковского «Ромео и Джульетта» | 1 | Урок первичного изучения темы | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусств. | Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | |||
30 | Мир музыкального театра | 1 | Закреп-ление получен-ных знаний | Проект | Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств. Находить сходные и различные черты, выразительные средства. | Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер. Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. | Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы. | ||
31 | Мир музыкального театра | 1 | Комбинированный урок | ||||||
32 | Мир музыкального театра | 1 | Комбинированный урок | ||||||
33 | Мир музыкального театра | 1 | Контрольная работа Тест | ||||||
34 | Образы киномузыки | 1 | Урок первичного изучения темы | Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; | Импровизиро-вать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение. | Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов; Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения. | |||
35 | Обобщение темы «Музыкальная драматургия» | 1 | Комбинированный урок | Защита проектов | Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "искусство" 5, 6, 7 классы
Рабочая программа по искусству для обучающихся 5-7 классов составлена на основе примерной программы вариативной части учебного плана по искусству для общеобразовательных учебных заве...
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 8 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство.Музыка" (8 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 9 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" (9 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
Рабочая программа по учебному предмету искусство (изобразительное искусство) 6 класс
Результатами успешной педагогической и саморазвивающей деятельности стали грамоты и дипломы мои собственные и моих учеников, частично представленные в данном электронном портфолио....
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (Музыка и ИЗО)» (базовый уровень) в 9 классах...
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Искусство» 8-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство (музыка и ИЗО)» создана на основе авторской программы «Музыка. Искусство» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской....
Авторская рабочая программа по учебному предмету «Искусство России» для 5- 7 классов
Рабочая программа по искусству России разработана с определением основных видов учебной деятельности, планируемыми результатами. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию учащихся, усвоению и...