Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 9 класс
рабочая программа по музыке (9 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" (9 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_muzyke_9_klass.docx | 35.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ______________________ Протокол №____ от« »__________20___г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ Протокол №_____ от « » _____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №3 ___________________
Приказ №______ от « » ________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ИСКУССТВО. МУЗЫКА»
9 а, б, в классы
Составитель:
Изосимова Светлана Алексеевна
учитель музыки
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы» /Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2009.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
- Учебный план школы.
- Основная образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
- Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2010.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ведущей содержательной линией курса 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкально- учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций».
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
«ИСКУССТВО. МУЗЫКА» 9 КЛАСС
Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре»
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско – эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.
Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».
Музыкальная форма – как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.
Драматические, лирические, характерно – бытовые и народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно – симфонической, кантатно – ораториальной музыки).
Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее»
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно – жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.
Восприятие – осознание – воспроизведение (исполнение) – оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по теме | Количество контрольных работ |
Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре» (8 ч) | |||
1. | Искусство и власть | 1 | |
2. | Воздействующая сила искусства. Какими средствами воздействует искусство. Музыкальная форма как процесс | 1 | |
3. | Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего | 1 | |
4. | Храмовый синтез искусств. Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений | 1 | |
5. | Искусство предвосхищает будущее. Народно-эпические, характерно – бытовые образы | 1 | |
6. | Художественное мышление в авангарде. Лирические, драматические образы | 1 | |
7. | Функции музыки в современном мире. Вкус и мода | 1 | |
8. | Образ человека в мировом искусстве. Обобщающий урок 1 четверти | 1 | 1 |
Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» (8 ч) | |||
9. | Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства | 1 | |
10. | Симфония венских классиков | 1 | |
11. | Новаторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича | 1 | |
12. | Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание | 1 | |
13. | Оценка явлений музыкальной культуры | 1 | |
14. | Диалог с музыкой разных эпох и стилей. Рок – опера | 1 | |
15. | Современное музыкальное пространство | 1 | |
16. | Мировое значение музыкального искусства | 1 | 1 |
Всего за полугодие: | 16 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно-симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох.
ЛИТЕРАТУРА
- Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
- Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
- Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
- Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
- Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...