Рабочая программа по учебному предмету "Искусство. Музыка" 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету "Искусство.Музыка" (8 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_po_muzyke_8_klass.docx | 35.05 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ______________________ Протокол №____ от« »__________20___г.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________________ Протокол №_____ от « » _____________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №3 ___________________
Приказ №______ от « » ________20___г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«ИСКУССТВО. МУЗЫКА»
8 а, б классы
Составитель:
Изосимова Светлана Алексеевна
учитель музыки
2014 - 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе авторской программы «Искусство. 8-9 классы» /Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение, 2009.
Исходными документами для составления рабочей программы являются:
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004;
- Учебный план школы.
- Основная образовательная программа МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области.
- Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.-М.: Просвещение, 2010.
При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В учебном курсе ставится задача обобщения музыкально – слухового опыта учащихся в процессе освоения основных видов музыкального искусства – фольклора, музыки религиозной традиции, классического наследия, современной музыки. Понятие « музыкальный стиль». Стиль как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру.
Эволюция форм бытования музыки в художественной культуре. Трансформация простых и сложных жанров музыкального искусства в исторической ретроспективе: « диалог поколений».
Особенности музыкального языка, инструментария, манеры исполнения в контексте культуры разных эпох.
Участие школьников в различных формах музицирования, в проектной деятельности, в выполнении творческих заданий и др.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкально - учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций».
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
«ИСКУССТВО. МУЗЫКА» 8 КЛАСС
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки»
Жанр как определенный тип произведений, в рамках которого может быть написано множество сочинений. Взаимодействие песенности, танцевальности, маршевости как основ воплощения разного эмоционально – образного содержания в классической и популярной музыке.
Песня как самый демократичный жанр музыкального искусства. Значение песни в жизни человека. Кристаллизация интонаций песни как связующего звена между музыкой « простой» и « сложной», народной и профессиональной. Многообразие жанров песенного музыкального фольклора как отражение жизни разных народов определенной эпохи. Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох.
Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев разных времен и народов. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыке.
Интонации и ритмы марша, поступи, движения как символы определенных жизненных ситуаций. Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров (опера, балет, соната, сюита и др.).
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи»
Основные стилистические течения и направления в музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Стиль как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальные школы, творчеству отдельных композиторов. Стиль как интонируемое миросозерцание. Исполнительский стиль. Обобщение взаимосвязей музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино). Стиль эпохи как ведущий эстетический принцип взаимодействия формы и содержания. Характерные признаки отечественных и зарубежных стилей XVIII – XXI вв. (классицизм, барокко, романтизм, реализм, импрессионизм, неоклассицизм, классический авангард), их преемственность с музыкальной культурой более ранних исторических периодов.
Стили и направления современной популярной музыки (джаз, рок-Н – ролл, поп- музыка и др.). Известные композиторы и исполнители – интерпретаторы. Стилизация и полистилистика.
Полистилистика в музыке XX –XXI вв. как « многоголосие», диалог композитора с музыкой предшествующих поколений.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов по теме | Количество контрольных работ |
Раздел 1. « Жанровое многообразие музыки» (10 ч) | |||
1. | Значение песни в жизни человека | 1 | |
2-3. | Вокальные жанры и их развитие в духовной и светской музыке разных эпох | 2 | |
4. | Кристаллизация интонаций как связующего звена между музыкой «простой» и «сложной», народной и профессиональной | 1 | |
5-6. | Танец, его значение в жизни человека. Разнообразие танцев. Развитие танцевальных жанров в вокальной, инструментальной и сценической музыки | 2 | |
7-8. | Жанры маршевой музыки. Марш как самостоятельная пьеса и как часть произведений крупных жанров | 2 | |
9-10. | Жанровое многообразие музыки. Урок контроля знаний, умений и навыков. | 2 | 1 |
Раздел 2. « Музыкальный стиль – камертон эпохи» (8 ч) | |||
11. | Стиль как интонируемое миросозерцание. Классицизм | 1 | |
12. | Барокко | 1 | |
13. | Романтизм | 1 | |
14. | Реализм | 1 | |
15. | Импрессионизм | 1 | |
16. | Стили и направления современной популярной музыки. Джаз | 1 | |
17. | Поп – музыка | 1 | |
18. | Всюду музыка живет. Урок контроля знаний, умений и навыков. | 1 | 1 |
Всего за полугодие: | 18 | 2 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Обучение музыкальному искусству в VIII классе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность музыкальных произведений к одному из жанров на основе характерных средств музыкальной выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
ЛИТЕРАТУРА
- Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
- Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
- Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
- Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник «Музыка» 8 класс.- М.: Просвещение, 2009.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
- Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
- Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по музыке для 5-8 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Примерной программой общего образования по музыке, авт...