Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 классов, основана на программе Науменко и Алеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl.docx | 46.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено. Руководитель ШМО учитель гуманитарного цикла Кокинова Л.А. Протокол от _______№____ | Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 3 г.Лысково Чехлова О.Ю. ___________ | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ № 3 г. Лысково Блинова И.А. Приказ от_________№_______ |
МБОУ СОШ № г. Лысково Рабочая программа по музыке 5 класс Учителя музыки Авдеевой Ирины Вадимовны- 1 квалификационная категория Составлена на основании программы: В.В. Алеев , Т,И. Науменко «Музыка» 2014-2015 учебный год |
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Целью уроков музыки в 5 классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.
Тема первого полугодия: « Музыка и литература» развивается по двум направлениям: I четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы»; II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».Важной линией реализации темы «Музыка и литература» является выяснение общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы, взаимодействие музыки и литературы раскрывается преимущественно на образцах вокальной музыки (жанры – песня, опера, романс).
Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство» развивается по двум направлениям: III четверть Тема: «Можем ли мы увидеть музыку»;IV четверть Тема: «Можем ли мы услышать живопись». Реализация темы «Музыка и изобразительное искусство» строится на выявлении многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством, усвоение темы направлено на формирование следующих умений: представлять зрительный (живописный) образ музыки, способность интонационно представлять (слышать) художественные образы.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год)АвтоААпррская программа
-утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 5 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 5 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).
Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.
Основные содержательные линии:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
- овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
- воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы:
- специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- музыка в театре, в кино, на телевидении;
- жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
- стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.
В связи восвоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:
- фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
- духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского);
- старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье);
- современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке)
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод создания «композиций»;
- метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты
Учебно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
Тема I полугодия «Музыка и литература»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля |
I четверть«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» | 9 час. | ||
1. | Искусство в нашей жизни | 1 ч. | |
2. | Что я знаю о песне | 1 ч. | |
3. | Как сложили песню | 1 ч. | |
4. | Песни без слов | 1 ч. | |
5. | Другая жизнь песни | 1 ч. | |
6. | Жанр кантата | 1 ч. | |
7. | Опера | 1 ч. | |
8. | Балет | 1 ч. | |
9. | Обобщающий урок по теме «Музыка и литература» | 1 ч. | Обобщающий урок по теме |
II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» | 7 час. | ||
10. | Музыка главный герой сказки | 1 ч. | |
11. | Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира | 1 ч. | |
12. | Музыка –главный герой басни | 1 ч. | |
13. | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 ч. | |
14-15. | Музыка в фильме и мультфильме | 2 ч. | |
16. | Обобщающий урок по теме «Музыка и литература» | 1 ч. | Обобщающий урок по теме |
Итого: | 16ч. | ||
Тема II полугодия «Музыка и изобразительное искусство»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Формы контроля |
III четверть «Можем ли мы увидеть музыку» | 10 час. | ||
1. | Можем ли мы увидеть музыку | 1 ч. | |
2. | Музыка передает движения | 1 ч. | |
3. | Богатырские образы в искусстве | 1 ч. | |
4. | Героические образы в искусстве | 1 ч. | |
5. | Музыкальный портрет | 1 ч. | |
6.-7 | Содружество «Могучая кучка | 2 ч. | |
8. | Музыкальный портрет | 1 ч. | |
9. | Картины природы в музыке | 1 ч. | |
10. | Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство» | 1 ч. | Обобщающий урок по теме |
IVчетверть «Можем ли мы услышать живопись» | 9 час. | ||
11. | Можем ли мы услышать живопись | 1 ч. | |
12. | Музыкальные краски | 1 ч. | |
13. | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 ч. | |
14. | Вечерняя музыка | 1 ч. | |
15. | Настроение картины и музыки | 1 ч. | |
16. | «Картинки с выставки» | 1 ч. | |
17. | Мы рисуем музыку | 1 ч. | |
18. | Вечная тема искусства | 1 ч. | |
19. | Взаимосвязь музыки, литературы, живописи. | 1ч. | Обобщающий урок- концерт |
Итого: | 19ч. | ||
За учебный год: | 35ч. |
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Знать/понимать:
- специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
- взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
- роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
- стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К.;
- жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.);
- знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
- выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
- находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
- размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
- передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.
Учебное оборудование для реализации программы включает в себя комплект детских музыкальных инструментов, технические средства обучения (музыкальный центр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CDRW, MP 3, а также магнитных записей), проигрыватель, музыкальный инструмент фортепиано, видеоаппаратуру, наглядные пособия – таблицы (нотные примеры; формы построения музыки; средства музыкальной выразительности; нотный и поэтический текст Гимна России; портреты композиторов).
Приложение к рабочей программе может включать в себя:
- Дидактическое обеспечение для промежуточного контроля.
- Дидактическое приложение итогового контроля.
- Перечень тем рефератов, проектов и т.д.
- Разработки нестандартных форм уроков с применением интерактивных методов обучения.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 1 класс» Т.И.Баклановой, АСТ, Астрель, 2005г
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект "Планета знаний" Под редакцией И. А. Петровой, АСТ, Астрель, 2008 г.
- Обучение в 1 классе по учебнику «Музыка» Т. И. Баклановой. Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. Москва. АСТ, Астрель 2005 г
- Т. И. Бакланова «Музыка» 1 класс. Учебник. Издательство «Астрель», 2005 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
6. Мультимедийная программа «Уроки музыки в школе без проблем»
7..Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Детская энциклопедия «Я познаю мир»
- Кейт Спенс Популярная энциклопедия «Все о музыке» Белфакс
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г..
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение,
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
- Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
- «Музыка в школе» № №1-3, 2007г, №№1-6 – 2008г., №№1-5 – 2009 г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- Медушевский В.В. Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. Педагогика 1985г.
- Бакланова Т.И. «Обучение в 1 классе», М., Астрель, 2005г.
- Тузлаева Г.С. «Поурочные планы по учебнику Г.С.Ригиной 1 класс», Волгоград, Учитель,2006г.
- Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
- Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
- Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
- Р.Исхакова-Вамба Татарские народные песни.
- Песенные сборники.
Календарно-тематический план
программы по музыке для 5 класса
Содержание I полугодия «Музыка и литература"
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты | Дом. задание | Дата провед. По плану | Дата провед. Фактич. | ||
I. « Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» | |||||||||||
1. | Искусство в нашей жизни. | 1 | Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний. | Слушание: Гимн России С.В.Рахманинов «Вокализ». С.В. Рахманинов «Концерт № 3» для фортепиано с оркестром, 1 часть. Слушание: Г.Струве «Моя Россия». Пение: р.н.п. «Все мы песни перепели». | Устный опрос | Сформировать представление о песне как истоке и вершине музыки | Найти литературные произведения о музыки. | ||||
2. | Что я знаю о песне | 1 | Слушание: М.И. Глинка – М. Балакирев «Жаворонок». Р.н.п. «Мы пойдем погулять». П.И. Чайковский «Грустная песенка». Г.Струве «Моя Россия». | Устный опрос | Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы; | Прочитать о творчестве Г.Струве. | |||||
3. | Как сложили песню | 1 | П. И. Чайковский Симфония № 4, финал. Д. Б.Кабалевский Концерт для фортепиано с оркестром, песня «Наш край».. | Пение | умение вести диалог с целью закрепления темы; создавать связные тексты и высказывания; | Выучить песню Петь по рядам | |||||
4. | Песни без слов | 1 | Слушание: Вокализ. Мелодия из концерта №3 С.В.Рахманинова; Слушание «Грустная песенка П.И.Чайковский. | Пение группами | Делать сравнение на основе предложенных поэтических текстов и музыкальных образов; учиться делать выводы по теме. | ||||||
5. | Другая жизнь песни | 1 | С.Баснер «С чего начинается Родина?». Н.А. Римский-Корсаков. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко». М.И. Глинка. Сцена Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила». Я.Дубравин «Про Емелю». | Устный опрос | Показать возможность возрождения песни в новом жанре | Прочитать либретто оперы «Руслан и Людмила» | |||||
6. | Жанр кантаты | 1 | Слушание Г.Свиридов Кантата «Поэма памяти С.Есенина» Лекция: Особенности жанра кантаты. Выражение творческой фантазии композитора, вдохновленного поэтическими образами литературного произведения. | Устный опрос | Познакомить с жанром Канта Ощутить роль поэзии в развитии музыки та | Нарисовать рисунок «С чего начинается Родина» | |||||
7. | Опера | 1 | Комби-нированный урок | Слушание Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы из оперы «Садко»Либретто–литературная основа жанра оперы, в которой кратко излагается сюжет оперы. Особенности жанра оперы. Синтез искусств в оперном жанре | Познакомиться с жанром «Опера» Знать историю создания. | Различать разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). | |||||
8. | Балет | 1 | Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний. | Либретто балетного спектакля. Просмотр отрывков из балетов. Беседа-лекция: Синтез искусств в балете (взаимодействие литературы, инструментально-симфонической музыки, хореография, изобразительное и драматическое искусство). Имена лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Ю. Григорович, Е.Максимова). | Познакомить с жанром «Балет» | ||||||
9. | Обобщающий урок | 1 | обобщающий | Песни и произведения по выбору | Угадай мелодию | Уметь отвечать на вопросы разного характера; самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание темы; Уметь выслушивать одноклассников | |||||
II четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» | |||||||||||
10(1) | Музыка- главный герой сказки | 1 | Урок | Сказка «Чонгурист» Н. Аладов «Мелодия» Норв.н.п. «Волшебный смычок» Сказка «Музыкант-чародей» | Устный опрос | Показать как музыка являясь главным героем сказки проявляет свою волшебную силу . как действует на нас | |||||
11(2) | Сказки и песни о силе музыки у всех народов мира. | 1 | Урок-лекция. | Норв.н.п. «Волшебный смычок» | |||||||
12(3) | Музыка- главный герой басни | 1 | Музыка в творчестве русского баснописца И. А. Крылова | Устный опрос | Определение квартета. Разнообразие исполнительского состава в квартете.Струнные квартеты русских композиторов. | ||||||
13(4) | Чудо музыки в повестях К.Паустовского | 1 | Комби-нированный урок | Слушание В.А, Моцарт Фрагмент из 2-ой части симфонии «Юпитер» Показать значение музыки в прозе | Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. | ||||||
14-15 (5-6) | Музыка в фильме и мультфильме | 1 | Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний.. | Показ фрагментов с музык. номерами .Пение песен из мультфильмов | Устный опрос | Выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разностороннее, углубленное ее восп | |||||
16(7) | Обобщающий урок по теме «Музыка и литература» | 1 | Обобщающий урок | Показать значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов. | |||||||
III- четверть «Можем ли мы увидеть музыку» | |||||||||||
17(1) | Можем ли мы увидеть музыку | 1 | Урок изуче-ния и первич-ного закреп-ления новых знаний | Слушание: Симфоническая картина из оперы «Сказка о царе салтане» «Три чуда» Пение: В.Белый, сл. Я Шведова «Орленок» | Устный опрос | Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира | Закрепить полученные знания | ||||
18(2) | Музыка передает движения | 1 | обобщающий | Пение К.Листов «Песня о тачанке» Е.Крылатов Сл. Энтина «Крылатые качели Репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка. Пулеметам продвинутся вперед» | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Закрепить полученные знания | ||||
19(3) | Богатырские образы в искусстве | 1 | Вводный. Рас-ширение и углуб-ление знаний.. | Слушание А.Бородин «Богатырская симфония» Фрагмент. Романс «Спящая княжна» Пение. «Три парня» | Хоровое пение | Уметь: -делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй); - проводить интонациионно-образный анализ музыки | Подобрать иллюстрации богатырейЗакрепить полученные знания | ||||
20(4) | Героические образы в искусстве | 1 | Рас-ширение и углуб-ление знаний.. | Жизнь и творчество Людвига ва Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором | Устный контроль. Хоровое пение | Понять как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к создан героическ. образов | Закрепить полученные знания | ||||
21(5) | Музыкальный портрет | 1 | Комби-нированный урок | Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче» Репродукция картины И.Репина «Протодьякон» | Устный опрос | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства | Закрепить полученные знания | ||||
22(6) | Содружество «Могучая кучка» | 1 | Урок-лекция | Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки» М.А. Балакирев. Ц.А. Кюи. М.П.Мусоргский Пение «Песня о маленьком трубаче» | Устный опрос | Познакомиться с творчеством «Кучкистов» | Закрепить полученные знания | ||||
23(7) | « Могучая кучка» | 1 | Урок-лекция | Лекция о творчестве композиторов «Могучей кучки Н.А.Римский-Корсаков. А.П.Бородин. | Устный опрос | Познакомиться с творчеством «Кучкистов» | Закрепить полученные знания | ||||
24(8) | Музыкальный портрет | 1 | Комби-нированный урок | Слушание М.П. Мусоргский «Сиротка» «Баба Яга» из «Картинок с выставки» Пение «Песня о маленьком трубаче» | Пение по рядам | Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь: -сопоставлять скри -анализировать, срав | Нарисовать «Бабу Ягу» | ||||
25(9) | Картины природы в музыке | 1 | Комби-нированный урок | Слушание «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина» Э.Григ «Утро Пение «Музыка» Г.Струве | Устный контроль. Хоровое пение | Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства | Подобрать картины природы | ||||
26(10) | Обобщающий урок по теме «Музыка и изобразительное искусство» | 1 | Обобщающий урок | Слушание М.Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов» «М.П.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»(вступление к опере «Хованщина» Э.Григ «Утро Пение «Музыка» Г.Струве Пение С.Никитин «Песня о маленьком трубаче» | Устный контроль. Хоровое пение Пение по рядам | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Выучить все песни | ||||
IV четверть «Можем ли мы услышать живопись» | |||||||||||
27(1) | «Можем ли мы услышать живопись» | 1 | Вводный. | Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор» «Прелюдия соль мажор» Пение «С чего начинается Родина» | Устный опрос Хоровое пение | Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобразитель-ного искусства | Подобрать репродукции картин | ||||
28(2) | Музыкальные краски | 1 | Обобщающий урок | Слушание С.Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор» Пение «С чего начинается Родина». Я Френкель «Погоня»-разучивание | Устный опрос Хоровое пение | Знать музыкальные краски . Темп. Тембр. Регистр и т.д | Выучить песни | ||||
29(3) | Музыкальная живопись и живописная музыка | 1 | Комби-нированный урок | Колокольный звон. Виды колокольного звона Пение «Планета детства» | Устный опрос Хоровое пение | Знать понятие интерпретация. Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства | Знать виды колокольных звонов | ||||
30(4) | Вечерняя музыка | 1 | Урок-лекция. | Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений «Лунный свет» пение «Погоня» | Устный опрос | Знать виды колокольных звонов | Знать виды колокольных звонов | ||||
31(5) | Настроение картины и музыки | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества | Устный опрос | Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительностимузыки и изобр. иск. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | ||||
32(6) | «Картинки с выставки» | 1 | Урок-лекция. | Слушание произведений «Картинки с выставки» Пение песен | Устный опрос Хоровое пение | анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | ||||
33(7) | Мы рисуем музыку | 1 | усвоение новых знаний | Рисование своей музыкальной картины | Хоровое пение Устный опрос | выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобр. Иск. | Нарисовать рисунок | ||||
34(8) | Вечная тема искусства | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка | Устный опрос Пение группами По рядам | Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - | Подобрать материал к видам искусства | ||||
35(9) | Взаимосвязь музыки.литературы, живописи | 1 | Обобщающий урок | Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов | Устный опрос Пение группами По рядам | Знать, что роднит му-зыку, литературу и изоб- разительное искусство этих трех искусств | Пение песен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса.
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса разработана на основе рекомендаций Т.И. Баклановой....
Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса
Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса разработана на основе рекомендаций Т.И.Баклановой....
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса
Рабочая программа по музыке , предназначенная для учащихся 4 классов, основана на программе Т.И.Баклановой"Планета знаний"....
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса.
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса. Основана на программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко....
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...