Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для учащихся 3 класса разработана на основе рекомендаций Т.И.Баклановой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.docx | 61.72 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рассмотрено. Руководитель ШМО учитель гуманитарного цикла Кокинова Л.А. Протокол от _______№____ | Согласовано. Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 3 г.Лысково Чехлова О.Ю. ___________ | Утверждаю. Директор МБОУ СОШ № 3 г. Лысково Блинова И.А. Приказ от_________№_______ |
МБОУ СОШ № 3 г. Лысково Рабочая программа по музыке 3 класс Учителя музыки Авдеевой Ирины Вадимовны- 1 квалификационная категория Составлена на основании программы: Т.И.Баклановой «Музыка». Методические рекомендации. Поурочные работы. 2014-2015 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования , авторской программы начального общего образования по музыке «Музыка. Планета знаний» Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2011 год.
I. Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена программа:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года №273 - ФЗ);
2. Федеральный государственный стандарт начального образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6.10.2009 года №373;
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М. Просвещение, 2010;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»;
- СанПин 2.4.2.2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.3011 года №1993;
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 2013/2014 учебный год;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №3 г. Усмани;
- Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани по ФГОС НОО». "
- Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ № 3 на 2013-2014 учебный год.
- Авторская программа по музыке «Планета знаний» Т. И. Баклановой, М., АСТ Астрель, 2011 год.
II. Общая характеристика предмета, курса.
Цель: формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Задачи:
- Формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);
- формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально - слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств;
- формирование и развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учашихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
- формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
- формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально-творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
- формирование и развитие духовных способностей личности ' средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребности в самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.
Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая авторская программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, соответствует современному состоянию науки и передовой педагогической практики. Онаотличается новизной и оригинальностью, имеет направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации, соответствует требованиям системности, преемственности и непрерывности образования, имеет психолого-педагогическое обоснование и обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендациями по её реализации.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование.
Содержание рабочей программы соответствует авторской программе по музыке «Планета знаний», автор Т. И. Бакланова и представлена без изменений.
Контроль осуществляется в следующих видах:
Входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- устный опрос;
- практическая работа,
- тест
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы и годовым календарным учебным графиком на 2013-2014 учебный год в 3 классе на изучение музыки 35 ч (1ч в неделю).
IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному росту учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой Родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально–эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловлено характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
V. Личностные, предметные и метапредметные результаты изучения учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности;
• чувство уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
• эмоционально - ценностное отношение к Государственному гимну России; к произведениям народной и классической музыки;
• понимание разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• чувства сопричастности к культуре своего народа;
• понимания музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.) и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительной мотивации к прослушиванию «живой» музыки, к посещению концертных залов, музыкальных театров;
• ценностно - смысловых установок, отражающих индивидуально - личностные позиции;
• уважительного отношения к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимания ценности многонационального российского общества культурного разнообразия России;
• положительной мотивации к изучению основ нотной грамоты;
• мотивации к занятиям определённым видом музыкальной деятельности;
• эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству.
Предметные
Учащиеся научатся:
• исполнять Государственный гимн Российской Федерации;
• объяснять значение понятия «классическая музыка»;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• называть изученные жанры и формы камерной, хоровой и симфонической музыки;
• называть наименования и авторов шедевров оперного и балетного искусства;
• исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
• различать виды музыкально - исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль);
• называть основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);
• использовать доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки;
• понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;
• устанавливать взаимосвязь народной и классической музыки;
• выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
• определять на слух основные жанры музыки;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально - пластическом движении.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять особенности оперетты и мюзикла как видов
Музыкально - сценического искусства;
• различать и называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; певческие голоса в академическом хоре и оперном спектакле;
• называть основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры, перечислять названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров, музыкальных музеев России и других стран;
• передавать настроение музыки и его изменение в игре на музыкальных инструментах;
• использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя);
• выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (под руководством учителя);
• вносить коррективы в свою работу;
• различать и соотносить замысел и результат работы;
• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания;
• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
• решать творческие задачи, используя известные средства;
• объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
• участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально - творческих заданий;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально - творческих заданий;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально - творческой работы;
• включаться в самостоятельную музыкально - творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую);
• применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
• различать, сравнивать, группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства (народное, классическое, современное), по музыкальным сценическим формам (опера, балет, оперетта, мюзикл), по создателям музыки (композиторы);
• различать звучание отдельных музыкальных инструментов;
• различать изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей;
• сравнивать музыкальные произведения, особенности воплощения разными композиторами одного и того же образа;
• характеризовать музыкальные произведения, персонажей музыкальных произведений;
• группировать, классифицировать музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные);
• различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический);
• устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов;
• характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно - следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию, использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• объяснять роль Государственного гимна Российской Федерации как одного из символов Российского государства;
• объяснять понятие «классическая музыка», рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах, о концертных залах.
VI. Содержание программы.
Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы-идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т.д.
В третьем классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по знаменитым концертным залам, музыкальным театрам и музыкальным музеям. Учащихся ждут новые встречи с композиторами-классиками и с шедеврами отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Также предусмотрено знакомство с некоторыми образцами церковно-певчее кого искусства как части отечественной музыкальной культуры.
Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее* и «Школа Скрипичного Ключа».
Содержание программы может варьироваться с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем учащихся, наличия музыкальных записей, нотного материала и других факторов.
Учебно–тематический план 3 класс.
Четверть | Количество часов | Разделы |
1. | 9 ч | «В концертном зале» |
2. | 7 ч | «В музыкальном театре» |
3. | 10 ч | «В музыкальном театре» |
4. | 9 ч | «В музыкальном музее» |
Итого | 35 ч |
Тематика творческих проектов:
- «Звук и цвет»:
- Рисование под музыку.
- Выставка рисунков «Звуки и краски окружающего мира».
- Игра «Мы озвучиваем фильм».
- Игра – импровизация «Звук и цвет».
- «Сказочные герои»:
- Музыкальная инсценировка сказки «Курочка Ряба».
- Постановка детской оперы «Волк и семеро козлят».
- Постановка музыкального кукольного спектакля «Колобок».
- «Наш праздник»:
- Школьный праздник народного календаря «Масленица».
- Школьный праздник «Веселая ярмарка».
- Концерт – подарок.
- «Полет над музыкальным миром»:
- Музыкальное соревнование «Полет на воздушном шаре к Вершине творчества».
- Школьный концерт народной музыки.
- Школьный музыкальный салон.
- «Музыка и окружающий мир».
- «Композиторы».
- «Музыканты - исполнители».
- «Европейская музыка и музыканты».
- «Музыкальная история России»
VII. Планируемые результаты освоения программы по музыке
Научатся:
• выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям;
• задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально - выразительным средствам;
• участвовать в коллективном обсуждении;
• высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
• выслушивать друг друга, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, в группе;
• слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён — прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека;
• активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека;
• выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности.
Календарно-тематический план 3 класс
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | |
по плану | фактически | ||||
I четверть «В концертном зале» 9 часов | |||||
1. | Концертные залы | 1 | Слушать знакомые произведения классической музыки или их фрагменты в концертном исполнении (просмотр видеозаписей). Исполнять песни из программы для 2 класса. | 3 а- 2.09. 3 б,в -4.09. | |
2 | Концерт хоровой музыки | 1 | Слушать фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись); записи выступлений различных хоровых коллективов (Государственного академического русского народного хора им. Пятницкого, академического хора, церковного хора, детского хора). Исполнять в хоровом исполнении песню «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского | 3 а- 9.09. 3б,в -11.09. | |
3 | Концерт хоровой музыки. Гимн | 1 | Слушать и исполнять Государственный гимн РФ (муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова); песню «Моя Москва» (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского, С. Агаряна). | 3 а- 16.09. 3 б,в -18.09 | |
4 | Концерт хоровой музыки. Хор | 1 | Слушать и исполнять хор девушек из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского; хор «На севере диком» (муз. Н.А. Римского-Корсакова, сл. М.Ю. Лермонтова). Музицировать, исполнять на муз. инструментах импровизации на темы «Девицы-красавицы», «Чудесный сон». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать на темы «Девица-красавица», «Чудесный сон». | 3 а- 23.09. 3 б,в -25.09 | |
5 | Концерт хоровой музыки. Кантата. | 1 | Слушать и исполнять кантату «Александр Невский С.С. Прокофьева (фрагменты различных частей); «Вставайте, люди русские» (из кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева). Исполнять р.н.п. «Вспомним, братцы, Русь и славу»; песню «Родина моя» (муз. Ю. Гурьева,сл.С.Виноградовой). | 3 а- 30.09. 3 б,в -2.10 | |
6 | Концерт камерной музыки | 1 | Слушать записи концертов камерной муз.(фрагменты): произведений камерной музыки в исполнении знаменитых музыкантов. Исполнять камерные вокальные произведения композиторов-классиков для детей (повторение). | 3 а- 7.10. 3 б,в -9.10 | |
7 | Концерт камерной музыки. Романс | 1 | Слушать романсы: «Белеет парус одинокий» (муз. А. Варламова, сл. М. Лермонтова), «Колокольчики мои» (муз. П. Булахова, сл. А. Толстого), «Соловей» (муз. А. Алябьевасл. А. Дельвига), «Романс черепахи Тортиллы» из к/ф «Приключения Буратино» (муз.А.Рыбникова, сл. Ю. Энтина). Исполнять мелодекламации текстов романсов. Дополнительные виды учебной деятельности Выполнять упражнения арт-терапи: «Цветок», «Перекличка птиц», «Волны» (повторение). | 3 а- 14.10. 3 б,в -16.10 | |
8 | Концерт камерной музыки. Пьеса. | 1 | Слушать пьесы из цикла «Бирюльки» А. Лядова; «Про старину» А. Лядова. Исполнять старинные русские народные песни (повторение). Музицировать, исполнять на муз. инструментах музыкально-инструментальные импровизации на тему «Бирюльки» («Бирюлька-юла», «Бирюлька — пирамидка», «Бирюлька-самовар» и др.) на игрушечных музыкальных инструментах. | 3 а- 21.10. 3 б,в -23.10 | |
9 | Концерт камерной музыки. Соната. | 1 | Слушать сонату № 14 («Лунная») Л.В. Бетховена. Исполнять песню «Сурок» (муз. Л.В.Бетховена, русский текст Н. Райковского). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальную картину на тему одной из картин М. Чюрлёниса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звёздная соната»); музыкальную импровизацию «Мелодия лунной ночи». | 3 а- 28.10. 3 б,в -30.10 | |
10 | Концерт симфонической музыки | 1 | Слушать «Путеводитель по оркестру для юношества» Б. Бриттена. Повторять исполнение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму)Гимна РФ. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах имитацию игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»). | 3 а- 11.11. 3 б,в -13.11 | |
11-12 | Концерт симфонической музыки. Симфония. | 2 | Слушать симфонию №1 (Зимние грёзы) П. Чайковского. (фрагмент). Исполнять романс «Зимний вечер» (муз .М. Яковлева, сл. А.Пушкина); мелодекламацию стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»; русскую народную песню «Цвели цветики». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковые картины, ритмические и мелодические импровизации на темы: «Музыка зимы», «Зимние грёзы». | 3 а- 18.11. 25.11. 3 б,в -20.11 27.11 | |
13 | Концерт симфонической музыки. Сюита. | 1 | Слушать симфоническую сюиту А.К. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра» (фрагменты) .Исполнять русские народные песни «Я с комариком плясала», «Как у наших у ворот»;повторять русские народные песни различных жанров (шуточные, колыбельные, хороводные, плясовые). | 3 а- 2.12. 3 б,в -4.12 | |
14 | Концерт симфонической музыки. Симфоническая картина | 1 | Слушать симфонические картины А. Лядова«Баба-яга»(фрагменты); «Волшебное озеро» (фрагменты). Исполнять песни о сказочных персонажах «Баба-яга», «Песенка Водяного» из мультфильма «Летучий корабль»(муз.М.Дунаевского,сл.Ю.Энтина). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах ритмическую импровизацию на тему «Баба-яга, костяная нога» (на любых народных музыкальных инструментах). | 3 а - 9.12. 3 б,в -11.12 | |
Тема «В музыкальном театре.» | |||||
15 | Музыкальные театры | 1 | Слушать фрагменты музыкальных спектаклей. Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, хора «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки | 3 а - 16.12. 3 б,в -18.12 | |
16 | Музыкальные театры. Опера | 1 | Слушать фрагменты оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; фрагменты старинной итальянской оперы (по выбору учителя).Повторять исполнение фрагментов хоров из опер (например, хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта», хора «Девицы-красавицы» из оперы Чайковского «Евгений Онегин»). | 3 а - 23.12. 3 б,в -25.12 | |
17-18 | Опера М.Глинки «Руслан и Людмила» | 2 | Слушать хор «Лель таинственный, упоительный» (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); старинные народные свадебные песни; Песню Баяна, каватину Людмилы, арию Руслана, рондо Фарлафа, марш Черномора, музыку к танцам разных народов (из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки); фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Исполнять русские народные песни (например, «Бояре»). Представлять инсценировку шествия Черномора со свитой (под музыку марша Черномора) | 3 а - 13.01. 20- 01 3 б,в -15.01 22. 01 | |
19-20 | Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» | 2 | Слушать фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц» ,арию Снегурочки (из Пролога), песни Леля, песню слепцов-гусляров, хоры «Ай, во поле липонька», «А мы просо сеяли» .Исполнять русские народные песни «Прощай, Масленица», «А мы просо сеяли» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» .Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание эскиза декорации к опере «Снегурочка»; музыкальную картину-импровизацию «Весенний лес в Стране берендеев»; озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина». Создавать пластические импровизации на темы: «Шествие царя Берендея», «Пляска скоморохов». | 3 а - 27.01. 29- 01 3 б,в -3.02 5.02. | |
21 | Оперы для детей | 1 | Слушать фрагменты детских опер. Исполнять фрагмент оперы А Зарубы «Репка». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах озвучивание одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Репке»). Инсценировать «Песенку весёлых козлят» из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Репке»). | 3 а - 10.02. 3 б,в -12.02
| |
22-23 | Балет. Балет П.Чайковского | 2 | Слушать фрагменты балета П Чайковского «Лебединое озеро»: «Русский танец», «Неаполитанский танец». Исполнять характерные движения одного из старинных бальных (придворных) танцев, пластическую импровизацию «Музыкальные волны» под музыку П.И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские темы или балета-фантазии. | 3 а - 17.02. 24- 02 3 б,в -19.02 26.02. | |
24 | И. Стравинский балет «Петрушка» | 1 | Слушать фрагменты балета И.Ф.Стравинского «Петрушка». Исполнять песни «Петрушка» (муз. И. Арсеевой, сл. Н. Френкеля); «Петрушка» (муз. И. Брамса, сл. неизвестного автора). Создавать танцевальную импровизацию под музыку «Русская» из балета И.Ф. Стравинского «Петрушка». Инсценировать «Народные гулянья на масляной» (по либретто оперы И.Ф. Стравинского «Петрушка») — проектная деятельность. | 3 а - 3.03. 3 б,в -5.03
| |
25 | В детском музыкальном театре | 1 | Слушать фрагменты детских балетных спектаклей. Исполнять на звук «А» музыкальные темы из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» (повторение). Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах музыкальные «портреты» персонажей детских балетных спектаклей с помощью любых музыкальных инструментов. Инсценировать одну из сцен балета С.С. Прокофьева «Золушка» (проектная деятельность). Дополнительные виды учебной деятельности Рисовать эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок; макет декорации для одного из детских балетов; гримировать одного из персонажей сказочного балета. | 3 а - 10.03. 3 б,в -12.03
| |
26 | Оперетта | 1 | Слушать фрагменты известных оперетт (например, «Летучая мышь» (муз.И.Штрауса), «Принцесса цирка» и «Королева чардаша» (муз. И. Кальмана). Исполнять фрагмент одной из детских оперетт. Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах импровизацию на тему «Песенка Кота в сапогах» или «Танец Кота в сапогах» (любой музыкальный инструмент). Подготовить постановку фрагментов детской оперетты (например, «Репка» П. Аедоницкого) (проектная деятельность). | 3 а - 17.03. 3 б,в -19.03
| |
«В музыкальном музее» | |||||
27 | Музыкальные музеи | 1 | Слушать фортепьянные пьесы П.И. Чайковского. Исполнение песни П.И. Чайковского (из цикла «16 песен для детей»). | 3 а - 1. 04. 3 б,в -2.04
| |
28-29 | Музыкальные инструменты | 2 | Слушать записи звучания старинных клавишных и духовых музыкальных инструментов; записи звучания старинной скрипки и других струнных музыкальных инструментов. Исполнять русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зелёном лугу», «Заиграй, моя волынка»); песню «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы). Создавать ритмо-пластические импровизации на одну из следующих тем: «Ритмы жаркой Африки», «Русские ложкари», «Тарантелла». | 3 а - 7.04. 14- 04 3 б,в - 9.04 16.04. | |
30 | Музыка и техника | 1 | Слушать пьесу «Музыкальная табакерка» А. Лядова; пьесу «Шарманщик поёт» П.И. Чайковского; звучание механического пианино (в художественном фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств; звучание виниловых пластинок. Исполнять музыкальную игру «Граммофон». Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах песню Л.В. Бетховена «Сурок» (повторение). | 3 а - 21.04. 3 б,в -23.04 | |
31 | Музыка и изо | 1 | Слушать записи звучания музыкальных инструментов, изображённых в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества. Исполнять «Песню о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). | 3 а - 28.04. 3 б,в -30.04 | |
32 | Музыка и книги | 1 | Повторение исполнения песен, сопровождавших воображаемые экскурсии по музыкальному музею (например, «Весёлый барабанщик» (муз. Л. Шварца, сл. Б. Окуджавы) и «Песня о картинах» (муз. Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). | 3 а - 5 .05. 3 б,в -7 .05 | |
33 | Школа скрипичного ключа | 2 | Слушать музыкальные произведения из программы для 3 класса, написанные в мажорном и минорном ладах.Исполнять песни, написанные в разных тональностях (например, «Наш весёлый пастушок» (муз. Ю. Литовко, сл. народные), «Коровушка»; песни Л.М. Абелян «Про диез» и «Про бемоль» | 3 а - 12.05. 19- 05 3 б,в -14.05 21.04. | |
34 | Мажор и Минор | 1 | Дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений о мажорном и минорном ладах как важных музыкальных «красках». | 3 а -26 .05. 3 б,в-28 .05 | |
35 | Урок – концерт. | 1 | Слушание и исполнение любимых произведений. | 30.05. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАРЕСУРСОВ.
- Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.
- Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.
- Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.
- Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова – 3-е изд., дораб. – М.: АСТ Астрель, 2012 г.
- Музыка. Обучение в 3 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова - М.: Астрель, 2007г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1998.
- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
- Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.
- Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
- Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.
- Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
5. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
8. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1991.
9. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса.
Рабочая программа по музыке для учащихся 2 класса разработана на основе рекомендаций Т.И. Баклановой....
Рабочая программа по музыке для учащихся 4 класса
Рабочая программа по музыке , предназначенная для учащихся 4 классов, основана на программе Т.И.Баклановой"Планета знаний"....
Рабочая программа по музыке для учащихся 5 класса
Рабочая программа предназначена для учащихся 5 классов, основана на программе Науменко и Алеева....
Рабочая программа по музыке для учащихся 6 класса.
Рабочая программа предназначена для учащихся 6 класса. Основана на программе В.В.Алеева и Т.И.Науменко....
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по музыке для 6 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...