Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
|
|
Ресурс |
|
Цель урока | Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление) |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.02 КБ |
![]() | 19.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская общеобразовательная школа
Тамбовской области Моршанского района
Технологическая карта урока
по музыке 6 класс
Кузьменко Л.Н.
Пос. Пригородный
Технологическая карта урока
Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс, 3 четверть. Урок № 25 |
Тема урока | Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.» |
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные. | Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности; Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке. |
Ресурс | Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. |
Цель урока | Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление) |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация) | Деятельность ученика | Время | ||
1 | Самоопределение к деятельности | Прослушивание в исполнении симфонического оркестра музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? Учитель делит детей на две группы. От каждой группы обучающихся выбираем дирижёра. | Дети отвечают на вопрос. Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень» | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 5 минут | |
2 | Мотивация и актуализация знаний | Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими. Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке. | Обсуждение. Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная. Из лепестков собирают музыкальный образ. | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока | 3 минут | |
3 | Открытие новых знаний | Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Г.В.Свиридов. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств в г. Санкт-Петербурга. Кто написал музыку к худ. Фильму «Метель?» | Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 3 минуты | |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Постараль слушали на прошлом уроке Эти пьесы посвящены лирическим образам «Метели». | Записывают в тетрадь тему урока. Исполнение пьесы лирического, мечтательного характера «Звёздная печка» композитор В.Семёнова. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 15 минут | |
5 | Самостоятельная творческая деятельность | А теперь превратимся в художников. Пока будет звучать музыка, в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Сколько в ней частей и чем они отличаются? | Ученики работают в тетрадях. Анализируют свои рисунки. | Познавательные: логические-анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль т | 5 мину | |
6 | Физкультминутка | 3 минут | ||||
7 | Рефлексия деятельности | С какими новыми жанрами мы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Перечислите средства музыкальной выразительности. | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения | 5 минут | ||
8 | Информация о домашнем задании | Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». Написать сочинение. | 3 минуты | |||
9 | Подведение итога | С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки? | Лирический, драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты | 3 мин |
Технологическая карта урока
Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс, 3 четверть. Урок № 24 |
Тема урока | Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.» |
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные. | Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности; Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке. |
Ресурс | Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. |
Цель урока | На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. |
Тип урока | «Открытия» новых знаний. |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация) | Деятельность ученика | Время | ||
1 | Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями! Слайд № 1 http://uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html | Личностные Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости | 5 минут | ||
2 | Мотивация и актуализация знаний | - Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу. СЛАЙД №2. - В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете? Слайд № 3 | Ответы детей. | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока | 3 минут | |
3 | Открытие новых знаний | Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни. Слайд №4, 5, 6 | Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 3 минуты | |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | - А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор. Слайд №7 | Рассуждение детей. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 15 минут | |
5 | Самостоятельная творческая деятельность | Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы. | Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн. | Познавательные: логические-анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль т | 5 мину | |
6 | Физкультминутка | 3 минут | ||||
7 | Рефлексия деятельности | - Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка». СЛАЙД №8. -Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».
- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя? Вам было интересно? А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова? Сколько пьес нам осталось разобрать? Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке. За активную работу на уроке получают оценки… | Ответы детей | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения | 5 минут | |
8 | Информация о домашнем задании | Закончить работу в тетрадях. | 3 минуты | |||
9 | Подведение итога | С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки? | Лирический, драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты | 3 мин |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская общеобразовательная школа
Тамбовской области Моршанского района
Разработка внеклассного мероприятия
посвящённого творчеству А.Пахмутовой
учитель Кузьменко Л.Н.
20015 г.
Мальчик - Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались по поводу юбилея выдающегося композитора Александры Пахмутовой, который 9 ноября этого года исполнилось 85 лет и с вами самые лучшие ведущие: Непревзойденный , обворожительная
Девочка - И Я думаю, что наш творческий праздник удастся.
Мальчик - О, несомненно, ведь герой нашего праздника замечательный композитор, который уже полвека воспевает все самое лучшее. И этот праздник посвящается Александре Пахмутовой.
Девочка - Ну что ж, тогда и нам пора воспеть о самом – самом, а вернее рассказать. Сейчас мы расскажем нашим ребятам о заслугах этого уникального человека.
На экране фото А.Пахмутовой
Слайды-рассказ
О творчестве А. Пахмутовой
Мальчик - Песня – это любовь, какая понравится и тронет сердце, ту и нужно выбирать.
Девочка - Тогда сегодняшний праздник обещает быть для нас очень интересным и неожиданным, потому что будут совершенно новые исполнители – наши ребята, и скоро мы узнаем, какие песни тронули их сердца.
Мальчик - Уважаемые друзья! Сегодня мы услышим произведения Александры Пахмутовой .И попросим во время выступлений поддерживать наших артистов.:
Девочка И так начинаем!.
Мальчик - Ты знаешь , человек покорил космос, ты представляешь, какое это было великое событие для всех! Небольшой шажок человека в кабину космического корабля и огромный скачек для всего человечества!
Девочка - Да, в шестидесятые годы каждый ребенок мечтал полететь к звездам и побывать на других планетах, изучая учебники астрономии. Ну, я тоже неплохо разбираюсь в звездах, и говорю я о нашем сегодняшнем дуете.
Мальчик - Друзья! Нам сегодня выпала возможность побывать в необычайном месте, на планете творчества Александры Пахмутовой, и мы начнем с песни, которая вдохновляет уже несколько поколений космонавтов.
*Звучит: песня «Надежда» – поют ведущие*
Девочка - А ты знаешь , о том, что во времена великих строек БАМ, Братская ГЭС, Усть-Илимская ГЭС тружеников награждали вымпелами?
Мальчик - Знаю. После Великой Отечественной Войны, разрушение сменилось созиданием. Люди возвращались с таких строек героями, буквально выстроив фундамент нашей страны.
Девочка - Все, от мала до велика, вложили в это дело частичку себя. Вымпела висели и у высоких начальников, и в простых, низеньких строительных бытовках.
Мальчик -Александра Пахмутова написала песню, которая пробуждает огонь в домнах души Российских строителей до сих пор.
Девочка - У строителя и песня – инструмент!
Мальчик - Слушаем песню –«О тревожной молодости».
*Звучит: «О тревожной молодости»
Мальчик - , ты ведь в курсе, что в нашей стране проходила олимпиада?
Девочка - Конечно, зимняя олимпиада в Сочи, а что ты этим хотел сказать??
Мальчик : А я хотел сказать, что у нас в стране огромное внимание сейчас уделяют спорту.
Девочка Конечно же я об этом знаю и наша страна впереди! А ты вот знаешь, что А. Пахмутова написала очень много песен о спорте?
Мальчик : Знаю! И сейчас вашему вниманию ребята предоставляется песня
Команда молодости нашей
Дев.: , а ты смелый мальчик?
Мальч.: Конечно!
Дев.: И не боишься хулиганов?
Мальч.: Не боюсь!
Дев.: И не струсишь защитить меня, если будут обижать?
Мальч.: Конечно не струшу, к чему это ты?
Дев.: Значит будешь хоккеистом!
Мальч.:Это ещё почему?
Дев.: Да у А.Пахмутовой есть такая песня Трус не играет в хоккей, а ты же не трус! Значит будешь играть!
Песня Трус не играет в хоккей прозвучит в исполнении 6а класса.
Мальч.- а ты знаешь что на олимпиаде 1980 года, Российским талисманом был олимпийский мишка. Все знают его и любят, у многих он даже вызывает слезы радости на глазах.:
Дев.- Да, наверно все помнят его в сопровождении песни «До свидания Москва», когда на закрытии олимпийских игр, все прощались с ним.
Сейчас прозвучитпесня «До свидания Москва» в исполнении ребят 5а класса.
Мальч.- , я составил, поискав в интернете, список исполнителей с которыми довелось поработать Пахмутовой. Это не просто список, это фантастический список!
Дев.- Да, это такие легенды сцены, как: Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина и многие другие замечательные исполнители. Своими песнями они приносят людям счастье.
Песня Птица счастья звучит в исполнении ребят 5а класса
Мальч. - Ну вот, дорогие друзья. Мы с вами побывали в настоящем путешествии, в котором гордились своими спортсменами, поговорили о счастье и надежде
Дев.- …а после забрались на самое высокое здание, построенное нашими героями-строителями.
Мальч.- На его крыше мы видели, как улетает высоко в небо олимпийский мишка…
Дев.-…и тут же отправились за ним далеко-далеко, в открытый космос.
Мальч.- Все это благодаря нашим замечательному композиторуАлександре Пахмутовой. Спасибо ией большое за её творчество.
Дев.: А вам мы вам хотим пожелать добра и мира на нашей земле.
И сейчас прозвучит Песня Нам нужен мир, которую исполнят ребята 6б класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».
Знакомство с жанром сказочная картина в музыке на примере произведения «Музыкальная табакерка» А.К.Лядова....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-566303-1421483669.jpg)
Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829246-1476194712.jpg)
Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-1175818-1571158404.jpg)
Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни"
Технологическая карта урока "Здоровый образ жизни" Разработан для учащихся 3 класса...
Технологическая карта урока: "Здоровый образ жизни и его составляющие"
Объяснение важности здорового образа жизни и приобщение к нему....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/31/picture-840139-1477910363.jpg)
Технологическая карта урока "Нужна ли нам музыка?"
Разработка комбинированного урока для 10 класса. На уроке изучаются музыкальные инструменты, музыкальные направления. Урок позволяет расширить кругозор, развить лингвистическую догадку, память. На уро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/29/picture-1409218-1653808611.jpg)
Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.
Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства....