Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве
план-конспект урока по музыке на тему
Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме " Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве".
Технологическая карта урока
Автор: Наташенкова Светлана Юрьевна, с.ш.№4 г.Вязьма
УМК Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Класс: IV, I триместр.
Раздел: «День, полный событий»
Тема урока: Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Методическая цель урока: формирование УУД с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных и художественных образов и литературного произведения.
Цели урока:
образовательная: создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, закрепления учащимися особенностей воплощения стихотворных образов А.С.Пушкина в музыке русских композиторов.
воспитательная: воспитывать любовь к русской природе, к родному краю.
развивающая: развитие музыкальной памяти и слуха на основе активного восприятия музыкального произведения и исполнения.
3.
Учебные задачи,
направленные на достижение личностных результатов обучения:
- способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения;
- создать условия для развития творческого потенциала;
- формировать мотивационную направленность на продуктивную музыкально – творческую деятельность.
направленные на достижение метапредметных результатов:
- создать условия для развития образного мышления;
- способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение;
- способствовать формированию умения владеть своей устной речью.
направленные на достижение предметных результатов обучения:
- конкретизировать знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа;
- размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.
Оборудование: фортепиано, мультимедиапроектор, компьютер, музыкальная запись произведений: П.И.Чайковский «Зимнее утро», В.Шебалин «Зимняя дорога», Г.Свиридов«Зимняя дорога».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация Задачи этапа: 1.Включить учащихся в учебную деятельность 2.Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. | ||
Музыкальное приветствие. «Мы урок начнем с разминки, Выпрямляем свои спинки, Влево, вправо повернитесь И друг другу улыбнитесь.» Поприветствуйте, пожалуйста, наших гостей, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе | Дети под музыку «Осенняя песня»П.И.Чайковский. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте!» | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое |
Этап урока: 2 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Задачи этапа: Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала | ||
- С творчеством какого поэта мы гоаорили на прошлом уроке? -Воплощение каких стихотворных образов в музыке мы услышали на прошлом уроке? Вспомните ,кто автор произведения, которое прозвучало в начале урока, и как оно называется. Дома вы должны были вспомнить стихи А.С.Пушкина о зиме. Я буду читать вам отрывки, а вы постарайтесь вспомнить название стихотворения. Вот ветер, тучи нагоняя, Какое настроение в этом стихотворении? (Вот ветер, тучи нагоняя..) Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мороз и солнце; день чудесный! Какое настроение чувствуется в этом стихотворении? | А.С.Пушкина. Образов осенней природы. П.И.Чайковский, «Осенняя песня». (Вот ветер, тучи нагоняя..) Опрятней модного паркета «Зимнее утро» | |
Этап урока: 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие, через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока. | ||
Молодцы! Вы знаете стихи Пушкина. Что объединяет эти стихи? Как вы думаете, почему именно эти стихи прозвучали на уроке? Слайд №2 Слайд №3 | Они о зиме. Мы будем наблюдать за воплощением зимних образов в музыке, определять настроение музыки, средства музыкальной выразительности. | |
Мы познакомимся с произведениями русских композиторов, в которых, возможно, мы найдем отражение образов пушкинских стихов, определим, может ли музыка так же ярко воплотить эти образы при помощи выразительных и изобразительных возможностей музыки, поищем воплощение этих образов в изобразительном искусстве. | Познавательные: - сравнение, обобщение; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. М/П - овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности | |
Этап урока: 4.Первичное закрепление в знакомой ситуации. Задачи этапа: 1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу 2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | ||
Слайд№4 Мы с вами с первого класса знакомы с музыкой из «Детского альбома» П.И.Чайковского. О чём рассказывает эта сюита? Слайд №5 | О жизни ребёнка, о его чувствах и мыслях. | |
Послушаем пьесу «Зимнее утро». О чём рассказывает эта пьеса? Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять образ этой пьесы? Определим это, заполнив таблицу. Перед вами таблица, которую вы заполните, работая в группах. Слайд №6 | Работа в группах с таблицей. | Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -учёт разных мнений. Познавательной и практической деятельности - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах; |
Проверка выполнения задания. Слайд №7 | Учащиеся озвучивают полученные результаты. | |
Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём. Физкультминутка. СЧИТАЛОЧКА Раз, два, три, четыре, пять. Считают хором. Все умеем мы считать. Выходят из-за столов. Отдыхать умеем тоже. Поднимаются на носки, подтягиваются, поднимая руки вверх. Руки за спину положим. Голову поднимем выше И легко-легко подышим. | Пение. Вокальная физкультминутка. | Личностные:
-умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. |
Этап урока : 5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях 2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | ||
Стихи А.С.Пушкина очень музыкальны. Каждая строка звучит какой-то своей, особой, удивительной мелодией. «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились»- так писал П.И.Чайковский. Продолжим знакомство с образами А.С.Пушкина в музыке на примере стихотворения «Зимняя дорога». Прослушивание стихотворения «Зимняя дорога» Какое настроение слышится в этом стихотворении? Изменяется ли настроение ? Почему? Какие чувства передаёт нам А.С.Пушкин ? Вы услышите два разных музыкальных произведения. Давайте определим, как воплощается стихотворный образ в этих произведениях. А в каком ещё виде искусства можно встретить похожие образы? В чём схожесть и различие воплощения? Что мы должны для этого сделать? | В живописи. Прослушать произведения, определить настроение, средства музыкальной выразительности, образ. | |
Мы продолжим работать в группах. Первая группа заполняет таблицу для «Зимней дороги»Г.Свиридова. Вторая группа –для «Зимней дороги» В.Шебалина. Слайд №8 Третья группа подберёт подходящие к этим двум произведениям картины. Слайд №9 | Работа в группах. |
М/П: -умение размышлять, отвечать на вопросы; -развитие умения осмыслить полученную информацию.
|
Проверка выполнения задания. В каком из этих произведений было больше выразительности, а в каком –изобразительности. Какое из них. По вашему мнению, больше соответствует настроению стихотворения Пушкина и почему? Согласны ли вы с выбором третьей группы? Поднимите руку. Кому больше понравилось исполнение солиста? Кому хоровое исполнение? Слайд № 10 | ||
Этап урока 6. Подведение итогов урока - рефлексия деятельности. Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками 2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества. | ||
Какова была тема нашего урока: «Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве». Как вы думаете, способна ли музыка воплотить эти образы так же ярко? Что выражала и изображала музыка ,которую мы слушали сегодня на уроке? Нашли ли воплощение подобные образы в изобразительном искусстве? | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности и личностной рефлексии; -самооценка своих музыкально-творческих способностей;
Личностные: -самооценка на основе критерия успешности; -адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные: -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
Давайте споём песню «Наш край». Мы все хорошо поработали на уроке. На дом вам следующее задание: в тетради на печатной основе выполните задание на стр. А теперь оцените, пожалуйста . свою работу на уроке. У каждого есть карточка самооценки. Поставьте + и – около каждого пункта. Самооценка. Карточка самооценки. А теперь оцените, пожалуйста, наш урок! Слайд№11 До свидания! Слайд №12 | Песня «Наш край» Заполняют карточку самооценки. До свидания! |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"
Данный материал идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...
Видеоурок по теме "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Данный урок проводится в 5 классе по программе Сергеевой, Критской в разделе программы " музыка и изобразительное искусство " На уроке учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального и худо...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе по музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти) составлена в соответствии с Феде...
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством
Презентация к уроку 5 класса. Что роднит музыку с изобразительным искусством...
Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...