Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

 Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 

Цель урока:познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова. Научить слушать и понимать симфоническую  музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_muzyki_v_6_klasse.docx37.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока  музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»

Технологическая карта урока

Предмет

 Музыка

Класс

6 класс, 2 четверть.

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую  музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации;   уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, синтезатор,

мультимедийный проектор, компьютер.

Цель урока

Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление)

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.

Компетенции

компетенция личностного самосовершенствования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Самоопределение к деятельности

Прослушивание в исполнении симфонического оркестра  музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр?

Дети отвечают на вопрос.

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

5 мин.

2

Мотивация и актуализация знаний

Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими. Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Обсуждение. Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная. Из лепестков собирают музыкальный образ.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные -формулирование темы урока

3  мин.

3

Открытие новых знаний

Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Г.В.Свиридов. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств в г. Санкт-Петербурга. Кто написал музыку к худ. фильму «Метель?»

В 1994 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.  

Г. Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 мин.

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Второй номер этой сюиты называется “Пастораль”. Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Вспомните, как начинается повесть:

“В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою Прасковьей Петровной, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную семнадцатилетнюю девицу”.

Рассуждение детей.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повестиРисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

Эта пьеса посвящены лирическим образам «Метели».

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина  «Метель». .   Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Этот номер иллюстрирует эпиграф к повести:

« Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокой…

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий…»

Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты;  с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы

Чтение отрывка из повести Пушкина, рисующие, как Владимир и Бурмин волею судьбы в один и тот же вечер стали заложниками метели.

Составление синквейна.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль .

5 минут

6

Рефлексия деятельности

Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».        

-  Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы?

Этот номер  Свиридова рассказывает вовсе не о капризах природы.

Этот литературный отрывок и музыка Свиридова дают характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера.

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование  самооценки, самоуважения

5 минут

7

Вокально- хоровая работа

Создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через  исполнение песни.

Исполнение песни «Зимняя дорога»

Муз Яковлева, сл. А. Пушкина

Развитие творческих способностей учащихся

3 минуты

8

Подведение итогов

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем  вальсировать, маршировать, сопереживать…

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

3 минуты

9

Информация о домашнем задании

Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». Написать сочинение.

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Конспект урока в 6 классе "Образы симфонической музыки"

Конспект урока музыки  в 6 классе по теме "Образы симфонической музыки" составлен в соответствии с программой Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской....

Технологическая карта урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева.

Технологическая карта.  Урока музыки 2 класс «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьева. Раздел: «В концертном зале»...

Технологическая карта урока музыки 7 класс "Светская и духовная музыка"

Технологическая карта урока музыки, 7 уласс "Светская и духовная музыка"...

Технологическая карта урока музыки "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Технологическая карта урока музыки " Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс...