технологическая карта урока А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме
Знакомство с жанром сказочная картина в музыке на примере произведения «Музыкальная табакерка» А.К.Лядова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Музыка
Класс: 5
Тема урока: А.К.Лядов сказочная картина «Музыкальная табакерка».
Тип: открытие новых знаний
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок-размышление
Цель урока:
Задачи урока: проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин»; познакомится с творчеством композитора А.К.Лядова; познакомится
Музыкальный материал: А.К.Лядов «Музыкальная табакерка», А.С.Даргомыжский «Табакерочный вальс», С.М.Майкопара «Музыкальная шкатулка», «Музыкальная шкатулка» муз.Ю.Чичкова, сл.З.Петровой
Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов:
Личностные : развитие эмоционально-нравственной отзывчивости
Регулятивные : учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
Познавательные:
учатся размышлять над содержанием музыкального и литературного произведения, определять средства музыкальной выразительности
высказывать суждения о музыке
Коммуникативные
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов | Время |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Проверка готовности класса к уроку. Создание комфортного микроклимата на уроке. | Эмоционально-образный настрой к уроку | 1 | |
2.Этап подготовки к усвоению нового материала | Демонстрация картинок по которым ребята должны вспомнить музыкальное произведение («Шехеразада» Римского-Корсакова, опера « Руслан и Людмилла» М.И.Глинка, балет «Щелкунчик» П.И.Чайковский , мюзикл «Кошки» Л.Уэббер»). Последней демонстрируется картинка с изображением шкатулки. | Размышлять, анализировать, вспоминать | 3 | |
Постановка проблемы. Актуализация знаний | Какая картинка вызвала у вас затруднение с подбором музыкального произведения? Может ли в этой шкатулке находиться музыка? А какой характер носила бы эта музыка? А может ли в этой шкатулке, прятаться сказка? | Размышляют, анализируют | 3 | |
Введение в тему урока | Давайте подумаем, какой может быть тема нашего урока? Посмотрите на экран и попробуйте, используя все слова, которые вы видите, составить тему нашего урока. Что вы представляете, слыша словосочетание «сказочная картина»? А если мы прибавим слово «музыкальная»? . | Формулируют тему урока. Высказывают свои мнения. | 3 | |
Совместное открытие новых знаний | Как вы думаете для чего «сказочным картинам» в музыке композитор даёт чёткое название? Что вы себе представляете, слушая произведение? (А.С.Даргомыжский «Табакерочный вальс») | Высказывают свои предположения. Слушают, анализируют. | 19 | |
Возьмите в руки карандаши и напишите все слова, которые приходят вам на ум с названием «Баба яга»? А теперь вспомните, как называется музыкальное произведение, которому даётся образное название или литературное предисловие? Что помогает композитору создать яркий и красочный образ? Чтобы «сказочная картина», была более красочной, какими бы инструментами вы её сыграли ? Как можно объяснить слово «миниатюра»?
Знакомство с творчеством А.К.Лядова. Что вы себе представили, услышав название «Музыкальная табакерка»?
Слушание С.М.Майкопара «Музыкальная шкатулка» Знаете ли вы, как она устроена? На примере видеофрагмента мультфильма и сказки В.Ф.Одоевского «Музыкальная табакерка» знакомство с устройством табакерки. Скажите, как изображены жители городка, какого они размера? Послушайте пьесу «Музыкальная табакерка» и попробуйте разобраться , как композитор сумел создать такую кукольную, звенящую музыку? Звучит пьеса А.К.Лядова «Музыкальная табакерка» Расскажите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Получилось ли у композитора создать «сказочную музыкальную картину» ? Соответствует ли она содержанию сказки? | Выписывают слова связанные с образом «Бабы-Яги». Вспоминают пройденный материал. Предполагают, высказывают своё мнение. Представляют, высказывают своё мнение. Предположения детей. | |||
Вокально-хоровая работа | Разучивание песни «Музыкальная шкатулка» муз.Ю.Чичкова, сл.З.Петровой | Вокально-хоровая работа. | Формирование исполнительских навыков | 10 |
Рефлексия | В заключении урока Дайте самооценку своей работе, продолжая фразы: Сегодня я узнал… Для меня стало новым… Меня удивило… Я с удовольствием… Мне понравилось… Сегодня на уроке мне захотелось… | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности, делают выводы. | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке | 4 |
Домашнее задание | К следующему уроку придумайте и нарисуйте свою музыкальную шкатулку. Придумайте и напишите, какие названия можно дать программным произведениям. | 2 | ||
Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.
— Что это за городок? — спросил Миша.
— Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку…
.
— Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
— Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту.
— Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается…
— Право, мой друг, там и без тебя тесно.
— Да кто же там живёт?
— Кто там живёт? Там живут колокольчики.
С этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился:
— Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.
А папенька отвечал:
— Не скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.
Папенька вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею, смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики?
.
«Да отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в гости».
— Извольте, с величайшею радостью!
С этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.
— Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить?
— Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
— Я вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, — там я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь, как и вы под ними проходите.
— Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной.
Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше.
Спросил Миша : «А почему колокольчики все разные?». Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще.
Между тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит, золотой шатёр с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает.
Миша этому очень удивился и сказал ей:
— Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете?
— Зиц-зиц-зиц, — отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.
Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...
Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...
Технологическая карта урока. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"
Технологическая карта урока по технологии АМО. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка"...

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)
Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...
Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"
Технологическая карта открытого урока музыки Тема "Музыкальные инструменты.Скрипка и игил"...

Технологическая карта музыкального занятия с применением здоровьесберегающих технологий "«Музыкальные испытания в стране здоровья»
Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы....

Технологическая карта занятия "Путешествие в мир музыкальной кухни"
Ф.И.О. педагога Анашкина Мария ВалерьевнаВозрастная группа Подготовительная к школе группа 6-7 летТема занятия «Путешествие в мир музыкальной кухн...