Методическая разработка: Технологическая карта урока "Героическая тема в музыке". Предмет: музыка, 7 класс.
методическая разработка по музыке (7 класс)
Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku_muzyka_7kl_urok_8._geroicheskaya_tema_v_muzyke.docx | 33.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету Музыка,7 класс
(УМК «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)
ГБОУ школа №500, составитель: учитель – Поповская Т.Л.
Урок по плану | №8 |
Вид урока | комбинированный |
Тип урока | урок повторения и обобщения полученных знаний |
Технологии | Ассоциативно-образного мышления, группового обучения, здоровьесозидающая. |
Тема | Героическая тема в русской музыке |
Цель урока | Актуализация отражения героико-патриотического исторического прошлого Родины в произведениях искусства |
Задачи | -приводить примерымузыкальных произведений, в которых отражена героико-патриотическая тема; -рассуждать на поставленные проблемные вопросы; -проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных произведений; -осуществлять вокально-хоровую работу над произведением; -называть полные имена композиторов, в творчестве которых отразилась героическая тема. |
Наглядные пособия | Электронный учебник, презентация «Героическая тема в русской музыке», аудио-видео материал. |
Нотный материал | Хрестоматия по музыке; партитура хора «Славься» М.И. Глинки (печатный текст); фрагменты партитур на слайдах. |
ЭОР | |
ТСО | компьютер, проектор, экран, фортепиано. |
Форма контроля | Устный опрос |
Домашнее задание | Записать в тетради впечатления от выбранной картины, на героико-патриотическую тему, проиллюстрировать музыкальным материалом, подобрать литературный эпиграф в стихах или прозе. |
Результаты (УУД): | |
Личностные | - развивать ценностное отношение к умению слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение; -развивать ассоциативно-образное мышление; - понимать необходимость сохранения исторической памяти в жизни человека; - уметь анализировать деятельность (собственную и одноклассников) с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
Предметные | Базовый уровень - по стандарту и программе: ученик должен научиться - выполнять задания: слушание и анализ музыкального произведения, пение. |
Метапредметные | Познавательные УУД: - расширять интонационный тезаурус в процессе подбора музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов; Коммуникативные УУД: - овладевать умением грамотно выражать свои мысли, вести диалог; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного информативного материала и выполнения творческих заданий. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - уметь рационально строить самостоятельную музыкально-творческую деятельность и работу в группе. |
Этап урока | Формы работы | ИКТ (презента-ция,аудио,видео материал) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся ( и предполагаемые ответы) | УУД |
1.Организа-ционный момент | Ритуал начала урока, пожелание |
| Соблюдение ритуала приветствия; | Подготовка к учебному процессу. | |
2.Актуализация знаний | Беседа Теоретическая часть | Слайд№1 | Как вы понимаете фразу: «О поколении судят по героям, которые им принадлежат»? К каким музыкальным произведениям, фрагментам вы можете использовать эти слова в качестве эпиграфа? Напойте музыкальные темы. Обобщите, о музыке каких композиторов вы сейчас вспомнили, о зарубежных? Сформулируйте тему нашего урока, о какой теме в сфере какой музыки продолжим наш разговор? | - (ответы личностного плана) (варианты ответов): -1 часть 2-й симфонии А.П. Бородина («Богатырской»); - опера М.И. Глинки «Иван Сусанин»; - опера А.П. Бородина «Князь Игорь»; …и т.д.. - (напевают) - отечественных, русских. - Героическая тема в русской музыке. | Формулирование личностного суждения Пение Обобщение понятийного ряда и формулирование темы урока |
3. Открытие новых знаний. | Слайд №2 | Рассмотрим «Галерею героических образов» на стр. 38 (учебник). Каков их образный строй? Кто создал эти произведения искусства и где они находятся? С какими историческими событиями они связаны? С какими знакомыми музыкальными произведениями они ассоциируются? | - (ответы учащихся базируются на приобретённых ранее знаниях по музыке, ИЗО, истории) | Анализ визуального ряда Развитие ассоциативно-образного мышления | |
4.Групповая работа. | Прошу вас организовать рабочие группы и ответить на вопросы карточек (предлагается по 1 вопросу на обсуждение группы). №1.Музыку какого характера исполняет гусляр изображенный на картине? Какие интонации звучат в его голосе? Подберите знакомый музыкальный фрагмент к этой картине (И. Глазунов «Слава предкам») №2.Какие выразительные особенности, детали картины, свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера? Подберите знакомый музыкальный фрагмент к этой картине?(В. Васнецов «Баян») №3.Какое историческое событие отражено на картине? Подберите знакомый музыкальный фрагмент к этой картине.(В. Верещагин «Не замай- дай подойти») №4.Какое историческое событие отражено на картине? Подберите знакомый музыкальный фрагмент к этой картине.(И. Мартос«Памятник Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому») (на выполнение задания отводится 5-7 минут) | - напевная, эпическая, патриотическая, скорбная, величественная и т.д.. - песни Баяна из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». - сосредоточенное, одухотворенное выражение лица гусляра, жест вскинутой руки как восклицание, утверждение, прославление… - подлинный былинный напев из песни Садка «Высота, высота поднебесная» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. - не смотря на то, что сюжет картины относится к событиям Отечественной войны 1812 года, образ интерпретируется как Иван Сусанин. События 1612 года. - ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря»изIV действия оперы М.И. Глинки. - события Отечественной войны 1812 года. - хор «Солнцу красному слава!», ария Князя Игоря «О,дайте, дайте мне свободу» из оперы А.П. Бородина «Князь Игорь»; хор «Славься» из Финала оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». | Умение самоорганизации и работы в группе; Формирование доброжелательного отношения в процессе групповой работы; Поиск информации, работа со словарем (текстовым и ЭОР) Решение поставленной учебной задачи | ||
5.Анализ работы по группам. | Слайды № 3,4,5,6. | Прошу группу №____ пройти к доске для выступления. Готовится группа №___ (выступление всех групп) | - (учащиеся, по группам, выступают перед одноклассниками, отвечают на вопросы по каточке, пропевают выбранные музыкальные темы) | Умение грамотно выстраивать логическую последовательность повествования, вести диалог; пение и слушание музыки | |
6. Сравнение и обобщение материала. | Слайд №7- | Какая основная идея содержится в этих произведениях? Сравните услышанные музыкальные сочинения и данные произведения изобразительного искусства. Какие черты раскрываются в образах, сопоставьте средства музыкальной и изобразительной выразительности, особенности формы и композиции произведений. Какую особенность драматургической линии положили в музыкальную основу опер композиторы? Что даёт современным композиторам, исполнителям слушателям обращение к героическим образам и сюжетам исторического прошлого? | - идея героической защиты Родины, патриотизма. Красота, мощь, сила, богатство души, благородство поступков, безграничная любовь и преданность Родине, Отечеству. - в операх Бородина и Глинки отражены богатырские характеры, величие, сила духа русского народа, стремление несмотря ни на что защитить отечество от врага. - композиторы и художники .используют в освещении событий крупную форму (музыкальных произведений - опера, и монументальность в изображении - картина, скульптура). - приём сказания, былины; - контрастное сопоставление двух противоборствующих сил. -сохранение исторической памяти, уважение к подвигу простого человека, создание современных произведений, оказывающих влияние на формирование патриотических чувств человека. (ответы личностного плана) | Умение проводить сравнительный анализ, применять метод сопоставления | |
5. Практикум | Вокально-хоровая работа | аудиофайл | Переходим к практической части урока. Приготовьтесь к распеванию, примите вокальную позицию стоя. Какое произведение из изучаемого вами репертуара подходит для нашей темы урока? (вокально – хоровая работа с учащимися по партиям) | - (учащиеся встают) - хор «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» | выполнение дыхательных и вокально-хоровых упражнений; пение, работа с партитурой (двухголосие); |
6.Закрепление полученных знаний | Сегодня мы вспомнили бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма. Перечислите их. Назовите полные имена композиторов, авторов этих произведений. | - оперы «Иван Сусанин» и «Князь Игорь» -Михаил Иванович Глинка и Александр Порфирьевич Бородин. | Повторение изученного материала | ||
7. Рефлексия деятельности на уроке | Подведём итог. Как вы оцениваете сегодняшний урок и собственную работу? Как вы оцениваете свою работу на уроке по пятибалльной системе? Запишите домашнее задание: Электронный учебник «Музыка.7 класс» Сергеева Г.П., стр. 36-39 Выполните творческое задание пункта №5 на стр. 39; Выучить тексты песен наизусть. (Вариант д/з для смешанного обучения: Урок окончен. Спасибо. (Ритуал окончания урока) | - (учащиеся дают оценку деятельности); - (запись домашнего задания); | Подведение итогов деятельности, самоанализ; самооценка; Запись задания; (уточнение задания); Выполнение ритуала завершения урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
Методическая разработка.Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта»
Технологическая карта урока.Тема: Письма войны. Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта».5 -7 класс...
Методическая разработка Технологическая карта открытого урока по биологии В 11 классе «Структура сообщества».
Технологическая карта ткрытого урока по биологии в 11 классе на тему: Структура сообщества....
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...
Методическая разработка (технологическая карта урока) по английскому языку в 6 классе по теме: «Events. События.» в технологии развивающего обучения
Ф.И.О.: Мартынова Татьяна АндреевнаПредмет: английский языкКласс: 6 «в»Тема – Events. События.Цель: создание диалога с использованием времен Past Simple/Past ContinuousТехн...
Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»
Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...
Методическая разработка. Технологическая карта урока. Тема урока: Басни И.А. Крылова (5 класс).
Цели урока:образовательные: систематизировать и углубить знания обучающихся об особенностях басенного жанра; познакомить с творчеством И.А. Крылова, сравнить баснописцев разных эпох, расширить круг чи...