Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по музыке
проект по музыке (5 класс) по теме
Проектная деятельность по внеурочной деятельности по теме "Музыкальный Петербург" Вданной разработке представлена деятельность и виды проектов по теме :Музыкальный Петербург XVIIIвека(отПетраI до Павла I)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Музыкальный Петербург" | 102.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 555
с углубленным изучением английского языка «Белогорье»
Приморского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» На заседании методического объединения учителей Протокол № ___ от «__» июня 201__ года Руководитель методического объединения: ______________ |
«Утверждаю» Директор ГБОУ № 555 «Белогорье» _____________________ от «___» августа 201___ года |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________________ от «___» августа 201__ года |
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 – 7 классов «Мир вокального искусства: групповое, ансамблевое, сольное музицирование» 1 час в неделю (всего 34 часа) |
Автор-составитель: учитель Маевская Е.В. |
2014 / 2015 уч. г. г. Санкт - Петербург |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир вокального искусства: групповое, ансамблевое, сольное музицирование» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта. Данная программа предполагает введение дополнительной деятельности младших подростков в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников навыков восприятия музыки с точки зрения разных видов вокального музицирования с использованием музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации и бесспорно дополняет успешное художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов в условиях ФГОС среднего общего образования, обусловлена возросшим интересом к вокальному исполнительству, ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребёнка, формирование певческой культуры с элементами музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
Задачи:
- формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
- формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
- развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания;
- воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости;
- развитие навыков музыкально-пластического интонирования и двигательной импровизации.
- Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период предмутационного и мутационного периода формирования певческих навыков. Дополнение вокального музицирования разных видов (групповое, ансамблевое, сольное) музыкально-пластическим интонированием и двигательными импровизациями способствуют раскрепощению во время исполнения и облегчению вокальных трудностей, связанных с мутационными перестройками голосового аппарата в раннем подростковом возрасте (особенно у мальчиков).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11 – 14 лет.
Сроки реализации программы – 3 года, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 часа в год. Продолжительность 1 занятия 45 минут. Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии активных форм вокального музицирования позволяет поддерживать подвижный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- хоровое сольфеджио;
- ансамблевое музицирование;
- сольное пение;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- музыкально-пластическое интонирование;
- движение под музыку;
- двигательные импровизации.
- Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом ГБОУ школы № 555 «Белогорье» на внеурочную деятельность программы «Мир вокального искусства: групповое, ансамблевое, сольное музицирование» в 5-х классах отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часа в год.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основы.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- разнообразные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и познавательно-творческой деятельности;
- постижение нотной грамоты;
- знание особенностей музыкального языка;
- применение полученных знаний и приобретённого опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
- создание коллективных музыкально-пластических композиций;
- исполнение вокальных произведений разных жанров.
- Содержание учебного курса.
Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
«Нотная грамота» - 3 часа.
Знакомство с элементарной нотной грамотой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре.
«Хоровое сольфеджио» - 3 часа.
Умение пропевать простейшие мелодии с названием нот, интонирование простейших музыкальных интервалов. Умение ориентироваться в нотном тексте, хоровых и вокальных партиях.
«Исполнение а капелла и с сопровождением» - 5 часов.
Интонирование мелодии а капелла и с сопровождением; сольное и ансамблевое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента и (или) других голосов.
«Работа с фонограммой» - 5 часов.
Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера; развития метроритмических навыков, ощущения темпоритма.
«Работа с микрофоном» - 3 часа.
Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном.
«Сценическое движение и культура» - 5 часов.
Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами пластики, сцендвижения и хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления.
«Работа над репертуаром» - 10 часов.
Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен.
- Календарно-тематическое планирование (одинаковое для каждого года обучения с постепенным усложнением).
№ | Тема | Основные понятия | Планируемые результаты | Вид контроля | Период проведения (план) | |
предметные | метапредметные | |||||
1. | Нотная грамота (3 часа) | Нотный стан, ноты, звукоряд, скрипичный ключ, басовый ключ, нотные знаки, тональности до 2-х знаков | реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокальной деятельности в исполнении разножанровых и разнохарактерных произведений; выражать образное содержание музыки через пластику и движение; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. | Личностные: творческая самореализация на занятии; Регулятивные: способность контролировать время на выполнение заданий; осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнение других людей, способность излагать свои мысли в творчестве. | См. работа | сентябрь 2014 |
2. | Хоровое сольфеджио (3 часа) | Интервал, интонирование, координация, мелодия | Исполнение, сочинение | сентябрь-октябрь 2014 | ||
3. | Исполнение а капелла и с сопровождением (5 часов) | Мелодия, аккомпанемент, фраза, кульминация. | Исполнение | октябрь-ноябрь 2014 | ||
4. | Работа с фонограммой (5 часов) | Фонограмма, песня, солист, ансамбль, хор | Исполнение | ноябрь-декабрь 2014 | ||
5. | Работа с микрофоном (3 часа) | Дикция, микрофон, утрирование | Исполнение | декабрь-январь 2015 | ||
6. | Сценическое движение и культура | Сцена, культура, певец, образ | Исполнение, импровизация | январь-февраль 2015 | ||
7. | Работа над репертуаром (10 часов) | Репертуар | Исполнение на сцене; Участие в концертах, фестивалях, конкурсах школьных, районных, городских и региональных | март-май 2015 | ||
ИТОГО: |
- Ожидаемые результаты: подготовка тематических вокально-исполнительских программ по годам обучения (3-4 песни для каждой программы).
5 класс (1-ый год обучения):
1. Программа «Милая моя мама…» – песни о материнской любви, нежности и ласке.
2. Программа «Рождество и Новый год» - рождественские и новогодние песни на русском и английском языках.
3. Программа «Поём о мире» – песни с патриотической и гражданской тематикой.
4. «Школьные годы чудесные» - песни о детстве и дружбе, о школьной жизни, об учителях и школьных товарищах.
6 класс (2-ой год обучения):
1. Программа «Песни народов мира» - песни любой тематики разных народов мира (возможно исполнение на языке оригинала).
2. Программа «Эх, дороги…» - песни военных и послевоенных лет.
3. Программа «Не повторяется такое никогда…» - лирические песни о первой любви и дружбе.
4. Программа «О, спорт, ты – мир!» - песни о физкультуре, спорте, спортсменах и спортивных командах.
7 класс (3-ий год обучения):
1. Программа «Изгиб гитары звонкой» - песни авторов-исполнителей.
2. Программа «Рождество в Европе» - рождественские песнопения России, Англии, Франции, Германии, Испании (на языке оригинала).
3. Программа «Волшебство мюзикла» - фрагменты российских, европейских и американских мюзиклов, песни к кинофильмам и театральным постановкам.
- Использованная литература.
- Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия.1990Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.-142с.
- Каплунова И.М., Новосельцева И.А. Этот удивительный ритм (Развитие чувства ритма у детей), издательство «Композитор» Санк-Петербург;
- Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
- Горюнова А.В. Говорить языком предмета. М., 1989.
- Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
- Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
X. Материально-техническое обеспечение курса.
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
- Технические средства обучения:
- компьютер
- музыкальный центр
- микшер
- микрофоны
- флеш-карты
- Учебно-практическое оборудование:
- фортепиано
- синтезатор
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....
Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.
Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...