Итоговая практико-значимая работа Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса
проект по музыке (5 класс) по теме
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3-4
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса………….........5-40
1. Пояснительная записка…………………………….………..…………….5-11
2. Календарно-тематическое планирование……..………….………… ……12-40
Заключение.……………………………………..…………………………….41
Литература..……………..……………………………………………….……42
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ugarova_yu.a.doc | 469.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»
Итоговая практико-значимая работа
Рабочая программа по предмету «Музыка»
для 5 класса
Угаровой Юлии Александровны,
учителя музыки МБОУ СОШ № 2 г. Дубны,
слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО. 5-7 классы)»
Инвариантный модуль 72 час.
Руководитель курса –
старший преподаватель Переверзева И.А.
Москва 2014
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3-4
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса………….........5-40
1. Пояснительная записка…………………………….………..…………….5-11
2. Календарно-тематическое планирование……..………….………… ……12-40
Заключение.……………………………………..…………………………….41
Литература..……………..……………………………………………….……42
Введение
Для создания моего проекта была использована образовательная программа по музыке для основной школы - составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ) на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год).
При разработке рабочей программы авторская программа подлежала корректировке. А именно: в календарно-тематическое планирование был внесён региональный компонент, были прописаны планируемые результаты освоения учебного предмета, которые направлены на формирование универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия (УУД) выступают обязательной основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.
Реализация данной программы предусматривает использование разнообразных видов музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса можно обобщенно назвать умением учиться. Сегодня наиболее перспективным путем формирования этого умения признано формирование у школьников универсальных учебных действий, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Можно назвать несколько ключевых компетенций, входящих в это понятие: способность к работе с информацией, ее пониманию, усвоению, обработке и оформлению, умение регулировать свою деятельность, владение логическими операциями и умение сотрудничать с окружающими людьми.
Все эти компоненты присутствуют в концепции развития универсальных учебных действий. Целесообразно поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.
Стандарт ориентирован прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся. Успешность школьника в различных видах музыкальной деятельности смягчает свойственные, для этого возраста кризисные явления.
Это обязывает современного учителя быть более ответственным, инициативным, творческим, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
Цель итоговой работы: Создание рабочей программы для 5 класса, на основании авторской рабочей программы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной Повысить уровень профессиональной компетентности в составлении пояснительной записки к программе «Музыка» 5-7 класс.
Задачи итоговой работы: Составить пояснительную записку к программе «Музыка» 5-7 класс;
Изучить и проанализировать нормативные документы, а также литературу по данной теме;
Проанализировать и систематизировать профессиональные компетентности учителя музыки, приобретенные в процессе изучения программы курсов «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО)».
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса
1. Пояснительная записка
№/п | Название раздела | Содержание раздела | Дополнения, отражающие специфику данной программы |
Общая характеристика предмета «Музыка» | Примерная программа разработана на основе преемственно сти с курсом начальной школы и ориентирована на дальней шее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкаль ному искусству, систематизацию и углубление полученных зна ний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и миро вым культурным традициям. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие ви дов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное зна комство с жанровым и стилевым многообразием классическо го и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный харак тер и становится сферой выражения личной творческой ини циативы школьников и результатов художественного сотрудни чества, музыкальных впечатлений и эстетических представле ний об окружающем мире. | ||
Цели и задачи предмета «Музыка» | Цель: - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Через музыку сформировать достойного человека; - воспитание потребности в общении с музыкальным искус ством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием. Задачи: - установление внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством; - развитие эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; - развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и твор ческого потенциала, художественного вкуса, общих музы кальных способностей; - освоение жанрового и стилевого многообразия музыкаль ного искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; - овладение художественно-практическими умениями и на выками в разнообразных видах музыкально-творческой де ятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, им провизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением инфор мационно-коммуникационных технологий). | ||
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | -приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры через вечные темы искусства (добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть и.т.д.) -воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений, активность творческого мышления, воображения, которое способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. -усвоение культурно-исторических, семейных ценностей и музыкальной культуры региона. -формирование интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. | ||
Место учебного предмета в учебном плане | Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» в 5 классе Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов в год (1 час в неделю, в том числе для обобщающих уроков.) | ||
Планируемые результаты изучения предмета | Личностные результаты (воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, целостное мировоззрение, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, осознание значимости семьи т.д.) Метапредметные результаты (умение определять цели задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, определять понятия, строить логическое рассуждение, умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы и д.р.) Предметные результаты (основы музыкальной культуры, общие музыкальные способности учащихся, мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность, основы музыкальной грамотности и т.д.) Учащиеся научатся, узнают: -эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности; -определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; -общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; -узнают специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств; -как музыка взаимодействует с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств; -какова роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов; -стилистические особенности музыкального языка Римского-Корсакова Н.А., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Баха И.С., Моцарта В, Бетховена Л., Дебюсси К.; -научатся находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств; -размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения; -различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; -находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства; -творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; -участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах); Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.; -проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
| ||
Технологии преподавания предмета «Музыка» | - технология развития процессов восприятия; -технология формирования певческой культуры; - технология детского музицирования; - технология арттерапевтического воздействия музыки; - технология развития ассоциативно-образного мышления; - технология диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников; - информационно-коммуникационные технологии; - технология преподавания по учебно-методическим комплектам (УМК); -технология развития познавательных интересов школьников; исследовательский проект. | ||
Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью | Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – экскурсиями в музеи, на выставки, посещением концертов, спектаклей; в школе – кружками, творческими объединениями учащихся. Проводятся открытые уроки-концерты, праздничные выступления для родителей. Работа кружков создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями. Осуществляется связь с музыкальной школой. Внеурочная деятельность отображает последовательное развитие идеи начальной школы и направление на расширение художественного кругозора учащихся, которое способствует обогащению музыкального кругозора, углубляя восприятие, познание музыки; Учащиеся полнее получают знания о музыке, музыкантах, исполнителях. Эти уроки включают в себя экранизацию видеофильмов о композиторах, фрагментов из опер, балетов, мюзиклов. Учащиеся выступают с песенным репертуаром на классных и школьных праздниках. Внеурочная деятельность может осуществляться различными формами проведения, это могут быть конкурсы, викторины, проекты, ролевые игры, выставки, часы общения и.т.д. | ||
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов | Использование аудиозаписей, фрагментов фильмов, опер, балетов (DVD), мультимедийных презентаций, проектов. Интернет-сайт: viki.rdf.ru Критская Е. Д. Музыка. Основная школа. Программа [Электронный ресурс] / Е. Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Компьютерная программа «Музыкальная энциклопедия». Издательство «Большая Российская Энциклопедия», М.,2006. Компьютерная обучающая программа «Путешествие в страну знаний». «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», М. 2003-2005. Сергеева Г. П.. Мир музыки: Программно-методический комплекс для интерактивной доски, М.,2008 Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предмету «музыка», интернет - сайт: http://www.school-collection.edu.ru/. | ||
Структура тематического планирования | Раздел 1. Музыка и литература. (17 часов) Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов) Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Импрессионизм в музыке и живописи тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. | ||
Материально-техническое обеспечение предмета | - Музыкальные инструменты; - Электронные музыкальные инструменты (синтезаторы); - Магнитная доска; - Персональный компьютер; - Мультимедийных проектор; - Экспозиционный экран; - DVD-проигрыватель; - Музыкальный центр. | ||
Методическое обеспечение предмета «Музыка» | Программа «Музыка 5- 7классы; М., Просвещение, 2012г. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 20012г. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2012г. Фонохрестоматия для 5 класса Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» (СD, mp 3) , М, Просвещение, 2012г. Учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2009г. Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011г. |
2.Календарно-тематическое планирование
Заключение
В результате обучения на курсах повышения профессиональной квалификации была составлена программа соответствующая требованиям новых образовательных стандартов второго поколения.
Данный проект является обобщением опыта усвоения программы курсов, является логическим завершением курса, систематизирует знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, полученные в ходе практических занятий, выполнения самостоятельных внеаудиторных работ, написания контрольных работ.
В программе курсов рассматривались содержание, технологии, формы развития профессиональных компетенций учителя музыки, необходимых ему для успешной реализации требований ФГОС на уроках музыки в основной школе.
Изучались основные характеристики музыкально-педагогической деятельности (методологическая, организационная, исполнительская, художественная, исследовательская, просветительская, методическая, информационная);
была раскрыта проблема преемственности формирования УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные, информационные) между начальным и основным звеньями музыкального образования;
сформировано представление о субъектности учебной деятельности школьников основной школы, её структуре и характеристиках в контексте музыкального образования.
В процессе изучения программы и материалов курсов приобретены профессиональные компетентности.
Профессиональная компетентность учителя музыки – интегрированное качество личности, в котором деятельность характеризуется как комплексная, сочетающая в себе различные составляющие, направленные на совершенствование профессиональной культуры и педагогического мастерства, знание современных подходов в образовании.
- Психолого – педагогическая компетентность
Знания из общей педагогики, дидактики, возрастной и музыкальной психологии, их адаптация на процесс музыкального образования и воспитания.
Восприятие --- музыкальные способности --- музыкальное творчество
- Музыкально – теоретическая компетентность
Актуализация знаний и способов деятельности из области теории и истории музыки, музыковедения, музыкознания, их «переплавка» в музыкальную педагогику и педагогику художественного творчества.
- Исполнительские компетентности
Владение музыкальным инструментом, технологиями детского музицирования, вокальная и дирижерская подготовка, певческая культура.
Умения и навыки импровизации, пластического интонирования, музыкально-ритмических движений, артистизм.
- Общехудожественные компетентности
Комплекс представлений о значимости основных положений из разных областей знаний – философии, эстетики, социологии, культурологии и др.
- Методические компетентности
Степень актуализации методических знаний и умений, способов творческой деятельности в процессе освоения перспективных педагогических технологий, сообразных природе музыкального искусства, возрастным особенностям обучаемых, индивидуальным особенностям деятельности педагога – музыканта.
Понятие компетентность (что я могу дать детям) – способность личности устанавливать связь между знаниями, ценностями, склонностями и ситуациями, применять способы и действия для решения разного рода задач (результативность учителя и детей).
Литература
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ). – С. 5-6.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В.Козлова, A.M.Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010 – С. 5-6.
- Рабочая программа. Музыка. 5 – 7 классы, Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2011. – С. 5-6.
- Лекции с курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС ООО. 5-7 классы)»
- 6.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий /под ред. А.Г.Асмолова. - М.:
Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
http://mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http://katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету "Музыка" 1-7 класс
моя рабочая программа по предмету музыка....
Рабочая программа по предмету "Музыка" для I класса
Рабочая программа по предмету "Музыка" для I класса, разработанная на основе авторской программы Г.С.Ригиной и соответствующего УМК "Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание»". ...
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории ...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии примерной программы по музыке В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Рабочая программа по предмету "Музыка ", составлена на основе авторской программы «Музыка 5-7 класс» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые...