Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
проект по музыке (5 класс) на тему
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-proekt_2013_goda.doc | 253 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно- эстетического цикла
Итоговый исследовательский проект
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса
Павловой Галины Фёдоровны, учителя музыки МБОУ«Топкановская ООШ». Слушателя курсов повышения квалификации 2013 г.
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС)»
Инвариантный кафедральный модуль 72 чаcа
Руководитель курсов – Г.П.Сергеева,
к.п.н., профессор
Москва 2013
Содержание.
- Цель и задачи проекта.
- Введение.
- Общая характеристика предмета «Музыка 5 класс»
- Цели и задачи предмета. «Музыка»
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Место учебного предмета в учебном плане.
- Планируемые результаты изучения предмета.
- Технология преподавания предмета «Музыка»
- Взаимосвязь урока музыки с внеурочной деятельностью младших школьников.
- Использование ИКТ и ЭОР.
- Структура тематического планирования.
- Материально- техническая база.
- Методическое обеспечение предмета «Музыка»
- Тематическое планирование предмета «Музыка 5 класс».
- Заключение.
- Список литературы
Цели и задачи проекта.
Цели проекта:
- Составить рабочую программу проекта.
- Из чего состоит фундаментальное ядро ФГОС.
Задачи проекта:
1.Ознакомиться с документами ФГОС.
2.Составить пояснительную записку.
3. Составить грамотно календарно - тематическое планирование.
4. На основе анализа одного автора Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской,
продемонстрировать понимание структуры рабочих программ.
5. Изучить литературу по вопросам образования ФГОС.
6. Применять ИКТ И ЭОР.
Введение.
В связи с изменениями и внедрения в практику работы общеобразовательных программ стандартов «второго поколения», произошли изменения в структуре календарно–тематического планирования.
Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования. Поэтому успешная реализация Основной образовательной программы учреждения невозможна без организации преемственности между начальной и основной школами, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
«Музыка» - предмет гуманитарно-эстетического цикла. В основной школе появились основные понятия и категории новых стандартов(фундаментальное ядро художественного образования, теории и концепции, положенные в основу предметов искусства, универсальные учебные действия, их классификация, планируемые результаты обучения личностные, метапредметные, предметные и другие.)
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса. Это связанно со многими факторами.
Проектная деятельность – естественная форма для формирования и оценивания ключевых компетентностей.
Педагогическая технология – это последовательная система реализации содержания обучения, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению гарантированного результата с наименьшими затратами времени и сил учащихся и педагога.
Среди наиболее перспективных технологий в области музыкального обучения считаем целесообразным выделить следующие:
- технологии развития процессов восприятия музыки школьниками;
- технологии формирования певческой культуры учащихся;
- технологии детского музицирования;
- технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся;
- технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке;
- технологии проектно-исследовательской деятельности;
- технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания;
- информационные технологии в преподавании музыки;
- технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся.
Требования ФГОСТ направлены на активное использование информационно-коммуникационных технологий в процессе работы с УМК «Музыка».
Именно поэтому сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяет совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышает информационную ёмкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.
Современные процессы модернизации образования ориентируют на создание условий, обеспечивающих индивидуальное развитие школьника, формирование человека Культуры. Школа как социальный институт обеспечивает встречу ребёнка с самим собой в пространстве общечеловеческой культуры, и условием этой встречи является «сообразное возрасту образовательное пространство» Особую роль в его создании призвано сыграть искусство, и в частности музыка.
Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире.
Пояснительная записка
Общая характеристика предмета.
Курс музыки является общеобразовательным предметом базового уровня. Урок предметной области искусства рассчитан на 1час в неделю, объём 35 рабочих часов. Нацелен на изучение многообразных взаимосвязях музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия
Уроки музыки предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
В процессе изучения музыкального искусства формируются умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение; размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым признакам. Здесь также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Цели и задачи предмета музыка.
Воспитание культуры школьников в опоре на взаимодействие разных видов искусств.
- Развитие музыкальности: (слуха, голоса, памяти, мышления и т.д.)
- Освоение музыки и знание о ней.
- Овладение практическими умениями и навыками.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, искусству своего народа и.т.д..
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
1.Формирование музыкальной культуры мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей. Музыкальных произведений разных жанров.
2. Формирование интонационно-слухового опыта школьников, как сферы невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
3. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей.
Ценность добра, ценность истины, ценность красоты лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства.
Место учебного предмета в учебном плане «Музыка».
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5-х классах в объёме 35 часов (1час в неделю).
Увеличение объёма изучения материала за счёт внеурочной деятельности и кружковой работы.
Планируемые результаты изучения предмета.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыка у обучающихся предполагается формирование УУД( личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, информационных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов)
- личностные результаты- готовность и способность обучающихся к самообразованию к учению и познанию.
- метапредметные результаты- освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
- предметные результаты- освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания.
Одной из актуальных задач современного образования является обращение к национальным, культурным наследиям своего народа.
Технология преподавания предмета «Музыка»
Технологии по УМК, ИКТ, Т развития восприятия, Т певческой культуры, Т арттерапевтического воздействия музыки, Т образного мышления, Т развития познавательных интересов. Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников. Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.
Взаимосвязь уроков музыки с внеурочной деятельностью младших классов школьников.
Программа не только предполагает изучение музыкального искусства на уроках, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно- эстетическому воспитанию школьников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: системы внеурочных и внешкольных мероприятий, интеграцию основного и дополнительного образования учащихся. В этом направлении большое значение приобретают региональный и школьный компоненты музыкального образования.
Развитие творческих способностей учащихся через систему урочных и внеурочной музыкальной деятельности. Формирование кругозора.
Проведение разнообразных внеклассных музыкальных мероприятий
Внеурочная деятельность состоит из двух направлений.
1.Спортивно-оздоровительная, духовно- нравственная неделя искусства, проектная деятельность с родителями, связанная с историческими событиями.
2. Направление в рамках школы. Дополнительное образование, внеклассная деятельность: в ДК, дома творчества и.т.д. Оно отличается от школы формой (это экскурсии, секции, кружки, лектории, конкурсы, музеи связанные с коллективными объединениями). Каждый ученик имеет право на платное обучение. Программа внеурочной деятельности имеет разные задачи:
- Владение определёнными знаниями.
- Программу по хоровому классу.
- Развитие навыков, организация, репертуарный перечень, календарно-тематическое планирование.
- Есть раздел: лучшие исполнители, связь урочной и внеурочной деятельности
- Связываем все виды искусств и средства музыкальной выразительности во внеурочной деятельности
- Направленно на патриотическое воспитание детей.
У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами деятельности и т.п.).
Использование ИКТ и ЭОР.
Включение в урок; презентаций, видео материалов, компьютерных заданий, работа с текстами учебников,
проектная деятельность, работа вместе с родителями и т.д.
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева 5-9 класс методическое пособие, программа.
ИКТ- как инструмент сбора- поиска-хранения (на флешках, компьютерах, дисках, распечатываем и т.д.)
ЭОР – электронно - образовательные ресурсы.
Есть современная рубрика инотации, методические рекомендации, поисковая система.
Использование интернет ресурсов, работа с информационно-цифровыми музыкальными энциклопедиями.
Есть единая концепция Цифровых Образовательных Ресурсов.
Структура тематического планирования.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные линии, указаны
музыкальные произведения.
Программа 5 класса состоит из 2-ух разделов» Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное
искусство». Знакомство с музыкальным сочинением происходит в тесной взаимосвязи с произведениями
других видов искусств.
Тема урока, решаемые проблемы, планируемые результаты( в соответствии ФГОСТ) понятия,
результаты, УУД, личностные результаты, метапердметные.
Постановка проблемы.
Материально- техническая база
Музыкальный центр, телевизор с видео, проектор, компьютер, инструмент баян и т.д.
Компьютерный кабинет Музыкальный центр, телевизор с видео, проектор, компьютер, инструмент баян и т.д.
Методическое обеспечение предмета «Музыка»
Учебники, творческая тетрадь, фонохрестоматия музыкального материала, учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, программа1-7 класс, Искусство 8-9 класс, М., Просвещение 2010г
Возможности школьной библиотеки.
Кроме того, предлагаются формы организации уроков, проектной деятельности учащихся, диагностика уровня музыкального развития учащихся (темы, проверочные вопросы, творческие задания, самостоятельные работы и др.), а также списки рекомендуемой литературы для учителя.
Включение в методическое пособие диагностических материалов поможет школьников подготовить к выполнению тестов и заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам гуманитарного цикла по окончании 11 класса.
№ п/п | Дата | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Худ.-пед. идея урока, раздела | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
Название раздела (количество часов) Тема 1 полугодия: «Музыка и литература» 17 часов. | |||||||
1 | Что роднит музыку с литературой ? М.Глинка.»Жаворонок»; П.Чайковский «Симфония №4» Фрагменты из сюиты Г.Ибсена «Пер-Гюнт» «Моя россия» песня Г.Струве. С.6-9. | Музыку и литературу роднит - это окружающая нас жизнь. | Романс, симфония, концерт, сюита, песня. Инструментальная музыка. | Эмоционально воспринимать музыку во взаимосвязи с литературой. | П- понятие жанр. Л.- представления о связях музыки с литературой. Р.- решение учебных задач восприятия стилей, жанров, эпох. К. -высказывать свою точку зрения. | Воспитывается эстетическое отношение к жизни, которое может вызвать импульс для создания образа музыкального и поэтического |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
Класс_ 5 тема «Музыка и литература» « Музыка и изобразительное искусство»
2 | Вокальная музыка. песня «Родная земля» Я.Дубравина. С.Рахманинов «Концерт №3», «Вокализ». В.Гаврилин «Перезвоны» «Осень» Ц.Кюи. С.10-11. | Раскрыть образ родины. | Понятие-жанр песня. интонация. | Воспитание эстетического отношения к миру. | Л. -проявлять интерес к музыке рус. композиторов. Сопоставление музыки и литературы. К.- создание атмосферы содружества. П. – представление о стилях. Р. – умение размышлять о ней. | Бережное отношение к жизни, её ценностям. | |
3 | Песня русская в берёзах ,песня русская в хлебах. р.н.п. «А мы просо сеяли» «Бояре а мы к вам пришли» «Исходила младёшенька» с.12-14. | Различные жанры песни. Особенности устного народного музыкального творчества | Разновидности обрядовых песен,лирические, календарные, трудовые и др. | П.-представление содержании, форме народной музыки. Л.- понимание жизненного содержания народной музыки, связь литературы и музыки. Р.- распознавать на слух и воспроизводить,. рассуждать о многообразии р.н.песен. К.- пение и инсценировки всем классом песен. | Знание культуры своего края, освоение основ культурного наследия. | ||
4 | «Здесь мало услышать, Здесь вслуша- ся надо..» Стихи М.Лермонтова «Из Гёте» «Горные вершины» А.Варламов и А.Рубинштейн с.16-17. | Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс | Жанр романс, определение: камерная музыка, | Развитие музыкальных способностей, эмоционально-целостного отношения к жизни искусства на основе восприятия и анализа художественного образа. | П.-представление о жанре, стилей профессиональной музыки в её связях с другими видами искусств. К. –передача собственных впечатлений о музыке. | Восприятие муз-ых образов произведений, связанных со словом, где раскрываются чувства человека, его отношения к жизни. | |
5 | Фольклор в музыке русских композиторов «Кикимора» А.Лядова «Колыбельная Кота- Баюна» разучивание | Особенности устного народного музыкального фольклора | Программная музыка. Симфоническая миниатюра. | Прививать бережное отношение к обычаям своего народа и др. | Л.- понимание ценностей народной культуры. П.- занние сказочных персонажей. Р.- самостоятельный выбор способов решения уч-ной задачи. К.- коллективное пение, самооценка. | Народное творчество как художественная самоценность | |
6 | Жанры инструментальной и народной музыки. «Вокализ» С.Рахманинова. П.Чайковский из цикла «Времена года» Песня Венецианского..» Ф.Мендельсон. « Песня бес слов.», «Венецианская ночь М.Глинка., Баркарола Ф.Шуберт Г.Свиридов «Метель» с.16-17 | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки | Баркарола. Серенада. Песня без слов. Вокализ. | Представления уч-ся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров произведений и жанров. | Р.- пластическое интонирование. П.-устойчивое представление музыкального языка. Л. Взаимодействие искусства как средства расширения представлений о содержании музыкак-ого образа | Как мелодия , сочинённая для пения со словами, может превращаться в инструментальную мелодию. | |
7 | Вторая жизнь песни. Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.Чайковский. Веснянка, у.н.п. Пер Гюнт. фрагменты к драме Г.Ибсена. Э Григ. «Песня Сольвейг» Сцена «Проводы Масленицы» Н.Рим. – Корсаков. | Народные истоки русской профессиональной музыки. | Интерпретация, обработка, трактовка. | Связь между музыкой русской композиторской и народным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. | Л.-особенности р.н.музыкальной культуры. П.-исследовать интонационно-образную природу музык. искусства. Р. умение наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности, разных видов искусств. | Смысл высказывания М.Глинки: «Создаёт музыку народ, а мы её аранжируём» Усвоение традиционных ценностей российского общества. | |
8 | Всю жизнь мою несу родину в душе. Перезвоны. Г.Свиридов Симфония –действо. Фрагменты «Молитвы».»Вечерняя музыка». Снег идёт из кантаты.Г.Свиридов. | Многообразие музыки 20 столетия. | Колокольность и песенность –свойства русской музыки. Звучащие картины. | Сформированность основ музыкальной культуры школьника. Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной приём развития произведения. | Р.-размышлять о ней. К. коллективное пение. Л.- понимание музыки в жизни людей. | Ценность красоты родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях. | |
9 | Слово о мастере. «Снег идёт» Б.Пастернака. Г.Свиридов. «Великий колокольный звон» М.Мусоргского. «Запевка» Г.Свиридова. | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Творчество Г.В.Свиридова. | Симфония-действо. | Значимость музыки в жизни человека, её роль в творчестве писателей и поэтов. | Л.- сопоставлять образное содержание муз.произ. Р. умение следить за развитием и сопоставлять поэтический и муз-ный образы. П.-выявление идеи стиха и музыки. К.-хоровое пение. | Знание культуры своего народа. Г.Свиридов перед уч-ся как яркий представитель русского искусства. | |
10 | Гармонии задумчивый поэт. Ф.Шопен. «Этюд», «Вальс». «Прелюдия № 7-20.» Стих. «Горсть земли», «Вальс» | Западноевропейская музыка. Творчество Ф.Шопена. | Прелюдия. Этюд. | Взаимодействие музыки с другими видами искусств на основе языка каждого из них | Р.- различать контраст произведений. П.- осмысление взаимодействия искусств как средство расширения представлений о содержании музыкальных образах. | Уважительное отношение к музыке , культуре других народов. | |
11 | Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь. «Маленькая серенада» В.Моцарт. «Реквием» Хор из оперы «Волшебная флейта».В.Моцарт. | Творчество Ф.Моцарта. | Реквием Серенада | Связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, в литературе играет драматургическую роль. | Р.-размышлять о ней. Л.- расширение знаний о творчестве композитора. К.- передача собственных впечатлений | Эмоциональный отклик. Сопереживание | |
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.. Опера-былина»Садко» Н.Римс.- Корсаков. фрагменты. «Колыбельная Волховы», «Песни Индийского гостя» | Жанр-опера. Драма на музыке. Либретто- литературная основа. | Разновидности форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль и.т.д.) | Связь искусств в опере. (лит.,муз., изо., танец,) Расширение музыкального кругозора, связь с театром и т.д | К.- участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Р.- сходство и различие. Л. Определение внешних и внутренних связей. | Проявлять интерес к оперному жанру. Раскрыть особенности драматургического развития образов. | |
13 | Второе путешествие в театр. «Щелкунчик» П.Чайковский. фрагменты. Вальсы, марш. | Жанр – балет. Синтез искусств в балете. Виды искусств: литер., муз., танец. | Исполнители балета (танцоры, балерина, имена известных хореографов, танцоров и т.д.) | Расширение общего и музыкального кругозора, связь с театром и т.д. | К.- пластическое интонирование.тем, Р.- наблюдать за развитием музыки, образы добра и зла. | Мысль выражения в танце. | |
14 | Музыка в театре, в кино, на телевидении. Музыка из сюиты «Пер Гюнт»»Звуки музыки» Р.Роджерса.»Моя прекрасная леди» Ф.Лоу. из мюзикла. | Осознание роли литературы и музыки в театре, кино, на телевидении | Понимать роль литературы и музыки в театре, кино, телевидении. | Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Восприятие эстетического отношения к миру, в разнообразных видах муз. деятельностью, связанной с театром, кино. | Р. – определять тембр голосов. К.- участвовать в коллективной исполнительской деятельности | Коммуникативная компетентность в общении со сверстниками в творческой и других видах деятельности. | |
15 | Третье путешествие в театр. Мюзикл «Кошки» Э.Уэббер. «Звуки музыки» Р.Роджерс. | Взаимоотношения лёгкой и серьёзной музыки. Современное музыкальное искусство. | Музыкально-театральные жанры –мюзикл. Развлекательная комедия. | Связь музыки с другими видами искусств: историей и жизнью. | П.- определять особенности муз. языка, манеры пения. Р.- выявление взаимодействия музыки с другими видами искусств, участия в худож. деятельности. | Высказывать суждения о нравственных ценностях и идеалах шедевров современности. | |
16 | Мир композитора Музыкально- литературные композиции. «Руслан и Людмила» М.Глинки | Связь музыки и литературы. Обобщение знаний. | Имена русских и зарубежных композиторов | Направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность. | Р.- передавать впечатления в устной и письменной форме. Л.- проявлять творческую инициативу, участвовать в жизни школы. | Реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. ИКТ- заполнение фонотеки, видеотеки и творческой тетради. | |
Тема 2 полугодия «Музыка и изобразительное искусство» | |||||||
17 | Что роднит музыку с изо- ным искусством. | Взаимодействие 3-х искусств: муз., лит., изо. | Понятие одного сюжета в музыке и живописи. Жанр изо-ного искусства ( портрет, пейзаж, орнамент, графика) | Связь музыки и живописи через образное восприятие мира. | Р.- умение вслушиваться в музыку, представлять живописный образ. П.- средства изобр.-ного искусства (рисунок,композиция и т.д.) | Расширение культурно-информационного пространства. Включение представлений на уроках, внеучебной деятельности. | |
18 | Небесное и земное в звуках и красках. «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковский и С.Рахманинов. «Аве Мария» Ф.Шуберт. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в связях с произведениями изобразительного искусства | Жанр :Молитва Знаменный распев. Песнопение. Унисон а- капелла. | Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития. | Р.-развитие интонационного слуха на основе словесного и музыкального текста, Работа над певческим дыхынием. К.- хоровое пение. Л.- направлена на внутренне созерцание, осмысление взаимодействие искусств | Отношение к жизни. «Что есть Истина, Добро, Красота. «Три вечные струны: «Любить, молиться, петь. Святое назначенье..» | |
19 | В минуты музыки печальной. Картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти. «Аве Мария» Дж. Каччини. И.Бах. | «Есть сила благодатная в созвучье слов живых..» Особенности языка музыки, литературы, живописи. | Орган Солист. Принцип интонационности Принцип диалога культур | Сформированность Основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры | П.- средства муз.- ной и художественной выразительности (цвет, колорит, лад, ритм,композиция) Р. –умение предать распевность, мягкие плавные линии рисунка. | Признание ценностей жизни во всех её проявлениях | |
20 | Звать через прошлое к настоящему. Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев. «Песня об А.Невском», «Вставайте люди | Сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. | Кантата. Контраст. Триптих. 3-х частная форма. | Взаимосвязь искусств и влияние друг на друга, затрагивают вечные проблемы, волнующие человечество | Р.-умение сравнивать темы, К.- пропевать темы, коллективом. П.- представление о стилях народной и профессиональной музыки. её связях с другими видами искусств | Чувство гордости за русский народ и историю России . | |
21 | Ледовое побоище »Ледовое побоище», »Мёртвое поле», картина «Въезд А.Невского» | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития | Выразительность Изобразительность Песня-плач | Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам. | Р.- умение грамотно излагать свои мысли, анализировать муз.-ые фрагменты. | Осмысление темы о героических образах в искусстве | |
22 | Музыкальная живопись и живописная жизнь. С.Рахманинов «Островок» М.Глинка романс «Жаворонок» | Созвучие музыки и живописи в образном выражении состоянии души человека, изображении картин природы. | Мелодия Рисунок Линия Ритм Краски. | Формировать музыкальный и художественный вкус | К.- хоровое пение. Чтение стихов. Р.- узнавать на слух произведения, сопоставлять образы, размышлять о ней. | Проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно- творческой деятельности | |
23 | И это всё весенних дней приметы? С.Рахманинов «Весенние воды» | Образы русской природы в романсе | Цветовая гамма Форма музыки | Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа жуд.-ого образа | Л.- осмысление взаимодействия искусств. П.- применение полученных знаний. К.- хоровое пение. Р.- выявление взаим. видов искусств. | Выражение любви к родной земле средствами искусства. | |
24 | Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности. «Форель» «Квинтет» Ф.Шуберт. С.Рахманинов «Мне в душу повеяло..» «По дороге зимней, скучной» | Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора | Квинтет Инструментальный квинтет. Прелюдия. Пейзаж. Выразительность изобразительность | Воспитание музык. вкуса, интереса к музыке русских и зарубежных композиторов сравнивать, анализировать, делать выводы | К.- использовать различные формы группового, коллективного музицирования. Р.-контраст настроений, развитие певческих навыков. | Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | |
25 | Колокольность в музыке. С.Рахманинов «Светлый праздник»,«Слезы» из сюиты фантазии. Прелюдия соль мажор для ф-но. Фрески Софии Киевской. В.Кикта. | Расширение представлений о народных истоках. Колокольность- важный элемент национального мировосприятия | Фреска, орнамент, арфа, повтор,сюита, гармония, концертная симфония. | Сформированность основ муз. культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры | Л.- сопоставлять характер частей. Р. –умение находить связи между худож.-ными образами и другими видами искусств. | Обращаться к незабываемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколения русских людей.
| |
26 | Портрет в музыке и изо-ном искусстве «Каприс№24» для скрипки Н.Паганини, три интерпретациина №24 В.Зинчука, К.Лютославского, С.Рахманинова | Интонация как носитель смысла в музыке и изобразительном искусстве. | Великие скрипачи Каприс Интерпретация, портрет.(живопись, скульптура, музыка) Натюрморты. | Сопоставление скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини | П. –триединство «композитор-исполнитель-слушатель» Р.- размышлять о ней, воспринимать и характеризовать муз.произведения | Великое прошлое. Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | |
27 | Волшебная палочка дирижёра. Симфония №3 Л.Бетховен Мелодия траурного марша.
| Значение дирижёра в исполнении симфонической музыки. Выдающиеся дирижёры. | 4 группы симфонического оркестра: (струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные) Дирижёр. Симфония. | Расширение общего и музыкального кругозора | Р.- сопоставление частей симф. Передавать свои впечатления в устной форме. К.- вокально-хоровое пение. П.-знать имена дирежёров. Л.- знакомство с инструментами оркестра | Войти в мир симфонической музыки. Знать имена известных дирижёров. | |
28 | Образы борьбы и победы в искусстве. Симфония №5 Л.Бетховена | Особенности драматургической музыки и развития образов симфонии №5 | Эскиз, этюд, набросок, зарисовка | Образ борьбы и победы способствует культуры восприятия детей, росту их как исполнителей | Р.- сходство и различие, какая интонация, ритм, инструмент исполняют темы. Л.- понимание социальных функций музыки в жизни людей.
| Уважительное отношение к истории и культуре других народов. | |
29 | Застывшая музыка. «Органная прелюдия» И.Бах. «Богородице Дево, радуйся» П.Чайковский. и С.Рахманинов. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством | Хор а-капелла Архитектура. Католические храмы | Связь всех видов искусств в церковном богослужении. Духовная литер.,изо., декоративно- прикладное,муз. | П. –соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю. | Целостный взгляд на мир. Ценность красоты архитектурных сооружений, предназначенных для богослужения, со взаимосвязью с музыкой. | |
30 | Полифония в музыке живописи. И.С.Бах. «Прелюдия и фуга» №1 (до мажор) Аве мария. | Продолжать знакомство с творчеством И.С.Баха, как вечно живое искусство. | Полифония Фуга Духовная музыка Светская музыка. | Общность языка художественных произведений в музыке и живописи | Р.- уметь соотносить муз. произ. с произ.-ями других видов искусств, размышлять о ней. Л. - выражать собственную позицию. | Принятие ценностей красоты. | |
31 | Музыка на мольберте. «Фуга» И.С.Баха «Полотно» М.Чюрлёниса. «Прелюдия ля минор» М.Чюрлёниса.и Симфоническая поэма «Море» | Композитор -художник 20 столетия М.Чюрлёнис. | Композиция Форма. Цветовая гамма. муз-ная живопись. Звуковая палитра. Триптих. | Развитие общих музыкальных способностей уч=ся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения. | Л.- сравнивать лит., живопись, музыку высказать свои мысли.. Р. средства и формы композиции, сопоставление образов. | Целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур. | |
32 | Импрессионизм в музыке и живописи. прелюдия «Лунный свет» К.Дебюсси «Детский уголок» «Диалог ветра с морем», «Океан море синее» Н.Римский –Корсаков. | К.Дебюсси – называют основоположником импрессионизма. | Импрессионизм. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. Живописная музыка. | Взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизмав музыке и живописи на примере К.Дебюсси. | Р.- уметь определять характер, настроение, средства выразительности. Пластическое интонирование. Л.- понимать настроение музыки.. П.- представление о содержании, форме, языке произведений. | Способность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | |
33 | О.подвигах, о доблести, о славе. Фрагмента из «Реквиема» Д.Кабалевского. «Помните», «Наши дети». «Реквием» стихи Р.Рождественского. | Тема защиты родины в различных видах искусства. | Жанр - реквием. | Взаимосвязь видов искусств на уровне общей идеи. | П. –контраст штрихового рисунка. К.- хоровое пение, лёгкость, полётность в исполнении. Р.- определение тембра голосов, ритм ударных. | Чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России. | |
34 | В каждой мимолётности вижу я миры. «Мимолётности» С.прокофьев «Картинки с выставки» М.Мусоргский. «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов» (современные интерпретации) | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в творчестве С.Прокофьева и М.Мусоргского. «Цикл мимолётности» «Цикл картинки с выставки» | Фортепианная миниатюра. Язык искусства Муз. пейзаж. Бытовая картинка. Сказочный портрет. | Воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей. Своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов. | П.- средства выразительности муз. и живописи. Р.- уметь выявлять особенности интерпретации. К. передача собственных впечатлений. | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России. | |
35 | Мир композитора. Обобщение пройденного. Напеть главные мелодии М.Мусоргского. П.Чайковского. С.Рахманинова. Слушать С.Прокофьева. | Обобщение представления о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере русских и зарубежных композиторов. | Выразительность, задушевность, песенность- отличительная черта музыки всех композиторов. Эти свойства характеризуют их стилевое триединство. | Связь музыки с другими видами искусств. | К.- скрытая коммуникация. Р. – узнать на слух и воспроизвести знакомые мелодии. Л.- понимание совр.. классич., релегиозной., нар. музыки. | Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. «Чему мы научились» |
Заключение.
В основной школе (5-7классы) Музыка как вид искусства. В 5 классе взаимосвязь классической и современной музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира.
Анализ содержания предлагаемых направлений примерных программ даёт убедиться в том, что эти формулировки имеют обобщённый характер, выявляют основные позиции «фундаментального ядра» ФГОС, направлены на реализацию принципа преемственности между начальным и основным образованием.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучению основам музыкальной культуры, а на оптимизацию эмоционально- личностного потенциала, на духовное становление. В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитание школьников.
Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день имеют место проблемы музыкального воспитания детей в современной ситуации кризиса культуры и образования.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. В наше время, стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников.
Для проектирования рабочей программы учитель должен овладеть особенностями содержания, организацией образовательного процесса. Учитель должен знать цели, задачи, планируемые результаты, формирование учебных универсальных действий на всех видах музыкально-практической деятельности, диагностики и оценки результатов УУД на уроках музыки, овладение современными технологиями. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Происходит формирование критического мышления. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать урочная и внеурочная деятельность.
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
4.1. Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий.
4.2. Проектная и исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе.
4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
- освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентируемая не только на общение фактических знаний учащихся, но и их применение, приобретение новых знаний путём самообразования.
В результате изучения музыки у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, воспитаны нравственные качества, любовь к родине, гордость за достижения мирового музыкального искусства. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и опыт творческой деятельности, получат представление об эстетических идеалах человечества.
Программа по музыке ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе. Именно вокруг этой основной идеи и строятся все основные разделы программы.
Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования.
Только образование, способствующее становлению личности, способно поддерживать на должном уровне духовные ценности обще
Список литературы.
1. Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е.В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие / 2. Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – М., 2005.
- Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. – М., 2002.
4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М., 1989.
5. Кабалевский, Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке. В сб.: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1– 8 классы / Под руководством Д.Б. Кабалевского. – М., 2007.
6. Сергеева, Г.П. Цифровые образовательные ресурсы для уроков музыки. /Концепция учебно-методических комплектов «Музыка» для общеобразовательных учреждений. В сб.: Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–7 классы. Искусство. 8–9 классы. – М., 2010
7. Г. П. Сергеева. Подготовка образовательных учреждений к введению Федеральных государственных стандартов основного общего образования. Методические рекомендации. г. Кашира 2012.
8. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. «Уроки музыки» 5-6 классы пособие для учителей М.,2007
9. Г.П.Сергеева., Е.Д.Критская учебник «Музыка» 5 класс.
10. Г.П.Сергеева. Педагогические технологии преподавания предмета «Музыка» в образовательных учреждениях «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях – М., ГОУ Педагогическая академия, 2010 11. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2010
Заключение.
В основной школе (5-7классы) Музыка как вид искусства. В 5 классе взаимосвязь классической и современной музыки с другими видами искусства как различными способами художественного познания мира.
Анализ содержания предлагаемых направлений примерных программ даёт убедиться в том, что эти формулировки имеют обобщённый характер, выявляют основные позиции «фундаментального ядра» ФГОС, направлены на реализацию принципа преемственности между начальным и основным образованием.
В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод, что урок музыки является по-настоящему воспитывающим, так как он развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучению основам музыкальной культуры, а на оптимизацию эмоционально- личностного потенциала, на духовное становление. В современном обществе разрабатываются новые концепции общего образования и воспитание школьников.
Актуальность темы состоит в том, что на сегодняшний день имеют место проблемы музыкального воспитания детей в современной ситуации кризиса культуры и образования.
Воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. В наше время, стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников.
Для проектирования рабочей программы учитель должен овладеть особенностями содержания, организацией образовательного процесса. Учитель должен знать цели, задачи, планируемые результаты, формирование учебных универсальных действий на всех видах музыкально-практической деятельности, диагностики и оценки результатов УУД на уроках музыки, овладение современными технологиями. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направляет их деятельность, подсказывает пути добывания информации, присвоения знаний и формирования опыта, выступает в роли независимого консультанта. Происходит формирование критического мышления. В предлагаемых проектах могут взаимодействовать урочная и внеурочная деятельность.
Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
4.1. Учебная деятельность в подростковом возрасте как основа развития универсальных учебных действий.
4.2. Проектная и исследовательские виды деятельности как основа для развития универсальных учебных действий в основной школе.
4.3. Информационная образовательная среда основной школы как основа для формирования ИКТ - компетентности школьников.
Предметными результатами занятий по программе «Музыка» являются:
- устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
- освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
- знание основных закономерностей музыкального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентируемая не только на общение фактических знаний учащихся, но и их применение, приобретение новых знаний путём самообразования.
В результате изучения музыки у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, воспитаны нравственные качества, любовь к родине, гордость за достижения мирового музыкального искусства. Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и опыт творческой деятельности, получат представление об эстетических идеалах человечества.
Программа по музыке ориентирована, прежде всего, на создание условий для индивидуализации образования подростков в основной школе. Именно вокруг этой основной идеи и строятся все основные разделы программы.
Примерная программа является ориентиром и навигатором для образовательных учреждений на этапе разработки своих рабочих основных образовательных программ основного общего образования.
Только образование, способствующее становлению личности, способно поддерживать на должном уровне духовные ценности общества.
Список используемой литературы.
1. Бернстайн Л. Музыка всем. – М. 1978.
2. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002.
3. Брунер Джером. Культура образования [пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2006.
4. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». – Вел. Новгород, 2000.
5. Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования // Н.А.Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1986.
6. Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение,2010
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.-М.:Просвещение,2010
8. Примерные программы начального образования. В 2ч.-(Стандарты второго поколения).- М.: Просвещение,2008
9. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7классы. Искусство. 8-9 классы./Авторы: Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.-М.,2010
10. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.А.Апраксина.-М.:Просвещение,1990
11. Потошник М.М. «Требование к современному уроку» М.: Центр педагогического образования 2008.-272с.
12. Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»-М.:ГОУ Педагогическая академия, 2010-172с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление:Проблемы развития психологической компетентности современного педагога в условиях реализации ФЦПРО на 2011-2015 годы
Сегодня в рамках смены образовательной парадигмы, нового подхода к конструированию образовательных стандартов, формирования профессиональных требований...
Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром)
программа дополнительного образования: уравнения и неравенства с параметром...
Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС
Статья о развитии компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС на примере работы МО учителей русского языка и литературы....
«Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»
Данная статья - осмысление педагогом сути реформ образования, в частности введения ФГОС. Осмысление взаимоотношений учитель-ученика в новой системе образования....
«Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,
laquo;Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики(в условиях ФГОС)»,,...
3.3.2 Выступление на ШМО тема: «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя физической культуры (в условиях реализации ФГОС)». 2020г.
Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентосп...