рабочая программа по предмету "Музыка" 1-7 класс
рабочая программа по музыке по теме

моя рабочая программа по предмету музыка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

21

Музыкальные портреты Разыграй сказку

С.Прокофьев

«Болтунья»; «Баба-Яга»-

дет.нар.игра;

«Солдатушки»русская

нар.песня; «Песня о

маленьком

трубаче»С.Никитин; «Учил

Суворов»А.Новиков;

«Волынка»И.С.Бах;лютневая

музыка; «Кукушка»Дакен;

«Спасибо»И.Арсеев;

«Клоуны»Д.Кабалевский;опе

ра «Семеро козлят»М.Коваль; «Муха-

Цокотуха»М.Красев;

«Добрые слоны»А.Журбин.

«Мы катаемся на пони»

в конце изучения темы обучающиеся должны владеть:

  1. Певческими навыками(координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительным исполнением песен;
  2. Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах;

Элементами музыкальной грамоты.

Слушание и анализ музыки, пластическое интонирование «Менуэт» Пластическое интонирование «Баба-Яга»

22

Музы не молчали

1

Слушание и анализ музыки. Выразительное пение.

23

Музыкальные инструменты

1

Импровизация на муз. Инструментах

24

Мамин праздник

1

Слушание и анализ музыки. Выразительное пение.

25

Музыкальные инструменты

1

Слушание и анализ музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование

26

Музыка в цирке

1

Слушание и анализ музыки

27

Дом, который звучит

1

Слушание и анализ музыки. Выразительное исполнение фрагментов из опер

28

Опера-сказка

1

Слушание и выразительное исполнение музыки, хоровых произведений, больше всего понравившихся ученикам.

29

Ничего на свете лучше нету ,

1

30

Афиша. Программа

31

Заключительны й урок-концерт

1

33 ч.

Тематическое планирование 1 класс

название раздела, темы

кол .

час.

сроки провед.

практическая работа

Знания, умения, навыки

контроль знаний

Фактичпроведено.

«Музыка вокруг нас»

слушание и пение:

«Щелкунчик» фрагменты из балета; И. А. Римский-Корсаков «Садко» (фрагменты); С.Прокофьев «Петя и волк»; В.Кикта «Фрески Софии Киевской», «Звеза покатилась»; К.В. Глюк «Мелодия» (оп. «Орфей и Эвридика»); Бах «Шутка»; Г.Свиридов «Осень» («Метель»); Л.Беховен

«Пастушья -песенка»;

«Капельки»В. Павленко; «Скворушка

прощается»Г.Попатенко; Осень»русская нар.песня;

«Азбука»А.Островский; «Домисолька»О.Юдахина; «Песня о

школе»Д.Кабалевский; «Дудочка»р.н.п.; «Дудочка»белоруская нар.п.;

   «Камышинка-дудочка»В .Поп лянова;

П.Чайковский «Детский альбом»; Э.Григ «Утро»; Г.Свиридов «Пастораль»;

«Почему медведь зимой спит»Л.Книппер; «Зимняя сказка»С.Крылов;

в конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Какова роль музыки в повседневной жизни человека;
  2. Музыкальные инструменты( фортепиано, клавесин, лютня, гусли);
  3. Основные понятия и музыкальные термины: виды музыкальной деятельности(исполнение, сочинение, слушание),принципы развития музыки(повтор, вариационность,контраст),формы музыкальных сочинений(одночастная,двухчастная, куплетная), жанры музыки(песня, танец, марш).

в конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием.

1.

И Муза вечная со мной

1

Слушание музыки. Хоровое пение.Звуковая «Угадай-ка»

2.

Хоровод муз

1

Слушание музыки. Хоровое пение. Музыкально – ритмич.движ.

3.

Повсюду

музыка слышна

1

Ролевая игра «Играем в композитора»

4.

Душа музыки -мелодия

1

Слушание музыки. Пластическая импровизация. Хоровое пение.

5.

Музыка осени

1

Слушание музыки, чтение стихов. Разучивание песни.

6

Сочини мелодию

«Капельки»В. Павленко; «Скворушка

прощается»Г.Попатенко; Осень»русская нар.песня;

«Азбука»А.Островский; «Домисолька»О.Юдахина; «Песня о

школе»Д.Кабалевский; «Дудочка»р.н.п.; «Дудочка»белоруская нар.п.;

 «Камышинка-дудочка»В .Поп лянова;

П.Чайковский «Детский альбом»; Э.Григ «Утро»; Г.Свиридов «Пастораль»

«Почему медведь зимой спит»Л.Книппер; «Зимняя сказка»С.Крылов;

в конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием.

Ролевая игра «Играем в композитора»

7

Азбука

каждому нужна

Разучивание новых  и повторение ранее изученных песен

8

Музыкальная азбука

Хоровое пение

9

Музыка вокруг нас

Фронтальный опрос, слушание музыки, хоровое пение.

10

Музыкальные инструменты.

Свирель, рожок,гусли

слушание музыки, хоровое пени Ролевая игра «Играем в композитора»

11

Муз. Инструменты. Флейта, арфа, фо-но.

12

Звучащие картины

Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки. Хоровое пение.

13

Разыграй песню

Выразительное исполнение песни .

14

«Пришло Рождество,начинается торжество»

1

Рождественские колядки и песни.

Сказка Т.Гофмана и музыка балета

«Щелкунчик» П.И.Чайковского

Песни о Родине; Я.И.Дубравин

«Добрый день»;  А.А.Парцхаладзе «Утро»; Гаврилин «Вечерняя» ;С. Прокофьев

«Вечер»; А.Хачатурян «Вечерняя сказка»;А.Моцарт«Менуэт»;

в конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Виды театров(музыкальный, оперы и балета, кукольный и др.)

в конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Выражать своё отношение к музыке в слове(эмоциональный словарь),пластике, жесте, мимике.

Выразительное пение Рождественских песен

15

Родной обычай старины

1

Сольное и хоровое пение рождественских колядок

16

Добрый праздник среди зимы

1

Хоровое пение, пластическое интонирование

«Музыка и ты»

17

Край в котором ты

живёшь

2

Слушание музыки, пение

18

Поэт,

художник, композитор

1

Образный анализ картины, хоровое пение.Пластический этюд стихотворения.

19

Музыка утра

1

Слушание и интонационно – образный анализ музыки.Хоровое пение.

20

Музыка вечера

1

Слушание и интонационно – образный анализ музыки.Хоровое пение.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 2 класс.

Название раздела, темы

Кол

час

Сроки провед

Фактич

провед

Практическая работа

Знания, умения, навыки

Контроль знаний

«Россия -

Родина моя»

слушание и пение:

М.Мусоргский опера «Хованщина»-

 Рассвет на

Москве – реке

реке»; А. Александров,С.

Михалков «Гимн России»; Ю.Чичков «Здравствуй, Родина моя»;

«Моя Россия»;

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Музыкальные образы родного края;
  2. Основные понятия и музыкальные термины;
  1. Определения «песня», «мелодия», «аккомпанемент».

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  2. Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием;

Слушание музыки, хоровое пение, устный опрос

1

Мелодия

1

2

Здравствуй,

Родина моя!

1

3

Гимн России

1

День, полный

событий

П.Чайковский       «Детский

альбом»;С.Прокофьев

«Детская

музыка» ;М. Мусоргский     и

С.Прокофьев

«Прогулка»;песни  1  класса;

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Музыкальные интонации в образах;
  1. Детские пьесы П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева;
  2. Музыкальный инструмент фортепиано.

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Совместно со взрослыми или другими обучающимися музицировать на фортепиано, воспроизводя песни, ритмы, построенные на одном звуке.

4

Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка.

1

Слушание музыки,

хоровое пение.

5

Танцы, танцы, танцы...

1

Хоровое пение.

Интонационно – образный анализ музыки.

6

Эти разные марши.

1

Музыкально – ритмические жвижения.

7

Расскажи

сказку.

Колыбельные

1

Хоровое пение.

«О России

петь. Что

стремиться в

храм»

«Борис         Годунов»

«Великий         колокольный

звон»;            «Праздничный

трезвон     Красного Лаврского

трезвона» ;Гаврилин

«Вечерняя     музыка»;р.н.п.

«Вечерний

звон»;С.Прокофьев

«Вставайте,   люди русские» Песнопения        о Сергие Радонежском;

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

  1. Виды колокольных звонов России;
  1. Святых земли русской;
  2. Праздник Русской православной церкви: Рождество Христово;
  1. Музыкальные жанры( молитва, хорал);
  1. Репродукции картин Л. Левитана, А. Летунова, П. Корина, М. Нестерова.

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение;
  2. Уметь выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь)

8

Великий

Колокольный

звон.

Звучащие

картины.

1

Слушание музыки

 

Хоровое пение

9

Святые земли

русской.

Александр

Невский.

Сергий

Радонежский.

2

10

Молитва.

1

П.Чайковский

«Утренняя молитва»;

11

Рождество

1

Рождественские и новогодние песни

Выразительное

Пение.

«Гори,гори

ясно, чтобы

не погасло»

Музыка      в      исполнении

русских                 народных

инструментов:    «Во    поле

берёза стояла», «Дождик»,

«Светит                     месяц»,

«Камаринская»; А.Тома

«Вечерняя песня»;  «А  мы

масленицу

дожидаем»; фрагменты     из

опер            и            балетов; М.Мусоргский «Картинки с выставки»;В .А. Моцарт

В конце изучения темы обучающиеся должны иметь опыт:

  1. Сочинения мелодий на тексты народных  песенок, закличек, потешек;

В конце изучения темы обучающиеся должны иметь представление:

  1. О музыке в народном стиле;
  1. Оркестре русских народных инструментов;
  2. Обрядах и праздниках русского народа : проводы зимы, встреча весны;
  3. Интонация в музыке: мотив, напев, наигрыш;
  4. Вариациях в русской народной музыке.

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  2. Владеть певческими умениями и навыками, выразительно исполнять песни.

12

Русские

народные

инструменты.

Плясовые

наигрыши.

1

Фронтальный опрос

Слушание.

Импровизация на

элементарных

Народ. инстр.

13

Разыграй

песню.

1

разыгрывание

Песни.

14

Музыка в

народном

стиле. Сочини

песенку.

1

Слушание музыки

Инструментальное

импровизирование

Игра в композитора

15

Проводы

зимы. Встреча

весны.

2

Фронтальный опрос

Работа с учебником

Выразитю пение

«В

музыкальном

театре»

«Волк   и   семеро   козлят»

М.Коваль,            «Золушка»

С.Прокофьев,   «Марш»   из оперы    «Любовь    к    трём апельсинам»  С.Прокофьев,

«Руслан       и       Людмила» фрагменты       из       оперы,

«Песня - спор» Г.Гладков, В.Луговой

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

  1. О роли дирижёра, художника в создании музыкального спектакля;
  1. Темы-характеристики действующих лиц.

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь: эмоционально и осознано относится к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной.

В конце изучения темы обучающиеся должны иметь представление:

  1. Об опере и балете;
  2. Песенности, танцевальности, маршевости  опере;
  3. Симфоническом оркестре;
  1. Детском музыкальном театре.

Слушание музыки

Дирижирование

Музыкой разного характера. Хоровое пение. Анализ

Музыки.

16

Сказка будет

впереди.

1

17

Детский

музыкальный

театр.

1

18

Театр оперы и балета.

1

19

Волшебная палочка.

1

20

Опера «Руслан и Людмила».

1

«В

концертном

зале»

Симфоническая          сказка

«Петя             и             волк» С.Прокофьев, «Картинки с выставки»    М.Мусоргский, Симфония    №40    Моцарт,

Увертюры к операм:

«Свадьба Фигаро», «Руслан

И Людмила»,

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

  1. Музыкальные жанры(симфония, сюита, опера)
  2. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра;

В конце изучения темы обучающиеся должны иметь представление:

  1. О музыкальных портретах и образах в симфонической и фортепианной музыке;
  2. Партитуре;
  3. Процессе развития музыки;
  4. Закономерностях музыкального искусства;
  1. Музыкальном языке;
  2. Интонационной природе музыки, приемах ее развития

и формах (на основе повтора, контраста, вариативности)

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

21

Симфоническ

ая сказка.

1

22

Картинки с выставки.

Музыкальные впечатления

1

23

Звучит

нестареющий

Моцарт.

1

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

24

Увертюра.

1

Чтоб

музыкантом

быть, так

надобно

уменье

«Симфония     №40;И.С.Бах

«Токката      для      органа»,

«Менуэт», «Волынка», «За

рекою      старый дом»;Г.Свиридов «Т«Попутная песня»;Д.Кабалевский

«Кавалерийская», «Клоуны»,         песня «Карусель» ;П.Чайковский

«1    концерт   для   фо-но   с

оркестром»;Г.Гладков

«Песня       о картинах» ;В. А. Моцарт

«Колыбельная»,

«Реченька»,      «Музыкант»

Е.Зарицкая    

 В. Орлова,Тройка»,М.Глинка

«Пусть       всегда       будет

солнце»   А.Островский   Л.

Ошанин,               «Большой хоровод»  Б.Савельев  Лена

Жигалкина А.Хаит.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

  1. Музыкальные жанры
  1. Средства выразительности и изобразительности в музыке;
  2. Закономерности музыкального искусства;
  3. Приемы развития и формы интонационной природы музыки ( на основе повтора, контраста, вариативности);
  1. О взаимосвязях внутри системы «композитор- исполнитель- слушатель»;
  2. Понятия «музыкальная речь» и «музыкальный язык»

25

Волшебный

цветик-

семицветик.

1

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

26

Музыкальные инструменты. И всё это Бах.

1

27

Всё в движении.

1

28

Музыка учит людей

понимать друг друга.

1

29

Два лада

1

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Накапливать сведения из области музыкальной грамоты, значения о музыке, музыкантах, исполнителях;
  2. Понимать содержание музыки простых( песня, танец, марш) и более сложных ( опера, балет, концерт, симфония) жанров в опере на интонационно-образный смысл произведения.

В конце изучения темы обучающиеся должны владеть навыками:

  1. Элементарного музицирования на детских инструментах;
  2. Хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение, «a capella», пение хором, в ансамбле и др.)

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

30

Природа и музыка.

1

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

31

Первый.

1

Слушание музыки

Интонационно -

Образный анализ

Музыки.

Хоровое пение

32

Мир

композитора.

Могут ли

иссякнуть

мелодии?

1

34 ч



Предварительный просмотр:

tem.plan_3_kllas.docx

Тематическое планирование 3 класс

Название раздела,

кол.

Сроки

Провед.

практическая работа

Знания, умения, навыки

контроль

темы

час

Фактич.

Провед.

знаний

«Россия - Родина

слушание и пение:

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

моя»

П.Чайковский.

  1. Лирические образы в романсах русских композиторов и картинах художников;
  2. Образы Родины, защитников Отечества

 в различных жанрах музыки.

1.

Мелодия- душа

1

Слушание музыки

музыки.

Симфония № 4, гл.

мел. IIчасти.М.ГлинкаЖаворонок.

 

 П. Чайковский

Благословляю вас,

леса

Римский-Корсаков Звонче жаворонка

пенье. Г.Свиридов

Романс («Метель»). Виватные канты:

Радуйся, Росско Земле Орле Российский

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

интонационно -образ

2.

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  2. Определять характер и  настроение  музыкальных произведений с ярко выраженным жизненным содержанием

ный анализ,

хоровое пение

3.

Виват, Россия. Наша

2

Слушание кантов

слава-Русская

Хоровое пение

держава.

4.

Кантата «Александр Невский»

1

Слушание кантаты

анализ

хоровое пение

5.

Опера «Иван

1

Слушание фрагмен

Сусанин»

тов оперы, анализ

хоровое пение

«День, полный

событий»

6

Утро

1

Слушание музыки

интонационно -образ ный анализ ,хоровое пение

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Каковы выразительные и изобразительные средства в музыке разных стилей и жанров;
  2. Что такое «портрет в музыке.»

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов.

В конце изучения темы обучающиеся должны иметь представления о триединстве музыкальной деятельности(«композитор-исполнитель-слушатель»)

Р.н. песни: Славны были наши деды, Вспомним, братцы,

Русь и славу!

Александр Невский

С.Прокофьев.

Колыбельная, Э.Григ Утро, Э.ГригЗаход солнца, М.МусоргскийВечерняя песня

8

В детской. На

1

,

прогулке. Вечер.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать

«О России петь,

что стремиться в

  1. Простые и сложные жанры музыкального искусства искусства

храм»

 Величание

князю Владимиру и

искусства

  1. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве( Вербное воскресенье)
  2. Святых земли русской

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь

  1. Воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение;
  2. Уметь выражать свое отношение к музыке в слове( эмоциональный словарь)

9

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся.

Древнейшая песнь материнства.

1

к М.Мусоргский,

Богородице Дево,

Радуйся, Величальная княгине Ольге и князю Владимиру

Гаврилин Мама

Слушание музыки,

Интонационно –

Образный и

Сравнительный анализ.

Хоровое пение

10

Тихая моя, нежная

1

Былина о Добрыне

Никитиче

моя, добрая моя

мама.

11

Вербное воскресенье. Святые земли русской. КягиняОльга.Князь

1

Князь Владимир.

«Гори, гори ясно,

С.Рахманинов,

Тропарь иконе

Владимирской

Божией Матери,

Аве,марияФ.Шуберт,

Прелюдия №1

И.С.Бах,

Осанна

Л.Уэббер, ВербочкиА.ГречаниновА.Блок,

чтобы не погасло»

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  1. Жанры былин;
  2. Образы былинных сказителей,певцов-гусл

12

Настрою гусли на

старинный лад.

Певцы русской

старины. Былина о

Садко и Морском

царе.

1

Слушание и пение

яров;

  1. Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.

Былины о Добрыне

Никитиче

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку разных жанров

  1. Владеть певческими умениями и навыками ( координация между слухом и голосом)выразительно исполнять песни

13

Лель, мой Лель.

1

Слушание музыки

интонационно –

образный

14

Звучащие картины.

1

Прощание с

хоровое пение

анализ.Хоровое

пение

Масленицей.

1

«В музыкальном

театре»

Опера «Руслан и

2

Слушание музыки

интонационно -образ

ный анализ,

хоровое пение

15

Людмила»

Опера «Орфей и

1

16

Эвридика»

17

Опера «Снегурочка»

1

Корсаков, Садко и

Морской царь

русская былина, песни

Садко, Третья песня

Леля проводы

Масленицы Н.Р -

Корсаков, Веснянки

18

Океан - море синее

1

Балет «Спящая

1

19

красавица»

В современных

1

Слушание и хоровое

20

ритмах.

Пение фрагментов

из мюзиклов.

«В концертном

русские   украинские

народные песни,

фрагменты из опер:

Руслан и Людмила,

Орфей и Эвридика,

Снегурочка, Садко.

Фр. Из балета Спящая

красавица , Звуки

музыки Р.Роджерс,

Волк и семеро козлят

на новый лад

Ю.Энтин, Концерт

для фо-но с орк. П.Чайковский, Шутка

И.С.Бах, мелодия

П.Чайковский, Каприс№24Н.Паганини,

«Героическая симфония» Л. Бетховен

        

        

        

        

        

        

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

зале»

21

Музыкальное

1

  1. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке;

состязание.

  1. Музыкальные жанры (симфония, сюита, опера);
  2. Особенности развития музыки, взаимодействия тем;

Музыкальные

1

22

инструменты.

  1. О музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах(на основе повтора, контраста, вариативности )

Флейта.

  1. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра
  2. Закономерности музыкального искусства.

Слушание музыки,

Интонационно –

образный анализ

музыки

Хоровое пение

23

Музыкальные

1

инструменты .Скрип

ка.

24

Сюита «Пер Гюнт»    

2

25

«Героическая» Мир Бетховена.

1

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

«Чтоб музыкантом

быть, так надобно

  1. О роли композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений;

Устный опрос

уменье»

  1. Сходства и различия музыкальной речи разных композиторов;

26

27

Чудо - музыка

Острый ритм музыки джаза

1

1

Соната №14 КЭлизе СурокЛ.Бетховен, Волшебный смычок

норв.нар.песня, Скрипка Р.Бойко, Утро из сюиты Пер ГюнтЭ.Григ, Шествие солнцаС.Прокофьев, Весна.ОсеньТройкаГ.Свиридов, Запевка Г.СвиридовСимфония №40В.Моцарт, Чудо -музыка

Д.Кабалевский, Всюду музыкаживётЯ.Дубравин, Музыканты немецкая нар.песня, Острый ритм ДЖ.Гершвин, Колыбельная песня из оперы Порги и БессДЖ.Гершвин

  1. О джазе как музыкеXX века (особенности ритма и мелодики; импровизация; известные джазовые музыканты-исполнители)

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  1. Эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
  2. Владеть сведениями из области музыкальной грамоты, знаниями о музыке, музыкантах, исполнителях;
  3. Оценочно воспринимать различные явления музыкального искусства;
  4. Понимать содержание музыки простых (песня, танец, марш) и сложных( опера, балет, симфония) жанров с опорой на ее интонационно-образный смысл.

Устный опрос

Устный опрос

28

Люблю я грусть твоих просторов

Мир Прокофьева

1

Устный опрос

Устный опрос

29

30

31

Певцы родной природы

Прославим радость на Земле! Радость к солнцу нас ведёт

1

1

1

Устный опрос

Устный опрос

34ч.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 4 класс.

Название раздела, темы

кол. час.

Сроки

Провед.

практическая работа

Знания, умения, навыки

Контроль знаний

Фактич.

Провед.

«Россия-Родина моя»

Слушание и пение: Концерт для фо-но с оркестром

С.Рахманинов, вокализ, Ты, река ль моя реченька р.н.п., р.н.п: колыбельная А.Лядов, Солдатушки, бравы ребятушки, Милый мой хоровод, А мы просо сеяли (в обработках М.Балакирева, Н.РиМского-Корсакова). Александр Невский фрагменты из кантаты С.Прокофьев, Иван Сусанин М.Глинка фрагмент.

Земля русская Стихира Былина об Илье Муромце, Симфония №2 А.Бородин, Богатырские ворота М.Мусоргский, Величание святым Кириллу и Мефодию, Величание князю Владимиру княгине Ольге, Баллада о князе Владимире,

Тропарь праздника Пасхи, Енгл вопияше, молитва П.Чесноков, Богородице Дево радуйся С.Рахманинов, Светлый праздник С.Рахманинов.


В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • В чем общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов;
  • Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности;
  • Лирическую и патриотическую темы в русской классике;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Расширять жизненно-музыкальные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ.

   1

Мелодия

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

2

Ты запой мне ту песню; Что не выразишь словами, звуком надушу навей

1

Устный опрос

3

Жанры народных песен, их интонацонно-образные особенности

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

4

«Я пойду по полю белому…»

1

Устный опрос

5

«на великий праздник собралася Русь..»

1

Устный опрос

«О России петь, что стремиться в храм»

6

Святые земли Русской

Светлый праздник.

2

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Праздник Русской православной церкви: Пасха;
  • Святых земли русской
  • Церковные песнопения;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы;
  • Аргументировать индивидуальное отношение к теме или иным музыкальным сочинениям.

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

День, полный событий.

В краю великих вдохновений, Осенняя песнь

(октябрь)П. Чайковский, Пастораль Г.Свиридов, Зимнее утро П.Чайковский, У камелька, р.н.п: Сквозь волнистые туманы, Зимний вечер, Зимняя дорога В.Шебалин, Ц.Кюи,

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Каковы выразительные и изобразительные средства в музыке разных стилей и жанров;
  • Что такое «Портрет в музыке»

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран.

7

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья.

1

Устный опрос

8

Зимнее утро. Зимний вечер.

2

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

9

Что за прелесть эти

 сказки. Три чуда.

1

Устный опрос

10

Святогорский монастырь

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

11

Приют, сияньем муз одетый.

1

Устный опрос

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Три чуда опера «сказка о царе Салтане», Девицы-красавицы, уж как по мосту мосточку хоры из оперы «Евгений Онегин», Великий колокольный звон М Мусоргский. Русские народные песни.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Особенности народной песни;
  • Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах;
  • Музыкальные инструменты России;
  • Оркестр русских народных инструментов;
  • Вариации в народной и композиторской музыке;
  • Праздник русского народа: Троицын день.

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Эмоционально откликаться на музыку разных жанров;
  • Владеть певческими умениями и навыками ( координация между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания); выразительно исполнять песни

12

Композитор – имя ему народ.

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

13

Музыкальные
инструменты России.
Оркестр русских
народных
и
нструментов.        

1

Устный опрос

14

О музыке и музыкантах

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

«В концертном

зале»

Ноктюрн А.Бородин, Вариации на тему рококо П. Чайковский, Сирень С.Рахманинов, Старый замок М.Мусоргский, полонезы, мазурки Ф.Шопен, Соната №8 Л.Бетховен, М.Глинка Венецианская ночь, Арагонская хота, Баркарола П.Чайковский

15

Музыкальные инструменты

1

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Жанры вокальной. Фортепианной и симфонической музыки;
  • Интонации народных танцев;
  • Музыкальную драматургию сонаты;
  • Музыкальные инструменты симфонического оркестра.

В конце изучения темы обучающиеся должны владеть умениями и навыками:

  • Творческой музыкально-эстетической деятельности;
  • Выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально- практической деятельности.

Устный опрос

16

Старый замок. «Счастье в сирени живёт…»

2

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

17

Не молкнет сердце чуткое Шопена.. Т

1

Устный опрос

18

Патетическая соната. Годы

странствий. Царит гармонии оркестр…

2

Устный опрос

«В музыкальном театре»

Иван Сусанин М.Глинка, Песня Марфы ММусоргский, Пляска персидок, Персидский хор М.Глинка, Колыбельная и танец с саблями А.Хачатурян, Петрушка И.Стравинский, Вальс из оперетты «Летучая мышь» И.Штраус.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Линии драматургического развития в опере;
  • Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл;
  • Основные темы:

- музыкальная характеристика действующих лиц;

- вариационность;

- орнаментная мелодика;

- восточные мотивы в творчестве русских композиторов

19

Опера «Иван Сусанин» (2-3 действие)

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

20

Опера «Иван Сусанин» (4

действие)

1

Устный опрос

21

Исходила младёшенька

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

22

Русский Восток.

1

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь: находить взаимосвязь музыки с другими видами искусства( литература, изобразительное искусство ,кино, театр), что подразумевает развитие ассоциативно- образного мышления.

Устный опрос

23

Балет «Петрушка» И.Ф.Стравинский

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

24

Театр музыкальной комедии

1

Устный опрос

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Прелюдии

С.Рахманинов, Ф.Шопен, Этюд №12 Ф.Шопен, Соната №8 Л.Бетховен, Песня Сольвейг, танец Анитры Э.Григ, нар.песни: Исходила младёшенька, Тонкая рябина, Пастушка. Пожелание друзьям, Б.Окуджава, Песня о друге В.Высоцкий, Шехерезада Н.Римский -Корсаков, Рассвет на Москве - реке М.Мусоргский.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Произведения композиторов- классиков;
  • Сходства и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов;
  • Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах;
  • Формы музыки( трехчастная, сонатная);
  • Понятие «авторская песня»;
  • Восточные мотивы в творчестве русских композиторов.

В конце изучения темы обучающиеся должны владеть навыками:

  • Художественного, музыкально-эстетического самообразования:

-формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку;

-самостоятельно работать в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

25

Прелюдия

1

Устный опрос

26

Исповедь души. Революционный этюд.

1

Устный опрос (индивидуальный и фротальный)

27

Мастерство исполнителя

1

Устный опрос

28

В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты.

1

29

 Музыкальный сказочник

1

30

Рассвет на Москве – реке

1

Устный опрос . Музыкальная викторина.

32ч.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 5 класс.

Название раздела, темы

Кол

час

Сроки

Провед.

Фактич

Провед.

Практическая работа

Знания, навыки, умения

Контроль знаний

Музыка и литература

слушание и пение:

 

Н.Хрисаниди «Родина»

«Думаю о России»

П.Аедоницкий     «Красно

солнышко»

М.Глинка

«Жаворонок» ;Г. Струве

«Моя Россия»;р.н.п. «Во

поле берёза стояла», «Я

на       камушке       сижу».

«Заплетися         плетень»,

«Уж ты, поле моё», «Ах

ты,                  ноченька»;П

Чайковский    «Симфония

№4»(финал);Э.Григ «Пер

Гюнт»;П         Чайковский

«Осень»;И.Кюи «Осень»;

«Горные

вершины»; А. Лядов

«Кикимора»

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять связи музыки, литературы и живописи;
  • Называть основные жанры русских народных песен;
  • Отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни;
  • Анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • Называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки;
  • Определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством;
  • Приводить пример к понятиям;
  • Определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства;

Называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять связи музыки, литературы и живописи;
  • Называть основные жанры русских народных песен;
  • Отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни;
  • Анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • Называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки;
  • Определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством;
  • Приводить пример к понятиям;
  • Определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства;

Называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Что роднит музыку и изобразительное искусство;
  • В чем выражается общность языка различных видов искусства;
  • Место и значение колокольных звонов в жизни человека;
  • Об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях;
  • Понятия: оркестр, дирижер, а капелла, орган, полифония, фуга, импрессионизм, интерпретация, джаз, реквием;
  • Отличия католической и православной музыкальной культуры;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;
  • Определять на слух основные части кантаты;
  • Определять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;
  • Проводить интонационно-образный анализ музыки;
  • Сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

  • Анализировать, сравнивать произведения;

Слушание музыки, устный контроль, интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение

1

Что роднит

музыку с

литературой?

1

2

Вокальная музыка

3

3

Фольклор в

музыке

русских

композиторов

2

4

Жанры

инструментальной  и вокальной музыки

1

5

Вторая жизнь песни

2

6

Всю жизнь мою несу Родину в душе.

1

Беседа по теме занятия

7

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

2

Хоровое пение,беседа, интонационно-образное сопоставление музыки и литературы

8

Первое

путешествие

в

муз.театр.Опера

1

Н.Римский-

Корсаков

«Шехерезада»;С.Рахмани

-нов

«Вокализ»;Г. Свиридов

«Романс»(Метель);П

Чайковский «Баркарола»;

В.Гаврилин

«Перезвоны»;

Г.Свиридов «Снег идёт»;

Моцарт          «Маленькая

ночная

серенада» ;Н.Римс-кий-

Корсаков «Садко»;П.

Чайковский «Щелкунчик

В.Синенко      «Птица

Музыка»

знаменный распев;С.Рахманинов «Концерт

№3»;П.Чайковский «Бого родице   Дево,   Радуйся»; С.Рахманинов «Бого родице Дево, Радуйся»;Г. Свиридов            «Любовь святая»,-Д.Каччини, Ф.Шуберт, И.С.Бах «Аве, Мария»;С.Прокофьев «Ле довое

побоище»;С.Рахманинов «Островок»;     «Весенние воды»;Ф.Шуберт «Форель»; В Кикта    «Фрески    Софии Киевской»;         «Ария»из нотной  тетради  Анны   -Магдалены    Бах;И.С.Бах Чакона

 ;Н.Пагани ни «Каприс                   №24»; «рапсодия       на       тему Паганини», «Вариации на тему

Паганини»; Л.Бетховен «Симфония №5»;

М. Чюрленис «Прелюдии»; Р.Рожественский «Наши        дети»;Е.Адлер «Тишина»;Г.Струве

 К. Дебюсси «Лунный свет»;

С.Рахманинов «Прелюдии   соль   мажор соль      диез  минор   

Интонационно-образный анализ музыки, устный контроль

9

Второе

путешествие в муз. Театр. Балет.

1

Интонационно-образный анализ фрагментов из балета

10

Третье

путешествие в муз.театр.Мюзикл

1

Интонационно-образный анализ музыки, хоровое пение

11

Музыка в театре, в кино, на телевидении.

1

Слушание музыки, хоровое пение, беседа по теме

12

Мир композитора

1

Устный опрос

Музыка и

изобразительное

искусство

13

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Слушание музыки, устный контроль, хоровое пение

14

Небесное и земное в звуках и красках.

1

Сопоставление музыки и худож. произведений

15

Звать через прошлое к настоящему

2

Сопоставление музыки и худож. произведений

16

Музыкальная живопись и живописная музыка

2

Слушание музыки, рассматривание картин, анализ произведений

17

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ,устный контроль

18

Портрет в музыке и

изобразительном искусств

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ,устный контроль

19

Волшебная

палочка дирижёра

1

Слушание музыки

20

Образы борьбы и природы в искусстве

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ,устный контроль

21

Застывшая музыка

1

Слушание музыки, рассматривание иллюстраций интонационно-образный анализ

Хоровое пение

22

Полифония в музыке и живописи.

1

23

Музыка на мольберте

1

24

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Устный контроль

25

О подвигах, о доблести, о славе

1

Устный контроль

26

В каждой мимолётности вижу я миры

1

Слушание музыки, хоровое пение

27

Мир композитора. С веком наравне.

1

34 ч.

Устный контроль

Хоровое пение



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 7 класс.

название раздела, темы

кол-во час

сроки провед.

практическая работа

Знания, умения, навыки

контроль знаний

фактич.

Провед.

Особенности

музыкальной

драматургии

сценической

музыки

слушание и пение:

Иван Сусанин

М.Глинка Порги и Бесс Дж.Гершвин Князь Игорь А.Бородин Ярославна Б.Тищенко, балет, Высокая месса си минор И.С.Бах. Всенощное бдение С.Рахманинов, Иисус христос-суперзвезда Э.Л.Уэббер, Кармен Ж.Бизе, Кармен-сюита Р.Щедрин. Празднества К.Дебюсси, Ревизская сказка Н.Гоголь, А.Шнитке, Родина моя Д.Тухманов, Дорога добра М.Минков, Ю.Энтин, Ночная дорога Ю.Визбор, Как здорово О.Митяев, образцы музыкального фольклора разных регионов мира (кантри, фолк-джаз, рок-джаз и

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Драматургию развития оперы, рок-оперы, балета;
  • То, что музыкальные образы могут стать воплощением каких-либо исторических и жизненных событий;
  • Составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;
  • Жизнь и творчество Дж. Гершвина;
  • Понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля, опера, виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие образы( ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена), балет, типы балетного танца, транскрипция, месса, всенощная, сюита, полистилистика,

1.

Классика и современность

1

Беседа, устный контроль, слушание музыки, хоровое пение

2.

В музыкальном театре.Опера.

1

Интонационно-образный анализ музыки,

слушание

3.

Опера «Иван Сусанин»

1

Интонационно-образный анализ музыки

слушание

4.

Опера «Князь Игорь»

1

Интонационно-образный анализ музыки

слушание

5.

В музыкальном театре. Балет.

1

устный контроль, слушание музыки, хоровое пение

6.

Балет «Ярославна»

1

7.

Героическая тема в русской музыке.

1

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Приводить примеры оперных жанров;
  • Называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;
  • Определять роль оркестра в опере;
  • Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;
  • Определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле;
  • Определять тембры музыкальных инструментов;
  • Рассуждать на поставленные проблемные вопросы;
  • Выявлять средства музыкальной выразительности;
  • Называть полные имена композиторов;

Устный и письменный контроль, сравнение муз. И худ. произведений

8.

В музыкальном театре. «Мой народ-американцы»

1

Определение средств муз. Выразительности,

Слушание, сравненеие.

9.

Дж.Гершвин. Опера «Порги и Бесс»

1

10.

Опера «Кармен»

1

Интонационно-образный анализ музыки,

Слушание, вокально-хоровое интонирование

11.

Балет «Кармен-

сюита»

1

Интонационно-образный анализ музыки,

Слушание, вокально-хоровое интонирование

12.

Сюжеты и образы

духовной музыки.

1

13.

Бах «Высокая месса»

1

14.

«Всенощное бдение»

1

15.

Образы «Вечерни» и «Утрени».

1

16.

Рок-опера «Иисус

Христос-

суперЗвезда».

1

17.

Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

1

Интонационно-образный  и сравнительный анализ музыки,слушание

18

«Гоголь-сюита»

1

Устный контроль, рассуждение, слушание.

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

Соната №11 В.А

Моцарт Соната №8 (Патетическая) Л. Бетховен Соната №2 С.Прокофьев, Симфония №1 В.Калинников, Симфония №103 (с тремоло литавр) И.Гайдн, Симфония №1 (классическая) С. Прокофьев, Симфония №40 В.А.Моцарт, Симфония №5

П.Чайковский, Симфония №5 Л.Бетховен. Симфония №8 (неоконченная) Ф.Шуберт, Симфония №7 (Ленинградская) Д. Шостакович, Этюды по каприсам Н.Паганини, Лесной царь Ф.Шуберт, Сюита в старинном стиле А.Шнитке. Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвин, Концерт для скрипки с оркестром

А.Хачатурян, Журавли Я.Френкель, День Победы Д.Тухманов, До свидания, мальчики Б.Окуджава, Баллада о солдате В. Соловьёв -Седой.др.).

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Основные принципы развития музыки;
  • Строение музыкального концерта;
  • Понятия: духовная и светская музыка, вокальная, инструментальная, камерная музыка, этюд, транскрипция, циклическая форма музыки, полистилистика, соната, сонатная форма, симфония, импрессионизм, программная музыка, симфоническая картина, инструментальный концерт, джаз, симфоджаз, фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Приводить музыкальные примеры;
  • Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

20

Музыкальная драматургия-развитие музыки

1

Беседа, устный контроль, слушание музыки, хоровое пение

21

Два направления музыкальной культуры. Духовная и светская музыка.

1

22

Камерная инструментальная музыка. Этюд.

1

Интонационно-образный анализ музыки

Слушание, хоровое пение

23

Транскрипция.

1

Устный и письменный контроль,

24

Циклические формы

инструментальной музыки.

1

  • Называть имена композиторов;
  • Выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений;
  • Определять тембры музыкальных инструментов;
  • Определять приемы музыкального развития;
  • Выявлять связи в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
  • Определять форму пьесы;
  • Определять принципы музыкального развития;
  • Выявлять жанровую принадлежность;
  • Приводить пример известных солистов, ансамблей,  хоров народной музыки и названий известных хитов.

Устный и письменный контроль, слушание музыки, интонационно-образный и сравнительный анализ произведений, вокально-хоровое интонирование

25

Соната

3

26

Симфоническая музыка.

5

27

Музыка народов мира.

1

Устный контроль, хоровое пнеие

28

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

1

Беседа, устный опрос

30

Пусть музыка

звучит!

1

Устный и письменный контроль

34 ч.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Цель программы: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Цель отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.                         Тематическое планирование уроков музыки в 5-7  классах составлено по программе «Музыка 5-9». Составители: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева. Издательство Москва «Просвещение» 2005 год. Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на коми-пермяцкой земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы в 8 классе введён региональный компонент в темах: «Многообразие жанров народного песенного искусства», «Песня вчера. Сегодня, завтра», «Танцевальная музыка прошлого и настоящего».

                Используемые учебно-методические пособия:

-        Программы общеобразовательных учреждений «Музыка 5-9 классы, М.;
«Просвещение» 2005;

  • Учебник «Музыка 5 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Шмагина;
  • Учебник «Музыка 6 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Шмагина;
  • Учебник «Музыка 7 класс» Е.Д.Критская, Г.П.Шмагина;
  • Фонохрестоматия 5,6,7классы;
  • Хрестоматия музыкального материала 5, 6, 7  классы;
  • Методическое пособие 5-7 класс Москва «Просвещение»2005;
  • Развёрнутое тематическое планирование по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой  1-8 классы; издательство «Учитель» 2010.
  • В 5-7 классах количество уроков в неделю: 1 час; Количество уроков за год: 34 часа.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

        Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского, на основе программы «Музыка. Начальные классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

        Цель рабочей программы «Музыка» - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

        Задачи:

  • Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности; интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края;
  • Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке;
  • Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения;
  • Формирование опыта игры на музыкальных инструментах;
  • Обучение хоровому исполнительству.

        Занятия в первом классе имеют пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. В программе 1 класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

        Отличительная особенность этой программы и всего учебно-методического комплекса – включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.

        Зрительный ряд выполняет функцию эмоцонально – эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

        Виды музыкальной деятельности на уроке по этой программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. Это хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально – ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование(разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

        Помимо этого дети учатся размышлять о музыке; импровизировать(речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация); писать небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах. В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений; выполняют эскизы к костюмам и декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям.

        Урок музыки – урок искусства, нравственно – эстетической основой которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах.

        Методы музыкального образования и воспитании:

  • Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки;
  • Интонационно – стилевое постижение музыки;
  • Эмоциональная драматургия;
  • Концентричность организации музыкального материала;
  • «забегание вперёд» и возвращение к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);
  • Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);
  • Игры;
  • Художественный контекст (выход за пределы музыки).

        Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

В рамках регионального компонента предусмотрено расширение содержания некоторых тем программ. Это позволяет учителям музыки не выходить за рамки программного материала.

Тема: Россия-Родина моя: песня о Юсьве

Тема: О России петь, что стремиться в храм: Знакомство с устным народным творчеством

Тема: Гори, гори ясно: Игры и обряды в календарных праздниках коми-пермяков

Тема: Музыка и ты: знакомство с устным народным творчеством коми-пермяков, сказки, легенды, заклички, игры.

Благодаря   внедрению  регионального компонента в учебный процесс могут быть достигнуты следующие цели:

  • приобретение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации по месту рождения и проживания;
  • понимание детьми широкого круга явлений с позиции диалога культур, характерных для родного региона;
  • Развитие творческого потенциала школьников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
  • Воспитание чувства гордости за землю, на которой они живут, чувство уважения к истории нашего края.

                                                                                                Количество часов в неделю: 1 час

           Количество часов за год: 34 часа                        

        Количество часов за год в первом классе: 33 часа



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование. 6 класс.

Название раздела, темы

Кол-во

Час.

Сроки провед.

практическая работа


Знания, умения, навыки

контр, знаний

Факт.

Провед.

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

слушание и пение:

М.Глинка «Жаворонок»;
«Я       помню       чудное
мгновенье»;        «Вальс-
фантазия» ;Музыка

вальса:Чайковский(«Сп
яща красавица»,

С.Прокофьев «Золушка»; С.Рахманинов «Сирень»;

М.Глинка«Рондо

Фарлафа»;р.н.п:
«Матушка, что во поле
пыльно», «Ты, река ль
моя реченька»,
 хор
«Разгулялися,
разливалися...»,
 романс
Антониды,оперы

«Руслан и Людмила»:
Лель таинственный, хор
«Слава
 великим

Богам» ;Шуберт «Аве, Мария»;

«Форель»,Н.Римский-
Корсаков«
Пляска

скоморохов», р.н.л: «А
мы просо сеяли», «Во
кузнице»,«Комара

женить мы будем»;хор «Свете

тихий»;Б.Окуджава
«Молитва»;П.Чайковски
й
 «Концерт

№1»;Моцарт
«Реквием»;Кикта
«
Фрески Софии

Киевской»;

Д.Тухманов                «На |французской    стороне»; «Гаудеамус»;   песни   Б. Окуджавы;              Дж. Гершвин «Любимый мой».

.

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Что роднит музыку и разговорную речь;
  • Способы создания различных образов: музыкальный портрет, бытовая сцена ( монолог, диалог);
  • Особенности народной музыки и жанры народной песни, музыкального языка народных песен;
  • Роль народной музыки в жизни человека;
  • Основные этапы развития духовной музыки;
  • Историю развития авторской песни;
  • Отличительные особенности блюза и спиричуэла;
  • Понятия : романс, бельканто, баллада, скоморох, знаменный распев, партесное пение, а капелла, унисон, духовный концерт, фреска, орнамент, хор, солист, симфония, ударные инструменты, токката, фуга, хорал, полифония, кантата, реквием, фортуна ,импровизация, обработка;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

1

Удивительный мир музыкальных образов

1

Беседа,слушание музыки,хоровое пение, устный контроль

2

Образы романсов и песен русских композиторов

2

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.

3

Два музыкальных посвящения

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.

4

Портрет в музыке и живописи

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.

5

Уноси моё сердце в

звенящую даль

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.беседа

6

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.беседа

7

Образы песен зарубежных композиторов

1

  • Приводить примеры различных музыкальных образов;
  • Определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций;
  • Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
  • Определять приемы развития, форму музыкальных произведений
  • Объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений;
  • Сравнивать исполнительские интерпретации;
  • Сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников;
  •  Чисто интонировать мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер;
  • Выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений, узнавать инструменты, исполняющие основные темы;
  • Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов ;

Интонационно-образный анализ прослушанной музыки, хоровое пение, устный контроль

8

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» Ф. Шуберт

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение.

9

Образы русской народной музыки. Искусство древней Руси.

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение

10

Духовный концерт

1

Сопоставление музыкального и художественного искусства

11

«Фрески Софии Киевской»

1

Выявление средств музыкальной выразительности

12

«Перезвоны. Молитва»

1

Выявление средств музыкальной выразительности

13

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

Интегрированный урок. Образный и сравнительный анализ произведений.

14

Авторская песня: прошлое и настоящее.

2

Устный контроль, хоровое пение.слушание песен.

15

Джаз – искусство 20 века

1

Слушание музыки,интонационно-образный анализ, хоровое пение

Мир образов камерной и симфонической музыки

Ф.Шопен «Баллада№ 1»; Ноктюрн   -   А.Бородин, П.Чайковский,

Ф.ШопещВивальди «Весна»; Бах «Чакона»;

«Космический   пейзаж» Чарльз Айвз; Артемьев «Мозаика»;

 Г.Свиридов «Метель»;            

Моцарт «Симфония

40»;Бетховен «Эгмонт»;     

Прокофьев «Ромео                         иДжульетта»; Чай ко веки й

«Увертюра фантазия» ;мюзикл «Вестсайдская история»;   рок   -   опера «Орфей    и    Эвридика» А.Журбин;  

 Дунаевский «Песенка     о     весёлом ветре»; Е.Дога «Вальс» из к-ф «Мой ласковый и нежный зверь»; музыка из кинофильмов

В конце изучения темы обучающиеся должны знать:

  • Понятия: вокальная и инструментальная музыка, камерная и симфоническая музыка, программная и непрограммная музыка, нок-тюрн, инструментальный концерт, синтезатор, симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка, увертюра, опера, балет, мюзикл, ария,  хор, ансамбль, солисты, ;
  • Основные принципы развития музыкального произведения;
  • Различные жанры фортепианной миниатюры;
  • Особенности стиля барокко;
  • Строение сонатной формы;

В конце изучения темы обучающиеся должны уметь:

  • Выявлять средства художественной выразительности;
  • Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
  • Определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения;
  • Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные возможности музыки;
  • Рассказывать о современном электромузыкальном инструменте- синтезаторе, его возможностях;

16

Вечные темы искусства и жизни:

Могучее царство Шопена

Ночной пейзаж

3

Беседа, устный контроль, слушание музыки, хоровое пение, сопоставление образов поэзии, музыки и живописи.

17

инструментальный концерт. «Итальянский концерт»

1

Устный контроль

18

Космический пейзаж

1

Устный контроль

19

Образы симфонической             музыки. «Метель» Г.Свиридов

3

Устный контроль, слушание, игра в дирижёра, определение формы музыки, тембров муз. Инструментов,  Выявление средств выразительности и приёмов развития музыки.

20

Симфоническое развитие           муз. Образов

1

21

Программная

увертюра

«Эгмонт» Л.Бетховен

1

22

Увертюра-фантазия.

П.И.Чайковский «Ромео и Джульетта»

2

  • Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов;

23

Мир музыкального театра

3

24

образы киномузыки

2

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...