Мастер-класс урок музыки (МХК) "Человек - это то, во что он сам верит" А. П. Чехов
план-конспект урока по музыке (8 класс) по теме

Материал урока можно использовать не только для уроков музыки, но и для уроков МХК, а также классных часов. Это небольшая иллюстрация организации ценностно-смыслового взаимодействия обучающихся на уроках музыки в основной школе: деятельностный подход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master-klassa.doc40.5 КБ
Office presentation icon chelovek_-_eto_to_vo_chto.ppt496 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Человек – это то, во что он верит». А. П. Чехов

Цель: Сформировать представление обучающихся о проблеме нравственного выбора человека в искусстве.

Задачи:

  • развивать способность к сопереживанию, образное мышление, используя произведения искусства;
  • выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и изобразительного искусства как различными способами художественного познания мира;
  • формировать у обучающихся ценностные ориентиры, необходимые для совершения нравственно-оправданного выбора.

Личностные:  действия смыслообразования, нравственно-этического оценивания: уметь оценивать нравственную позицию человека как творца культуры на примере музыкальных и живописных произведений.

Метапредметные:  уметь анализировать живописные и музыкальные произведения, сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Предметные: определять характер музыкального произведения, определять средства музыкальной выразительности, знать живописный жанр - иконопись.

Урок – проблема

Методы:

  • обсуждение ситуаций-коллизий;
  • проблемная беседа;
  • интонационно-стилевого постижения музыки.

Приемы:

  • активное слушание;
  • проблемный вопрос;
  • музицирование.

Ход урока.

  Начальная цель человека — быть человеком.

Конечная цель человека — быть человеком,

                                                                            и на каждом этапе развития человеческой

цели она остается одной — быть человеком.
Ф. Искандер  

(Звучит «Симфония № 5» Л. Бетховена)

  • Как вы думаете, какие чувства испытывал человек, написавший это произведение? (Фатум, рок, судьба как безысходность. Тема назойливо звучит в разных регистрах, динамика нарастает, мелодия нарастает постепенно, как будто человек безуспешно пытается преодолеть препятствия)
  • Как человек может поступить в этой ситуации? ( Смириться с судьбой, покориться ей)
  • (Я считаю, он должен идти наперекор судьбе, сопротивляться ей)
  • Что может помочь ему преодолеть судьбу? (Вера в себя, в собственные силы, возможность поделиться своей болью с нами
  • Вы узнали композитора? О ком мы говорим? (Л. В. Бетховен)

(Читаю слова Ф. Искандера).

  • Можно ли об этом человеке сказать словами Ф. Искандера? ( Да. Будучи глухим, предаваемым родными и близкими людьми, он сумел преодолеть все препятствия, которые ему уготовила судьба)
  • Действительно, композитор сам утверждал: «Судьбе не сломить меня, я схвачу судьбу за глотку. Своими произведениями он утверждал веру в людей, в жизнь, в возможность преодолеть судьбу. На закате жизни – больной, всеми забытый, он пишет «Симфонию № 9», там звучит «Ода к радости» на стихи Ф. Шиллера. Перед вами тексты и ноты. Обратите внимание на устремленность мелодии вверх – к радости, к свету.
  • Почему Бетховен смог преодолеть все превратности судьбы?

 (Поем вместе с залом. Текст на экране)

  •  Что делает человека человеком? (Способность мыслить, мечтать, сопереживать, любить, творить добро и верить). 

( На слайде иконы Г. Журавлева)

Составьте словесный портрет человека, написавшего эти иконы. (Светлый, солнечный, чистый, у него уверенная, твердая  рука, он мастер своего дела)

Григо́рий Никола́евич Журавлёв родился в селе, в семье крестьянина и был инвалидом с детства — не имел ног и рук. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

В пятнадцать лет Григорий Журавлёв отправился в Самару учиться художественному мастерству. Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти, зажатыми в зубах.

К 1885 году в селе Утевки начали строить соборный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, и Гришу пригласили расписывать стены. Для него, по его чертежу, были сделаны специальные подмостки, где люлька на блоках могла ходить в разных направлениях. По сырой штукатурке писать надо было быстро. Около него все время находились брат и еще один помощник, которые его перемещали, подавали и меняли кисти и краски. Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только обращение к Богу вливало в него силы и упорство. Ему приходилось лежать на спине, на специальном подъемнике на винтах, страдать от усталости и боли, и все-таки он сумел завершить роспись купола. От этой работы образовались болезненные кровоточащие язвы.

До самой своей смерти он все писал образ Богородицы. А на могиле Гриши поставили простой Православный Крест и написали на нем: "Се, Человек".

-  Как вы понимаете слова: «Се, Человек». ( Наверное, это человек с большой буквы, который сумел преодолеть свой физический недуг, сохранить человеческое лицо и помогла ему в этом вера в Бога и в себя).

- Слова: «Се, Человек» произнес Понтий Пилат по отношению к Иисусу Христу. Таким  образом, хотели донести до нас  - этот человек раскрыл до конца образ Божий через свою жизнь.

-  Человек сам творит себя и свое будущее. Иметь человеческое тело — это ещё не значит быть человеком. Этого мало. Это лишь предусловие человека. Человеческая заготовка.

  • Что нужно, чтобы оставаться Человеком? (Сознательные усилия мыслить и мечтать, сопереживать и любить, творить добро)
  • Каким именно человеком? (Это зависит от  того, во что верит человек. Что он принимает себе за реальные жизненные ориентиры и наполняет реальным содержанием).

Напутствием нам станет песня, прозвучавшая  в другом жанре искусства – кинофильме «Приключения Электроника»

  •  Вы согласны  с высказыванием А. П. Чехова «Человек – это то, во что он верит».
  • (Да. Вера человека, воплощающаяся в зависимости от этой веры в те или иные поступки, в то или иное поведение, делает его Человеком Чести или, напротив, человеком бесчестным, Человеком Благородным или, наоборот, человеком подлым)

Куда подует ветер,

Туда и облака.

По руслу протекает

Послушная река.

Припев:

Но ты человек, ты и сильный, и смелый.

Своими руками судьбу свою делай,

Иди против ветра, на месте не стой!

Пойми, не бывает дороги простой.

Где рельсы проложили,

Там ходят поезда.

Куда пастух погонит,

Туда пойдут стада.

Припев.

Теперь не доверяют,

Как прежде, небесам.

На чудо не надейся,

Судьбой командуй сам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ф. Искандер Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком.

Слайд 3

Ф. Искандер Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком.

Слайд 4

Ф. Искандер Начальная цель человека — быть человеком. Конечная цель человека — быть человеком, и на каждом этапе развития человеческой цели она остается одной — быть человеком.

Слайд 11

Куда подует ветер, Туда и облака. По руслу протекает Послушная река. Припев: Но ты человек, ты и сильный, и смелый. Своими руками судьбу свою делай, Иди против ветра, на месте не стой! Пойми, не бывает дороги простой. Где рельсы проложили, Там ходят поезда. Куда пастух погонит, Туда пойдут стада. Припев. Теперь не доверяют, Как прежде, небесам. На чудо не надейся, Судьбой командуй сам!

Слайд 12

Куда подует ветер, Туда и облака. По руслу протекает Послушная река. Припев: Но ты человек, ты и сильный, и смелый. Своими руками судьбу свою делай, Иди против ветра, на месте не стой! Пойми, не бывает дороги простой. Где рельсы проложили, Там ходят поезда. Куда пастух погонит, Туда пойдут стада. Припев. Теперь не доверяют, Как прежде, небесам. На чудо не надейся, Судьбой командуй сам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

мастер класс на уроках музыки

Урок музыки- это и есть здоровьесберегающая технология...

Мастер - класс "Физические упражнения и здоровье человека"

Данный мастер - класс разработан для обучающихся 9 - х классов. Цель: научить обучающихся пользоваться средствами физической культуры (упражнениями) в повседневной жизни для укрепления своего здо...

Мастер - класс для учителей музыки «Мир музыки, отраженный в творчестве»

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовате...

Мастер-класс для учителей музыки "Орф-педагогика и урок музыки"

Данная методическая разработка предназначена для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки....

Мастер класс на тему: «Музыка -Творец!!!» «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Урок музыки – источник творческого взаимодействия учителя и обучающегосяМузыка – это первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком, и чтобы позна...