Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ
материал по истории (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Давыдова Ирина Дашиевна

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект масетр-класса22.69 КБ
Файл презентация 496.68 КБ

Предварительный просмотр:

На доске:

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – это самый благородный,
Путь подражания – это самый легкий,
Путь личного опыта – это самый тяжелый.
                                                 Конфуций.

 

        -

СЛАЙД 1

Здравствуйте, меня зовут Ирина Дашиевна, а вы – ученики 11 класса школы.

Тема сегодняшнего нашего разговора – высказывание Конфуция:

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления – это самый благородный,
Путь подражания – это самый легкий,
Путь личного опыта – это самый тяжелый.
                                                 Конфуций.

Какую ключевую мысль, на ваш взгляд, отражает это высказывание?

Ответы учащихся.

По схеме -  что такое ум? И что такое разум?

УМ           –     РАЗУМ

                                       Теория           теория+практика   Выражаясь конкретно

СЛАЙД 2

Великий Конфуций, которого еще современники называли  Учителем Поднебесной, еще раз поражает нас своей благородной, глубоко нравственной, вселенской мудростью. Действительно, любое историческое или частное событие, жизнь человека, государства, эпохи  - всё неизбежно подтверждает данное высказывание.

Рассмотрим его более подробно на примере Великой Отечественной войны.

 

? Чей человеческий пример /в рамках темы Великой Отечественной войны/ вам приходит на ум, ассоциация, образ конкретного человека про которого можно было бы сказать, что он прошел самый благородный путь к разуму – путь размышления?

- Ответы учащихся.

Спасибо.

Потом либо

– действительно, и  мне также в первую очередь (или  - а мне ) представился образ Жукова Георгия Константиновича. Человека, который победил Гитлера.

СЛАЙД 3
Со всеми важнейшими стратегическими операциями советских войск в ходе Великой Отечественной войны неразрывно связано имя Георгия Константиновича. "Там, где Жуков, там Победа" стала крылатой и жила среди бойцов. Имя и дела Георгия Константиновича известны не только в России, но и далеко за пределами наших рубежей. Так, крупный американский публицист Гаррисон Е. Солсбери написал книгу "Великие битвы маршала Жукова". Она вышла в свет в 1969 году и с тех пор многократно переиздавалась.

В ней о Жукове сказано: "Когда история завершит свой мучительный процесс оценки, когда отсеются зерна истинных достижений от плевел известности, тогда над всеми остальными военачальниками засияет имя этого сурового, решительного человека, полководца полководцев в ведении войны массовыми армиями. Он поворачивал течение битв против нацистов, против Гитлера не раз, а много раз".

Наследие полководца - его победы, о которых он успел рассказать в своих мемуарах, которые, кстати, как раз и  называются  "Воспоминания и размышления".

2 . Самый легкий путь – путь подражания.

Как вы считаете, был ли в истории великой войны путь подражания? Какие примеры вы можете привести?

(Опять – да, действительно, или – а еще вспомните - )

Подражать кому-то или чему-то, без осознания смысла, действительно,  самый легкий путь развития, но  все же согласитесь, он – лишен смысла (разума)  – а потому это тупиковый (в философском смысле), путь.

  • Как известно, война явилась следствием краха Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. А в основе этой системы лежал -  по подражанию предшествующих войн - принцип «побежденный платит за всё». Но у каждой исторической эпохи свои особенности и этот принцип стал страшным последствием и во многом явился  причиной Второй мировой войны.

  • Когда мы говорим о просчетах  руководства страны в 1941 г., мы ведь имеем в виду – не только неправильную оценку международной ситуации, но и традиционное размещение крупных сил Красой Армии вблизи границы – все эти моменты по сути своей – соответствуют легкому пути подражания. (Силы разместили на границе – чтобы сразу ответить на удар противника. Но военная промышленность достигла совсем иного для того времени качества. И неожиданный удар фашистов поставил нашу страну чуть ли не грань краха.

  • Начальный период Великой Отечественной войны, длившийся около месяца, закончился поражением советских вооруженных сил. Германские войска продвинулись в глубь советской территории на 300—600 км. Под натиском врага Красная Армия повсеместно отступала. Латвия, Литва, почти вся Беларусь, значительная часть Эстонии, Украины и Молдавии были оккупированы. В фашистскую неволю попали около 23 млн советских людей. Страна лишилась многих промышленных предприятий и посевных площадей с созревающим урожаем. Только огромные размеры территории страны, ее людские и материальные ресурсы, патриотизм народа позволили избежать полного краха.

  • То есть - неправильно выбранная стратегия обороны страны  и, как следствие,  огромные потери народа – это пожалуй самый яркий и трагичный пример  самого легкого пути – пути подражания.

«Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта генерал Ф. Гальдер: «...не будет  преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней». Однако они жестоко просчитались».

3. И наконец, самый трудный путь – путь личного опыта.

Конечно, всем понятно, что и Георгий Константинович и Иосиф Виссарионович,  и абсолютно каждый человек в отдельности, и всё  советское общество в целом на этой войне прошел этот самый трудный путь.

  • Опыт партизан;

  • Опыт самого Сталина.

Заключение.

Каждый из нас в течение всей жизни накапливает знания – УМ.

Даже дешифровка слова РАЗУМ – развитый ум.

                                +                                     =

А это и есть самый благородный путь – от слов благое, значит, в вас благое родится.

И легкий путь подражания, и трудный личного опыта – всё это должно привести человека к размышлениям.

Разум - - это способность обрабатывать информацию, находящуюся в памяти, адекватно ее содержанию", то есть в соответствии с действительностью . Таким образом, мы говорим, что человек разумен, если он из имеющейся в его памяти информации делает выводы или принимает решения, которые соответствуют действительности, отраженной в этой информации. Если он выходит за рамки действительности, то мы считаем, что такой человек неразумен. Если он не в состоянии увидеть всей действительности, то считаем, что он не очень умен. Повторим еще раз другими словами: - если из имеющегося информационного блока человек сделал все возможные выводы, то такая обработка информации адекватна (разумна); - если сделаны не все выводы, то обработка адекватна, но не полна; - если выводов сделано больше, чем содержится в исходном блоке, то обработка информации неадекватна (говорят нерациональна). Еще Софокл говорил, кого Бог хочет погубить, того он сначала лишает разума.

В конечном итоге, идя по жизни трудными и легкими путями, я думаю каждый из вас, вспоминая высказывание Конфуция, достигнет наконец – самого благородного пути – и тогда о вас можно будет сказать что вы становитесь самодостаточной, зрелой, творческой, а значит и по-настоящему  свободной личностью.

И как сказал Альберт Эйнштейн - Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый. Конфуций

Слайд 3

Георгий Константинович Жуков

Слайд 6

Расширение кругозора - УМ Личный опыт Рассуждение Размышление - РАЗУМ + =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...