Мастер - класс для учителей музыки «Мир музыки, отраженный в творчестве»
методическая разработка по музыке

Майер Лариса Маматнабиевна

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Главное в технологии проведения мастер- класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами. Которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phph0dqj0_naster-klass.docx23.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема мастер-класса:

«Мир музыки, отраженный в творчестве».

Дата проведения: 18.01.2018 г.

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетенции и мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера, расширение методического мышления, освоение современных педагогических технологий, формирование рефлексии и умения создавать условия для успешного современного образования.

Задачи мастер-класса:

- Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов;

- Демонстрация опыта работы по проектированию адаптивной образовательной среды;

- Разработка модели урока в режиме педагогической технологии развития музыкальных и творческих способностей как предпосылки к самоутверждению через активные виды и формы музыкального творчества;

Актуальность: 

Я на собственном опыте убедилась, что в досуге сегодняшнего подростка музыкальная классика занимает немного места, то есть интерес к классической музыке у подростков заметно снижается. Как больно слышать, что музыка стала звуковой ширмой, которая не зажигает сердца, не пробуждает чувства, не заставляет душу трудиться. Надо научить ребенка понимать услышанное, сделать так, чтобы ребенок, слушая музыку, включал свое воображение, творчески мыслил, а на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов развивал память, фантазию. Только при этом условии он научиться ценить это древнее искусство, и, смею надеяться, обретет способность и желание заниматься творчеством, украшая свою жизнь, делая ее более интересной. Не секрет, что в любой созидательной сфере человеческой деятельности, необходим творческий подход. Без умения творить нет ни хорошего музыканта, ни инженера, ни врача. И тем более, учителя.

Модель мастер-класса

Теоретическая часть «Мозаика идей»

Постановка целей и задач

Приветствие. Вступительное слово мастера, объявление темы.

Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность)

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Практическая часть.

«Я – поэт, литератор, художник»

Содержание мастер- класса, его основная часть 

План действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих приемов с комментариями.

Представление опыта педагога-мастера, как системы, путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов его работы практического занятия с участниками мастер-класса, путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуально, в группах.

Демонстрация-представление выполненных работ.

Рефлексия.

Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию. Опрос участников мастер- класса.

Рефлексия - активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе.

Содержание мастер-класса

Тема: « Мир музыки, отраженный в творчестве».

  1. Теоретическая часть «Мозаика идей»

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что вы настроены на общение со мной.

Предлагаю начать наш разговор. Свой урок я начинаю с вокального приветствия.

Введение в творчество

Звучит вступление к песне.

Вы видите стихи на экране, но это не просто стихи – это песня, вступление которой сейчас прозвучало.

Что такое музыка? Это верный (друг). 
Что такое музыка? Звонкий (смех вокруг). 
Тысячи мелодий, голосов (прибой)... 
Потому что музыка всегда (с тобой)! 
Тысячи мелодий, голосов ……...
Потому что музыка ………

Самый догадливый нам скажет, какое задание я предложу
(возможные ответы: спеть, досочинить). Досочинить и спеть, конечно!

Кто попробует? (участники по одному пропевают строки, так набирается активная группа)

Сочиняются окончания предложенных строчек стихотворения, затем - общее исполнение с музыкальным сопровождением.

Кем вы себя чувствовали? Кто делал это впервые? Вы сделали это! Вы – творцы!

  1. Практическая часть «Я – поэт, скульптор, художник»

«Я вижу!»

Сейчас я предлагаю вам обратиться к творцу молодого жанра в искусстве. Зримая музыка! Чудесные классические мелодии ожили благодаря волшебному искусству анимации. Прекрасная коллекция ярких и выразительных произведений, смотреть которые и слушать можно бесконечно. Польский режиссер Казимеж Урбаньски создал сборник мультфильмов «Волшебная флейта», в котором бессмертные шедевры великих композиторов нашли свое кинематографическое воплощение в самых разнообразных техниках, стилях и жанрах.

Вашему вниманию предоставляется один из 48 его мультфильмов №35.

Просмотр мультфильма без звука

Как вы думаете, какое задание вы получите? Музыка – язык чувств и эмоций. Задание: Что вы почувствовали при просмотре мультфильма? (возможные ответы: движение к свету, борьба света и тьмы, страх, нежность, грусть, печаль, смятение, утрату)

«Я чувтвую!»

А теперь – музыка.

(прослушивание фрагмента произведения К. Сен-Санса «Лебедь», оно же является звуком к мультфильму К. Урьбански № 35)

Какие эмоции рождала эта музыка в вашей душе? (возможные ответы: красоту, нежность, великолепие, чистоту, хрупкость, светлую лирику, царственное величие)

Соединим эти фрагменты

Просмотр мультфильма с музыкой Сен-Санса «Лебедь».

Изменились ли ваши чувства, эмоции?

Согласитесь, образ стал более цельным: ушёл дискомфорт, грусть стала светлой, в душе вы ощутили гармонию, красоту мира.

Вы обратили внимание, что если и были элементы негативного переживания, то они ушли. Что позволяет назвать увиденное приемом арттерапии. (Арттерапия – исцеление души искусством)

Как вы заметили, я использовала различные каналы восприятия: аудиальный и визуальный.

«Я творю!»

Мир прекрасен во всех его проявлениях! В этой красоте, ее вечности – загадка, светлая тайна заключена. Изумленный великолепием мира человек пытался уловить неуловимое, запечатлеть хрупкие мгновения, выразить свои чувства, познать вечность. Композиторы отражают красоту в музыке, художники – в картинах, поэты и писатели – в слове, скульпторы – в своих творениях.

Сейчас я разделю вас на группы и попрошу перевести музыкальный язык произведения в некую иную знаковую систему, для того чтобы эта музыка породила фактически новые произведения искусства.

Задания по группам:

1-я группа – «Художники» рисуют;

2-я группа – «Скульпторы» создают рельеф;

3-я группа – «Поэты» составляют синквейн.

(Во время работы групп звучит мелодия произведения, каждой группе выдается план работы, материалы для работы)

Время вышло. Приступаем к защите проектов.

Демонстрация результатов творчества.

Я уверена, вы знаете это произведение. (Камиль Сен-Санс «Лебедь»)

Известны ли вам, версии воплощения «Лебедя» в других жанрах искусства? (возможные ответы: балетный спектакль, вокальные версии сольные и хоровые)

Названия и содержание других версий подтверждают, что каждый чувствует и творит по-своему.

  1. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание на приемы, которые я использовала. Мы ушли от музыкальной специфики, мы ушли во внемузыкальные сферы. Чтобы выстроить ассоциативный ряд, сравнить, предположить, провести аналогию, смоделировать. Обычно разбирается характер, средства выразительности и только потом эмоции.

Мои приемы на уроке:

  1. Использование различных каналов восприятия (визуального, аудиального, кинестетического);
  2. Прием деления на равноценные группы со своими лидерами;
  3. На своих уроках, поскольку я знаю ведущие каналы восприятия у каждого ребенка, в первую очередь использую их, но потом целенаправленно развиваю другие каналы;

(Н-р: визуалам даётся задание, направленное на аудиальное или кинестетическое восприятие, и наоборот.)

  1. Проектная деятельность с распределением видов деятельности между участниками, в зависимости от их индивидуальных способностей.

Как вы думаете, слушая, понимая музыку, создавая собственные шедевры, наши дети станут добрее, чувственнее, отзывчивее, захотят ли они творить и видеть себя творцом собственной жизни?

Можно ли научить творчеству? Творческое мышление – это не способность присущая избранным, это навык, который люди осваивают в учебной деятельности.

Продолжите фразу:

1. Самым интересным для меня было…

2. Самым трудным для меня было…

3. На своих уроках я попробую…

4. Мне хочется отметить…

По результатам диагностики творческих способностей обучающихся, проведенной школьным психологом, отмечена положительная динамика развития качеств творческой личности, в чем несомненно есть и моя заслуга. Свидетельством тому являются и результаты моей работы.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

  • Понимание участниками сути авторской системы учителя-мастера;
  • Практические освоения ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
  • Активизацию творческой деятельности участников мастер-класса;
  • Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
  • Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Литература

  • 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М., 2001.
  • 2. Надолинская Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе. М., 2003.
  • 3. Горюнова Л.В. На пути к педагогике искусства // Музыка в школе. 2008/2
  • 4. Медушевский В.В. Духовно – нравственное воспитание средствами музыкального искусства 2001г.№6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер -класс"Моделирование образа средствами музыки"

нове технологии в работе на уроках музыки...

Мастер-класс по музыке "Музыка - урок познания через творчество"

 Основным на уроках музыки, по мнению современных авторов различных программ, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие...

Мастер класс «Клио Эвтерпас или музыка на уроке истории и обществознания»

В данном мастер-класс раскрываются сосбенности и возможности использования музыки на уроках истории и обществознания для активизации познавательной активности учащихся...

Мастер-класс "Театральная игра и музыка как элементы арт-технологии при изучении английского языка"

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной...

Мастер-класс "Театральная игра и музыка как элементы арт-технологии при изучении английского языка"

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителя нового подхода к преподаванию, поиска новых интересных методик и технологий. Одной...