Рабочая программа «Искусство» 8-9 класс. Сергеева Г. П. Критская Е. Д.
рабочая программа по мхк (8, 9 класс) по теме
Тематическое планирование разработано на основе программы «Искусство» Сергеева Г. П. Критская Е. Д.
Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat.planir_iskusstvo_8-9.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 901 ЮАО учитель ИЗО и МХК Гуженко Т.В.
ИСКУССТВО
Пояснительная записка
8-9 класс
Тематическое планирование разработано на основе программы «Искусство». Программа предназначена для основной школы любого типа и рассчитана на два года обучения — в VIII и IX классах.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
На уроках искусства рекомендуется использовать современные педагогические технологии: уровневую дифференциацию, коллективные способы обучения, театральную деятельность, развивающие и проектные технологии и др. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и т. п. — становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с учащимися.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Планирование разработано на основе учебника авторов программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, который кроме краткого по форме, но емкого по содержанию текста, содержит творческие вопросы и задания, иллюстративный материал (нотная графика, репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников, сцены из музыкальных спектаклей, кадры из кинофильмов). Изобразительный ряд учебника отражает особенности художественного образа в современных видах искусства (реклама, видеоклипы, кино, телевидение, компьютерная графика).
Требования к уровню подготовки учащихся
VIII класс
- иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театра
и кино; - использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
IX класс
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Рекомендуемая литература
Аксенов Ю. Г. Цвет и линия. / Ю. Г. Аксенов, М. М. Левидова. — М., 1986.
Борее Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. — М., 2005.
Кашекова И. Э. от античности до модерна / И. Э. Кашекова. — М., 2000.
Киященко Н. И. Эстетика — философская наука / Н. И. Киященко. — М, СПб.; Киев, 2005.
Лотман Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. — СПб., 1998.
Мириманов В. Б. Искусство и миф: центральный образ картины мира / В. Б. Мириманов. — М., 1997.
Назайкинский Е. В. Стиль и жанры в музыке / Е. В. Назайкинский. — М., 2003.
Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. // Избранные труды по искусству / П. А. Флоренский. — М., 1996.
Рычкова Ю. В. Энциклопедия модернизма / Ю. В. Рычкова. - М., 2002.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5—11 классы (Базовый уровень). / Под ред. В. Я. Коровиной. — М, 2005; Сергеева Г. П. Музыка: 5—9 классы / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская — М., 2006; Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы. / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
Тематическое планирование
по предмету «Искусство»
№ п/п | № темы | Разделы и темы | Кол-во часов |
VIII класс (35 ч) | |||
I | Искусство в жизни современного человека | 2 | |
1. | 1. | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Роль искусства в формировании художественного и научного творческого мышления. | 1 |
2. | 2. | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Выразительные средства разных видов искусства в контексте разных стилей. | 1 |
II | Искусство открывает новые грани мира. | 7 | |
3. | 3. | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. | 1 |
4. | 4. | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. | 1 |
5. | 5. | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров. | 1 |
6. 7. | 6. | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. Особенности познания мира в современном искусстве | 2 |
8. 9. | 7. | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции. | 2 |
III | Искусство как универсальный способ общения | 7 | |
10. 11. | 8. | Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. | 2 |
12. 13. | 9. | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой человеку средой и человеком среде. | 2 |
14. | 10. | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др. | 1 |
15. 16. | 11. | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. | 2 |
IV | Красота в искусстве и жизни | 11 | |
17. | 12. | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эcтетического переживания | 1 |
18. 19. | 13. | Символы красоты. | 2 |
20. 21. | 14. | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. | 2 |
22. 23. | 15. | Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. | 2 |
24. 25. | 16. | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. | 2 |
26. 27. | 17. | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза | 2 |
V | Прекрасное пробуждает доброе | 8 | |
28. | 18. | Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). | 1 |
29. 30. | 19. | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. Искусство как модель для подражания. | 2 |
31. 32. | 20. | Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | 2 |
33. | 21. | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. | 1 |
34. 35. | 22. | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. | 2 |
IX класс (35 ч) | |||
I | Воздействующая сила искусства | 9 | |
1. 2. | 1. | Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. | 2 |
3. | 2. | Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств. | 1 |
4. 5. | 3. | Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства. Искусство массовой культуры, его функции. Коммерциализация искусства как неотъемлемая характеристика массовой культуры. | 2 |
6. 7. | 4. | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств | 2 |
8. 9. | 5. | Массовые и общедоступные искусства (тиражная графика, эстрадная развлекательная музыка и др.). Вкус и мода. Зрелище на службе внушения. | 2 |
II | Искусство предвосхищает будущее | 7 | |
10. 11. | 6. | Порождающая энергия искусства, пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. | 2 |
12. 13. 14. | 7. | Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. | 3 |
15. 16. | 8. | Предсказание сложных коллизий XX—XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. | 2 |
II | Дар созидания. Практическая функция | 11 | |
17. | 9. | Эстетическое формирование искусством окружающей среды. | 1 |
18. 19. | 10. | Архитектура: планировка и строительство городов. | 2 |
20. 21. | 11. | Специфика изображений в полиграфии. | 2 |
22. | 12. | Равитие дизайна и его значение в жизни современного общества | 1 |
23. | 13. | Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. | 1 |
24. | 14. | Музыка в быту. | 1 |
24. 25. | 15. | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. | 2 |
27. | 16. | Единство стиля в материальной и духовной культуре. | 1 |
IV | Искусство и открытие мира для себя. | 8 | |
2.8 | 17. | Искусство учит видеть и чувствовать мир по-новому. Творческое воображение на службе науки и искусства — новый взгляд на старые проблемы. | 1 |
29. 30. | 18. | Мышление научное и художественное. Выдающиеся физики и математики о роли искусства и творческого воображения в развитии науки и техники. | 2 |
31. 32. | 19. | Вопрос себе, как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. | 2 |
33. | 20. | Выдающиеся психологи и физиологи о пользе творческой деятельности человека для его физического и душевного здоровья. | 1 |
34. 35. | 21. | Информационное богатство искусства. Современный синтез науки и искусства (синергетика, фрактальная геометрия, бионика и др.) на службе у человека. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Искусство 8-9 класс"
разработка рабочей программа по искусству для 8 класса по программе Критская...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов Вид урока ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля ДатаI...
Рабочая программа по музыке 5 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская ,Сергеева...
Рабочая программа по музыке 6 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" Критская,Сергеева...
Рабочая программа по музыке 7 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская,Сергеева...
Рабочая программа по музыке 8 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская,Сергеева...