Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
рабочая программа по музыке на тему
| № п\п урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид урока | ИКТ, наглядные пособия | Домашнее задание | Вид контроля | Дата |
I |
1 | Образ человека в мировой музыкальной культуре
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего | 8ч
1ч |
Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие
|
Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск |
Эссе «Искусство музыкальных звуков»
|
Устный |
|
| 2 | Музыкальная форма как процесс | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – поиск
| Хрестоматия, учебник, аудиодиск, дидактический материал, презентация
| Музыкальные формы выучить в тетради
| Вводный контроль |
|
| 3
| Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений
| 1ч
| Комбинированный урок. Урок – эврика
| Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник , презентация
| Сонатно – симфонический цикл доклад
| Устный опрос
|
|
|
4 |
Народно -эпические, характерно – бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства |
1ч |
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор
|
Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
|
Подобрать иллюстрации к музыке
|
Музыкальная викторина |
|
| 5
| Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства
| 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Анализ любимого музыкального образа, тесты
| Устный опрос |
|
| 6 | Функции музыки в современном мире | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - дискуссия
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск, видеофрагмент
| Индивидуальные сообщения | Устный опрос |
|
| 7 | Вкус и мода | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск, дидактический материал, видеофрагмент | Составить презентацию «Современное течение музыки», | Промежуточная диагностика |
|
II | 8
9 | Образ человека в мировом искусстве
Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке) | 1ч
9 ч
1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина
Урок формирований совершенствования знаний. Урок – исторического путешествия
| Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск
| Сопоставить с картинами художников
Выявить традиции и новаторство в музыкальных произведениях (колокольные звоны храмов России, концерт № 2 Рахманинова, Кикта «Фрески Софии Киевской»)
| Викторина
Устный контроль |
|
| 10 | Симфония венских классиков | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – филармония
| Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник
| Анализ симфонического развития , подготовить доклад
| Устный контроль |
|
| 11
| Новаторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича
| 1ч
| Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок – путешествие
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича
| Музыкальная викторина
| |
|
12 | Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание |
1ч |
Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор
|
Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
|
Анализ любимого музыкального произведения |
Кроссворд |
|
| 13 | Оценка явлений музыкальной культуры. (Swinging Bach) | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина
| Аудиодиск, хрестоматия, дидактический материал, учебник
| Индивидуальные сообщения, тесты | Тест – опрос | |
| 14 | Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация) | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – эврика
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека | Устный опрос | |
| 15 | Рок – опера | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - дискуссия
| Презентация, аудиодиск, видеофрагмент, дидактический материал
| Объяснить значение традиций и новаторства в Рок- опере | Выходная диагностика | |
| 16 | Современное музыкальное пространство | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор
| Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия
| Индивидуальные сообщения | Музыкальная викторина | |
| 17
| Мировое значение музыкального искусства | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина
| Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник
|
| Викторина |
|
| 18 | Резерв |
|
|
|
| ||
| 19 | Резерв |
|
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Искусство 9х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.
Подача учебного материала предоставляется учителю музыки по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы образовательных учреждений. Предмет изучается в объёме 17 часов в каждом классе
Ведущей содержательной линией рабочей программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.
Цель программы: формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров; формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле. курс является предметно-ориентированным и решает следующие задачи: дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»; познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки; показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры; развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки; научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов. Содержание курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов: метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете, проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё; метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации; метод взаимосвязи различных видов искусств; метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации); метод самостоятельной работы с источником.
|
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре» (8 ч)
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско – эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.
Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».
Музыкальная форма – как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.
Драматические, лирические, характерно – бытовые и народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно – симфонической, кантатно – ораториальной музыки).
Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» (9 ч)
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно – жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.
Восприятие – осознание – воспроизведение (исполнение) – оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Требования к результатам освоения программы
Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
Перечень учебно – методического обеспечения
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 9 класс.
DVD диски
-Программа «Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка», Просвещение, 2005г.
-Программы образовательных учреждений Литература:9-е классы (Базовый уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной-М.,2005;
Список литературы
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Искусство "Музыка" Критская, Сергеева, Кашекова | 31.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
№ п\п урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид урока | ИКТ, наглядные пособия | Домашнее задание | Вид контроля | Дата | |
I | 1 | Образ человека в мировой музыкальной культуре Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего | 8ч 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск | Эссе «Искусство музыкальных звуков» | Устный | |
2 | Музыкальная форма как процесс | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – поиск | Хрестоматия, учебник, аудиодиск, дидактический материал, презентация | Музыкальные формы выучить в тетради
| Вводный контроль | ||
3 | Симфонический метод отражения противоречивости жизненных явлений | 1ч | Комбинированный урок. Урок – эврика | Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник , презентация | Сонатно – симфонический цикл доклад | Устный опрос | ||
4 | Народно -эпические, характерно – бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск | Подобрать иллюстрации к музыке | Музыкальная викторина | ||
5 | Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – экскурсия | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск | Анализ любимого музыкального образа, тесты | Устный опрос | ||
6 | Функции музыки в современном мире | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - дискуссия | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск, видеофрагмент | Индивидуальные сообщения | Устный опрос | ||
7 | Вкус и мода | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск, дидактический материал, видеофрагмент | Составить презентацию «Современное течение музыки», | Промежуточная диагностика | ||
II | 8 9 | Образ человека в мировом искусстве Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства (колокольность в музыке) | 1ч 9 ч 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина Урок формирований совершенствования знаний. Урок – исторического путешествия | Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск Презентация, хрестоматия, учебник, аудиодиск | Сопоставить с картинами художников Выявить традиции и новаторство в музыкальных произведениях (колокольные звоны храмов России, концерт № 2 Рахманинова, Кикта «Фрески Софии Киевской») | Викторина Устный контроль | |
10 | Симфония венских классиков | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – филармония | Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник | Анализ симфонического развития , подготовить доклад | Устный контроль | ||
11 | Новаторство в симфонической музыке Д.Д.Шостаковича | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок – путешествие | Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия | Подобрать иллюстрации к музыке Шостаковича | Музыкальная викторина | ||
12 | Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор | Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия | Анализ любимого музыкального произведения | Кроссворд | ||
13 | Оценка явлений музыкальной культуры. (Swinging Bach) | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Аудиодиск, хрестоматия, дидактический материал, учебник | Индивидуальные сообщения, тесты | Тест – опрос | ||
14 | Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация) | 1ч | Урок формирований совершенствования знаний. Урок – эврика | Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия | Объяснить значение традиций и новаторства в жизни человека | Устный опрос | ||
15 | Рок – опера | 1ч | Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок - дискуссия | Презентация, аудиодиск, видеофрагмент, дидактический материал
| Объяснить значение традиций и новаторства в Рок- опере | Выходная диагностика | ||
16 | Современное музыкальное пространство | 1ч | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок – обзор | Презентация, аудиодиск, учебник, хрестоматия | Индивидуальные сообщения | Музыкальная викторина | ||
17 | Мировое значение музыкального искусства | 1ч | Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина | Аудиодиск, хрестоматия, раздаточный материал, учебник | Викторина | |||
18 | Резерв | |||||||
19 | Резерв |
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Разработана на основе авторской программы «Искусство 9х классов», авторы программы Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва, Просвещение, 2011 год.
Подача учебного материала предоставляется учителю музыки по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы образовательных учреждений. Предмет изучается в объёме 17 часов в каждом классе
Ведущей содержательной линией рабочей программы 9 класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения. Ведущей содержательной линией курса IX класса, которая завершает процесс музыкального образования и воспитания школьников, является изучение художественной картины мира школьниками, выявление ее духовно – содержательных, ценностных смыслов, заключенных в музыкальных образах. Основной аспект делается на осознание учащимися образа Человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства. Традиция как неотъемлемая часть музыкальной культуры, обогащающая школьников духовным, эмоционально – ценностным опытом прошлых поколений. Художественное открытие новых идей, форм произведений, их индивидуального своеобразия и исторической роли. Воплощение в художественных образах вечных тем жизни благодаря созидательной деятельности композитора и исполнителя. Адекватность слушательского восприятия и исполнительской деятельности учащихся художественному смыслу произведения.
Цель программы: формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров; формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле. курс является предметно-ориентированным и решает следующие задачи: дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»; познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки; показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры; развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки; научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов. Содержание курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов: метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете, проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё; метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации; метод взаимосвязи различных видов искусств; метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации); метод самостоятельной работы с источником. |
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. « Образ человека в мировой музыкальной культуре» (8 ч)
Значение музыки в жизни человека прошлого и настоящего времени. Искусство как способ философско – эстетического осмысления многообразия жизненных явлений, устремлений человека к истине, добру и красоте.
Формы выявления в музыке человека: персонаж, лирический герой, художественное «я».
Музыкальная форма – как процесс. Симфонический метод как способ отражения противоречивости жизненных явлений через интонационно – тематические контрасты и связи. Проблема современности в музыке. Функции музыки в современном мире. Вкус и мода.
Драматические, лирические, характерно – бытовые и народно – эпические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства (произведения программно – симфонической, кантатно – ораториальной музыки).
Раздел 2. « Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее» (9 ч)
Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства. Выражение отношения композитора к тем или иным явлениям действительности, поиск новых выразительных возможностей музыкального языка (мелодика, ритм, фактура, тембр, оркестровка, форма и др.). Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание, которое он хочет выразить и музыкант, мыслящий на языке своего искусства. Сопоставление стилевых, интонационно – жанровых особенностей музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения как основа выявления новаторских устремлений композиторов.
Восприятие – осознание – воспроизведение (исполнение) – оценка явлений музыкальной культуры как звенья процесса, направленного на развитие сотворческой активности учащихся, их способности вступать в диалог с музыкой разных эпох и стилей.
Требования к результатам освоения программы
Обучение музыкальному искусству в 9 классе должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать роль музыки в жизни человека;
- понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;
- оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
- знать имена выдающихся композиторов и исполнителей в различных областях музыкального искусства;
- иметь представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
- сопоставлять стилевые, интонационно – жанровые особенности музыкальных произведений в процессе их слушания и исполнения;
- знать и уметь исполнять песни разных жанров (фольклор, классика, современность); формировать свой песенный репертуар;
- ориентироваться в окружающем музыкальном пространстве; понимать значимость классического, народного музыкального искусства, музыки религиозных традиций в их соотношении с массовой музыкальной культурой;
- иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения, о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
- совершенствовать умения и навыки самообразования
- проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности.
Знать / понимать:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные особенности творчества русских и зарубежных композиторов;
- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;
- особенности различия вокальной и инструментальной музыки ( ваганты, романс, баллада,
авторская песня, ноктюрн, концерт, симфония);
- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;
- основные стили музыки (полифония, гомофония);
- известные театры мира и исполнители,
- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;
- строение сонатно- симфонического цикла;
- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;
- жанры и стили классической и современной музыки;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения,
- понимать роль музыки в жизни человека;
- представление об особенностях языка, инструментария, манеры исполнения музыкальных произведений разных эпох;
Перечень учебно – методического обеспечения
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Учебник « Музыка» 9 класс.- М.: Просвещение, 2009.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка» 9 класс (пособие для учителя). – М.: Просвещение, 2009.
Фонохрестоматия к учебнику « Музыка» 9 класс.
DVD диски
-Программа «Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Методическое пособие для учителя «Музыка», Просвещение, 2005г.
-Программы образовательных учреждений Литература:9-е классы (Базовый уровень)/ Под ред. В.Я. Коровиной-М.,2005;
Список литературы
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. – Л., 1983.
Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998.
Исаева Л.А., Курченко И.В., Чижикова В.П. Учитель музыки: пути профессионального становления. – Саратов, 2007.
Затямина Т.А. Современный урок музыки. – М.: Глобус, 2007.
Кабалевский Д.Д. Про трех китов и про многое другое. – М.: Детская литература, 1972.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методическое пособие. Музыка 5.- М.: Просвещение, 2006.
Кошмина И.В. Духовная музыка в школе. В 2 кн. – М., 2001.
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. – метод. Пособие. – М., 2001.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М., 1998.
Смолина Е.А. Творческие приемы и задания на уроках музыки. – Ярославль, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова
Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....
Рабочая программа "Музыка 8 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....
1 Рабочая программа Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5-7 кл 2021-22 г.
1 Рабочая программа Музыка ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 5-7 кл 2021-22 г....