Эрмитажу 250 лет. Роль в истории и культуре
план-конспект урока по мхк на тему

Маньякин Иван Викторович

Урок посвященный 250-летию Государственного Эрмитажа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermitazh.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя школа №495

Московского района Санкт-Петербурга

Эрмитажу 250 лет. Роль в истории и культуре

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

1.1. 1754-1762: строительство Зимнего дворца архитектором Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны

В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.

Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Однако полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой – стилем классицизм.

1.2. 1762: начало царствования Екатерины II

Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Федерика Ангальт-Цербская, супруга императора Петра III, пришла к власти 28 июня 1762 г., сместив с престола своего супруга с помощью преданной ей гвардии, которую возглавляли братья Орловы. В следующем 1763 г. Екатерина Алексеевна была коронована, согласно обычаю, в Успенском соборе Московского Кремля. Эпоха царствования Екатерины II была одной из самых замечательных в русской истории. Блестяще образованная и разносторонне одаренная императрица управляла страной в течение 34 лет, добившись безусловных успехов во внешней и внутренней политике и завоевав международный авторитет.

По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведен Эрмитажный театр, и сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, в которых ныне располагается музей «Государственный Эрмитаж». Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею «Эрмитаж», основательницей которого она считается.

1.3. 1764: приобретение Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский – крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России – победительнице в войне – приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции – «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

1.4. 1764-1775: строительство Малого Эрмитажа

В 1764-1766 гг., по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией – Зимним дворцом – архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.

Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Ж.-Б. ении-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. Архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями – «малые эрмитажи». Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

1.5. 1769: приобретение коллекции графа Брюля

Летом 1769 г. в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ. Она была куплена у наследников графа Брюля, саксонского министра, подражавшего в собирательстве своему королю Августу III. Пользуясь услугами агентов короля и советами К.Г. фон Хейнекена, одного из лучших специалистов своего времени в вопросах искусства, Брюль составил большое собрание, отличавшееся высоким качественным уровнем. Среди его шедевров – полотна Рембрандта «Портрет ученого» и «Портрет старика в красном», Рубенса «Персей и Андромеда», работы Пуссена «Снятие с креста» и Ватто «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля. С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу графа итальянским художником Белотто. Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745 г. для графа Альгаротти и подаренное им Брюлю. Заключенный в античном сюжете аллегорический смысл этого полотна легко прочитывается: Брюль энергично собирал картины для Августа III, способствуя процветанию искусств при саксонском дворе.

1.6. 1771-1787: строительство Большого Эрмитажа

В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю.М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Решение его фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.

В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля – близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане.

1.7. 1772: приобретение коллекции Кроза

В 1772 г. в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за два года до этого Антуану Кроза, барону де Тьеру. Ее создателем был дядя барона, банкир Пьер Кроза, прекрасный знаток искусства, тесно связанный с художественным миром. Переговоры с наследниками барона де Тьера, проходившие при участии Дидро, закончились покупкой собрания, ставшего одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа. Коллекция обогатила музей такими шедеврами, как «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе. Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен 6 портретами, среди которых – автопортрет художника. Помимо картин итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза включала очень много полотен французских мастеров XVII-XVIII вв.: Ленена, Пуссена, Миньяра, Ларжильера, Ватто, Ланкре, Шардена. В числе французских работ в состав собрания Эрмитажа вошли картины «Актеры французского театра» Ватто и «Прачка» Шардена.

1.8. 1779: приобретение коллекции сэра Pоберта Уолпола

Приобретение в Англии знаменитой галереи Уолпола (198 картин) стало одним из важнейших событий в истории Эрмитажа. Сэр Роберт Уолпол, премьер-министр при королях Георге I и Георге II, был известным коллекционером первой половины XVIII в. Его художественные сокровища были сосредоточены в родовом замке Хоутон-Холл. Внук коллекционера Джордж Уолпол предложил Екатерине II через русского посланника в Лондоне А.C. Мусина-Пушкина купить галерею Хоутон-Холла.

Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи XVII в. С ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница вулкана», Г. ении «Спор Отцов Церкви», С. Розы «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор». Значительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая, за единичными исключениями, приобрела с этого момента свой нынешний облик. Из Хоутон-Холла поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка – «Мадонна с куропатками» и портреты лондонского периода, четыре огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снайдерса.В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ – «Святое семейство» и «Моисей, иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта.

1.9. 1783: строительство Эрмитажного театра

Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. Окна первого этажа, отделанного рустом, украшают замковые камни с львиными масками – один из любимых приемов Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.

Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи. С XVIII в. Театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. Здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных гостей и новогодние маскарады.

2. 1795: создание Георгиевского зала

Большой Тронный (Георгиевский) зал, созданный Дж. Кваренги в 1787-1795 гг., был уничтожен пламенем разрушительного пожара 1837 г.

Авторские чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об одном из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными коринфскими колоннами розового мрамора был необыкновенно эффектен. Отделка мрамором белого, серого, светло-красного и синего цветов, блеск золоченой бронзы, наборный паркет из разных пород дерева составляли красивую полихромную гамму. Потолок был украшен живописным плафоном работы французского художника Г.Ф. Дуайена и итальянца Д.Б. Питони. Над троном, созданным по рисунку Кваренги, располагались аллегорические фигуры, поддерживающие щит с вензелем Екатерины II. Тронное место было декорировано ниспадающими драпировками пунцового бархата, шитого золотом и шелками.

2.1. 1815: приобретение коллекции императрицы Жозефины

Вступление русских войск в Париж в 1815 г. ознаменовалось приобретением собрания, обогатившего Эрмитаж рядом первоклассных произведений из галереи Мальмезонского дворца. Этот загородный дворец, купленный Жозефиной Богарне вскоре после ее свадьбы с Наполеоном, был любимой резиденцией императора. Там Жозефина собрала замечательную коллекцию живописи и скульптуры. Часть произведений относилась к числу трофеев Наполеона, преподнесенных им в дар супруге. После кончины владелицы дворца в 1814 г. Александр I покупает 38 картин у наследников – Гортензии и Евгения Богарне. Бoльшая их часть происходила из знаменитой в Европе Картинной галереи в Касселе (Германия) и была захвачена французской армией в ходе военных действий. К наиболее ценным приобретениям Эрмитажа относятся «Святое семейство» Андреа дель Сарто, две одноименные картины «Снятие с креста» кисти Рембрандта и Рубенса, серия полотен Клода Лоррена, посвященная времени суток, «Бокал лимонада» Терборха, «Завтрак» «Метсю, «Ферма» Поттера. Собрание Эрмитажа обогатилось работами итальянской, голландской, фламандской школ. Большое значение для Эрмитажа имело приобретение четырех статуй Кановы: «Геба», «Парис», «Танцовщица» и «Психея и Амур».

2.2. 1826: создание Военной галереи 1812 года К. Росси

В парадной части Зимнего дворца по проекту К. Росси была создана Военная галерея 1812 года – памятник воинской славы России. Галерея была разделена парными колоннами и арками на три композиционно связанные части, причем средняя выделена как преддверие к Георгиевскому залу и освещалась через застекленные проемы в расписных сводах. На стенах галереи в пять рядов были помещены 332 поясных портрета генералов – героев Отечественной войны 1812 г. Портреты были написаны английским художником Дж. Доу при участии русских живописцев А.В. Полякова и В.А. Голике. На парадных портретах изображены фельдмаршалы М.И. Кутузов и М.Б. Барклай де Толли, великий князь Константин Павлович и английский герцог Артур Веллингтон, получивший чин генерал-фельдмаршала русских войск после победы над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 г. В торце галереи расположены конные портреты Александра I (Ф. Крюгер) и его союзников – короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт).

2.3. 1837: пожар в Зимнем дворце

Вечером 17 декабря 1837 г. из душника в Фельдмаршальском зале стали просачиваться струйки дыма. Встревоженный дежурный персонал вызвал наряд пожарной роты. Обследовав душник, чердачные и подвальные помещения, пожарные нашли задымившуюся рогожу и обильно залили все водой из брандспойтов. Однако причина возникновения огня, который уже через несколько минут вырвался из-за рухнувшей деревянной перегородки зала, была иной. Сейчас уже стало очевидным, что к трагическим последствиям привели конструктивная ошибка архитектора Монферрана, разместившего душник в узком пространстве, отгороженном перегородкой, и использование дерева как основного строительного материала. Очевидец происшествия А.П. Башуцкий красочно описал финал грандиозного пожара, бушевавшего более 30 часов. «Торжественно-печальны были последние часы феникса-здания… Мы видели в выбитые окна, как огонь победителем ходил на пустынном просторе, освещая широкие переходы: он то колол и обваливал мраморные колонны, то дерзко зачернял драгоценную позолоту, то сливал в безобразные груды хрустальные и бронзовые люстры художественной работы, то обрывал со стен роскошные парчи и штофы… «. Когда вернувшемуся из театра Николаю I стала очевидна невозможность остановить разбушевавшуюся стихию, было принято решение выносить все, что возможно, из дворца и разобрать переходы, ведущие в Эрмитаж. Небывалый пожар начисто уничтожил великолепную отделку царской резиденции, стерев целую эпоху со страниц истории дворца.

2.4. 1840: восстановление парадных залов Зимнего дворца В.П. Стасовым после пожара 1837 г.

Пожар 1837 г. фактически полностью уничтожил внутреннюю отделку Зимнего дворца. Почти сразу же после этого трагического события начались беспрецедентные по масштабу восстановительные работы в царской резиденции, руководство которыми было поручено авторитетному архитектору Василию Петровичу Стасову. Его преданность канонам классицизма гарантировала тщательное воссоздание парадных интерьеров "в прежнем виде". Согласно предписанию императора Николая I, почти без изменений было восстановлено великолепное барочное убранство Парадной лестницы, Большой и Малой церквей. Стасов сохранил облик созданных по проектам Огюста Монферрана Фельдмаршальского и мемориального Петровского залов. В точности была воссоздана Военная галерея, из которой удалось вынести во время пожара все портреты героев Отечественной войны 1812 года. Второй по размерам зал Зимнего дворца, названный после восстановления Гербовым, приобрел более эффектный вид благодаря сплошному золочению колонн. При восстановлении торжественного Георгиевского (Большого тронного) зала В.П. Стасов использовал архитектурные идеи своего предшественника Дж. Кваренги, но применил новые для того времени металлические потолочные конструкции. Созданная Стасовым Невская парадная анфилада, состоящая из Аванзала, Большого и Концертного залов, представляет собой гармоничный классический ансамбль, объединенный общими архитектурными ритмами и светлой цветовой гаммой.

2.5. 1852: открытие Императорского музея Нового Эрмитажа

Новый Эрмитаж - первое здание в России, созданное специально для размещения художественных коллекций музея. Для строительства Императорского Эрмитажа Николай I пригласил немецкого зодчего Лео фон Кленце, стоявшего у истоков европейской музейной архитектуры. Осуществление проекта Лео фон Кленце было поручено архитекторам В.П. Стасову и Н.Е. Ефимову, которые внесли существенные изменения в замысел мюнхенского коллеги, связав здание со сложившимся архитектурным окружением.

Новому Эрмитажу, возведенному в 1842-1851 гг. в стиле историзм, присущи строгость и монументальность облика, спокойное равновесие архитектурных объемов. Вход в музей акцентирован величественным портиком с фигурами атлантов, высеченными из серого сердобольского гранита в мастерской скульптора А.И. Теребенева. Здание украшают статуи и барельефы, изображающие знаменитых художников, архитекторов, скульпторов прошлых эпох. Крупные плоскости фасадов оживляет орнаментальный декор с античными, ренессансными и барочными декоративными мотивами.

Внутреннее убранство "Музеума" соответствовало характеру представляемых коллекций: в роскошных залах с верхним светом (Просветах) на II этаже разместилась Картинная галерея, а в залах I этажа, оформленных в духе античной архитектуры, - коллекция древностей.

Торжественное открытие первого в России художественного музея состоялось 5 февраля 1852 г. По этому случаю в Эрмитажном театре был дан спектакль, а в Просветах среди блеска освещения и сокровищ музея был устроен праздничный ужин на 600 персон.

Интерьеры музея сохранились до нашего времени в почти неизмененном виде.

2.6. 1860: создание парадных интерьеров Большого Эрмитажа А.И.Штакеншнейдером

В 1851 г. под руководством А.И. Штакеншнейдера началась реконструкция Большого Эрмитажа.

Созданная по его проекту парадная лестница, получившая название "Советская", соединила помещения Государственного совета, расположенные на I этаже, с нарядными дворцовыми апартаментами II этажа. Вестибюль украшают колонны из красного порфира; широкие марши лестницы, расходясь на две стороны, ведут на верхнюю площадку, оформленную вдоль стен сдвоенными беломраморными колоннами. На потолке помещен живописный плафон работы французского художника Г.Ф. Дуайена с изображением аллегорической композиции.

Проекты отделки Парадной анфилады II этажа разрабатывались А.И. Штакеншнейдером по ходу строительства в течение восьми лет.

Интерьерам, которые он оформил, свойственны необычайная декоративность, богатство и разнообразие отделочных материалов, использование контрастных цветовых сопоставлений. Итальянский мрамор и уральский цветной камень, наборные двери и паркеты из ценных пород дерева, живописные и мозаичные вставки, бронза и позолота создавали впечатление поистине дворцовой роскоши. Особо следует отметить отделку большого парадного зала, в декоре дверей которого использована техника "булль" - инкрустация пластинами черепахового панциря и меди. Парадные залы и гостиные анфилады II этажа, предназначались первоначально для Великого князя Николая Александровича, сына Александра II.

Крупные приобретения этого периода:

Собрание археолога-любителя маркиза Кампаны, приобретенное в 1861 г. в Италии, чрезвычайно обогатило античные коллекции Эрмитажа. Джан Пьетро Кампана, директор Римского ломбарда, разорился в результате огромных трат на коллекционирование. Он был обвинен в растрате средств ломбарда и приговорен судом к 20 годам каторги с конфискацией имущества в счет уплаты долгов. Общественное мнение было на стороне "бедного маркиза", которого погубила любовь к искусству, и наказание было заменено вечным изгнанием. Папское правительство предоставило особые права директору Эрмитажа С.А. Гедеонову, который отобрал до распродажи собрания свыше 500 ваз, около 200 бронз, многочисленные мраморные скульптуры. Большая часть коллекции Кампаны была приобретена правительством Франции при личном участии Наполеона III. Античные скульптурные портреты, статуи девяти муз, огромная статуя Юпитера, рельеф с изображением гибели Ниобид стали украшением Эрмитажа. Собрание музея пополнилось интереснейшими этрусскими памятниками, италийскими и аттическими вазами и бронзами, в том числе знаменитой "Царицей ваз". Вместе с древностями были куплены фрески, выполненные учениками Рафаэля. Они украшали одну из вилл на Палатинском холме в Риме.

1 ноября 1864 г. герцог Литта, владевший в Милане фамильной картинной галереей, которая пользовалась в Италии известностью, обратился в Эрмитаж с предложением ее продать. Посылая перечень 44 картин, предложенных к покупке, он просил приехать представителя музея в Милан, чтобы на месте договориться о продаже.

Выехавший на место С.А. Гедеонов, директор Императорского Эрмитажа, отобрал из состава галереи четыре картины за 100 тысяч франков. Самая ценная среди них -"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". 12 января 1865 г. покупка состоялась.

В 1869 г. граф Конестабиле, владелец старинной итальянской галереи, обратился к графу Г.С. Строганову, известному коллекционеру, жившему в Риме, с предложением о покупке для Эрмитажа его галереи. Хранившуюся в этом собрании картину Рафаэля "Мадонна с Младенцем" пожелала приобрести императрица Мария Александровна. С.А. Гедеонов, директор Императорского Эрмитажа, был командирован во Флоренцию и, несмотря на первоначальный отказ владельца от предложенной ему цены, сумел в 1870 г. купить этот шедевр за 310 тысяч франков. Эта продажа вызвала сильное возмущение в Италии, но в распоряжении итальянского правительства не имелось свободных средств для приобретения картины. Ставшая собственностью императрицы, она выставлялась в Эрмитаже, а в 1880 г., по завещанию, перешла в Императорский Эрмитаж.

2. XX ВЕК В ИСТОРИИ МУЗЕЯ

XX век – пожалуй самый трагический в отечественной истории внес свои коррективы в судьбу крупнейшего музея России.

Во время Первой мировой войны сильно изменился облик интерьеров Зимнего дворца, который перестал быть официальной императорской резиденцией с 1904 г., оставаясь местом приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича, который просуществовал до ноября 1917 г. Залы Невской и Большой анфилад, а также Пикетный и Александровский были отведены под госпитальные палаты. Половину Фельдмаршальского зала превратили в перевязочную. В Гербовом зале оборудовали операционную. Петровский зал стал помещением для дежурных врачей; на хорах Николаевского зала и Аванзала разместили санитаров, а в жилых апартаментах - сестер милосердия. В Галерее 1812 года хранилось белье и предметы, необходимые для обслуживания раненых. Вестибюль Главной лестницы заняла столовая. На ее площадках разместили канцелярию, кабинет главного врача, приемную, лабораторию и рентгеновский кабинет.

Война 1914 г. прервала нормальную жизнь музея. В августе часть ценностей, в том числе Галерея драгоценностей, была вывезена в Москву. Однако Картинная галерея оставалась на месте.

В марте 1917 г. (после Февральской революции и падения династии Романовых) на общем собрании сотрудников  музея было решено работу в музее продолжать в полном объеме, но от впуска публики временно воздержаться.

В начале августа 1917 г. по решению Временного правительства, возглавляемого А.Ф. Керенским, бывший царь Николай II и его семья были сосланы в Тобольск. Правительство объявило о национализации царских дворцов и образовало художественно-историческую комиссию по приемке ценностей Зимнего дворца. В сентябре часть эрмитажного собрания была эвакуирована в Москву.

С июля 1917 г. Временное правительство заняло апартаменты Николая II и его супруги Александры Федоровны. Взамен гарнитуров в комнаты доставили обычную канцелярскую мебель. Стены, обитые шелком, вместе с развешенными на них картинами, затянули холстом. Лишь кабинет Николая II был сохранен как мемориальный. Малахитовая гостиная была избрана в качестве зала заседаний. В библиотеке Николая II А.Ф. Керенский обычно проводил совещания с военными.

В ночь на 25 октября (7 ноября) в Петрограде произошла смена власти: Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) взяла под свой контроль главные объекты города - телеграфное агентство, вокзалы, главную электростанцию, продовольственные склады, государственный банк и телефонную станцию. В 21 час 40 минут прозвучал холостой выстрел крейсера "Аврора". Зимний дворец был обстрелян пушками Петропавловской крепости. В 2 часа 10 минут 26 октября 1917 г. министры Временного правительства были арестованы в Малой столовой Зимнего дворца и отправлены в Петропавловскую крепость. А.Ф. Керенский покинул дворец накануне.

Эрмитажа эти события не коснулись, т.к. музей и в предшествующие дни был совершенно изолирован от дворца. Сразу же после взятия Зимнего дворца в Эрмитаж для охраны был послан вооруженный отряд.

30 октября (12 ноября) 1917 г. народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Несколько месяцев сотрудники Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения) работали в комнатах I этажа Зимнего дворца. Вскоре после революции в парадных залах начали устраивать кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки - произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин и экспозиция "Заупокойный культ Древнего Египта". К ноябрю 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. 2 января 1921 г. состоялось открытие для публики залов Картинной галереи, а в следующем году других экспозиций. Посетители входили в музей через портик с атлантами; организовывались первые экскурсии. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.

11 января 1920 г. в Зимнем дворце был открыт Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. В нем были представлены материалы по истории освободительного движения в России и революционных событий 1917 г. Одновременно открылись для обозрения жилые покои дворца. Как Музей Октябрьской революции и одновременно как художественно-исторический музей Зимний дворец просуществовал до начала в 1941 г. Великой Отечественной войны.

На 20-30-е годы приходится самая трагическая страница в истории музея – история распродажи части его коллекции. Она будет рассмотрена в следующей главе.

В годы Великой Отечественной войны Зимний дворец, пострадал от артобстрелов и бомбежек. "Тридцать снарядов, выпущенных из дальнобойных орудий, и две авиабомбы попали в здания Музея, нанеся им значительные повреждения, десятки снарядов и бомб разорвались в непосредственной близости от зданий, осыпая осколками фасады и кровлю, а через оконные проемы также облицовку стен и потолки выставочных зал. Более 20 тысяч квадратных метров стекла было выбито из окон и световых фонарей; полностью оказались разрушены отопительная и водопроводная сети," - писал главный архитектор А.В. Сивков.

Последний снаряд разорвался в Гербовом зале Зимнего дворца 2 января 1944 г. Ремонтные и реставрационные работы начались после снятия блокады, почти за год до победного 9 мая 1945 года.

Не смотря на все трагические страницы истории Эрмитаж возрождался стремительно и великолепно, во всем своем прежнем величии.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 18 декабря 1991 г. Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации.

По указу Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 12 июня 1996 г. Государственный Эрмитаж находится под покровительством Президента Российской Федерации.

3. УТРАЧЕННЫЕ ШЕДЕВРЫ

Рассматривая акварели с видами залов Нового Эрмитажа, внимательный зритель заметит, что ряд произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства, среди которых встречаются знаменитые шедевры, ныне уже не украшают музей. Став заложниками исторических перипетий первой половины ХХ в. в России, эти произведения искусства - гордость музейной коллекции XIX в. - в 1920-1930-е гг. навсегда покинули стены Эрмитажа.

К началу Октябрьской революции 1917 г. сокровища Эрмитажа оказались в Москве, куда они были эвакуированы в начале осени этого переломного для страны года. В это время в Петрограде через Коллегию по делам музеев в Эрмитаж стали поступать национализированные ценности частных коллекций, которые принимались музейными работниками на временное хранение и не вносились в каталоги (впоследствии они были варварски распроданы государством на заграничных аукционах). Лишь к концу 1920 г. удалось успешно завершить реэвакуацию эрмитажных ценностей из Москвы, и тогда вновь были открыты все залы музея.

На 1920-е гг. приходятся длительные и полные драматических коллизий переговоры с московским Музеем изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) о выделении ему большого числа картин. 28 января 1927 г. было подписано окончательное соглашение, по которому в Москву передавалось около 500 картин из запасного фонда. Вскоре, однако, произошла дополнительная передача около 70 великолепных произведений из экспозиции. При этом разъединялись знаменитые парные работы, например, Веронезе "Диана" и "Минерва" (ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Пуссена "Битва израильтян с амалекитянами" и "Битва израильтян с аммореянами" (ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Также в это время происходит интенсивный отбор картин для периферийных художественных музеев.

С 1 октября 1928 г. в СССР началось претворение в жизнь плана первой пятилетки - утопической идеи "великого скачка", захватившей все слои советского общества. Предполагалось в пятилетний срок провести ускоренную индустриализацию всей страны и преодолеть ее аграрную отсталость. По решению Комиссариата внешней торговли, созданное в 1925 г. объединение по экспорту и импорту антикварно-художественных ценностей "Антиквариат" становится внутренним источником получения свободно конвертируемой валюты для страны. В 1929-1932 гг. "Антиквариат" проводит активную продажу предметов искусства из музейного фонда и музеев Советского Союза на заграничных аукционах. В архиве Эрмитажа хранится переписка по этому поводу - правительственные распоряжения, письма и телеграммы.

Кроме отправки музейных ценностей на аукционы, проводились переговоры с нефтяным магнатом и известным коллекционером Галустом Гюльбенкяном. В апреле 1929 г. из Эрмитажа ему были проданы 24 предмета "французского серебра и золота" и картина "Благовещение" Дирка Боутса (XV в.). Второй покупкой Гюльбенкяна (февраль 1930 г.) стали 15 серебряных предметов и замечательный портрет Елены Фурмен работы Рубенса. Третья покупка произошла в июне 1930 г., в нее вошли скульптура Гудона "Диана", две картины Рембрандта ("Афина Паллада" и "Портрет Титуса"), картины Ватто ("Влюбленный Мецетен"), Терборха ("Урок музыки") и Ланкре ("Купальщицы"). В октябре 1930 г. была продана лишь одна картина Рембрандта "Портрет старика". Все приобретения стоили коллекционеру 325 000 фунтов стерлингов.

Вторым после Галуста Гюльбенкяна партнером СССР по тайным распродажам произведений живописи из Эрмитажа стал министр финансов США Эндрю Меллон. В результате девяти сделок с апреля 1930 г. по апрель 1931 г. в его личную коллекцию перешел 21 шедевр из Картинной галереи музея на общую сумму в 6 654 033 доллара ("Благовещение" Яна ван Эйка; "Поклонение волхвов" Боттичелли; триптих "Распятие" Перуджино; "Св. Георгий и дракон" и "Мадонна Альба" Рафаэля; "Венера с зеркалом" Тициана; "Портрет Изабеллы Брант", "Сусанна Фурмен с дочерью" и "Портрет лорда Филиппа Уортона" Ван Дейка; "Польский дворянин", "Девочка с метлой" и "Портрет дамы с гвоздикой" Рембрандта; "Портрет молодого человека" Франса Халса и др.)

Итогом этих трагических для Эрмитажа лет стала невосполнимая утрата более 50 шедевров. Кроме крупных покупок Гюльбенкяна и Меллона, картины разными путями попали в следующие мировые музеи: Национальная галерея Виктории в Мельбурне ("Пир Клеопатры" Тьеполо), Филадельфийский художественный музей ("Триумф Нептуна и Амфитриты" Пуссена), Государственный музей Амстердама ("Отречение апостола Петра" Рембрандта, "Портрет сэра Томаса Грешема" и "Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема" Антонио Моро), нью-йоркский Метрополитен-музей (две створки триптиха: "Распятие" и "Страшный суд" Яна ван Эйка) и др.

4. БУДУЩЕЕ ЭРМИТАЖА

С 1992 года  М.Б.Пиотровский  становится  директором  Государственного Эрмитажа. Начинается новая эра в истории музея, которая продолжается до сих пор.

В 1999 г. директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский представил в международном пресс-клубе в Москве программу "Большой Эрмитаж".

Программа "Большой Эрмитаж", поддержанная ЮНЕСКО, была разработана для осуществления реконструкции большого музейного комплекса. Она предполагает приспособление целого ряда исторических зданий в районе Дворцовой площади Санкт-Петербурга для целей музейного просвещения, музейного досуга и развлечения, где галереи и лекционные залы будут сочетаться с музейными кафе и ресторанами, Интернет-центрами.

Основные параметры развития Государственного Эрмитажа были одобрены Правительством Российской Федерации и Министерством культуры России. Программа развития Эрмитажа и Дворцовой площади также утверждена губернатором Санкт-Петербурга.

Одной из важнейших составляющих частей Программы развития Большого Эрмитажа является реставрация и реконструкция восточного крыла Главного штаба - выдающегося памятника архитектуры первой трети XIX в. Этот архитектурный массив включает в себя пять этажей здания и пять его внутренних двориков, что составляет, в целом, 38 200 кв. м площадей. Целью реконструкции, реставрации и перестройки восточного крыла Главного штаба станет объединение таких сфер деятельности, как экспозиционная, образовательная и сфера услуг.

Здание Главного штаба, построенное по проекту архитектора К.И. Росси в 1820-1830-х гг., предназначалось для размещения Министерства финансов, Министерства иностранных дел, служебных квартир, госпиталя и других помещений. В 1989 г. Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда передала восточное крыло здания Главного штаба Государственному Эрмитажу.

Предполагается, что в восточном крыле разместится коллекция искусства XIX и XX вв. Ее ядром станет перемещенное сюда из Зимнего дворца собрание картин импрессионистов и постимпрессионистов. Во всем своем великолепии и полноте будет показана знаменитая эрмитажная коллекция фарфора. Огромные коллекции Арсенала найдут себе достойное место в сочетании с другими военными материалами. Здесь уже создан Музей русской гвардии и будет открыт Музей частных коллекций.

В соответствии с проектом предполагается, что через здание с набережной реки Мойки можно будет пройти на Дворцовую площадь и Большую Морскую улицу, мимо разнообразных магазинов, ресторанов, Интернет-кафе, то есть всего того, что является составной частью современного крупного музейного комплекса.

Музейные экспозиции разместятся на нескольких уровнях, начиная со второго этажа, куда посетители будут подниматься по парадной лестнице. Существующие здесь, на втором уровне, дворы-колодцы объединятся в большую анфиладу, где предполагается чередование садов и больших экспозиционных пространств.

В конце 2008 года начались работы по реализации 1-й очереди проекта "Реставрация и реконструкция Восточного крыла Главного штаба" (Стоимость проекта - 6,5 млрд. руб., площадь реконструкции - 30 900 кв.м.). 

Полное окончание работ приурочено к празднованию 250-летия Эрмитажа в 2014 году.

 В результате реализации проекта в восточном крыле здания будет создан новый музейный комплекс, предназначенный для экспонирования искусства XIX-ХХI веков. Основная часть постоянной экспозиции будущего музея разместится в анфиладах, опоясывающих комплекс по периметру.

Пять внутренних дворов перекрываются стеклянными кровлями и преобразуются в новую Большую анфиладу, расположенную на уровне второго этажа. В просторных залах новой анфилады планируется проводить временные выставки. В этом здании выставочные пространства дополнит развитая инфраструктура образования, развлечений и музейного сервиса.

Сейчас Эрмитаж – крупнейший российский и европейский музей.

Единый комплекс включает в себя – Главный  музейный комплекс, расположенном в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках, самое значительное из которых - Зимний дворец - бывшая императорская резиденция. В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр и Запасной дом.

Современный реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа расположен в районе "Старая Деревня".

Экспозиционные комплексы Государственного Эрмитажа расположены так же:

 - в здании Зимнего дворца Петра I.

 - в здании дворца Меншикова.

 - в здании Музея Императорского фарфорового завода.

Выставочные комплексы расположены в Выборге (Центр "Эрмитаж-Выборг"), Казани («Эрмитаж-Казань»), Амстердаме, Ферраре (Италия), США (Лас-Вегас).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в трансляции культуры на уроках иностранного языка: социальный аспект

Представлена статья, опубликованная в сборнике по результатам II Всероссийской Педагогической Конференции "Наша будущая школа", проводимой в г.Волгограде 19-21.04.2012...

Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника

Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....

Роль мифов в истории мировой культуры.

Урок русского языка. 8-9 классы....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"

Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"...