Роль педагога в трансляции культуры на уроках иностранного языка: социальный аспект
статья по теме
Представлена статья, опубликованная в сборнике по результатам II Всероссийской Педагогической Конференции "Наша будущая школа", проводимой в г.Волгограде 19-21.04.2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pedagogike.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.Н.Антонова,
учитель английского языка МОУ СОШ № 72,
г. Волгоград
Роль педагога в трансляции культуры на уроках иностранного языка: социальный аспект
Актуальность темы статьи обусловлена частыми межэтническими конфликтами, происходящими в современном обществе между отдельными индивидами, социальными группами, возникающими в результате различий в быту, традициях, культуре. Для того чтобы предложить пути решения данной сложной проблемы необходимо дать определение понятию «культура».
Культура не имеет однозначного определения из-за разных подходов к его изучению. Мы принимаем за основу изучения данного понятия социальный аспект. Так, культура выступает как совокупность социальных норм и ценностей, регулирующих поведение индивида в обществе. Нормы – это набор правил допустимого поведения в том или ином обществе, обеспечивающий упорядоченность социального взаимодействия. Социальные ценности – это нравственные требования и значимые для человека и общества вещи, выработанные человеческой культурой. Закладка и усвоение социальных норм и ценностей происходит в процессе социализации, посредством которой индивид становится личностью. Здесь очень важной является стадия первичной социализации, протекающая после семьи главным образом в школе. Агентами социализации выступают педагоги, которые дают не только знания, но и обеспечивают в процессе своей деятельности приращение культуры обучающимся.
Большое значение в процессе успешного протекания социализации имеет урок иностранного языка. На уроке иностранного языка обучающийся не только изучает язык как средство коммуникации, но и в процессе его изучения получает новую информацию о культуре, этнических особенностях разных народов. На наш взгляд, в основу уроков иностранного языка должен быть положен ценностно-нормативный подход. В процессе обучения дети должны научиться понимать те социальные нормы и ценности, которые приняты в другой культуре и проявлять понимающее отношение при общении с носителями иной культуры в своей стране и при посещении другой. Актуально вспомнить аналогичную русской «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» английскую пословицу ‘When in Rome, do as the Romans do’. Умение обучающихся применять знания на практике – цель, преследуемая каждым педагогом во время учебно-воспитательного процесса.
Задачами на каждом уроке в интересующем нас русле являются:
- повышение интереса к изучению иностранного языка как средства коммуникации;
- совершенствование навыков устной и письменной речи;
- расширение общего и филологического кругозора обучающихся;
- повышение интереса к культурам разных народов, не только изучаемого языка.
Для решения этих задач необходима реализация таких способов взаимодействия с обучающимися, как:
- методы организации практической деятельности (игра, проектная деятельность, фестиваль и др.);
- методы стимулирования (требования, оценка, контроль, соревнование);
- исследовательские и диагностические методы (социологический опрос, психологическое тестирование, анализ);
- методы воздействия и убеждения (обсуждение, беседа на тему толерантного отношения к окружающим).
Ожидаемым результатом применения данных методов должно стать достижение указанной выше цели – умения детей в дальнейшей жизни применять полученные в школе знания на практике.
Таким образом, роль педагога на уроке иностранного языка не ограничивается передачей знаний; он транслирует социально-гуманитарные ценности, нормы, принятые в разных культурах, делая тем самым вклад в предотвращение межэтнических конфликтов. Культурные различия должны стать не поводом для конфликта или напряженности, а поводом для знакомства с носителями другой культуры с целью обогащения внутреннего мира обучающегося и успешной дальнейшей адаптации в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка
В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровен...
Интернет-ресурсы как один из аспектов применения ИКТ на уроках иностранного языка
В наше время новые информационные технологии интенсивно внедряются в образовательный процесс. И если рассматривать урок как социальный заказ общества системе образования, то сегодня мы вышли на уровен...
Взаимосвязь языка и культуры на уроке иностранного языка как путь к формированию интеркультурного мировидения
В статье актуализируется соотношение языка и культуры как интегрированных компонентов, способствующих выходу на новый уровень межкультурной коммуникации, который автор номинирует как интеркультурный. ...
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку
Выступление на МО учителей иностранных языков Методические аспекты преподавания иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...
«Формирование ценностного отношения к иноязычной культуре на уроках иностранного языка»
Современная жизнь в условиях глобального мира, для которой характерны интеграция, миграция, культурное разнообразие, нестабильность в межнациональных отношениях, вносит значительные измене...
Место, роль и функции игрового обучения на уроках иностранного языка в начальной школе
Игровая деятельность на занятиях иностранного языка вызывает интерес к изучению языка, повышает мотивацию, снижает утомляемость, способствует преодолению языкового барьера, создают благоприятную атмос...
Статья в сборнике Комитета по образованию г. Улан-Удэ МКУ «Центр мониторинга и развития образования» по обобщению творческого опыта учителей иностранного языка «Психологический аспект на уроках английского языка»
В статье рассказывается о межличностных отношениях учащихся и учителя на уроке английского языка. Атмосфера общения является следствием этих отношений и определяется объективными условиями, в которых ...