Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"
статья по истории (8 класс) на тему

Файнерман Татьяна Михайловна

Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл faynerman.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Опыт ценнее тысячи мнений,

рождённых воображением».

М. Ломоносов

  1. Я – преподаватель гуманитарных дисциплин – истории, ИКП, обществознания. Но сейчас, к сожалению,  я больше занимаюсь школьным музеем и историей, и в меньшей степени изучением краеведения. Хотя мои дети одерживают победы в районных, городских и региональных мероприятиях, да и в ДДЮТ я участвую во многих делах, а с краеведением я дружу более 40 лет, спасибо за это И.М.Лебедевой и Л.К. Ермолаевой за эту дружбу, да и с ДДЮТ мы работаем с конца 80-х начала 90-х годов – спасибо Е.М.Мухиной, я принимала участие в 2-х Всероссийских конференциях в Москве, Туле-Калуге. Так что стояла почти у истоков. И сегодня с Н.П.Столбовой и А.А.Войт у нас тоже много дел. Я являюсь руководителем методобъединения учителей ИКП Красногвардейского района и отвечаю за эту работу в АППО. Я –петербурженка в 4 поколении, и без Санкт-Петербурга жизни своей не представляю, красоту города боготворю и изучаю. В апреле 2015 года я была участником Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». Тема моего выступления связана не только с современными методами преподавания гуманитарных наук, но и с воспитанием молодого поколения, а это дорогого стоит. История и культура Санкт-Петербурга – это зеркало истории России, и я хочу остановиться на страницах истории нашего города.

        И так, чем актуальна моя тема? – несколько падает сейчас роль самого учебного предмета, он из регионального компонента, его часто сокращают и некоторые администраторы стараются заменить его технологией, ИКТ. Но не все понимают, что не заменять его надо чем-то другим, а соединять!!!, т.к. этот предмет даёт возможность изучать страницы истории и культуры города вместе с новыми технологиями и ИКТ. А если говорить о презентации, то ребята их делают сотнями  по этому предмету вместе с учителями, и учат учителей извлекать из Интернета такие хитрые вещи, что сам сделать бы это не смог.

        -У нас есть мало (и плохо) читающие дети,  а есть и одарённые. И те, и другие живут в одном городском пространстве, памятники которого они должны будут передавать в наследство следующим поколениям. А каким они передадут город? – это зависит от нас: будут ли беречь и любить город или нет презентации должны внести свой вклад в зримое окружение, помочь разобраться в проблемах города, увидеть ещё раз его красоту, ведь не всегда получается гулять по городу обстоятельно, а презентации, как кино, раскроют глаза детям.

        -Учебники по ИКП ещё не все есть, 5-6 классы занимаются по учебным тетрадям, иллюстрации в основном черно-белые, как радостно увидеть город в цветном изображении!

Ведь к сожалению не все родители с раннего детства  знакомят детей  с красотами Петербурга и не всегда их,  как писал А.Пушкин ,»в Летний Сад гулять водили».

- Но ещё есть одна – самая важная причина актуальности темы. Сегодня все наши усилия направлены на воспитание молодёжи, 90-е годы были трудными для их родителей, сегодня последние не всегда живут для детей, больше заботятся о еде и одежде, воспитанием и особенно патриотическим, занимаются в основном  педагоги разных направлений. Санкт-Петербург – наша малая родина, вот вам почва для воспитания патриотов нашей Родины и изучения её страниц.

-Знать, изучать историю -  непростое дело,  помощь мы найдём в презентации. Таким образом,  пробуждение интереса школьников к истории и культуре Санкт-Петербурга, пробуждение таких чувств как гордость, уважение к памятникам наследия прошлого и настоящего, любовь к своей малой Родине и одному из красивейших городов мира и есть наша общая задача -  воспитание петербуржца и гражданина.

                                

II. Как же работать в этой большой сети знаний и представлений о городе Санкт-Петербург?

Презентация – это одна из главных  ключевых ресурсов  изучения истории вообще  и изучения истории  нашего города как участника почти всех событий истории  России,  как на уроках, так и во внеклассной работе, в конкурсах, проектах, олимпиадах.

Из первых и достаточно интересных правил создания презентаций были        « 5 правил создания эффективной презентации» от  Оливии  Митчел:

- план на бумаге – исходя  из потребности интересов аудитории;

- презентация – это передача слушателям идей, а не  точных слов и предложений, сделайте заметки для себя;

- 1 слайд – 1 предложение;

- дизайн: простой фон, светлые тона, шифр без засечек;

- танцуйте со своими слайдами. Они партнёр (ша) в танце. Слайды- партнёр в презентации – сначала ведёшь ты, потом слайды, потом снова ты и так далее.

Конечно, сегодня уже существуют 13 и больше  правил, а школьный урок вносит свои коррективы, но всегда надо помнить, что каждый слайд – это некое сообщение.

  1. Из истории создания первых и интересных  презентаций.

Существует мнение, что автор  идеи  Power Point –это Bob Gaskins (университет Беркли) , считавший в 1984 году, что наступает век графических интерактивных материалов. Он вместе с разработчиком компании Foretought – Денисом Остиным создали  программу  Presenter+ Том Рудкин. Позже Боб сменил имя на Power Point, которое  и стало названием конечного продукта и положило начало новому подходу к презентации материалов,  предназначенных для публичного представления. Позже компания Microsoft купила у Foretougt эти материалы за 12 миллионов долларов и стала стандартом Microsoft Offisе.

А вот самой дорогой презентацией стала «Неудобная правда» («Теория антропогенного глобального потепления»)  -автор  Эл. Гор.Duarte Design.

Эта работа легла в основу американского фильма, получившего премию «Оскар», затем книга, написанная по материалам  презентации ,  получила Нобелевскую премию, и наконец, сегодня пишется опера по материалам работы. (www.kopterev.com)

 Таковы некоторые интересные страницы из истории презентаций.

  1. Какова же роль презентации в преподавании школьного предмета истории и культуры СПБ (сокращённо – ИКП) и ряда вопросов истории России, ведь история нашего города – это часть истории нашей Родины. В первую очередь, это касается трудных вопросов и тем. Во-вторых, презентации можно использовать в проектах, инсценировках, виртуальных экскурсиях, на интерактивных занятиях, в играх.  В- третьих, ни один урок по истории архитектуры и искусства не должен проходить без показа красоты СПб. Вспомним древнекитайскую мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Эту мудрость и несёт история нашего края, а презентация или ведущая, или ведомая в «танце» историко-краеведческой деятельности, но её роль не дань моде, а необходимое условие работы. Мы живём в информационном обществе, новая информация – большая ценность, её надо уметь найти, представить в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Каждая презентация на уроке или урок – презентация формируют у учащихся ИКТ компетенции, умение анализировать объекты культурного наследия, воспитывают любовь к родному краю, истории , его создателям и творцам и уважение к людям, живущим рядом, способствуют развитию познавательных интересов ,  мотивации учащихся, их памяти. А ведь память – это и есть лучший памятник людям , творцам истории.

-Таким образом, презентация и обучает, и воспитывает, и , способствуя саморазвитию личности , работает в 2-х направлениях: гуманитарного и технического, тем самым создаются условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся.

 - Она способствует духовному обогащению личности, восприятию прекрасного, рождает способность к творчеству.

- Решая ситуативные задачи,(при показе сайдов  с задачами, схемами, видами зданий, архитектурными деталями и др.) происходит вписывание учащихся в социокультурную среду.

- Воспитание гражданственности, патриотизма – развивается личностное отношение к истории, судьбе города и страны. Любая работа с презентацией, сделанная как учителем, так и учеником, посвящённая военным или трагическим страницам жизни города переживаются ими сильнее, чем  рассказ учителя. Ведь зрительное

 представление  -  это память и для мозга, и для глаз.

- Презентация – универсальна, она вписывается в любую форму урока  и использовании различных технологий  – при проблемном обучении, при использовании групповых и игровых технологий, при педагогике сотрудничества, при контроле, используя тренажёры-программы , выводя серию вопросов на экраны.

- Толерантность – наш город создавался как европейский город. Французы, итальянцы, немцы – люди разных национальностей были архитекторами и строителями Северной Венеции, они не знали вражды на национальной почве, и сегодня на их жизни и деятельности  учатся юные петербуржцы. Показ их архитектурных творений , уникальных зданий прошлых столетий  никого не могут оставить равнодушным.

- Презентация стала нормой совместной деятельности учителя и ученика, необходимым условием их работы. Так использование элементов ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством в образовательном процессе и гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.

К 70-летию Великой Победы стал уважительным и любимым лозунг «Я помню! Я горжусь!» Он дал людям  почувствовать величие духа,

Гордость за подвиг отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны, а петербуржцы всегда  помнят и гордятся своим прекрасным городом, его создателями и героями, у них для этого всегда есть причины. Нашему молодому поколению надо не только знать и годиться Петербургом,  ему надо бережно относиться к памятникам Наследия своей малой Родины, быть готовым своим трудом преумножать благополучие родной земли, учиться у своих дедов и отцов, помнить свою родословную, и в этом большая роль принадлежит учителям и современным методам обучения.

 

                        За Нарвской заставой –Путиловский завод

                        Почему СПб являлся крупнейшим промышленным центром                         России?  Чем ты можешь аргументировать?

                        Кр. промышленники?

V. Архитектура и др.

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. (Древнекитайская мудрость).

«Я с музой зодчего беседую опять...»  Страной зодчих назвал Россию искусствовед и художник И.Э.Грабарь.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Французы, итальянцы, немцы – архитекторы и строители Санкт-Петербурга. СПб – европейский город , как северная Венеция.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.

В память  об Отечественной войне 1812 года (маршрут экскурсии).

Ориентация школы – формирование  интегрированной личности к самообразованию. ОБЛАДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ. Для достижения этой цели – внедряется в практику образования межпредметного подхода. Теперь это не только хороший исполнитель, но и активный, думающий, самостоятельный человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации. Но т.к. содержание и объём знаний сегодня быстро меняются, в воспитании надо делать ставку на строительство внутренних устоев, на которых держится личность. Мировоззренческие принципы, отношение к себе, людям, понимание своей цели, вкус к учению – вот основа действий и поступков человека.

        Отсюда, ориентация процесса обучения – на личность. Ориентация на способы действия – коммуникативные, познавательные действия, поиск, навыки информации – формируются во многом проектно-исследовательской деятельностью, надо чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые бы в последующем сможет применить в жизни.

        Нужна связка всех предметов + опыт жизни – межпредметные связи –проектно-исследовательская деятельность, с целью применения в дальнейшем.

Историко-краеведческая деятельность позволяет, как считают учёные, ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.

Проекты – в 30-е годы ХХ века, но были абсолютизированы- нарушена логика преподавания. Возврат в конце ХХ века. Проект – это не только размышление, поиск задачи, результаты. Но ученик,  работая в разных областях, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблемы и др.. Если ученик этим владеет, у него нет проблемы с заучиванием большого материала. Так формируются метаумения (критическое, теоретическое, навыки работы с информацией).

        Изучение истории страны невозможно без изучения своего края.(СПб, районы, место школы) это «живое окружение» и ст. прошлого. Краеведческий материал приближает историческое прошлое к сознанию школьников. Воспитание патриотизма должно осуществляться не только словами, но и делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать? Здесь применение ИКТ, это не дань моде, а необходимое условие работы. Мы живём в информационном обществе, новая информация – большая ценность, её надо уметь найти представить в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.

        Лучший памятник героям – память -(одетях блокады) .как живут ветераны, твоя семья, твой дом.

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.                Анализ, опыт использования,

                                                поиск ветеранов

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

  1. Анализ интересных исторических фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка проблемы исследования.
  2. Встречи и беседы с ветеранами.
  3. Оформление слайдов, текстовый, графический, информационный. Создание презентаций.
  4. Защита проектов – памятные дни, классные часы, уроки мужества, для других классов.

ВЫВОДЫ:

- знакомство с событиями ВОВ

- чувство сопричастности

- применение компьютерных средств

- связь с разными поколениями.

«КАРТА ПАМЯТИ» (проект российский «Просвещение»)

Помощь:

Духовно-нравственной ориентации в жизни, их социальной адаптации, развитию и самообразованию личности. + интеграция 2-хнаправлений гуманитарного и технического – способствуют активации мыслительно проп.... мышления в целом, расширению рамок творческой деятельности, навыки поисково-исследовательской работы, развитию информационной компетенции. А в целом всё это создаёт ту среду, в которой происходит формирование личности патриота, осознанию ценности родного края, родной истории, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование элементов ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.

«Модерн» - мимолётный арх. стиль или северный.

Новый стиль

Новые термины: модерн, майолика, декор, витраж и др.

Причины возникновения, характерные черты и отличные от других стилей.

И так, помимо сказанного, каждая презентация или урок-презентация имеет задачи:

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Формирование ИКТ компетенции, умение анализировать объекты культурного наследия.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Любовь к родному городу, умение считывать информацию со старых изданий, выражать собственные впечатления от облика зданий «Северный модерн»

ТЕХНОЛОГИИ:

- проблемное обучение

- педагогика сотрудничества

- игровые технологии

- информативно-коммуникативные технологии

- групповые технологии

- коллективный способ обучения

- гуманно-личностные технологии

Мотивация учащихся –развитие познавательных интересов учащихся, различные виды зданий, наглядность.

Путешествие в Петербург к. ХIХ-н.ХХ в.в.

слайды – декор, новые здания

О чём будем говорить – новый архитектурный стиль.

Блиц-турнир – 4 команды – по 4 вопроса.

Дворец Петра I, Дворец..., Александринский театр, церковь на Невском.

На каждый ответ – жетон.

Пётр, Елизавета, барокко, классицизм, эклектика – была исчерпана.

Русская архитектура испытывала кризис. Поиск новых приёмов синтеза искусств, новых выражений, новых деятелей культуры.

Вместо смешения возник целый архитектурный стиль, в основе которого эстетика символизма, единения с природой, симв. красоты, заключ. в природе.

Асимметрия – Бубырь, Лидваль, Белогруд, Васильев.

- подсолнух – солнце

- мак – сон

- колокольчик – желание

- тюльпан, лилия – гибель, трагедия

- павлин – экзотика

- сова – мудрость

 - лев – власть, сила

Резьба по камню, лепка, керамика, витражи. Фёдор Лидваль.

Доходные дома, банки, гостиницы, шведские церкви.

Музыка Э. Грига

РЕФЛЕКСИЯ: на листах бумаги выразить своё мнение об уроке. Что запомнилось, понравилось? Какие архитекторы?

ПОБЕДА – КОМАНДЫ – НАГРАДА.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."

Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»

Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего п...

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....

Осуществление внеурочной деятельности в рамках преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга

В соответствии с федеральным государственным стандартом в общеобразовательных учреждениях Петербурга образовательные программы в учебных учреждениях реализуются не только через урочную, но и вне...

Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.

Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...