Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"
статья по истории (8 класс) на тему
Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faynerman.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опыт ценнее тысячи мнений,
рождённых воображением».
М. Ломоносов
- Я – преподаватель гуманитарных дисциплин – истории, ИКП, обществознания. Но сейчас, к сожалению, я больше занимаюсь школьным музеем и историей, и в меньшей степени изучением краеведения. Хотя мои дети одерживают победы в районных, городских и региональных мероприятиях, да и в ДДЮТ я участвую во многих делах, а с краеведением я дружу более 40 лет, спасибо за это И.М.Лебедевой и Л.К. Ермолаевой за эту дружбу, да и с ДДЮТ мы работаем с конца 80-х начала 90-х годов – спасибо Е.М.Мухиной, я принимала участие в 2-х Всероссийских конференциях в Москве, Туле-Калуге. Так что стояла почти у истоков. И сегодня с Н.П.Столбовой и А.А.Войт у нас тоже много дел. Я являюсь руководителем методобъединения учителей ИКП Красногвардейского района и отвечаю за эту работу в АППО. Я –петербурженка в 4 поколении, и без Санкт-Петербурга жизни своей не представляю, красоту города боготворю и изучаю. В апреле 2015 года я была участником Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». Тема моего выступления связана не только с современными методами преподавания гуманитарных наук, но и с воспитанием молодого поколения, а это дорогого стоит. История и культура Санкт-Петербурга – это зеркало истории России, и я хочу остановиться на страницах истории нашего города.
И так, чем актуальна моя тема? – несколько падает сейчас роль самого учебного предмета, он из регионального компонента, его часто сокращают и некоторые администраторы стараются заменить его технологией, ИКТ. Но не все понимают, что не заменять его надо чем-то другим, а соединять!!!, т.к. этот предмет даёт возможность изучать страницы истории и культуры города вместе с новыми технологиями и ИКТ. А если говорить о презентации, то ребята их делают сотнями по этому предмету вместе с учителями, и учат учителей извлекать из Интернета такие хитрые вещи, что сам сделать бы это не смог.
-У нас есть мало (и плохо) читающие дети, а есть и одарённые. И те, и другие живут в одном городском пространстве, памятники которого они должны будут передавать в наследство следующим поколениям. А каким они передадут город? – это зависит от нас: будут ли беречь и любить город или нет презентации должны внести свой вклад в зримое окружение, помочь разобраться в проблемах города, увидеть ещё раз его красоту, ведь не всегда получается гулять по городу обстоятельно, а презентации, как кино, раскроют глаза детям.
-Учебники по ИКП ещё не все есть, 5-6 классы занимаются по учебным тетрадям, иллюстрации в основном черно-белые, как радостно увидеть город в цветном изображении!
Ведь к сожалению не все родители с раннего детства знакомят детей с красотами Петербурга и не всегда их, как писал А.Пушкин ,»в Летний Сад гулять водили».
- Но ещё есть одна – самая важная причина актуальности темы. Сегодня все наши усилия направлены на воспитание молодёжи, 90-е годы были трудными для их родителей, сегодня последние не всегда живут для детей, больше заботятся о еде и одежде, воспитанием и особенно патриотическим, занимаются в основном педагоги разных направлений. Санкт-Петербург – наша малая родина, вот вам почва для воспитания патриотов нашей Родины и изучения её страниц.
-Знать, изучать историю - непростое дело, помощь мы найдём в презентации. Таким образом, пробуждение интереса школьников к истории и культуре Санкт-Петербурга, пробуждение таких чувств как гордость, уважение к памятникам наследия прошлого и настоящего, любовь к своей малой Родине и одному из красивейших городов мира и есть наша общая задача - воспитание петербуржца и гражданина.
II. Как же работать в этой большой сети знаний и представлений о городе Санкт-Петербург?
Презентация – это одна из главных ключевых ресурсов изучения истории вообще и изучения истории нашего города как участника почти всех событий истории России, как на уроках, так и во внеклассной работе, в конкурсах, проектах, олимпиадах.
Из первых и достаточно интересных правил создания презентаций были « 5 правил создания эффективной презентации» от Оливии Митчел:
- план на бумаге – исходя из потребности интересов аудитории;
- презентация – это передача слушателям идей, а не точных слов и предложений, сделайте заметки для себя;
- 1 слайд – 1 предложение;
- дизайн: простой фон, светлые тона, шифр без засечек;
- танцуйте со своими слайдами. Они партнёр (ша) в танце. Слайды- партнёр в презентации – сначала ведёшь ты, потом слайды, потом снова ты и так далее.
Конечно, сегодня уже существуют 13 и больше правил, а школьный урок вносит свои коррективы, но всегда надо помнить, что каждый слайд – это некое сообщение.
- Из истории создания первых и интересных презентаций.
Существует мнение, что автор идеи Power Point –это Bob Gaskins (университет Беркли) , считавший в 1984 году, что наступает век графических интерактивных материалов. Он вместе с разработчиком компании Foretought – Денисом Остиным создали программу Presenter+ Том Рудкин. Позже Боб сменил имя на Power Point, которое и стало названием конечного продукта и положило начало новому подходу к презентации материалов, предназначенных для публичного представления. Позже компания Microsoft купила у Foretougt эти материалы за 12 миллионов долларов и стала стандартом Microsoft Offisе.
А вот самой дорогой презентацией стала «Неудобная правда» («Теория антропогенного глобального потепления») -автор Эл. Гор.Duarte Design.
Эта работа легла в основу американского фильма, получившего премию «Оскар», затем книга, написанная по материалам презентации , получила Нобелевскую премию, и наконец, сегодня пишется опера по материалам работы. (www.kopterev.com)
Таковы некоторые интересные страницы из истории презентаций.
- Какова же роль презентации в преподавании школьного предмета истории и культуры СПБ (сокращённо – ИКП) и ряда вопросов истории России, ведь история нашего города – это часть истории нашей Родины. В первую очередь, это касается трудных вопросов и тем. Во-вторых, презентации можно использовать в проектах, инсценировках, виртуальных экскурсиях, на интерактивных занятиях, в играх. В- третьих, ни один урок по истории архитектуры и искусства не должен проходить без показа красоты СПб. Вспомним древнекитайскую мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Эту мудрость и несёт история нашего края, а презентация или ведущая, или ведомая в «танце» историко-краеведческой деятельности, но её роль не дань моде, а необходимое условие работы. Мы живём в информационном обществе, новая информация – большая ценность, её надо уметь найти, представить в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Каждая презентация на уроке или урок – презентация формируют у учащихся ИКТ компетенции, умение анализировать объекты культурного наследия, воспитывают любовь к родному краю, истории , его создателям и творцам и уважение к людям, живущим рядом, способствуют развитию познавательных интересов , мотивации учащихся, их памяти. А ведь память – это и есть лучший памятник людям , творцам истории.
-Таким образом, презентация и обучает, и воспитывает, и , способствуя саморазвитию личности , работает в 2-х направлениях: гуманитарного и технического, тем самым создаются условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся.
- Она способствует духовному обогащению личности, восприятию прекрасного, рождает способность к творчеству.
- Решая ситуативные задачи,(при показе сайдов с задачами, схемами, видами зданий, архитектурными деталями и др.) происходит вписывание учащихся в социокультурную среду.
- Воспитание гражданственности, патриотизма – развивается личностное отношение к истории, судьбе города и страны. Любая работа с презентацией, сделанная как учителем, так и учеником, посвящённая военным или трагическим страницам жизни города переживаются ими сильнее, чем рассказ учителя. Ведь зрительное
представление - это память и для мозга, и для глаз.
- Презентация – универсальна, она вписывается в любую форму урока и использовании различных технологий – при проблемном обучении, при использовании групповых и игровых технологий, при педагогике сотрудничества, при контроле, используя тренажёры-программы , выводя серию вопросов на экраны.
- Толерантность – наш город создавался как европейский город. Французы, итальянцы, немцы – люди разных национальностей были архитекторами и строителями Северной Венеции, они не знали вражды на национальной почве, и сегодня на их жизни и деятельности учатся юные петербуржцы. Показ их архитектурных творений , уникальных зданий прошлых столетий никого не могут оставить равнодушным.
- Презентация стала нормой совместной деятельности учителя и ученика, необходимым условием их работы. Так использование элементов ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством в образовательном процессе и гражданско-патриотического воспитания молодого поколения.
К 70-летию Великой Победы стал уважительным и любимым лозунг «Я помню! Я горжусь!» Он дал людям почувствовать величие духа,
Гордость за подвиг отцов и дедов в годы Великой Отечественной войны, а петербуржцы всегда помнят и гордятся своим прекрасным городом, его создателями и героями, у них для этого всегда есть причины. Нашему молодому поколению надо не только знать и годиться Петербургом, ему надо бережно относиться к памятникам Наследия своей малой Родины, быть готовым своим трудом преумножать благополучие родной земли, учиться у своих дедов и отцов, помнить свою родословную, и в этом большая роль принадлежит учителям и современным методам обучения.
За Нарвской заставой –Путиловский завод
Почему СПб являлся крупнейшим промышленным центром России? Чем ты можешь аргументировать?
Кр. промышленники?
V. Архитектура и др.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. (Древнекитайская мудрость).
«Я с музой зодчего беседую опять...» Страной зодчих назвал Россию искусствовед и художник И.Э.Грабарь.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Французы, итальянцы, немцы – архитекторы и строители Санкт-Петербурга. СПб – европейский город , как северная Венеция.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК.
В память об Отечественной войне 1812 года (маршрут экскурсии).
Ориентация школы – формирование интегрированной личности к самообразованию. ОБЛАДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ. Для достижения этой цели – внедряется в практику образования межпредметного подхода. Теперь это не только хороший исполнитель, но и активный, думающий, самостоятельный человек, умеющий ориентироваться в быстро меняющемся потоке информации. Но т.к. содержание и объём знаний сегодня быстро меняются, в воспитании надо делать ставку на строительство внутренних устоев, на которых держится личность. Мировоззренческие принципы, отношение к себе, людям, понимание своей цели, вкус к учению – вот основа действий и поступков человека.
Отсюда, ориентация процесса обучения – на личность. Ориентация на способы действия – коммуникативные, познавательные действия, поиск, навыки информации – формируются во многом проектно-исследовательской деятельностью, надо чтобы ученик самостоятельно овладел какими-либо способами деятельности, которые бы в последующем сможет применить в жизни.
Нужна связка всех предметов + опыт жизни – межпредметные связи –проектно-исследовательская деятельность, с целью применения в дальнейшем.
Историко-краеведческая деятельность позволяет, как считают учёные, ФОРМИРОВАТЬ У ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.
Проекты – в 30-е годы ХХ века, но были абсолютизированы- нарушена логика преподавания. Возврат в конце ХХ века. Проект – это не только размышление, поиск задачи, результаты. Но ученик, работая в разных областях, использует сходные приёмы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблемы и др.. Если ученик этим владеет, у него нет проблемы с заучиванием большого материала. Так формируются метаумения (критическое, теоретическое, навыки работы с информацией).
Изучение истории страны невозможно без изучения своего края.(СПб, районы, место школы) это «живое окружение» и ст. прошлого. Краеведческий материал приближает историческое прошлое к сознанию школьников. Воспитание патриотизма должно осуществляться не только словами, но и делами. Как придать историко-краеведческому образованию деятельностный характер? Как заинтересовать? Здесь применение ИКТ, это не дань моде, а необходимое условие работы. Мы живём в информационном обществе, новая информация – большая ценность, её надо уметь найти представить в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности.
Лучший памятник героям – память -(одетях блокады) .как живут ветераны, твоя семья, твой дом.
МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. Анализ, опыт использования,
поиск ветеранов
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
- Анализ интересных исторических фактов, определение вопросов, интересующих ребят, постановка проблемы исследования.
- Встречи и беседы с ветеранами.
- Оформление слайдов, текстовый, графический, информационный. Создание презентаций.
- Защита проектов – памятные дни, классные часы, уроки мужества, для других классов.
ВЫВОДЫ:
- знакомство с событиями ВОВ
- чувство сопричастности
- применение компьютерных средств
- связь с разными поколениями.
«КАРТА ПАМЯТИ» (проект российский «Просвещение»)
Помощь:
Духовно-нравственной ориентации в жизни, их социальной адаптации, развитию и самообразованию личности. + интеграция 2-хнаправлений гуманитарного и технического – способствуют активации мыслительно проп.... мышления в целом, расширению рамок творческой деятельности, навыки поисково-исследовательской работы, развитию информационной компетенции. А в целом всё это создаёт ту среду, в которой происходит формирование личности патриота, осознанию ценности родного края, родной истории, готового своим трудом преумножать благополучие родной земли. Так использование элементов ИКТ в историко-краеведческой деятельности становится эффективным средством гражданско-патриотического воспитания учащихся.
«Модерн» - мимолётный арх. стиль или северный.
Новый стиль
Новые термины: модерн, майолика, декор, витраж и др.
Причины возникновения, характерные черты и отличные от других стилей.
И так, помимо сказанного, каждая презентация или урок-презентация имеет задачи:
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Формирование ИКТ компетенции, умение анализировать объекты культурного наследия.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Любовь к родному городу, умение считывать информацию со старых изданий, выражать собственные впечатления от облика зданий «Северный модерн»
ТЕХНОЛОГИИ:
- проблемное обучение
- педагогика сотрудничества
- игровые технологии
- информативно-коммуникативные технологии
- групповые технологии
- коллективный способ обучения
- гуманно-личностные технологии
Мотивация учащихся –развитие познавательных интересов учащихся, различные виды зданий, наглядность.
Путешествие в Петербург к. ХIХ-н.ХХ в.в.
слайды – декор, новые здания
О чём будем говорить – новый архитектурный стиль.
Блиц-турнир – 4 команды – по 4 вопроса.
Дворец Петра I, Дворец..., Александринский театр, церковь на Невском.
На каждый ответ – жетон.
Пётр, Елизавета, барокко, классицизм, эклектика – была исчерпана.
Русская архитектура испытывала кризис. Поиск новых приёмов синтеза искусств, новых выражений, новых деятелей культуры.
Вместо смешения возник целый архитектурный стиль, в основе которого эстетика символизма, единения с природой, симв. красоты, заключ. в природе.
Асимметрия – Бубырь, Лидваль, Белогруд, Васильев.
- подсолнух – солнце
- мак – сон
- колокольчик – желание
- тюльпан, лилия – гибель, трагедия
- павлин – экзотика
- сова – мудрость
- лев – власть, сила
Резьба по камню, лепка, керамика, витражи. Фёдор Лидваль.
Доходные дома, банки, гостиницы, шведские церкви.
Музыка Э. Грига
РЕФЛЕКСИЯ: на листах бумаги выразить своё мнение об уроке. Что запомнилось, понравилось? Какие архитекторы?
ПОБЕДА – КОМАНДЫ – НАГРАДА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."
Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»
Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего п...
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....
Осуществление внеурочной деятельности в рамках преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга
В соответствии с федеральным государственным стандартом в общеобразовательных учреждениях Петербурга образовательные программы в учебных учреждениях реализуются не только через урочную, но и вне...
Статья: “Насущная просветительская нужда” – уроки истории и культуры Санкт-Петербурга.
Школьник ощущает нехватку знаний не столько о том, как жили россияне до 1917 года, а в первую очередь, о том, как они понимали и воспринимали мир вокруг себя.В Санк-Петербурге мало семей, способных на...