Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vopros.docx | 17.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и изобразительного искусства».
Статья подготовлена
преподавателем изобразительного искусства и истории Санкт-Петербурга
ГБОУ лицея №95 города Санкт-Петербурга
Губановой Любовью Михайловной
Санкт-Петербург и 2015 год
Смысл современного образования школьников заключается не только в приобретении всесторонних знаний, но и в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности; приобретении познавательных, творческих, коммуникативных и трудовых навыков.
К сожалению, при отличной технической оснащенности и информационной перенасыщенности наши дети все меньше и меньше говорят. Они просто разучились говорить.
На уроках мы сталкиваемся с отсутствием у учащихся умения выражать свою мысль, вести дискуссию, быть доказательным. Дети часто бывают психологически незащищенными - боятся критики , оценки окружающих.
В связи с возникающими проблемами структура традиционного урока, включающая в себя такие этапы, как:
- проверка домашнего задания
- постановка учителем цели занятия
- объяснение нового материала
- обобщение и закрепление изученного
- контроль за результатом
- постановка домашнего задания
становится недостаточной.
В данной системе урока ориентация направлена на действие учителя, а не ученика. Эта система зарекомендовала себя как несущая высокие и стабильные знания, но на современном уроке ученик должен не просто изучить данный материал, но задействовать свой потенциал, выявлять и активно развивать свои способности. Ученик должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной объект.
Задача педагога - организовать самостоятельную исследовательскую и коммуникативную деятельность учащихся, связанную с решением поставленной на уроке задаче. В связи с этим важную роль имеет умение учителя правильно ставить и пользоваться наводящими вопросами. Вопрос рассматривается как ключевая направляющая урока. Я, как преподаватель изобразительного искусства и истории Санкт-Петербурга , могу сказать, что наша задача состоит в том, чтобы раскрыть смысл и значение изучаемого объекта культуры ( архитектурного памятника, скульптуры, художественного полотна и пр.).Чтобы изучаемый нами объект стал интересен, учителю необходимо обладать умением «разговорить» ребенка, помочь озвучить ему свои мысли вслух( вербализация мыслительной деятельности). Не надо задавать традиционный вопрос: «Что вы видите на картине?». Вы получите однозначный ответ: « То-то и то-то».
Лучше предложите детям: «Давайте войдем туда. Что вас окружает?»
-Какие ощущения у вас от…? (радость, задумчивость, грусть, спокойствие, возбуждение и пр.).
-Как вы думаете, в каком времени (эпохе) вы оказались?
-По каким признакам и деталям это можно определить?
- А как вы думаете, кто там может жить?
-Хотели бы вы быть там? ...
-Почему?
- Что, по-вашему, осталось за рамой картины?
Вариации вопросов огромны, и ,согласитесь, что на такие вопросы отвечать однозначно трудно.
Далее «включаем» детализацию:
-С какой целью? Зачем?
-Что?
-Что бы вы сказали о персонажах?
-Цветовая гамма?
-На чем акцент?
-Какие приемы? Контраст?
-Настроение от созерцания полотна?
- Ваше мнение («А если бы.. ?»)
-Включаем воображение: «А что потом?»
Надо заметить, что дети очень активно включаются в дискуссию. Это уже равноправное обсуждение. После того, как мы со всех сторон «ощутили, ощупали, обдумали» , мы задаем вопрос: « Как вы назовете эту картину?» ( даем возможность фантазировать ,придумать свое название). Далее учитель называет имя автора произведения, его название и время создания.
Последующий этап дискуссии - обязательная рефлексия. То есть, осознание учащимися степени соответствия полученных результатов исследования поставленной цели( в данном случае- исследование картины).
Надо заметить, что темп дискуссии получается очень высоким. И потому, « не хвалим, не ругаем» - это нарушает установившуюся связь учитель-ученик. Принимаются любые ответы. На дискуссионную часть урока отводится 15-20 минут, и поэтому данный этап работы легко вписывается в систему всего урока.
Вопросы варьируются в зависимости от темы программы. В данном случае я приводила вопросы к картине М.У.Добужинского « Старый домик». Тема урока по программе – «Дома и улицы Санкт-Петербурга».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Вопросы к игре по истории и культуры Санкт-Петербурга (8-9 класс)
Игра Брейн-ринг может быть проведена в рамках тематической недели, также вопросы игры могут быть использованы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рефлексия на уроке истории и культуры Санкт-Петербурга как совместная деятельность учителя и учащихся. К проблеме использования технологии развития критического мышления.
Рефлексия на уроке. Использование технологии развития критического мышления....